Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 18:17, реферат
Это главное содержание правового положения человека и гражданина, но на него влияют и другие правовые факторы: гражданство, принципы, гарантии прав и свобод. Права и обязанности людей закрепляются многими отраслями права, но особое значение в закреплении положения человека в обществе имеет государственное право, прежде всего Конституция, устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина. Они включают: гражданство, конституционные принципы правового положения человека и гражданина, основные права и свободы, их гарантии, обязанности.
. Никто не должен
подвергаться пыткам, насилию, другому
жестокому или унижающему
Заботой о достоинстве человека пронизаны многие нормы уголовного права и процесса, а также уголовно - процессуального кодекса. В Уголовном кодексе предусмотрены такие составы преступления, как клевета и оскорбление. Не менее важны гражданско-правовые гарантии, закрепленные в Гражданском кодексе. Это такие как жизнь, здоровье, деловая репутация, личная и семейная тайна, право на имя и авторство и др. При причинение гражданину моральный вред, то он в праве требовать от нарушитель денежной компенсации. Также одним из способов защиты является право обращения в суд.
3. Право на личную свободу.
Право на свободу есть ни что иное, как сама свобода, т.е. возможность совершать любые противоправные поступки. В неразрывной связи с ним находится личная неприкосновенность человека, охватывающая его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Человек имеет право сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь. В конституции РК это выражено в ст.16:
1. Каждый имеет право на личную свободу.
2. Арест и содержание
под стражей допускаются
Ограничение этой свободы
допускается только на основе закона и
в законных формах, все меры принуждения
должны находиться под судебным контролем.
4. Право на частную жизнь.
Частная жизнь представляет собой совокупность тех сторон его личной жизни, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Частная жизнь отражает стремление каждого человека иметь свой собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от посторонних глаз. Злоупотребление тайной частной жизни может иметь антиобщественный и противоправный характер, поэтому вторжение в эту тайну для выявления противоправных деяний того или иного лица, должно происходить на основании закона при наличии веских, признанных законом, аргументов для подозрения или обвинения данного лица в совершении преступления, т.е. при наличии возбужденного уголовного дела. При отсутствии данных условий, частная жизнь неприкосновенна. Гарантии этих прав содержатся во многих статьях Конституции РК, в частности в ст.18:
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства.
2. Каждый имеет
право на тайну личных вкладов
и сбережений, переписки, телефонных
переговоров, почтовых, телеграфных
и иных сообщений. Ограничения
этого права допускаются
3. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации.
5. Неприкосновенность жилища.
В принципе, неприкосновенность жилища является составной частью частной жизни. Никто не праве проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, предусмотренных законом, или на основании судебного решения. Правом на охрану жилища являются лица, являющиеся его собственниками, арендаторами или проживающих по договору найма. Гарантии против незаконного вторжения и обысков со стороны правоохранительных органов - основное содержание неприкосновенности жилища. Однако при определенных ситуациях возникает необходимость проникновения в жилище против воли хозяев, это можно делать только на основании закона или судебного решения, как уже указывалось выше.
1. Жилище неприкосновенно.
Не допускается лишение жилища,
иначе как по решению суда.
Проникновение в жилище, производство
его осмотра и обыска
6. Национальная принадлежность.
Т.к. Казахстан является многонациональной страной, то до недавнего времени национальность являлась основанием дискриминации и в тоже время рассматривалась как гордость каждого человека. Данное право зафиксировано в ст.19 Конституции РК:
1. Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою
национальную, партийную и религиозную принадлежность.
2. Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
7. Свобода передвижений и места жительства.
Данное право принадлежит каждому, кто законно находится на территории страны. Следовательно этого права лишены все те лица, которые проникли в страну с нарушением визового режима или законодательства о въезде (ст.21):
Каждому, кто законно находится на территории Республики
Казахстан, принадлежит
право свободного передвижения по ее территории
и свободного выбора местожительства,
кроме случаев, оговоренных законом.
2. Каждый имеет право выезжать
за пределы Республики. Граждане Республики
имеют право беспрепятственного возвращения
в Республику.
9. Свобода слова и творчества.
Судьба у свободы слова и демократии общая: одно не может существовать без другого. Признание свободы слова требует и признания ее ограничения. Конституция гарантирует свободу слова, но и сразу же закрепляет невозможность пропаганды или агитации, возбуждающие разного рода вражду и ненависть. Многообразие проявления свободы слова дает основание отнести ее в равной степени и к личным и к политическим правам. Так и произошло и со статьей 20 Конституции РК, которая гласит, что:
1. Свобода слова и творчества гарантируется. Цензура запрещается.
2. Каждый имеет
право свободно получать и
распространять информацию
3. Не допускаются
пропаганда или агитация
Политические права и свободы.
1. Право на объединение.
Право на объединение - одно из самых всеобъемлющих политических прав граждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность участия каждого в политической и общественной жизни, а так же юридически установить создание разного рода общественных объединений.
Конституция РК закрепляет за гражданам право на общественные объединения, общественные движения, партии, профсоюзы, предпринимательские объединения, общества и ассоциации.
Ст.23 Конституции РК применяет формулировку "каждый гражданин Республики Казахстан имеет право на объединение....." - это значит, что каждый человек, законно находящийся на территории РК и обладающий всеми ее правами и обязанностями имеет право создавать общественные объединения и организации для реализации своих общественных, социальных и политических интересов. Право на объединения имеют как казахстанские граждане так и лица без гражданства, исключением являются политические партии, права на создание и участие в которых имеют только граждане РК. Принятие или вступление гражданина в общественную организацию осуществляется на добровольных началах в соответствиями с условиями, записанными в ее уставе. Ни кто не может быть принужден к вступлению в какие-либо общественные организации, а так же пребывания в них. Право на общественные объединения предоставляет гражданину широкий спектр реализации своих интересов непосредственно или вместе с общественной организацией. Конституция РК гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Это означает, что общественные объединения создаются без предварительного разрешения государственных органов. Право на объединение не является абсолютным правом и может подвергнуться определенным ограничениям.
2. Право на мирные собрания и митинги.
В РК это право принадлежит только ее гражданам.В Конституции это право выражено в статье 32, содержание которой гласит:
Граждане Республики Казахстан вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Целью таких действий является обсуждение проблем, представляющих общие интересы, выражение поддержки политики властей или протеста против нее, стремление сделать свою позицию достоянием общественности. При проведении данных мероприятий, их участники обязаны соблюдать общественный порядок. Государство гарантирует право на проведение публичных мероприятий. Государственные и должностные лица и граждане не вправе препятствовать этим мероприятиям. Запрещение возможно лишь только в строго определенных случаях.
3.Право участвовать в управлении делами государства.
Данное право закреплено в ст.33 ч.1Конституции РК, суть которой заключается в:
1. Граждане Республики
Казахстан имеют право
Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем референдума, выборов или лучного участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же представителей в органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти.
Существуют две формы непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти, имеющие наибольшую социальную значимость: референдум и выборы.
Референдум есть голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждаются. Согласно Конституции, референдум назначается Президентом рк в порядке, установленном конституционным законом.
Выборы – наиболее часто и широко
применяемая форма непосредственной демократии.
Ими охватывается сложный процесс, именуемый
избирательной кампанией, которая начинается
с назначения даты выборов и завершается
определением итогов голосования. Выборы
– один из важнейших способов формирования
государственных органов, замещения должностей.
Свободными считаются выборы, которые
проводятся без какого - либо принуждения
относительно как явки на выборы, так и
голосования («за» или «против»). Наибольшую
свободу выбора дает наличие нескольких
баллотирующихся кандидатур,
Именно референдум обеспечивает
наиболее полное участие граждан в управлении
делами государства.
4.Право избирать и быть избранным.
Избирательное право граждан наступает с момента их совершеннолетия, когда гражданин становится полностью дееспособным лицом и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами и свободами.
Можно сказать, что всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по своему умственному или же психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (за ними в судебном порядке признается недееспособность - т.е они не могут выступать в качестве субъекта правовых отношений).
Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица, содержащиеся в данный момент под стражей, т.е. в отношении которых есть законное постановление (решение) суда, которое уже вступило в силу. Однако лица, находящиеся под следствием, если в отношении их еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, которое влечет за собой лишение свободы, имеют полные избирательные права. Ограничение их избирательных прав во внесудебном порядке является актом произвола.
5.Равный доступ к
Обратимся теперь к праву граждан на равный доступ к государственной службе. Это одна из новых норм для Конституции РК. Ее включение означает не только приведение Конституции и законодательства в соответствии с нормами международного права, но и снятие ограничения на партийность, национальность, родственники за границей и т.д.
Это право означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по каким - либо признакам.
Ограничением на прием на государственную службу может служить отсутствие соответствующего образования, опыта работы, квалификации по государственной должности.
Обязанности.
Обязанности - мера общественного необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования.
1. соблюдение Конституции и законов.
Это самая главная обязанность, закрепленная в ст.34 ч.1 Конституции РК. Данная конституционная обязанность распространяется и на граждан и на не граждан и не сводится к соблюдению указанных нормативно - правовых актов (Конституция и законы), она имеет более широкий характер и охватывает и подзаконные акты и законы местного самоуправления, однако это не исчерпывающий перечень.
2. Уважение прав и свобод других лиц.