Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:50, реферат
Сохранение такого методологического подхода в новом ГК оправданно еще и по той причине, что в соответствии с Кодексом все транспортные уставы и кодексы должны быть приняты на уровне федерального закона (п. 2 ст. 784).
Целью данной работы является анализ правового регулирования транспортировки товаров.
Введение
1. Понятие и предмет транспортного права
2. Права и обязанности перевозчика и грузоотправителя
3. Регулирование договорных отношений, связанных с перевозками
4. Претензионно-исковой порядок урегулирования споров
5. Регулирование транспортно – экспедиционного обслуживания
Заключение
Список литературы
3
4
6
10
18
21
27
28
4. Претензионно-исковой порядок урегулирования споров
Таким образом, коммерческий акт, который ранее "безраздельно господствовал" над всеми иными доказательствами причин утраты, недостачи, повреждения (порчи) грузов или багажа при перевозке и зачастую выступал в роли единственного и бесспорного доказательства, утратил это значение. При рассмотрении споров суд должен принимать во внимание все имеющиеся доказательства и оценивать коммерческий акт в совокупности с ними.
Существенным образом изменен Кодексом претензионно-исковой порядок урегулирования споров, возникающих из перевозок грузов или багажа (ст. 797).
Заслуживает быть отмеченным уже сам факт сохранения претензионного порядка урегулирования споров. Данное обстоятельство нашло отражение в тексте Кодекса в виде положения о том, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом и кодексом. Необходимость сохранения претензионного порядка очевидна: транспортные организации имеют в качестве клиентов тысячи организаций-грузовладельцев, поэтому при возникновении конфликтов они должны иметь возможность разобраться в сложной документации, объявить при необходимости розыск груза, запросить сведения иных транспортных организаций, участвовавших в перевозке груза, и т. п.
Обращает на себя внимание, что претензия должна быть предъявлена в порядке, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом.
Правом
на предъявление претензии наделены:
по поводу утраты груза грузополучатель
и грузоотправитель при условии
представления квитанции в
Право на
предъявление претензии, предоставленное
соответствующим транспортным уставом
или кодексом, не может быть передано
другому лицу, за исключением случаев,
когда такое право передается
грузоотправителем
К претензии должны быть приложены документы, свидетельствующие о наличии у предъявителя права на обращение с претензией (ст. 169, 173 УЖД, ст. 219, 223 УВВТ, ст. 298 КТМ). Претензия должна иметь подпись управомоченного лица.
Таковы основные требования, относящиеся к порядку предъявления претензий транспортным организациям.
В отличие от ранее действовавшего законодательства (ст. 384 ГК 1964 года) Кодекс не установил каких-либо сроков на предъявление претензий и не предоставил такую возможность транспортным уставам и кодексам. Поэтому все многочисленные нормы, содержащиеся в транспортных уставах и кодексах, в которых определяются такие сроки, утратили силу. Указанные сроки на предъявление претензий к транспортным организациям носили преклюзивный характер, а принимая во внимание имевшееся у транспортных организаций право возвратить предъявленную претензию грузоотправителю (грузополучателю) без рассмотрения по формальным основаниям, зачастую служили непреодолимым препятствием на пути предъявления каких-либо требований перевозчику. Сегодня главное, чтобы претензия была предъявлена перевозчику в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом, и в пределах установленного срока исковой давности.
Кстати, срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, увеличен Кодексом до одного года вместо двух месяцев, как было определено ранее действовавшим законодательством.
В ГК имеется отдельная статья, предусматривающая ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. В этих случаях ответственность перевозчика будет определяться по правилам, предусмотренным главой 59 ГК ("Обязательства вследствие причинения вреда"). Правда, это не исключает возможности установления в отдельном законе или договоре перевозки повышенной ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира.
5. Регулирование транспортно – экспедиционного обслуживания
Договор транспортной экспедиции (Глава 41). Транспортная экспедиция (ст. 801-806) впервые регулируется Кодексом в качестве самостоятельного гражданско-правового договора, которому посвящена отдельная глава. Суть обязательства, возникающего из договора транспортной экспедиции, состоит в том, что одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента), в качестве которой выступает грузоотправитель или грузополучатель, выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК).
Ранее транспортно-экспедиционное
обслуживание рассматривалось
Одним из наиболее развитых было правовое регулирование транспортно-экспедиционного обслуживания грузоотправителей и грузополучателей, осуществляемое организациями автомобильного транспорта. Данное обстоятельство объясняется двумя причинами. Во-первых, на автомобильном транспорте перевозка груза производится автотранспортной организацией, как правило, без сопровождения его экспедитором грузоотправителя (грузополучателя), а функции экспедитора возлагаются на водителя автотранспортной организации - шофера-экспедитора (ст. 49-50 УАТ). Во-вторых, в свое время после долгих дискуссий между транспортными министерствами и ведомствами на Министерство автомобильного транспорта РСФСР было возложено выполнение функций по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузоотправителей и грузополучателей при централизованном завозе (вывозе) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты. В связи с этим в УАТ был включен раздел VIII "Транспортно-экспедиционные операции и услуги, оказываемые предприятиями и организациями автомобильного транспорта общего пользования".
В соответствии с УАТ отношения, связанные с транспортно-экспедиционным обслуживанием, регламентировались специальным нормативным актом: Правилами транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и учреждений в РСФСР, утвержденными Министерством автомобильного транспорта РСФСР 13 ноября 1980 года по согласованию с Госпланом РСФСР и Государственным арбитражем РСФСР. Впоследствии указанные Правила стали самостоятельным разделом Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом.
УАТ и Правила определили нормы, регулирующие транспортно-экспедиционное обслуживание, дифференцировано применительно к прямому автомобильному сообщению и смешанному автомобильно-железнодорожному, автомобильно-водному и автомобильно-авиационному сообщению.
При перевозках грузов в прямом автомобильном сообщении автотранспортные организации выполняют для грузоотправителей и грузополучателей по годовым договорам перевозки грузов обязательные и дополнительные транспортно-экспедиционные услуги. К числу транспортно-экспедиционных услуг, выполняемых в обязательном порядке, относятся: прием грузов к перевозке автомобильным транспортом по надлежаще оформленным грузоотправителями товарно-транспортным документам; сопровождение и охрана грузов при перевозке автомобильным транспортом; сдача грузов грузополучателям с надлежащим оформлением им товарно-транспортных документов. Указанные услуги выполняются шофером-экспедитором соответствующей автотранспортной организации.
В годовых договорах перевозки грузов автомобильным транспортом по согласованию сторон может быть предусмотрено также выполнение автотранспортной организацией ряда дополнительных транспортно-экспедиционных операций и услуг, в частности: ведение учетных карточек для грузоотправителей по выполнению плана перевозок; предварительная подготовка груза к перевозке (подсортировка, затаривание, пакетирование и т. п.); внутрискладская переработка грузов; погрузка и выгрузка грузов; кратковременное хранение грузов на складах автотранспортных организаций.
Гораздо
шире набор транспортно-
В годовых договорах на централизованную перевозку грузов по согласованию сторон может предусматриваться выполнение автотранспортными организациями дополнительных транспортно-экспедиционных операций и услуг, и в частности: наведение и выдача справок о движении грузов; маркировка предназначенных к отправлению грузов; завоз грузов на склады, укрупнение мелких отправок и подгруппировка грузов по направлениям и назначению; хранение грузов на складах; погрузка грузов у отправителей и разгрузка у получателей, уведомление об отправке или прибытии грузов.
Содержащиеся в УАТ и названных Правилах нормы, регулирующие транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей автотранспортными организациями, и ныне сохраняют свое значение. Однако такого рода правоотношения, когда обязанности экспедитора исполняются перевозчиком, не могут быть отнесены к числу основных в транспортно-экспедиционном обслуживании (п. 2 ст. 801 ГК).
Уже в
Основах 1991 года (ст. 105) договор транспортной
экспедиции был выведен далеко за
рамки транспортно-
Основные обязанности экспедитора, составляющие содержание обязательства, возникающего из договора транспортной экспедиции, состоят в организации перевозки груза клиента тем транспортом и по тому маршруту, которые избраны клиентом или экспедитором, заключении для этого экспедитором от имени клиента или от своего имени договоров перевозки грузов с транспортными организациями, обеспечении отправки и получения груза клиента.
Помимо названных обязанностей экспедитора, непосредственно связанных с обеспечением перевозки груза клиента, договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление экспедитором и ряда дополнительных услуг и операций, необходимых для доставки груза клиента. К их числу относятся: выполнение таможенных и иных формальностей; получение требующихся для экспорта и импорта товаров документов; проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка; уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза, его получение в пункте назначения, а также иные операции и услуги, установленные договором.
Специфической обязанностью клиента по договору транспортной экспедиции является предоставление экспедитору документов, относящихся к грузу, а также информации о свойствах груза, особых условиях его перевозки и иных сведений, необходимых экспедитору для исполнения договора транспортной экспедиции (ст. 804). Непредоставление клиентом такой информации дает экспедитору право не приступать к исполнению своих обязанностей по договору вплоть до получения необходимой информации. Он вправе также потребовать от клиента возмещения убытков, причиненных непредоставлением необходимых документов и информации о грузе. Виды документов (характер информации о грузе), которые клиент обязан предоставить экспедитору, определяются в договоре транспортной экспедиции.
В случаях, когда экспедитор, выполняя свои обязанности, действует от имени клиента, например при заключении договора с перевозчиком, получении груза и т. п., клиент должен выдать ему доверенность (п. 2 ст. 802).
Никаких особых требований к форме договора транспортной экспедиции Кодекс не содержит. Такой договор заключается в простой письменной форме (п. 1 ст. 802). Это означает, что договор транспортной экспедиции может быть заключен не только путем составления единого документа, подписанного сторонами, но и путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (ст. 434).
Информация о работе Правовое регулирование транспотеровки товаров