ВВЕДЕНИЕ
Предпринимательская
деятельность и складывающиеся в
связи с ее осуществлением общественные
отношения.
Функцию такого
регулирования выполняют нормы
самых различных отраслей права:
конституционного, международного, гражданского,
административного, трудового, финансового,
экологического, земельного и др. Совокупность
таких норм, имеющих отношение
к регулированию предпринимательства,
часто объединяют под общим названием
«предпринимательское право».
Особо важное значение,
в таком регулировании имеют конституционные
гарантии предпринимательства. Согласно
Конституции РФ (ст. 34) каждый имеет право
на свободное использование своих способностей
и имущества для предпринимательской
и иной не запрещенной законом экономической
деятельности. Тем самым на конституционном
уровне установлена необходимая предпосылка
свободного предпринимательства - всеобщая
предпринимательская правоспособность
граждан. Кроме того, признавая право частной
собственности, в том числе на землю и
другие природные ресурсы, Конституция
РФ закрепляет важнейшую экономическую
гарантию предпринимательской деятельности
(ст. 35, 36).
И все же основная
роль в регулировании предпринимательства
принадлежит нормам гражданского и
административного права. Гражданским
правом определяется правовое положение
индивидуальных предпринимателей и
юридических лиц в имущественном
обороте, регулируются отношения собственности
и договорные отношения. Нормы административного
права устанавливают порядок
государственной регистрации субъектов
предпринимательства, порядок лицензирования
отдельных видов предпринимательской
деятельности и т. д. При этом гражданское
право является основой частноправового
регулирования предпринимательской
деятельности, а административное -
публично-правового. Ведущая роль в
механизме правового регулирования
предпринимательства принадлежит
нормам частного права, и в первую
очередь гражданского.
Это и не удивительно,
если вспомнить характеризующие
предпринимательскую деятельность
признаки- организационную и экономическую
независимость, инициативность, осуществление
на свой риск, направленность на получение
прибыли. Совершенно очевидно, что эта
деятельность по самой своей природе не
терпит императивных, административно-командных
методов воздействия: они абсолютно несовместимы
с ее самостоятельностью, другими внутренне
присущими ей качествами. Управляемая
подобными методами, производственная
деятельность перестает быть свободной,
инициативной, а экономика, утрачивая
механизм саморегуляции, превращается
в плановую. Практика такого подхода к
регулированию производственных отношений,
когда государство предписывало предприятиям,
что им нужно производить, кому и по каким
ценам продавать, уже была известна нашей
экономике и ничего хорошего не принесла.
Напротив, диспозитивный метод, используемый
гражданским правом, как нельзя более
соответствует самому характеру предпринимательской
деятельности.
1.1.
Понятие предпринимательского
права и виды
его источников.
С переходом
российской экономики на рыночные отношения
произошли существенные изменения
и в сфере правового регулирования.
Командно-административная система, основой
которой было огосударствление экономики
и ограничение самостоятельности участников
имущественных отношений, в настоящее
время уступают свои позиции рыночным
регуляторам. В этой связи заметно повышается
роль частноправового регулирования общественных
отношений.
Идеи частного
права получили закрепление в
новом Гражданском кодексе, который
некоторые ученые именуют и «кодексом
цивилизованного рынка», и «рыночной
конституцией», и «первым среди
равных». Однако дело не только в хвалебных
словах, высказанных в адрес этого
уникального продукта цивилистической
мысли..
В первые годы советской
власти, когда произошел слом царской
государственной машины и ниспровержение
старого права, отмечается отрицательное
отношение ко всякому праву. Действительно,
зачем нам закон (право), если у нас есть
диктатура пролетариата. Концепция «отрицания
правового регулирования хозяйственной
деятельности» открывает своеобразную
пирамиду теоретических воззрений. Она
предшествует концепции «двухсекторного
права».
Основоположник
теории «двухсекторного права» -- видный
государственный и общественный деятель
П. И. (Петерис Янович)
Подводя итог краткому
обзору теорий правового регулирования
отношений в сфере хозяйствования,
можно сделать следующие выводы.
Во-первых отметим, что живой интерес ученых
различных взглядов и убеждений к теоретическим
проблемам хозяйственного права был обусловлен
прежде всего объективными причинами,
связанными с реальными потребностями
социалистической экономики. В поисках
научной истины были сформулированы концепции
хозяйственного права при активном участии
и ученых-цивилистов. Во-вторых, современные
теории предпринимательского (коммерческого,
торгового) права во многом предопределены
научными концепциями прошлых лет и могут
при определенных обстоятельствах рассматриваться
в качестве продолжения и интерпретации
последних, с учетом новейших достижений
правовой мысли.
Теперь перейдем
к исследованию вопроса о предпринимательском
праве. В первую очередь, необходимо
разобраться в понятийном аппарате.
Дело в том, что в юридической
литературе нередко понятия «предпринимательское
право», «торговое право» и «коммерческое
право» рассматриваются в качестве
синонимов. Практически ставит знак
равенства между указанными понятиями
В. Ф. Попондопуло, с точки зрения которого
предпринимательское (торговое, коммерческое)
право - это составная часть гражданского
права.
Аналогичной позиции
придерживается В. В. Ровный, который, исходя
из тождественности предпринимательской
и коммерческой деятельности, приходит
к выводу о терминологическом единстве
предпринимательского и коммерческого
права.
Спорен и вопрос
о юридической природе предпринимательского
права. Господствующим является мнение,
согласно которому предпринимательское
право есть составная; часть гражданского
права. Оно не имеет предмета и
метода правового регулирования
в их традиционном понимании, а также
особых принципов в сфере предпринимательской
деятельности. Практически здесь
речь идет о коммерческом праве.
2.
Правовые аспекты
регулирования предпринимательской
деятельности: понятие
и пределы
Место и роль
государства в экономике каждой
страны определяется эффективностью применяемых
мер и средств государственного
регулирования, с помощью которых
решаются различные социально-экономические
и иные задачи. В современных условиях
наблюдается усиление государственного
воздействия на экономические процессы,
меняются организационные формы взаимодействия
государственных органов с хозяйствующими
субъектами, происходят существенные
сдвиги в целях, механизме, аппарате управления,
в сочетании государственного и рыночного
механизмов регулирования. Это -- общая
тенденция, характерная для большинства
стран с развитой экономикой.
Как уже отмечалось
в литературе, регулирование экономики
осуществляется системами, которые (по
институциональным типологическим
признакам) разделяются на товарно-денежный
и иерархический механизмы. Первый
(товарно-денежный) механизм воздействует
на уровень и структуру производства
главным образом через рынок,
при использовании второго применяются
различные формы, методы и средства
государственно-правового воздействия
на экономику. В реальной экономике
эти механизмы взаимодействуют
между собой, дополняют друг друга.
Вместе с тем
степень соотношения товарно-денежного
и иерархического механизмов в разных
странах различна. В тех странах,
в которых используется преимущественно
административно-командная модель
регулирования экономики, действия
товарно-денежного механизма существенно
ограничены. И наоборот, в промышленно
развитых странах широко применяются
рыночные механизмы саморегулирования
экономики. Едва ли здесь уместно говорить
о каком-либо количественном соотношении
между товарно-денежным и иерархическим
механизмами. Доля участия государства
в регулирований экономики определяется
самим государством в лице его компетентных
органов и конкретными потребностями
общества. Наглядно это можно продемонстрировать
на процессах приватизации, деприватизации
и национализации.
С другой стороны,
нельзя смешивать разнопорядковые
явления: указанные механизмы, модель
экономики и национальную Сафиумшн
Д. Н. Теория и практика правового регулирования
хозяйст-венных связей в СССР. С. 5. экономику.
Существуют страны с административно-командной
моделью экономики, многоукладной экономикой,
рыночной экономикой. В реальной действительности
«чистая» экономика встречается крайне
редко, будь то рыночная или командно-бюрократическая,
она малоэффективна, а потому недолговечна.
Например, страны с рыночной экономикой
официально признаны таковыми. Но дело
не только в этом (хотя данный факт имеет
существенное значение). Государство с
устойчивой рыночной экономикой использует
наряду с рыночными механизмами и иерархические
механизмы управления. Однако при этом
не происходит смешение абстрактных моделей
экономик. О смешанной экономике можно
говорить, на наш взгляд, в отношении государств
переходного периода (российская экономика
характеризуется, с одной стороны, сломом
старой административно-командной системы,
с другой -- развитием рыночной экономики).
Спорно утверждение о том, что для смешанной
экономики характерно многообразие форм
собственности и наличие двух регуляторов
(рыночного и государственного). Смешанная
(публично-частная) форма собственности
-- один из показателей смешанной экономики.
Равным образом упрощенным выглядит также
взгляд на смешанную экономику через призму
основных регуляторов.
Необходимость
государственного регулирования предпринимательской
деятельности по-разному обосновывается
в экономической и юридической
литературе. Важно в решении данного
вопроса указать на необходимость
охраны публичных интересов. Государство
в лице компетентных органов осуществляет
экономическую функцию, что выражается
в следующих направлениях:
-- обеспечение
государственных и общественных
нужд, приоритетов в экономическом
и социальном развитии;
-- формирование
государственного бюджета;
-- защита окружающей
среды и пользование природными
ресурсами;
-- обеспечение
занятости населения;
- обеспечение
безопасности и обороны страны;
-- реализация
свободы предпринимательства и
конкуренции, обеспечение защиты
от монополизма;
-- соблюдение
правопорядка во внешнеэкономической
деятельности предпринимателей
и иностранном инвестировании.
Этот перечень
охраняемых публичных интересов
не является исчерпывающим. Существуют
и такие публичные интересы, как
необходимость эффективного управления
государственной собственностью; необходимость
обеспечения качества и безопасности
товаров, работ, услуг; обеспечение
интеграции экономики России и мировую
экономику.
На наш взгляд,
при формировании основных направлений
государственного регулирования предпринимательской
деятельности следует определить критерии
для такой классификации. Пока что
не понятно, почему одни направления
включены в указанный перечень, другие
-- нет. Здесь явно отсутствует научный
подход к рассматриваемой проблеме.
В юридической
литературе различают формы государственного
воздействия на рыночную экономику.
К ним относятся: государственное
регулирование хозяйственной деятельности
и контроль за нею; создание и прекращение
субъектов хозяйственной деятельности;
планирование. Регулирование хозяйственной
деятельности представляет собой государственное
воздействие в отношении определенных
субъектов хозяйствования с целью недопущения,
изменения или прекращения хозяйственной
ситуации определенного рода или, напротив,
поддержания ее в соответствующем состоянии.
С этой точки
зрения можно говорить, например, о
государственном регулировании
банковской, биржевой, инвестиционной,
страховой деятельности. Кроме того,
можно выделить такие сферы государственно-правового
регулирования, как бухгалтерский
учет хозяйственных операций, финансирование
предпринимательства, аудит, стандартизация
и сертификация продукции (работ
и услуг), ценообразование и др.
Эти и другие виды регулирования
получили отражение в федеральных
законах, иных правовых актах.
В рамках данного
исследования более подробно проанализируем
такие направления, как обеспечение
национальной экономической безопасности
страны, конкурентоспособности российской
экономики, государственно-правовое регулирование
несостоятельности (банкротства), приватизации
государственных и муниципальных
предприятий, деприватизации и национализации.
Особое место в исследовании занимает
вопрос о роли государства в регулировании
предпринимательства в условиях глобализации.
Учитывая большой объем исследуемых вопросов,
в настоящей работе предпринята попытка
очертить узловые проблемы.
Государственное
регулирование предпринимательской
деятельности не подрывает основные
начала гражданского законодательства
(ст. 1 ГК РФ). Принцип недопустимости
произвольного вмешательства в
частные дела означает, что законодатель
в целом допускает государственное
вмешательство в экономику. Допустимое
(непроизвольное) вмешательство основано
на законе -- государственное регулирование
предпринимательской деятельности. Произвольное
вмешательство -- незаконное явление. Одним
словом, вмешательство вмешательству
рознь.