Правовое регулирование защиты прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 08:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных вопросов связанных с правовым регулированием защиты прав потребителей, а также практическим применением законодательства по защите потребителей.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные понятия потребительского права в Российской Федерации.
2. Изучить государственную и общественную защиту прав потребителей.
3. Проанализировать гражданскую, административную и уголовную ответственность .

Вложенные файлы: 1 файл

-КУРСОВАЯ РАБОТА-.docx

— 39.71 Кб (Скачать файл)

Прекращение или изменение правоотношения как способ защиты гражданских прав потребителей применяется в 99% случаев в отношениях «продавец – покупатель» при возникновении конфликтов по поводу качества товара. Прекращение или изменение правоотношения применяется в случае установления юридических фактов, свидетельствующих о том, что правоотношения (безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; соразмерное уменьшение покупной цены; замена на товар аналогичной марки; замена на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены) и одну для прекращения правоотношения – расторжение договора купли-продажи. В области оказания услуг (выполнения работ) право предъявлять требования об изменении или расторжении правоотношения к изготовителю (исполнителю) потребитель получает как в случае обнаружения недостатков в выполненной работе или оказанной услуге (ст. 29 Закона), так и в случае нарушения сроков ее выполнения (ст. 28 Закона).

При выборе того или иного правомочия по поводу изменения или прекращения правоотношения потребитель не связан какими–либо ограничениями, за исключением случаев, прямо предусмотренных в законодательстве. Так, расторгнуть или изменить договор купли-продажи технически сложного товара (холодильника ,автомобиля и т.д.) возможно только при наличии в нем существенного недостатка. Перечень таких товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 года № 575. Ряд непродовольственных товаров надлежащего качества не подлежит возврату или обмену в течении 14 дней на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (Постановление Правительства от 19 января 1998 года № 55, с изм. от 20 октября 1998 года № 1222 и от 27 января 2009 года №50).

Возмещение убытков и взыскание неустойки можно отнести к мерам, направленным на восстановление имущественной сферы управомоченного лица. В большинстве случаев возмещение убытков и взыскание неустойки применяются в совокупности с другими способами защиты прав потребителей. Особенностью их применения является то, что убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полном объеме сверх неустойки (п. 2 ст. 13 Закона) в отличие от общего правила, в соответствии с которым в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, убытки возмещаются в части ,не покрытой неустойкой (п. 1 ст. 394 ГК РФ). Кроме того, уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают обязанное лицо от исполнения обязательства в натуре.

Традиционный состав убытков, закрепленный в ГК РФ, предполагает возмещение двух видов убытков: реального ущерба и упущенной выгоды (п.2 ст. 15 ГК РФ).

Убытки и неустойка подлежат возмещению в добровольном порядке. Размер неустойки установлен в законодательстве: за невыполнение законных требований потребителя предусмотрены 1% за каждый день просрочки при продаже товаров (п.1 ст.28 Закона), причем в договоре ее размер не может быть снижен, т.к. это противоречило бы Закону и ГК РФ (ст. 332). При этом необходимо учитывать, что предельный размер неустойки ограничен: ее общая сумма не может превышать цену товара (работы, услуги). Кроме того, суд вправе уменьшить размер неустойки ,если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства (ст. 333 ГК РФ).

Возмещение морального вреда как способ защиты прав потребителей реализуется только в  судебном порядке, поскольку в соответствии со ст. 151 ГК РФ, ст. 15 Закона размер денежной компенсации устанавливается исключительно судом.2 Зарубежное законодательство размер морального вреда, подлежащего возмещению, ничем не ограничивает и исходит из личности пострадавшего, его психики и материального положения. Размер морального вреда по российскому законодательству зависит от характера нравственных и физических страданий, причиненных потребителю (п. 25 Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»), от вины нарушителя (ст. 15 Закона) и возмещается с учетом требований разумности и справедливости (п. 2 ст. 1101 ГК РФ).

Юридическая сущность государственной, общественной и судебной защиты прав граждан.

Федеральный антимонопольный орган входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, формируемую в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

Территориальные органы федерального антимонопольного органа независимы не только в организационно-структурном, но и финансовом отношении, поскольку финансируются из средств федерального бюджета.

Законом предусмотрены какие-либо ограничения в отношении количества, структуры и местоположения территориальных органов федерального антимонопольного органа, однако традиционной стала практика их формирования в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации.

Федеральный антимонопольный орган, как установлено п. 1 ст. 78 Конституции российской Федерации и Законом, наделяет территориальные органы полномочиями а пределах своей компетенции.

Задачи и цели антимонопольных органов.

Основные задачи и цели федерального антимонопольного органа, а также ответственность его должностных лиц определяются Законом и иными нормативными правовыми актами российской Федерации.

К основным задачам федерального антимонопольного органа, непосредственно указанным в Законе относятся:

    • содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
    • предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
    • государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Федеральный антимонопольный орган выполняет следующие основные функции, прямо перечисленные в Законе:

    • направляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения о проектах законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции;
    • дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления о проведении мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;
    • разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения;
    • контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
    • контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции.

Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки и предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральный органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:

    • о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;
    • об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;
    • о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;
    • о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
    • о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;
    • о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;
    • о внесении изменений в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования.

Федеральный антимонополный орган принимает участие в реализации федеральных программ демонополизации, программ развития конкуренции и поддержки предпринимательства.

 

Полномочия федерального антимонопольного органа и его территориальных органов.

Полномочия федерального антимонопольного органа ( в настоящее время – Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства), а также его задачи предусмотрены несколькими федеральными законами, связанными с функционированием и развитием товарного рынка. Они различаются сферой применения, регулируемыми отношениями и методом регулирования. В связи с этим представляется целесообразным раздельное рассмотрение полномочий, отдельных Законом о конкуренции, Законом о естественных монополиях, Законом о рекламе, Законом о защите конкуренции, т.е. законами, составляющими конкретное законодательство.

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации №331 от 30 июня 2004 года, служба наделена следующими основными полномочиями:

- принятие нормативных  актов по вопросам, отнесённых  к компетенции службы (только  центральный аппарат);

- осуществление контроля  за соблюдением коммерческими  и некоммерческими организациями, физическими лицами (в том числе  индивидуальными предпринимателями), федеральными органами исполнительной  власти, органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации и органами местного  самоуправления законодательства  в установленной сфере, в том  числе рассмотрение дел о нарушениях  законодательства, выдача обязательных  для исполнения предписаний, проведение  плановых и внеплановых проверок, привлечение виновных в нарушении  законодательства лиц к административной  ответственности;

- осуществление контроля  экономической концентрации на  товарных рынках, согласование сделок  с акциями (долями) и имуществом  коммерческих организаций в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;

- проведение исследования  товарных рынков и установление  наличия доминирующего положения  на них отдельных хозяйствующих  субъектов;

- ведение реестра недобросовестных  поставщиков, в который включаются  сведения о поставщиках (подрядчиках), уклонившихся от заключения государственных или муниципальных контрактов по результатам торгов, а также поставщиках (подрядчиках), контракты с которыми расторгнуты в судебном порядке в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих обязательств;

- рассмотрение ходатайств  иностранных инвесторов о согласовании  сделок с хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение  для обеспечения обороны страны  и безопасности государства, или  о согласовании установления  контроля над такими обществами.

ФАС России и его территориальные органы возбуждают дела о нарушениях законодательства в сфере своей компетенции по заявлениям физических и юридических лиц, материалам правоохранительных органов, а также по собственной инициативе по результатам проведённых службой проверок. Дела рассматриваются создаваемой для этих целей комиссией, состоящей из сотрудников антимонопольного органа в количестве не менее трех человек. Председателем комиссии является руководитель антимонопольного органа или его заместитель. При рассмотрении дел в отношении кредитных организаций половину состава комиссии должны составлять представители Центрального банка российской Федерации. Дела рассматриваются комиссией с участием сторон (заявителя и ответчика), которые излагают свою позицию и представляют доказательства в её обоснование ,после чего комиссия в отсутствие сторон принимает решение по делу большинством голосов членов комиссии путём открытого голосования. В случае необходимости получения дополнительных доказательств, привлечения к участию в деле заинтересованных лиц рассмотрение дела может быть отложено, а при необходимости проведения экспертиз – приостановлено. По результатам рассмотрения дела производство по делу может быть прекращено в связи с отсутствием в рассматриваемых комиссией действиях нарушения законодательства, либо ответчик признан нарушившим соответствующие нормы закона – в этом случае ему выдается предписание о прекращении нарушения. Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке.

Связь полномочий антимонопольных органов с их задачами.

Основной задачей антимонопольных органов является содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, защита интересов малого предпринимательства. Эту задачу можно рассматривать как созидательную. Её выполнение неразрывно связано с другой – государственным контролем соблюдения антимонопольного законодательства. Контроль осуществляется по разным направлениям: предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, предупреждение необоснованной концентрации капитала. Методы реализации этих задач дают основания назвать их репрессивными.

В зависимости от связи полномочий антимонопольного органа с его задачами можно выделить несколько групп полномочий антимонопольных органов:

Информация о работе Правовое регулирование защиты прав потребителей