Правовое регулирование охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2012 в 14:13, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Содержание

Правовое регулирование охраны тру-да………………………………………3
Зада-чи………………………………………………………..…………………15
Список использованной литерату-ры…………………………………….…..19

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по Трудовому Праву.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Работодатель обязан ежегодно выделять на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективным договором. Данные средства аккумулируются в фонде охраны труда предприятия и подлежат расходованию исключительно по целевому назначению. Принципиально новые требования, относящиеся к финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусматривает Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ. Пункт 3 ст. 19 этого Закона обязывает в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) выделять на эти мероприятия денежные средства, в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов. Причем работники не несут никаких расходов на эти цели.

Фонды охраны труда могут также создаваться в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ в отраслях экономики, субъектах Российской Федерации и на территориях регионов.

Все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, что определено ст. 18 указанного Федерального закона.

Проверка знаний по охране труда у руководящих работников и специалистов производится согласно действующему на предприятии положению. Оно разрабатывается на основе Типового положения, утвержденного Постановлением Минтруда России от 12 октября 1994 г. № 65 (с последующими изменениями и дополнениями).

Инструктаж по охране труда со всеми работниками осуществляется в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ "Организация обучения по безопасности труда. Общие положения". Им предусмотрены пять видов инструктажа в зависимости от целевого назначения:

1) вводный - при поступлении на работу со всеми вновь принимаемыми на работу лицами независимо от образования, стажа работы по данной профессии или должности, современными работниками, командированными, учащимися, прибывшими в организацию на производственное обучение или практику, с военнослужащими, привлекаемыми к работе на производственных объектах, а также с учащимися в образовательных учреждениях всех видов перед началом лабораторных и практических занятий в учебных лабораториях, мастерских, на участках, полигонах и др. Данный инструктаж проводят главный инженер либо начальник службы охраны труда, а с учащимися в учебном заведении -преподаватель, с обязательной его фиксацией в контрольном листе прохождения инструктажа (хранится в службе кадров) и в журнале регистрации вводного инструктажа;

2) первичный - на рабочем месте непосредственно до начала производственной деятельности. Проводится с теми же лицами, за исключением тех работников, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом машин, механизмов и оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов. Перечень этих работников утверждается в организации по согласованию со службой охраны труда. Этот инструктаж проводится индивидуально с каждым работником или с группой лиц непосредственным руководителем работ (мастером, прорабом, начальником цеха). О проведении инструктажа делается запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте и в контрольном листе прохождения инструктажа;

3) повторный - проводится со всеми работниками, за исключением перечисленных в п. "б" данного перечня, независимо от их квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, не реже одного раза в полугодие. Проведение инструктажа отмечается в журнале регистрации прохождения повторного инструктажа;

4) внеплановый - производится при необходимости:

- при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;

- при изменении технологического процесса, замене оборудования, инструмента, сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

- при нарушении работниками требований по охране труда, которые привели или могли привести к травме, аварии, взрыву, пожару, отравлению;

- по требованию органов контроля и надзора;

- при длительном перерыве в работе.

5) Инструктаж проводит непосредственный руководитель работ, о чем делается отметка в журнале регистрации прохождения инструктажа;

6) целевой - проводится в следующих случаях:

- при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности;

- при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;

- при производстве работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение и прочие документы.

Проведенный инструктаж фиксируется в наряде - допуске или другой документации, разрешающей производство работ. Данный инструктаж проводит руководитель работ.

Для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда, на которой в соответствии с законодательством об охране труда требуется профессиональный отбор, работодатель обеспечивает обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда (ст. 18 Федерального закона).

Как предусмотрено ст. 14 вышеуказанного Федерального закона, допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране, запрещается.

Порядок подготовки на предприятиях инструкций по охране труда и обеспечения ими работников предусмотрен соответствующим Положением и Методическими указаниями, утвержденными Постановлением Минтруда России от 1 июля 1993 г. № 129 (в редакции Постановления от 28 марта 1995 г.).

Инструкциями по охране труда называются нормативные акты, устанавливающие требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные задания.

Различают типовые (отраслевые) и местные инструкции для работников данного предприятия, участков конкретного рабочего места.

Инструкцию подписывает руководитель структурного подразделения разработчика и утверждает руководитель предприятия. Одновременно она согласовывается с начальником службы охраны труда, главными специалистами предприятия и действующим на предприятии профсоюзным органом.

Несколько важных положений установлено ТК РФ в отношении последствий несчастных случаев на производстве:

а) После окончания временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель или уполномоченный им представитель направляет в государственную инспекцию труда, а при необходимости – в территориальный орган государственного надзора информацию о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах в целях предупреждения таких случаев.

б) Если после некоторого периода времени несчастные случаи на производстве перешли в разряд тяжких или со смертельным исходом, то работодатель или уполномоченный им представитель сообщает об этом в государственную инспекцию труда, о страховых случаях – в исполнительный орган страховщика по месту регистрации страхователя, а также в соответствующий профсоюзный орган, а если данные несчастные случаи на производстве произошли на объектах, подконтрольных территориальным органам соответствующего федерального надзора – и в эти органы.

в) Государственный инспектор по охране труда проводит расследование несчастного случая на производстве независимо от срока давности этого случая с привлечением, как правило (примечание: следовательно, можно и не привлекать), профсоюзного инспектора труда, при необходимости – представителя другого органа государственного надзора при:

- выявлении сокрытого несчастного случая на производстве;

- поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего, его доверенного лица или родственников погибшего от несчастного случая на производстве о несогласии их с выводами комиссии по расследованию;

- поступления от работодателя или уполномоченного им представителя информации о последствиях несчастного случая на производстве.

По результатам расследования государственный инспектор по охране труда составляет заключения и выдает предписания, являющиеся обязательными для исполнения работодателем или уполномоченным им представителем. Кроме того, государственный инспектор по охране труда может обязать работодателя или уполномоченного им представителя составить акт о несчастном случае на производстве, если оформленный ранее акт содержит нарушения или не соответствует материалам расследования. При этом прежний акт о несчастном случае на производстве считается утратившим силу на основании решения работодателя или уполномоченного им представителя, или государственного инспектора по охране труда.

Можно сделать вывод – все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, только так можно искоренить незаконное использование трудовых ресурсов человека в нашей стране.

 

Задачи

1. В ОАО «Металлопрокат» возник коллективный трудовой спор. В ходе рассмотрения спора примирительной комиссией стороны не достигли соглашения. Представители работников предложили пригласить посредника, однако представитель работодателя отказался от этого, заявив, что необходимо приступить к созданию трудового арбитража. Решите ситуацию по существу.

Ответ: Порядок разрешения коллективного трудового спора предусматривает три этапа (стадии) его разрешения: примирительной комиссией, с участием посредника, в трудовом арбитраже. Обязательной признается только стадия рассмотрения существа разногласий примирительной комиссией. Коллективный трудовой спор переходит в следующую стадию - на рассмотрение его с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже, если соглашения на стадии примирительной комиссии не достигнуто.

В соответствии со ст. 403 ТК РФ после составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника.

Если в течение 3 рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража.

В соответствии с ч. 1 ст. 404 ТК РФ трудовой арбитраж создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. Таким образом, закон связывает возможность использования этой процедуры не с решением сторон о переходе к этой процедуре, а с фактом достижения согласия об обязательном выполнении его решений.

Заключение соглашения - это двусторонний добровольный процесс. Норма ч. 1 ст. 404 ТК РФ не может быть истолкована иначе, как наделяющая обе стороны коллективного трудового спора свободой выбора при передаче спора на рассмотрение в трудовой арбитраж. Предоставив сторонам коллективного трудового спора право принимать добровольное решение о создании трудового арбитража и тем самым об обязательности его решения, законодатель предоставил право каждой стороне, в том числе работникам, не согласиться с обязательностью этих решений и таким образом отказаться от использования указанной процедуры разрешения коллективного трудового спора. Сама по себе природа арбитража и процедура его создания основаны именно на добровольном соглашении сторон, а не на принуждении их к заключению такого соглашения. В связи с этим создание трудового арбитража невозможно без добровольного соглашения об этом всех участников коллективного трудового спора.

2. Для сдачи в срок возведённого жилого дома начальник строительства приказал (устно) плиточникам 4-го разряда Карцеву и Жилину на три дня перейти в звено по благоустройству территории. За отказ приступить к этой работе Жилину был объявлен выговор. Когда же он и после выговора отказался выходить на работу, то был уволен по п. 5 ст. 81 ТК РФ.

Считая увольнение незаконным, Жилин обратился в суд с иском о восстановлении на работе. Как решить это дело?

Ответ: Суд вынесет решение в пользу работника. По трудовому договору Жилин работает плиточником, и все свои обязанности он выполняет. Чтобы увольнение по п. 5 ст. 81 ТК РФ было законным работодателю нужно было в письменной форме приказать плиточникам перейти в звено по благоустройству территории. И тогда после отказа, выговора и снова отказа от выхода на работу работника можно было уволить по п. 5 ст. 81 ТК РФ.

3. Воспитательница д/с Шикунова обратилась к работодателю с заявлением об увольнении по собственному желанию. К моменту увольнения Шикунова была беременна. На пятый день после подачи заявления она обратилась к администрации с просьбой вернуть ей заявление, так как она изменила свои намерения расторгнуть трудовой договор.

Однако работодатель отказал Шикуновой в возврате заявления, и по истечению 2 недель был издан приказ о ее увольнении по собственному желанию. Правомерны ли действия работодателя?

Информация о работе Правовое регулирование охраны труда