Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:09, реферат

Краткое описание

Предпринимательская деятельность и складывающиеся в связи с ее осуществлением общественные отношения.
Функцию такого регулирования выполняют нормы самых различных отраслей права: конституционного, международного, гражданского, административного, трудового, финансового, экологического, земельного и др. Совокупность таких норм, имеющих отношение к регулированию предпринимательства, часто объединяют под общим названием «предпринимательское право».

Вложенные файлы: 1 файл

семестровая работа.docx

— 30.39 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Предпринимательская деятельность и складывающиеся в  связи с ее осуществлением общественные отношения.

Функцию такого регулирования выполняют нормы  самых различных отраслей права: конституционного, международного, гражданского, административного, трудового, финансового, экологического, земельного и др. Совокупность таких норм, имеющих отношение  к регулированию предпринимательства, часто объединяют под общим названием  «предпринимательское право».

Особо важное значение, в таком регулировании имеют конституционные гарантии предпринимательства. Согласно Конституции РФ (ст. 34) каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Тем самым на конституционном уровне установлена необходимая предпосылка свободного предпринимательства - всеобщая предпринимательская правоспособность граждан. Кроме того, признавая право частной собственности, в том числе на землю и другие природные ресурсы, Конституция РФ закрепляет важнейшую экономическую гарантию предпринимательской деятельности (ст. 35, 36).

И все же основная роль в регулировании предпринимательства  принадлежит нормам гражданского и  административного права. Гражданским  правом определяется правовое положение  индивидуальных предпринимателей и  юридических лиц в имущественном  обороте, регулируются отношения собственности  и договорные отношения. Нормы административного  права устанавливают порядок  государственной регистрации субъектов  предпринимательства, порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской  деятельности и т. д. При этом гражданское  право является основой частноправового  регулирования предпринимательской  деятельности, а административное - публично-правового. Ведущая роль в  механизме правового регулирования  предпринимательства принадлежит  нормам частного права, и в первую очередь гражданского.

Это и не удивительно, если вспомнить характеризующие  предпринимательскую деятельность признаки- организационную и экономическую независимость, инициативность, осуществление на свой риск, направленность на получение прибыли. Совершенно очевидно, что эта деятельность по самой своей природе не терпит императивных, административно-командных методов воздействия: они абсолютно несовместимы с ее самостоятельностью, другими внутренне присущими ей качествами. Управляемая подобными методами, производственная деятельность перестает быть свободной, инициативной, а экономика, утрачивая механизм саморегуляции, превращается в плановую. Практика такого подхода к регулированию производственных отношений, когда государство предписывало предприятиям, что им нужно производить, кому и по каким ценам продавать, уже была известна нашей экономике и ничего хорошего не принесла. Напротив, диспозитивный метод, используемый гражданским правом, как нельзя более соответствует самому характеру предпринимательской деятельности.

1.1. Понятие предпринимательского  права и виды  его источников.

С переходом  российской экономики на рыночные отношения  произошли существенные изменения  и в сфере правового регулирования. Командно-административная система, основой которой было огосударствление экономики и ограничение самостоятельности участников имущественных отношений, в настоящее время уступают свои позиции рыночным регуляторам. В этой связи заметно повышается роль частноправового регулирования общественных отношений.

Идеи частного права получили закрепление в  новом Гражданском кодексе, который  некоторые ученые именуют и «кодексом  цивилизованного рынка», и «рыночной  конституцией», и «первым среди  равных». Однако дело не только в хвалебных  словах, высказанных в адрес этого  уникального продукта цивилистической мысли..

В первые годы советской власти, когда произошел слом царской государственной машины и ниспровержение старого права, отмечается отрицательное отношение ко всякому праву. Действительно, зачем нам закон (право), если у нас есть диктатура пролетариата. Концепция «отрицания правового регулирования хозяйственной деятельности» открывает своеобразную пирамиду теоретических воззрений. Она предшествует концепции «двухсекторного права».

Основоположник  теории «двухсекторного права» -- видный государственный и общественный деятель П. И. (Петерис Янович)

Подводя итог краткому обзору теорий правового регулирования  отношений в сфере хозяйствования, можно сделать следующие выводы. Во-первых отметим, что живой интерес ученых различных взглядов и убеждений к теоретическим проблемам хозяйственного права был обусловлен прежде всего объективными причинами, связанными с реальными потребностями социалистической экономики. В поисках научной истины были сформулированы концепции хозяйственного права при активном участии и ученых-цивилистов. Во-вторых, современные теории предпринимательского (коммерческого, торгового) права во многом предопределены научными концепциями прошлых лет и могут при определенных обстоятельствах рассматриваться в качестве продолжения и интерпретации последних, с учетом новейших достижений правовой мысли.

Теперь перейдем к исследованию вопроса о предпринимательском  праве. В первую очередь, необходимо разобраться в понятийном аппарате. Дело в том, что в юридической  литературе нередко понятия «предпринимательское право», «торговое право» и «коммерческое  право» рассматриваются в качестве синонимов. Практически ставит знак равенства между указанными понятиями  В. Ф. Попондопуло, с точки зрения которого предпринимательское (торговое, коммерческое) право - это составная часть гражданского права.

Аналогичной позиции  придерживается В. В. Ровный, который, исходя из тождественности предпринимательской и коммерческой деятельности, приходит к выводу о терминологическом единстве предпринимательского и коммерческого права.

Спорен и вопрос о юридической природе предпринимательского права. Господствующим является мнение, согласно которому предпринимательское  право есть составная; часть гражданского права. Оно не имеет предмета и  метода правового регулирования  в их традиционном понимании, а также  особых принципов в сфере предпринимательской  деятельности. Практически здесь  речь идет о коммерческом праве.

2. Правовые аспекты  регулирования предпринимательской  деятельности: понятие  и пределы

Место и роль государства в экономике каждой страны определяется эффективностью применяемых  мер и средств государственного регулирования, с помощью которых  решаются различные социально-экономические  и иные задачи. В современных условиях наблюдается усиление государственного воздействия на экономические процессы, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с хозяйствующими субъектами, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования. Это -- общая тенденция, характерная для большинства стран с развитой экономикой.

Как уже отмечалось в литературе, регулирование экономики  осуществляется системами, которые (по институциональным типологическим признакам) разделяются на товарно-денежный и иерархический механизмы. Первый (товарно-денежный) механизм воздействует на уровень и структуру производства главным образом через рынок, при использовании второго применяются  различные формы, методы и средства государственно-правового воздействия  на экономику. В реальной экономике  эти механизмы взаимодействуют  между собой, дополняют друг друга.

Вместе с тем  степень соотношения товарно-денежного  и иерархического механизмов в разных странах различна. В тех странах, в которых используется преимущественно  административно-командная модель регулирования экономики, действия товарно-денежного механизма существенно  ограничены. И наоборот, в промышленно развитых странах широко применяются рыночные механизмы саморегулирования экономики. Едва ли здесь уместно говорить о каком-либо количественном соотношении между товарно-денежным и иерархическим механизмами. Доля участия государства в регулирований экономики определяется самим государством в лице его компетентных органов и конкретными потребностями общества. Наглядно это можно продемонстрировать на процессах приватизации, деприватизации и национализации.

С другой стороны, нельзя смешивать разнопорядковые явления: указанные механизмы, модель экономики и национальную Сафиумшн Д. Н. Теория и практика правового регулирования хозяйст-венных связей в СССР. С. 5. экономику. Существуют страны с административно-командной моделью экономики, многоукладной экономикой, рыночной экономикой. В реальной действительности «чистая» экономика встречается крайне редко, будь то рыночная или командно-бюрократическая, она малоэффективна, а потому недолговечна. Например, страны с рыночной экономикой официально признаны таковыми. Но дело не только в этом (хотя данный факт имеет существенное значение). Государство с устойчивой рыночной экономикой использует наряду с рыночными механизмами и иерархические механизмы управления. Однако при этом не происходит смешение абстрактных моделей экономик. О смешанной экономике можно говорить, на наш взгляд, в отношении государств переходного периода (российская экономика характеризуется, с одной стороны, сломом старой административно-командной системы, с другой -- развитием рыночной экономики). Спорно утверждение о том, что для смешанной экономики характерно многообразие форм собственности и наличие двух регуляторов (рыночного и государственного). Смешанная (публично-частная) форма собственности -- один из показателей смешанной экономики. Равным образом упрощенным выглядит также взгляд на смешанную экономику через призму основных регуляторов.

Необходимость государственного регулирования предпринимательской  деятельности по-разному обосновывается в экономической и юридической  литературе. Важно в решении данного  вопроса указать на необходимость  охраны публичных интересов. Государство  в лице компетентных органов осуществляет экономическую функцию, что выражается в следующих направлениях:

-- обеспечение  государственных и общественных  нужд, приоритетов в экономическом  и социальном развитии;

-- формирование  государственного бюджета;

-- защита окружающей  среды и пользование природными  ресурсами;

-- обеспечение  занятости населения;

- обеспечение  безопасности и обороны страны;

-- реализация  свободы предпринимательства и  конкуренции, обеспечение защиты  от монополизма;

-- соблюдение  правопорядка во внешнеэкономической  деятельности предпринимателей  и иностранном инвестировании.

Этот перечень охраняемых публичных интересов  не является исчерпывающим. Существуют и такие публичные интересы, как  необходимость эффективного управления государственной собственностью; необходимость  обеспечения качества и безопасности товаров, работ, услуг; обеспечение  интеграции экономики России и мировую  экономику.

На наш взгляд, при формировании основных направлений  государственного регулирования предпринимательской  деятельности следует определить критерии для такой классификации. Пока что  не понятно, почему одни направления  включены в указанный перечень, другие -- нет. Здесь явно отсутствует научный подход к рассматриваемой проблеме.

В юридической  литературе различают формы государственного воздействия на рыночную экономику. К ним относятся: государственное  регулирование хозяйственной деятельности и контроль за нею; создание и прекращение субъектов хозяйственной деятельности; планирование. Регулирование хозяйственной деятельности представляет собой государственное воздействие в отношении определенных субъектов хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации определенного рода или, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии.

С этой точки  зрения можно говорить, например, о  государственном регулировании  банковской, биржевой, инвестиционной, страховой деятельности. Кроме того, можно выделить такие сферы государственно-правового  регулирования, как бухгалтерский  учет хозяйственных операций, финансирование предпринимательства, аудит, стандартизация и сертификация продукции (работ  и услуг), ценообразование и др. Эти и другие виды регулирования  получили отражение в федеральных  законах, иных правовых актах.

В рамках данного  исследования более подробно проанализируем такие направления, как обеспечение  национальной экономической безопасности страны, конкурентоспособности российской экономики, государственно-правовое регулирование  несостоятельности (банкротства), приватизации государственных и муниципальных  предприятий, деприватизации и национализации. Особое место в исследовании занимает вопрос о роли государства в регулировании предпринимательства в условиях глобализации. Учитывая большой объем исследуемых вопросов, в настоящей работе предпринята попытка очертить узловые проблемы.

Государственное регулирование предпринимательской  деятельности не подрывает основные начала гражданского законодательства (ст. 1 ГК РФ). Принцип недопустимости произвольного вмешательства в  частные дела означает, что законодатель в целом допускает государственное  вмешательство в экономику. Допустимое (непроизвольное) вмешательство основано на законе -- государственное регулирование предпринимательской деятельности. Произвольное вмешательство -- незаконное явление. Одним словом, вмешательство вмешательству рознь.

Информация о работе Правовое регулирование предпринимательской деятельности