Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 08:04, реферат
В настоящее время взыскание алиментов на содержание несовершеннолетних детей становится особо актуальным и социально значимым, в связи с чем данное направление является одним из основных в деятельности Федеральной службы судебных приставов. Немаловажную роль при этом играют меры уголовно-правового воздействия на должников, злостно уклоняющихся от уплаты алиментов, поскольку они направлены в том числе и на обеспечение безусловного восстановления нарушенных прав взыскателей и защиту прав несовершеннолетних детей на достойное содержание.
Введение 3
1.Деятельность судебных приставов 4
2. Исполнительный документ как основание работы судебного пристава-исполнителя 7
3.Порядок организации и механизм взыскания алиментов 20
3.1.Порядок уплаты алиментов 20
3.2.Исковое производство предусмотрено для рассмотрения всех иных дел о взыскании алиментов 28
Заключение 34
Список литературы 36
Правовое регулирование организации деятельности судебных приставов-исполнителей по взысканию алиментов
Оглавление
Я проходил практику в Службе Судебных приставов по Мясниковскому району, в с.Чалтырь.
Изучал документооборот, а также особенности взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей.
В настоящее время взыскание алиментов на содержание несовершеннолетних детей становится особо актуальным и социально значимым, в связи с чем данное направление является одним из основных в деятельности Федеральной службы судебных приставов. Немаловажную роль при этом играют меры уголовно-правового воздействия на должников, злостно уклоняющихся от уплаты алиментов, поскольку они направлены в том числе и на обеспечение безусловного восстановления нарушенных прав взыскателей и защиту прав несовершеннолетних детей на достойное содержание.
Возбуждение уголовных дел в отношении должников по исполнительным производствам о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей позволяет взыскивать немалые суммы задолженности. При этом в случаях, когда в ходе дознания должник осознает свою вину, раскаивается в содеянном и в полном объеме возмещает вред, нанесенный преступлением, суд, как правило, принимает решение о прекращении уголовного преследования должника по нереабилитирующим основаниям.1
.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах"2 определяет правовую основу деятельности судебных приставов-исполнителей, требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность судебного пристава, регламентирует организацию деятельности службы судебных приставов, порядок назначения и освобождения их от должности, устанавливает полномочия должностных лиц службы судебных приставов, права и обязанности судебных приставов-исполнителей при исполнении ими служебных обязанностей, гарантии их правовой и социальной защиты, порядок финансирования и материально-технического обеспечения службы судебных приставов.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации содержат нормы, регламентирующие порядок исполнения судебных актов.
Раздел VII Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посвящен исполнительному производству, в нем регламентированы такие вопросы, как выдача исполнительного документа, выдача дубликата исполнительного документа, отсрочка, рассрочка исполнения и т.д.3
Нормы, регламентирующие общие вопросы исполнения судебных актов арбитражных судов, закреплены в разделе VII АПК РФ4, в котором устанавливается порядок выдачи исполнительных листов, поворот исполнения судебных актов, отложение исполнительных действий и т.д.
Нормы гражданского исполнительного права закреплены и в других федеральных законах.
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ регламентирует правила об обращении взыскания на заложенное имущество (ст. ст. 348 - 350 ГК РФ), о порядке проведения торгов (ст. ст. 448, 449 ГК РФ), об обращении взыскания на исключительные права, на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. ст. 1241, 1284, 1319, 1405 ГК РФ).
В пункте 6 ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ установлен порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений.
Многие нормы гражданского исполнительного права в той или иной степени нашли свое закрепление и в других нормативно-правовых актах, например в Федеральных законах "О банках и банковской деятельности", "О рынке ценных бумаг", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ устанавливает основания уголовной ответственности за преступления в сфере исполнительного производства.
Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в ч. 3 ст. 3 к источникам норм, регламентирующих исполнительное производство, относит и нормативные акты, принимаемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации по вопросам исполнительного производства. При этом такие нормативные акты должны соответствовать Федеральным законам "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах".
К данным актам относятся Постановления Правительства РФ от 31.07.2008 N 579 "О бланках исполнительных листов" (вместе с "Правилами изготовления, учета, хранения и уничтожения бланков исполнительных листов"); от 21 декабря 2000 г. N 980 "О передаче функций Федерального долгового центра при Правительстве Российской Федерации Российскому фонду федерального имущества"; от 19 апреля 2002 г. N 260 "О реализации арестованного имущества, реализации, переработке (утилизации), уничтожении конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства" и др.
Несмотря на то что национальная правовая система Российской Федерации не отводит судебным актам столь важной роли, которую они играют в государствах системы общего права, влияние судебной практики на регулирование отношений, складывающихся в связи и по поводу принудительного исполнения актов юрисдикционных органов, достаточно велико.
Особое место в системе источников гражданского исполнительного права занимают решения Конституционного Суда РФ с содержащимися в них правовыми позициями.5
Исполнительными документами, на основании которых производится взыскание алиментов, в соответствии со ст. 12 Федерального закона N 229-ФЗ являются: исполнительные листы, выданные на основании судебных актов; судебные приказы; нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии.
Действующим законодательством определены обязательные требования к исполнительным документам:
- требования, предъявляемые к исполнительным листам, выданным судами общей юрисдикции, установлены ст. 13 Федерального закона N 229-ФЗ;
- реквизиты судебного приказа определены ст. 127 ГПК РФ;
- соглашение об уплате
алиментов должно
В случае утраты подлинника исполнительного листа или судебного приказа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый судом, принявшим решение о взыскании алиментов, в соответствии со ст. 430 ГПК РФ.
Исполнительные документы о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособных совершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей, супруга (супруги) и других членов семьи (далее - исполнительные документы о взыскании алиментов) могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи (исполнительные документы о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей - до достижения ребенком 18-летнего возраста), а также в течение трех лет после окончания этого срока (ч. 4 ст. 21 Федерального закона N 229-ФЗ).
После возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель извещает должника о вызове на прием с требованием об оплате задолженности по алиментам, представлением соответствующей информации (сведений о месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов, месте жительства и т.д.), необходимой для исполнения исполнительного документа.
При необходимости судебный пристав-исполнитель принимает меры для установления места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов должника, запрашивая соответствующую информацию в территориальных отделениях ПФР и налоговых органах.
В случае установления места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов должника при отсутствии задолженности по алиментным обязательствам либо если задолженность не превышает 10 тыс. руб., судебный пристав-исполнитель выносит постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника и постановление об окончании исполнительного производства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 47 Федерального закона N 229-ФЗ.
При наличии задолженности по алиментным обязательствам, превышающей 10 тыс. руб., судебный пристав-исполнитель выносит постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника, но не оканчивает исполнительное производство и продолжает применение мер принудительного исполнения.
В организацию по месту получения дохода судебный пристав-исполнитель направляет следующие документы:
- копию исполнительного
документа, на основании которого
возбуждено исполнительное
- постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника в порядке, предусмотренном п. 1 ч. 1 ст. 98 Федерального закона N 229-ФЗ;
- копию постановления о взыскании исполнительского сбора за неуплату периодических платежей в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 112 Федерального закона N 229-ФЗ (в случае, если такое постановление выносилось в рамках исполнительного производства);
- копию постановления
о взыскании административного
штрафа и расходов на
- Памятку для руководителей и бухгалтеров организаций (предприятий) по вопросам удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам.
В постановлении об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника наряду с иными требованиями указывается требование лицу, выплачивающему должнику заработную плату и иные периодические платежи, о предоставлении судебному приставу-исполнителю не реже одного раза в квартал информации о производимых удержаниях с должника с приложением платежных документов о перечислении взысканных денежных средств взыскателю.
Необходимо учитывать, что размер удержаний из заработной платы и иных доходов должника не может превышать 70% (ч. 3 ст. 99 Федерального закона N 229-ФЗ).
По неоконченному исполнительному производству при наличии задолженности либо при недостаточности заработка и (или) иного дохода должника судебный пристав-исполнитель принимает меры по обращению взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах в банках или иных кредитных учреждениях, а также на любое имущество лица, обязанного уплачивать алименты, на которое по закону может быть обращено взыскание.
Кроме того, в рамках указанных исполнительных производств судебные приставы-исполнители не реже одного раза в квартал проводят проверки имущественного положения должников путем направления запросов в соответствующие организации и проверок имущества по их месту жительства, месту пребывания.
При выявлении принадлежащего должнику имущества судебный пристав-исполнитель при необходимости запрашивает в организациях, где должник получает заработную плату или иные доходы, сведения о произведенных взысканиях и оставшейся сумме задолженности по алиментам и иным взысканиям.
В случае если размер задолженности превышает сумму, полученную после реализации имущества должника, судебный пристав-исполнитель перечисляет взыскателю денежные средства в пределах суммы задолженности, производит перерасчет задолженности по алиментам и направляет в организацию новое постановление о взыскании суммы задолженности по алиментам.
Если размер задолженности меньше суммы, полученной после реализации имущества должника, судебный пристав-исполнитель возвращает должнику денежные средства, оставшиеся после погашения задолженности перед взыскателем, возмещения расходов на совершение исполнительных действий, исполнительского сбора и наложенных в рамках исполнительного производства административных штрафов.
Одновременно судебный пристав-исполнитель направляет в организацию постановление об отзыве постановления об удержании из заработной платы или иного дохода должника суммы задолженности по алиментам и постановления о взыскании исполнительского сбора, после этого оканчивает исполнительное производство по основаниям п. 8 ч. 1 ст. 47 Федерального закона N 229-ФЗ. Аналогичным образом оканчивается исполнительное производство при погашении задолженности по алиментам, превышающей 10 тыс. руб.
В случае если в отношении должника возбуждено сводное исполнительное производство, очередность удовлетворения требований взыскателей, предъявивших на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, определяется положениями ст. 111 Федерального закона N 229-ФЗ.
Требования по взысканию алиментов удовлетворяются в первую очередь наряду с требованиями по возмещению вреда, причиненного здоровью, вреда в связи со смертью кормильца, ущерба, причиненного преступлением, компенсации морального вреда.
В рамках одной очереди (в том числе при наличии нескольких исполнительных документов о взыскании алиментов) требования удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме (ч. 3 ст. 111 Федерального закона N 229-ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 102 Федерального закона N 229-ФЗ размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Расчет задолженности по алиментам оформляется постановлением, вынесенным в соответствии со ст. 14 Федерального закона N 229-ФЗ.