Правовое регулирование транспотеровки товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:50, реферат

Краткое описание

Сохранение такого методологического подхода в новом ГК оправданно еще и по той причине, что в соответствии с Кодексом все транспортные уставы и кодексы должны быть приняты на уровне федерального закона (п. 2 ст. 784).
Целью данной работы является анализ правового регулирования транспортировки товаров.

Содержание

Введение
1. Понятие и предмет транспортного права
2. Права и обязанности перевозчика и грузоотправителя
3. Регулирование договорных отношений, связанных с перевозками
4. Претензионно-исковой порядок урегулирования споров
5. Регулирование транспортно – экспедиционного обслуживания
Заключение
Список литературы
3
4
6
10
18
21
27
28

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое регулирование транспортировки товаров.docx

— 48.00 Кб (Скачать файл)

4. Претензионно-исковой порядок урегулирования споров

 

Таким образом, коммерческий акт, который ранее "безраздельно господствовал" над всеми иными доказательствами причин утраты, недостачи, повреждения (порчи) грузов или багажа при перевозке и зачастую выступал в роли единственного и бесспорного доказательства, утратил это значение. При рассмотрении споров суд должен принимать во внимание все имеющиеся доказательства и оценивать коммерческий акт в совокупности с ними.

Существенным  образом изменен Кодексом претензионно-исковой  порядок урегулирования споров, возникающих из перевозок грузов или багажа (ст. 797).

Заслуживает быть отмеченным уже сам факт сохранения претензионного порядка урегулирования споров. Данное обстоятельство нашло отражение в тексте Кодекса в виде положения о том, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом и кодексом. Необходимость сохранения претензионного порядка очевидна: транспортные организации имеют в качестве клиентов тысячи организаций-грузовладельцев, поэтому при возникновении конфликтов они должны иметь возможность разобраться в сложной документации, объявить при необходимости розыск груза, запросить сведения иных транспортных организаций, участвовавших в перевозке груза, и т. п.

Обращает  на себя внимание, что претензия  должна быть предъявлена в порядке, установленном соответствующим  транспортным уставом или кодексом.

Правом  на предъявление претензии наделены: по поводу утраты груза грузополучатель  и грузоотправитель при условии  представления квитанции в приеме груза к перевозке (коносамента); в случаях недостачи, порчи или  повреждения груза, просрочки в его доставке - грузополучатель при условии предъявления транспортной накладной (коносамента) и коммерческого акта; по поводу излишне уплаченных провозной платы и иных платежей - грузоотправитель и грузополучатель при условии представления накладной (коносамента); при утрате багажа - лицо, предъявившее багажную квитанцию; в случаях недостачи, порчи или повреждения багажа предъявитель выданного перевозчиком акта, удостоверяющего допущенное нарушение; по требованиям, вытекающим из перевозки пассажира, - этот пассажир (ст. 169, 170 УЖД, ст. 219 УВВТ, ст. 296 КТМ).

Право на предъявление претензии, предоставленное  соответствующим транспортным уставом  или кодексом, не может быть передано другому лицу, за исключением случаев, когда такое право передается грузоотправителем грузополучателю, грузополучателем грузоотправителю либо их вышестоящим организациям, а также транспортно-экспедиционным организациям (на морском транспорте также страховщику). Передача права на предъявление претензии должна быть удостоверена переуступочной надписью на перевозочном документе (ст. 172 УЖД, ст. 161 УАТ, ст. 297 КТМ, ст. 221 УВВТ, ст. 114 ВК).

К претензии  должны быть приложены документы, свидетельствующие  о наличии у предъявителя права  на обращение с претензией (ст. 169, 173 УЖД, ст. 219, 223 УВВТ, ст. 298 КТМ). Претензия  должна иметь подпись управомоченного  лица.

Таковы  основные требования, относящиеся к  порядку предъявления претензий  транспортным организациям.

В отличие  от ранее действовавшего законодательства (ст. 384 ГК 1964 года) Кодекс не установил  каких-либо сроков на предъявление претензий  и не предоставил такую возможность  транспортным уставам и кодексам. Поэтому все многочисленные нормы, содержащиеся в транспортных уставах и кодексах, в которых определяются такие сроки, утратили силу. Указанные сроки на предъявление претензий к транспортным организациям носили преклюзивный характер, а принимая во внимание имевшееся у транспортных организаций право возвратить предъявленную претензию грузоотправителю (грузополучателю) без рассмотрения по формальным основаниям, зачастую служили непреодолимым препятствием на пути предъявления каких-либо требований перевозчику. Сегодня главное, чтобы претензия была предъявлена перевозчику в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом, и в пределах установленного срока исковой давности.

Кстати, срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, увеличен Кодексом до одного года вместо двух месяцев, как было определено ранее действовавшим законодательством.

В ГК имеется  отдельная статья, предусматривающая  ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. В этих случаях ответственность  перевозчика будет определяться по правилам, предусмотренным главой 59 ГК ("Обязательства вследствие причинения вреда"). Правда, это не исключает возможности установления в отдельном законе или договоре перевозки повышенной ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Регулирование транспортно –  экспедиционного обслуживания

 

Договор транспортной экспедиции (Глава 41). Транспортная экспедиция (ст. 801-806) впервые регулируется Кодексом в качестве самостоятельного гражданско-правового договора, которому посвящена отдельная глава. Суть обязательства, возникающего из договора транспортной экспедиции, состоит в том, что одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента), в качестве которой выступает грузоотправитель или грузополучатель, выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК).

Ранее транспортно-экспедиционное обслуживание рассматривалось законодательством в качестве определенного набора дополнительных к перевозке груза операций и услуг, выполняемых для грузоотправителя или грузополучателя транспортной или иной специализированной организацией. Регулировались указанные правоотношения в минимальной степени транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами перевозок грузов.

Одним из наиболее развитых было правовое регулирование  транспортно-экспедиционного обслуживания грузоотправителей и грузополучателей, осуществляемое организациями автомобильного транспорта. Данное обстоятельство объясняется двумя причинами. Во-первых, на автомобильном транспорте перевозка груза производится автотранспортной организацией, как правило, без сопровождения его экспедитором грузоотправителя (грузополучателя), а функции экспедитора возлагаются на водителя автотранспортной организации - шофера-экспедитора (ст. 49-50 УАТ). Во-вторых, в свое время после долгих дискуссий между транспортными министерствами и ведомствами на Министерство автомобильного транспорта РСФСР было возложено выполнение функций по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузоотправителей и грузополучателей при централизованном завозе (вывозе) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты. В связи с этим в УАТ был включен раздел VIII "Транспортно-экспедиционные операции и услуги, оказываемые предприятиями и организациями автомобильного транспорта общего пользования".

В соответствии с УАТ отношения, связанные с  транспортно-экспедиционным обслуживанием, регламентировались специальным нормативным актом: Правилами транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и учреждений в РСФСР, утвержденными Министерством автомобильного транспорта РСФСР 13 ноября 1980 года по согласованию с Госпланом РСФСР и Государственным арбитражем РСФСР. Впоследствии указанные Правила стали самостоятельным разделом Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом.

УАТ и  Правила определили нормы, регулирующие транспортно-экспедиционное обслуживание, дифференцировано применительно к  прямому автомобильному сообщению и смешанному автомобильно-железнодорожному, автомобильно-водному и автомобильно-авиационному сообщению.

При перевозках грузов в прямом автомобильном сообщении  автотранспортные организации выполняют для грузоотправителей и грузополучателей по годовым договорам перевозки грузов обязательные и дополнительные транспортно-экспедиционные услуги. К числу транспортно-экспедиционных услуг, выполняемых в обязательном порядке, относятся: прием грузов к перевозке автомобильным транспортом по надлежаще оформленным грузоотправителями товарно-транспортным документам; сопровождение и охрана грузов при перевозке автомобильным транспортом; сдача грузов грузополучателям с надлежащим оформлением им товарно-транспортных документов. Указанные услуги выполняются шофером-экспедитором соответствующей автотранспортной организации.

В годовых  договорах перевозки грузов автомобильным  транспортом по согласованию сторон может быть предусмотрено также  выполнение автотранспортной организацией ряда дополнительных транспортно-экспедиционных операций и услуг, в частности: ведение учетных карточек для грузоотправителей по выполнению плана перевозок; предварительная подготовка груза к перевозке (подсортировка, затаривание, пакетирование и т. п.); внутрискладская переработка грузов; погрузка и выгрузка грузов; кратковременное хранение грузов на складах автотранспортных организаций.

Гораздо шире набор транспортно-экспедиционных операций и услуг, выполняемых автотранспортными  организациями при осуществлении  централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом на станции железных дорог, в морские и речные порты (на пристани) и аэропорты. Здесь тоже имеются как обязательные, так и дополнительные операции и услуги. В обязательном порядке автотранспортные организации должны обеспечить: представление станциям железных дорог, морским, речным портам (пристаням) и аэропортам заявки на отправление грузов; получение разрешения (визы) на завоз грузов; прием грузов от грузоотправителей, сдача грузов станциям железных дорог, морским, речным портам и аэропортам; оплата стоимости перевозок и дополнительных сборов железной дороге, морскому, речному и воздушному транспорту; получение документов, подтверждающих прием грузов другими видами транспорта и оплату им платежей, причитающихся за перевозку, и доставка этих документов грузоотправителям; раскредитование документов на прибывшие в адрес грузополучателей грузы; информация грузополучателей о прибытии грузов; прием грузов от станций железных дорог, морских, речных портов (пристаней) и аэропортов; сопровождение и охрана грузов при перевозке автомобильным транспортом; сдача грузов получателям; доставка грузополучателям транспортных и других документов.

В годовых  договорах на централизованную перевозку  грузов по согласованию сторон может предусматриваться выполнение автотранспортными организациями дополнительных транспортно-экспедиционных операций и услуг, и в частности: наведение и выдача справок о движении грузов; маркировка предназначенных к отправлению грузов; завоз грузов на склады, укрупнение мелких отправок и подгруппировка грузов по направлениям и назначению; хранение грузов на складах; погрузка грузов у отправителей и разгрузка у получателей, уведомление об отправке или прибытии грузов.

Содержащиеся  в УАТ и названных Правилах нормы, регулирующие транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей и  грузополучателей автотранспортными организациями, и ныне сохраняют свое значение. Однако такого рода правоотношения, когда обязанности экспедитора исполняются перевозчиком, не могут быть отнесены к числу основных в транспортно-экспедиционном обслуживании (п. 2 ст. 801 ГК).

Уже в  Основах 1991 года (ст. 105) договор транспортной экспедиции был выведен далеко за рамки транспортно-экспедиционного  обслуживания, осуществляемого перевозчиком груза. И в ГК нормы о договоре транспортной экспедиции ориентированы скорее на обязательства с участием специализированной организации (экспедитора), не являющейся перевозчиком груза.

Основные  обязанности экспедитора, составляющие содержание обязательства, возникающего из договора транспортной экспедиции, состоят в организации перевозки груза клиента тем транспортом и по тому маршруту, которые избраны клиентом или экспедитором, заключении для этого экспедитором от имени клиента или от своего имени договоров перевозки грузов с транспортными организациями, обеспечении отправки и получения груза клиента.

Помимо  названных обязанностей экспедитора, непосредственно связанных с обеспечением перевозки груза клиента, договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление экспедитором и ряда дополнительных услуг и операций, необходимых для доставки груза клиента. К их числу относятся: выполнение таможенных и иных формальностей; получение требующихся для экспорта и импорта товаров документов; проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка; уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза, его получение в пункте назначения, а также иные операции и услуги, установленные договором.

Специфической обязанностью клиента по договору транспортной экспедиции является предоставление экспедитору документов, относящихся к грузу, а также информации о свойствах груза, особых условиях его перевозки и иных сведений, необходимых экспедитору для исполнения договора транспортной экспедиции (ст. 804). Непредоставление клиентом такой информации дает экспедитору право не приступать к исполнению своих обязанностей по договору вплоть до получения необходимой информации. Он вправе также потребовать от клиента возмещения убытков, причиненных непредоставлением необходимых документов и информации о грузе. Виды документов (характер информации о грузе), которые клиент обязан предоставить экспедитору, определяются в договоре транспортной экспедиции.

В случаях, когда экспедитор, выполняя свои обязанности, действует от имени клиента, например при заключении договора с перевозчиком, получении груза и т. п., клиент должен выдать ему доверенность (п. 2 ст. 802).

Никаких особых требований к форме договора транспортной экспедиции Кодекс не содержит. Такой договор заключается в простой письменной форме (п. 1 ст. 802). Это означает, что договор транспортной экспедиции может быть заключен не только путем составления единого документа, подписанного сторонами, но и путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (ст. 434).

Информация о работе Правовое регулирование транспотеровки товаров