Правовое регулирование института приёмной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель проведения исследования состоит в комплексном анализе основных проблем правового регулирования института приемной семьи в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели необходимо разрешать следующие задачи:
1) Рассмотреть приемную семью как одну из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
2) Изучить порядок устройства детей в приемную семью;
3) Рассмотреть правовое положение приемных родителей и детей

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 3
1 Приемная семья как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………………...
5
2 Порядок устройства детей в приемную семью…………………… 12
3 Правовое положение приемных родителей и детей……………… 19
Заключение…………………………………………………………….. 26
Список использованных источников………………………………… 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа до 7.04.12.docx

— 68.99 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………..

3

1 Приемная семья как  одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………………...

 

5

2 Порядок устройства детей  в приемную семью……………………

12

3 Правовое положение приемных  родителей и детей………………

19

Заключение……………………………………………………………..

26

Список использованных источников…………………………………

28


 

 

                                                                                                                     

 

 

Введение

 

 

Правовое регулирование института приемной семьи направлено, в первую очередь, на создание наиболее благоприятных условий для существования приемной семьи как формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также охрану их законных прав и интересов.

Современная динамика развития экономическая, правовой, социальной сферы общества свидетельствует о необходимости последовательного и комплексного изменения, расширения системы общественных отношений, возникающих при образовании приемной семьи, что обуславливает актуальность темы курсовой работы.

Объект исследования: приемная семья.

Предмет исследования: правовое регулирование института приемной семьи.

Цель проведения исследования состоит в комплексном анализе основных проблем правового регулирования института приемной семьи в Республике Беларусь.

Для реализации поставленной цели необходимо разрешать следующие задачи:

  1. Рассмотреть приемную семью как одну из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
  2. Изучить порядок устройства детей в приемную семью;
  3. Рассмотреть правовое положение приемных родителей и детей

В качестве методологической основы исследования использовался метод системно-структурного анализа. В процессе исследования широко применялись метод анализа, метод сравнительного правоведения, формально-логический метод.

Теоретическую базу исследования составили научные труды следующих ученых: Е.Н. Абрамовой, А.М. Антокольской, Ю.Ф. Беспалова, М.М. Богуславского, Е.М. Ворожейкина, Б.М. Гонгало, С.А. Муратовой, А.М. Нечаевой, Л.М. Пчелинцевой, С.М. Петрова, С. Сорокина и других.

Нормативно-правовой базой исследования послужили: действующие белорусские нормативные правовые акты (Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, Об утверждении Положения о приемной семье: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 № 1678; Об утверждении перечней заболеваний, при наличии которых лица не могут усыновить ребенка, быть опекунами и попечителями, приемными родителями: постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 февраля 2005 года № 4).

Научная новизна исследования заключается в попытке комплексного исследования теоретических и практических проблем, возникающих в процессе образования приемных семей.

Теоретическое и практическое значение исследования, состоит в том, что работа представляет собой теоретическое исследование проблем правового регулирования института приемной семьи. Отдельные теоретические выводы данной курсовой работы могут быть положены в основу дальнейших исследований семейно-правовых проблем.

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

1 Приемная семья  как одна из форм устройства  детей, оставшихся без попечения  родителей

 

 

Дети – это будущее каждой страны и поэтому так важно, чтобы они росли, развивались, воспитывались в максимально приемлемых для них условиях, были окружены родительской лаской и заботой. Тем не менее, в нашей стране изо дня в день растет количество детей, ставших сиротами при живых родителях. Обездоленность белорусских детей, возросшая детская беспризорность отбрасывают нашу страну далеко назад в годы постреволюционной разрухи и голода. Сложившийся институт домов-интернатов показал, что их воспитанники не получают тех необходимых бытовых знаний, которым обычные дети обучаются в семье. Нередко дома-интернаты выпускают подростков совершенно не подготовленных к жизни в обществе, к жизни в семье. Многие из них, в итоге, оказываются на улице и представляют собой благодатную почву для влияния криминогенной среды.

Свой дом и хорошие условия жизни для ребенка могут создать приемные родители [1, с. 87].

Конвенция ООН о правах ребенка, а также Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (ст. 185) закрепляют за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье [2].

В приемной семье ребенок получает обычное семейное воспитание и содержание. Ребенок проживает в такой семье, как правило, до совершеннолетия. Приемная семья дает возможность максимально приблизить воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к реальной жизни.

Приемная семья формирует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций, психологическую защиту и правильное поведение при стрессах, а также морально-этическую установку на создание собственной стабильной семьи, что важно и для некоторых взрослых граждан, прежде всего для тех, кто видит в воспитании детей свое призвание, кто небезразличен к судьбе обездоленных детей и считает, что у него хватит сил, умения и опыта воспитывать чужих детей.

Для некоторых граждан воспитание чужих детей может стать профессией, основной работой и заботой. Ведь граждане, взявшие в семью приемных детей, получают за свой труд вознаграждение, которое может быть единственным источником их существования [3, с. 49].

Цель приемной семьи – создание таких условий, чтобы приемный ребенок находился как можно дольше в отношениях с приемными родителями, не менял этих родителей и тем самым имел надежду, что существующие связи сохранятся в будущем, по достижении им совершеннолетия. Поскольку отношения между приемными родителями и приемными детьми строятся на основании договора, истечение срока действия договора либо достижение ребенком совершеннолетия прекращают действие договора. Однако прекращение правовых отношений между приемными родителями и приемным ребенком не означает, что прекращаются фактические связи между ними. Практика показывает, что эти связи сохраняются. Совершеннолетние дети остаются проживать с приемными родителями, хотя никакой правовой поддержки ни такие дети, ни приемные родители не получают, что представляется неправильным [4, с. 124].

Воспитание оставшихся без попечения родителей детей в приемной семье имеет большое значение. В такой семье воспитывается полноценная личность, подготовленная к выполнению различных социальных ролей. В приемной семье ребенок, как правило, вырастает трудолюбивым, умеющим обслуживать себя и помогать другим, т.е. полноценным гражданином. При этом содержание такого ребенка обходится гораздо дешевле, чем содержание детей в государственных детских учреждениях. Ведь приемные родители выполняют функции многочисленного обслуживающего персонала таких учреждений.

Увеличение приемных семей в какой-то мере способствует решению такой социальной проблемы, как безработица.

Как показывает практика, для функционирования приемной семьи недостаточно только придания ей правового статуса. На примере этих семей, впервые решивших стать приемными, можно убедиться, что успех или неуспех подобного начинания зависит от позитивного общественного мнения и поддержки органами местного самоуправления и органами исполнительной власти семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от предоставления им соответствующих льгот и преимуществ.

Однако проблема состоит не только в этом. Существуют и другие факторы, тормозящие развитие института приемной семьи. Например, ограничение финансовых ресурсов для оплаты труда приемных родителей, отсутствие необходимого жилищного фонда для предоставления жилплощади приемным семьям. Кроме того, данная форма семейного воспитания недостаточно рекламируется и пропагандируется средствами массовой информации. Однако, несмотря на вышеперечисленные факторы, приемная семья получает все большее распространение[5, с. 204].

Следует отметить, что Кодекс Республики Беларусь о браке и семье не содержит определения понятия «приемная семья». В связи с этим, в юридической литературе по вопросам семейного законодательства развернулась дискуссия, в ходе которой авторы пытаются сформулировать само понятие «приемная семья».

Так, по мнению М.В. Антокольской, «приемная семья является гибридной формой, содержащей в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления» [4, с.100].

С.А. Муратова определяет приемную семью как «вид опеки» [6, с. 88].

О.А. Погореловой приемная семья определяется как «форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являющаяся особым социальным институтом общества, основывающаяся на договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью на условиях, установленных законом и договором; наделенная законом, определенным объемом правосубъектности; представляющая собой также способ совместного проживания лиц вне зависимости от регистрации брака приемными родителями, связанными общим бытом, досугом; формирующими свои отношения на основе взаимоуважения и взаимопомощи; имеющими взаимные права и обязанности» [7, с. 72].

А.М. Нечаева также определяет приемную семью как форму воспитания детей [5, с. 204].

Е.М. Ворожейкин называет приемную семью «самостоятельной, приоритетной формой семейного воспитания» [9, с.133].

В.И. Пенкрат полагает, что приемная семья есть «форма устройства детей» [10, с. 172].

Л.П. Короткова смешивает эти понятия, в одном случае называя приемную семью «формой воспитания, а в другом случае – формой устройства» [11, с.56].

Говоря о формулировке понятия «приемная семья» исходя из требований законодателя, как нам представляется, следует согласится с позицией, высказанной В.В. Подгрушей. По его мнению «взгляд на приемную семью как форму воспитания детей не соответствует, во-первых, позиции законодателя, во-вторых, узок, не точен, в-третьих, не учитывает различий в понятиях «устройство», «воспитание» и «форма» [5, с. 204].

Если мы проанализируем ст. 169 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье и ст. 1 Положения о приемной семье (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 № 1678), где приемная семья рассматривается как «форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», то установим, что законодатель последовательно определяет в разных нормативных актах приемную семью как форму устройства детей.

Дав определение приемной семьи можно выделить черты сходства или отличия от других форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

По своим признакам к приемной семье ближе опека. Родители-воспитатели приобретают право на воспитание приемного ребенка и обязанности делать все по защите его интересов. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье в ст. 173 наделяет приемных родителей по отношению к принимаемому на воспитание ребенку правами и обязанностями опекунов. Однако и в том и в другом случае возникает совершенно самостоятельный правовой статус [13, с. 99].

Воспитанник в приемной семье, так же как и подопечный в семье опекуна, имеет право получать все причитающиеся ему пособия, платежи. Ребенок же в приемной семье находится на государственном обеспечении. Разница в двух формах устройства детей особенно проявляется в том, что опекуны исполняют свои обязанности безвозмездно, а приемные родители делают это за плату. К тому же основанием возникновения приемной семьи является договор, а опека возникает из административного акта. Особенностью приемной семьи является также более широкий круг льгот и преимуществ, которые органы опеки обязаны предоставить приемной семье.

Приемная семья и усыновление, как формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сходны в том, что ребенок в обоих случаях помещается в семью.

По вопросу о сходстве и различии указанных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, хотелось бы отметить еще один момент. Прекращение правовой связи кровных родителей со своим ребенком при усыновлении не оставляет места для спора о его воспитании, поскольку все желания на этот счет подлинных родителей правового значения не имеют. А при опеке и передаче детей в приемную семью в случаях, если есть родители, возникает ситуация, когда с правовой точки зрения несовершеннолетний имеет двух несущих за него ответственность лиц. Одно из них реально пользоваться своими правами не может, другое ими пользуется, не будучи на самом деле родителем. В таких случаях возможно возникновение конфликтных ситуаций, разногласий между кровными родителями и лицами, управомоченными на воспитание ребенка. Такая потенциально опасная ситуация отмечается многими учеными и практиками, занимающимися вопросами устройства детей [14, с.81].

А.М. Нечаева подчеркивает: «в подобного рода ситуации родитель имеет преимущественное право на воспитание своих детей, если, конечно, эта презумпция не противоречит интересам несовершеннолетнего» [8, с. 106]. Существование такой презумпции – еще одна черта сходства приемной семьи и опеки, сходство между ними и в упрощенном порядке прекращения правоотношений по воспитанию путем вынесения соответствующего постановления органами управления.

Информация о работе Правовое регулирование института приёмной семьи