Правовое регулирование институту опеки и попечительства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

В XXI веке проблемы исследования института опеки и попечительства над несовершеннолетними продолжает сохранять свою актуальность. Кризис 90-х годов вызвал резкий рост беспризорности и преступности среди несовершеннолетних. Тяжелая социальная и демографическая обстановка требует пересмотра законодательства об опеке и попечительстве. Наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность - эти и другие из перечисленных выше явлений в действительности являются угрозами национальной безопасности. Без решения существующих проблем несовершеннолетних невозможно надеяться на возрождение России. Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства граждан.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ГП.docx

— 79.68 Кб (Скачать файл)

Государственное казенное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Санкт-Петербургский  имени В.Б. Бобкова филиал

Российской  таможенной академии

Кафедра гражданского права и процесса

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Гражданское право»

на тему «Правовое регулирование института опеки и попечительства»

 

 

 

 

Выполнил: Иванова И.И., студент 3-го курса очной формы обучения

юридический факультет, группа 322 

Подпись _____________________

 

Научный руководитель: Г.В. Смирнова,

старший преподаватель

Подпись _____________________

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2010

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………...…3 Глава 1. История развития правового регулирования института опеки и попечительства в России……………………………………………………...….5

Глава 2. Опека и попечительство как правовой институт гражданского права в Российской Федерации…………………………………………………..……13

2.1. Основания и порядок установления опеки и попечительства…………...13 2.2. Статус органов опеки и попечительства………………………………......15

2.3. Лица, назначаемые опекунами и попечителями…………………….……18

2.4. Права и обязанности опекунов и попечителей…………………….….…..19

Глава 3. Прекращение опеки и попечительства …………………….………...23

Глава 4. Проблемы правоприменения, связанные с институтом опеки             и попечительства………………………………………………………………..25 Заключение…………………………………………………………….……..…29Список использованных источников………………………………….……....32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В XXI веке проблемы исследования института опеки и попечительства над несовершеннолетними продолжает сохранять свою актуальность. Кризис 90-х годов вызвал резкий рост беспризорности и преступности среди несовершеннолетних. Тяжелая социальная и демографическая обстановка требует пересмотра законодательства об опеке и попечительстве. Наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность - эти и другие из перечисленных выше явлений в действительности являются угрозами национальной безопасности. Без решения существующих проблем несовершеннолетних невозможно надеяться на возрождение России. Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства граждан. Так, в 2006 г. в России 44,8% детей, оставшихся без попечения родителей, были переданы под опеку (попечительство). В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны - обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина. Из выше сказанного следует актуальность выбранной темы курсовой работы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории опеки и попечительства, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику1.

Целью курсовой работы является анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования опеки и попечительства, изучение различных подходов к проблеме правового регулирования института опеки и по опеки и попечительства над несовершеннолетними лицами, а также накопленных юридической наукой знаний и правоприменительной практики.

В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи: определить понятие опеки и попечительства, дать характеристику источников правового регулирования данных отношений, выявить категории граждан, подлежащих опеке и попечительству, рассмотреть порядок установления опеки и попечительства; определить права, обязанности и ответственность опекунов и попечителей, установить особенности прекращение опеки и попечительства.

Понятие опеки и попечительства широко используется в юридической науке и правоприменительной практике, что обусловлено распространенностью данного института в гражданско-правовых отношениях.

Различные стороны проблемы применения норм гражданского законодательства об опеке и попечительстве неоднократно рассматривались в правовой науке. Общетеоретические аспекты опеки и попечительства разрабатывали такие ученые, как Ершова Н.М., Пергамент А.И., и др. В курсовой работе используются работы таких ученых в сфере гражданского и других отраслей права, как Михеева Л.Ю., Кузнецова И.М., Рождественский С.Н. и ряда других авторов, комментарии гражданского законодательства, учебники гражданского права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. История развития правового регулирования института опеки и попечительства      в России

 

В истории  права нормы об опеке и попечительстве занимали в правовых системах разное место, имели разное содержание, что  предопределялось в конечном счете отличием принципов и задач данного института. Можно выделить следующие особенности развития норм об опеке и попечительстве в России.

1. Для  отечественного права характерно  разграничение опеки и попечительства. В отечественном праве долгое  время существовала только опека, под которой понималось «установление искусственной власти над семьей, если в ней остаются малолетние члены», взамен власти родителя, отца.2

В России разграничение опеки и попечительства берет свое начало от Екатерининского Учреждения о губерниях (1775 г.). «Опека может быть окончена в 14-летнем возрасте опекаемого, который может просить о назначении себе попечителя; совершеннолетие и вступление в управление имением отнесены к 17 годам, но с ограничением права продажи и залога недвижимого имущества без согласия попечителя до достижения 21 года, когда власть попечителя оканчивается: В период 14-17 лет несовершеннолетний сам распоряжается имением, но лишь с согласия попечителя; в период 17-21 года он распоряжается самостоятельно во всех случаях, кроме отчуждения недвижимого имущества»3. По проекту Гражданского Уложения, опубликованному в 1904 г., попечительство выступало в основном как способ охраны интересов нерожденного наследника, охраны непринятого наследства, имущества безвестно отсутствующих лиц. Предполагалось учреждать попечительство над лицами в следующих случаях: над несовершеннолетним, если его представители временно не могут выполнять своих обязанностей; над неправоспособным совершеннолетним лицом; над совершеннолетним лицом, которое «вследствие душевной или телесной болезни или вследствие физического недостатка (глухоты, немоты или слепоты) лишен возможности заведовать всеми или некоторыми своими делами».

В дальнейшем институт попечительства нашел свое отражение в нормах права Советского государства. В соответствии со ст. 189 Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 г. попечители назначались  для совершения отдельных сделок или для управления имуществом. При  этом к попечителям применялись  постановления об опекунах. Юридическое  качество этого акта было весьма невысоким, поэтому определить, когда должен был назначаться попечитель, невозможно, за исключением специального случая, предусмотренного в ст. 198: «Попечительство над совершеннолетним лицом устанавливается по его о том ходатайству, если окажется, что лицо это вследствие старческой дряхлости, или других недугов, или неопытности не может надлежащим порядком вести свои дела вообще или защитить свои интересы в каком-либо определенном случае»4. Четкое разграничение опеки и попечительства по основаниям возникновения и правовым последствиям было установлено лишь в Кодексе законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. Опека учреждалась над несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет и над лицами, признанными в законном порядке слабоумными или душевнобольными, а также над имуществом умерших или лиц, безвестно отсутствующих. Попечительство устанавливалось над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и над совершеннолетними, если «последние по своему физическому состоянию не могут самостоятельно защищать свои права», и состояло в оказании помощи подопечным, выдаче согласия на совершение сделок.

Появление попечительства в отечественной  правовой системе было обусловлено  в свое время наметившейся дифференциацией  объема дееспособности граждан и  необходимостью законодательно установить средства правовой охраны личности, соответствующие  объему ее дееспособности. Традиционно  по российскому праву опека и  попечительство хотя и не совпадают  по содержанию этих средств, однако охватываются единым назначением и поэтому  подлежат правовому регулированию  в рамках единого института, который  традиционно носит название «опека и попечительство»5.

2.Опека  и попечительство над взрослыми  появляется значительно позже,  чем опека и попечительство  над детьми. Забота о престарелых, инвалидах и лицах, страдающих психическими расстройствами, осуществлялась, как правило, вне правового регулирования или под воздействием норм обычного права. Формой устройства таких лиц традиционно служила семья, хотя от реформ Петра I берет свое начало построение системы органов социальной защиты. По Регламенту Главного магистрата от 1721 г. должны были создаваться, в частности, «гошпитали» для призрения сирых, больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоего пола».

Для лиц, страдающих психическими расстройствами, опека как таковая до XVII в. не предусматривалась. «Государство ими не интересовалось, как лицами, для него вполне бесполезными..... В Московском государстве первые легальные ограничения лиц, пораженных физическими недостатками, встречаются только со второй половины XVII в. Только Указом 1677 г. запрещается глупым (которые приравниваются при этом к плутам и пьяницам) меняться своими поместьями»6.

В эпоху  становления абсолютизма человек  начинает рассматриваться с позиции его «трудовой стоимости», что, в частности, влекло при Петре Великом «активизацию политики в отношении профессионального нищенства».Организуются дома для душевнобольных, входящие в период правления Екатерины II в качестве обязательных в институт призрения в губерниях (тем самым происходит разрушение древнейшего православного института юродивых)».

С ГК РСФСР 1922 г. связано перемещение правил о недееспособности в гражданское  законодательство. В соответствии со ст. 8 этого Кодекса лицо могло  быть объявлено недееспособным, если оно вследствие душевной болезни или слабоумия «не способно рассудительно вести свои дела». С 1926 г. семейное законодательство (ст. 68 Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР) не содержало более правил о порядке объявления лица недееспособным, а лишь устанавливало недееспособность как основание для назначения опеки7.

3. До  начала XX в. в России отсутствовало «социальное сиротство».  В истории отечественного права проблема создания правовых форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, возникла с особой остротой только в современный период. Длительное время не существовало такого правового понятия, как «ребенок, оставшийся без попечения родителей», содержание которого раскрывает п. 1 ст. 121 СК РФ. Применялось понятие «сирота».

К началу XX в. «родительская власть вручается родителям в предположении их способности воспитать будущих граждан и как средство для достижения этой цели». Иными словами, право перестало рассматривать ребенка как объект правоотношения, наделяет его правоспособностью субъекта и начало формировать юридические гарантии соблюдения его прав8.

4. Появление  норм об опеке и попечительстве  обусловлено формированием системы  специальных государственных органов.  Переход опеки под контроль государства связывают с периодом империи. В 1714 г. принят Указ «О единонаследии», закрепивший полномочия опекуна малолетних братьев и сестер за наследником недвижимости, а в 1724 г. Петр I в «Инструкции магистратам» вменил в обязанность магистра найти и назначить опекуна из родственников или посторонних лиц. «Это нужно считать первым установлением опеки как особого государственного учреждения с властью, контролирующей деятельность опекунов (роль, которая в древности могла принадлежать церкви)». Действительно, как отмечает А. Любавский, в допетровский период, если ребенка не брал к себе кто-либо из родственников, «вероятно, начинала действовать власть церковная, для которой: служили руководством греческие законы». В период правления Петра I встречалось даже назначение опекунов по Высочайшему повелению9.

Процедурным отношениям, связанным с установлением, осуществлением и прекращением опеки, всегда уделялось большое внимание. Детально регулировался порядок  призвания опекунов к исполнению обязанностей, определения кандидатуры  будущего опекуна или попечителя (которая предопределялась, как правило, указанием, сделанным в завещании отца ребенка), закреплялись правила осуществления контроля за деятельностью опекунов и попечителей10.

В современной  России органами опеки и попечительства в соответствии со ст. 34 ГК РФ являются органы местного самоуправления. Их действия или бездействие могут быть обжалованы в судебном порядке на основании ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст. 254 ГПК РФ. На судебные органы не возлагаются какие-либо специальные функции, связанные с осуществлением опеки и попечительства. В современной литературе высказывались предложения по созданию системы специальных семейных судов, которые, в частности, могли бы разрешать вопросы, связанные с опекой (попечительством). Однако в современных условиях реализация идеи о возложении на судебную систему функций контроля за опекой представляется практически неосуществимой.

5. Нормы  об опеке были систематизированы  только в XVIII в. В древнем праве нормы об опеке и попечительстве, как и нормы, регулирующие многие другие отношения, носили фрагментарный характер и не были оформлены институционально. Впервые у государственной власти в России возникло намерение упорядочить эти нормы во второй половине XVIII в., когда в 1754 г. была учреждена комиссия о сочинении проектов нового уложения. Вторая часть уложения в 6-15 главах предположительно должна была содержать ряд правил об установлении, осуществлении и прекращении опеки11.

О появлении  в отечественном праве системы  норм, регулирующих опеку (попечительство), можно говорить только с 1775 г., когда  Учреждением о губерниях были установлены правила об опеке  над лицами дворянского и городского сословия. «Пополнение» норм института опеки и попечительства в дальнейшем осуществлялось за счет указов, постановлений, имеющих отношение к довольно частным вопросам. Официальное толкование норм находило отражение в мнении Государственного Совета. Все вместе эти нормы «переместились» в Свод законов, каждое последующее издание которого содержало все более подробные «установления». Лишь к концу XIX в., когда назрела необходимость принятия Гражданского Уложения, появилась надежда на систематизацию правил об опеке и попечительстве. Нормы об опеке и попечительстве первоначально вошли в проект специального устава об опеках и попечительствах. Здесь в пяти разделах содержались в основном положения материально-правового характера. Длительный процесс обсуждения этих положений ни к чему не привел. Более того, принятие устава было отложено из-за того, что в 1882 г. была создана Высочайше учрежденная Редакционная Комиссия по составлению Гражданского Уложения. Стратегической задачей законодателя того времени было создание качественной кодификации гражданского законодательства, однако в то же время в силу Высочайшего повеления от 11 декабря 1884 г. проект опекунского устава должен был быть готов раньше самого уложения, чтобы «действовать и при нынешних законах». Таким образом, разработчики устава отмечали сложность, с которой они сталкиваются: устав одновременно содержит в себе правила, которые «должны найти себе место - одни в гражданском уложении, а другие - в уставе гражданского судопроизводства». Одновременно с проектом опекунского устава был опубликован и проект учреждения опекунских установлений12.

Информация о работе Правовое регулирование институту опеки и попечительства в России