Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 15:12, курсовая работа
В XXI веке проблемы исследования института опеки и попечительства над несовершеннолетними продолжает сохранять свою актуальность. Кризис 90-х годов вызвал резкий рост беспризорности и преступности среди несовершеннолетних. Тяжелая социальная и демографическая обстановка требует пересмотра законодательства об опеке и попечительстве. Наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность - эти и другие из перечисленных выше явлений в действительности являются угрозами национальной безопасности. Без решения существующих проблем несовершеннолетних невозможно надеяться на возрождение России. Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства граждан.
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал
Российской таможенной академии
по дисциплине «Гражданское право»
на тему «Правовое регулирование института опеки и попечительства»
Выполнил: Иванова И.И., студент 3-го курса очной формы обучения
юридический факультет, группа 322
Подпись _____________________
Научный руководитель: Г.В. Смирнова,
старший преподаватель
Подпись _____________________
Санкт-Петербург
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава
2. Опека и попечительство как правовой
институт гражданского права в Российской
Федерации…………………………………………………..
2.1.
Основания и порядок установления опеки
и попечительства…………...13 2.2. Статус органов опеки и попечительства………………………………....
2.3. Лица, назначаемые опекунами и попечителями…………………….……18
2.4. Права и обязанности опекунов и попечителей…………………….….…..19
Глава 3. Прекращение опеки и попечительства …………………….………...23
Глава
4. Проблемы правоприменения, связанные
с институтом опеки
и попечительства…………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В XXI веке проблемы исследования института опеки и попечительства над несовершеннолетними продолжает сохранять свою актуальность. Кризис 90-х годов вызвал резкий рост беспризорности и преступности среди несовершеннолетних. Тяжелая социальная и демографическая обстановка требует пересмотра законодательства об опеке и попечительстве. Наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность - эти и другие из перечисленных выше явлений в действительности являются угрозами национальной безопасности. Без решения существующих проблем несовершеннолетних невозможно надеяться на возрождение России. Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства граждан. Так, в 2006 г. в России 44,8% детей, оставшихся без попечения родителей, были переданы под опеку (попечительство). В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны - обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина. Из выше сказанного следует актуальность выбранной темы курсовой работы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию категории опеки и попечительства, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику1.
Целью курсовой работы является анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования опеки и попечительства, изучение различных подходов к проблеме правового регулирования института опеки и по опеки и попечительства над несовершеннолетними лицами, а также накопленных юридической наукой знаний и правоприменительной практики.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи: определить понятие опеки и попечительства, дать характеристику источников правового регулирования данных отношений, выявить категории граждан, подлежащих опеке и попечительству, рассмотреть порядок установления опеки и попечительства; определить права, обязанности и ответственность опекунов и попечителей, установить особенности прекращение опеки и попечительства.
Понятие опеки и попечительства широко используется в юридической науке и правоприменительной практике, что обусловлено распространенностью данного института в гражданско-правовых отношениях.
Различные стороны проблемы применения норм гражданского законодательства об опеке и попечительстве неоднократно рассматривались в правовой науке. Общетеоретические аспекты опеки и попечительства разрабатывали такие ученые, как Ершова Н.М., Пергамент А.И., и др. В курсовой работе используются работы таких ученых в сфере гражданского и других отраслей права, как Михеева Л.Ю., Кузнецова И.М., Рождественский С.Н. и ряда других авторов, комментарии гражданского законодательства, учебники гражданского права.
ГЛАВА 1. История развития правового регулирования института опеки и попечительства в России
В истории права нормы об опеке и попечительстве занимали в правовых системах разное место, имели разное содержание, что предопределялось в конечном счете отличием принципов и задач данного института. Можно выделить следующие особенности развития норм об опеке и попечительстве в России.
1. Для
отечественного права
В России
разграничение опеки и
В дальнейшем институт попечительства нашел свое отражение в нормах права Советского государства. В соответствии со ст. 189 Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 г. попечители назначались для совершения отдельных сделок или для управления имуществом. При этом к попечителям применялись постановления об опекунах. Юридическое качество этого акта было весьма невысоким, поэтому определить, когда должен был назначаться попечитель, невозможно, за исключением специального случая, предусмотренного в ст. 198: «Попечительство над совершеннолетним лицом устанавливается по его о том ходатайству, если окажется, что лицо это вследствие старческой дряхлости, или других недугов, или неопытности не может надлежащим порядком вести свои дела вообще или защитить свои интересы в каком-либо определенном случае»4. Четкое разграничение опеки и попечительства по основаниям возникновения и правовым последствиям было установлено лишь в Кодексе законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. Опека учреждалась над несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет и над лицами, признанными в законном порядке слабоумными или душевнобольными, а также над имуществом умерших или лиц, безвестно отсутствующих. Попечительство устанавливалось над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и над совершеннолетними, если «последние по своему физическому состоянию не могут самостоятельно защищать свои права», и состояло в оказании помощи подопечным, выдаче согласия на совершение сделок.
Появление попечительства в отечественной правовой системе было обусловлено в свое время наметившейся дифференциацией объема дееспособности граждан и необходимостью законодательно установить средства правовой охраны личности, соответствующие объему ее дееспособности. Традиционно по российскому праву опека и попечительство хотя и не совпадают по содержанию этих средств, однако охватываются единым назначением и поэтому подлежат правовому регулированию в рамках единого института, который традиционно носит название «опека и попечительство»5.
2.Опека
и попечительство над
Для лиц, страдающих психическими расстройствами, опека как таковая до XVII в. не предусматривалась. «Государство ими не интересовалось, как лицами, для него вполне бесполезными..... В Московском государстве первые легальные ограничения лиц, пораженных физическими недостатками, встречаются только со второй половины XVII в. Только Указом 1677 г. запрещается глупым (которые приравниваются при этом к плутам и пьяницам) меняться своими поместьями»6.
В эпоху
становления абсолютизма
С ГК РСФСР 1922 г. связано перемещение правил о недееспособности в гражданское законодательство. В соответствии со ст. 8 этого Кодекса лицо могло быть объявлено недееспособным, если оно вследствие душевной болезни или слабоумия «не способно рассудительно вести свои дела». С 1926 г. семейное законодательство (ст. 68 Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР) не содержало более правил о порядке объявления лица недееспособным, а лишь устанавливало недееспособность как основание для назначения опеки7.
3. До начала XX в. в России отсутствовало «социальное сиротство». В истории отечественного права проблема создания правовых форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, возникла с особой остротой только в современный период. Длительное время не существовало такого правового понятия, как «ребенок, оставшийся без попечения родителей», содержание которого раскрывает п. 1 ст. 121 СК РФ. Применялось понятие «сирота».
К началу XX в. «родительская власть вручается родителям в предположении их способности воспитать будущих граждан и как средство для достижения этой цели». Иными словами, право перестало рассматривать ребенка как объект правоотношения, наделяет его правоспособностью субъекта и начало формировать юридические гарантии соблюдения его прав8.
4. Появление
норм об опеке и
Процедурным отношениям, связанным с установлением, осуществлением и прекращением опеки, всегда уделялось большое внимание. Детально регулировался порядок призвания опекунов к исполнению обязанностей, определения кандидатуры будущего опекуна или попечителя (которая предопределялась, как правило, указанием, сделанным в завещании отца ребенка), закреплялись правила осуществления контроля за деятельностью опекунов и попечителей10.
В современной России органами опеки и попечительства в соответствии со ст. 34 ГК РФ являются органы местного самоуправления. Их действия или бездействие могут быть обжалованы в судебном порядке на основании ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст. 254 ГПК РФ. На судебные органы не возлагаются какие-либо специальные функции, связанные с осуществлением опеки и попечительства. В современной литературе высказывались предложения по созданию системы специальных семейных судов, которые, в частности, могли бы разрешать вопросы, связанные с опекой (попечительством). Однако в современных условиях реализация идеи о возложении на судебную систему функций контроля за опекой представляется практически неосуществимой.
5. Нормы
об опеке были
О появлении в отечественном праве системы норм, регулирующих опеку (попечительство), можно говорить только с 1775 г., когда Учреждением о губерниях были установлены правила об опеке над лицами дворянского и городского сословия. «Пополнение» норм института опеки и попечительства в дальнейшем осуществлялось за счет указов, постановлений, имеющих отношение к довольно частным вопросам. Официальное толкование норм находило отражение в мнении Государственного Совета. Все вместе эти нормы «переместились» в Свод законов, каждое последующее издание которого содержало все более подробные «установления». Лишь к концу XIX в., когда назрела необходимость принятия Гражданского Уложения, появилась надежда на систематизацию правил об опеке и попечительстве. Нормы об опеке и попечительстве первоначально вошли в проект специального устава об опеках и попечительствах. Здесь в пяти разделах содержались в основном положения материально-правового характера. Длительный процесс обсуждения этих положений ни к чему не привел. Более того, принятие устава было отложено из-за того, что в 1882 г. была создана Высочайше учрежденная Редакционная Комиссия по составлению Гражданского Уложения. Стратегической задачей законодателя того времени было создание качественной кодификации гражданского законодательства, однако в то же время в силу Высочайшего повеления от 11 декабря 1884 г. проект опекунского устава должен был быть готов раньше самого уложения, чтобы «действовать и при нынешних законах». Таким образом, разработчики устава отмечали сложность, с которой они сталкиваются: устав одновременно содержит в себе правила, которые «должны найти себе место - одни в гражданском уложении, а другие - в уставе гражданского судопроизводства». Одновременно с проектом опекунского устава был опубликован и проект учреждения опекунских установлений12.
Информация о работе Правовое регулирование институту опеки и попечительства в России