Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 11:43, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть акционерные общества с точки зрения гражданско-правовых отношений. И в частности как отражена эта форма собственности в новом Гражданском Кодексе РФ.
Введение
Глава 1. Принципы организации акционерного общества
1.1 Устав акционерного общества
1.2 Участники и уставной капитал общества
1.3 Принципы функционирования общества
Глава 2. Порядок создания и ликвидации акционерного общества
2.1 Учреждение общества
2.2 Реорганизация общества
2.3 Ликвидация общества
Глава 3. Типы акционерных обществ
Глава 4. Ценные бумаги акционерного общества
Глава 5. Управление и контроль над деятельностью акционерного общества
5.1 Органы управления обществом
5.2 Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью общества
Заключение
Библиографический список
Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №439. Согласно статье 12 Закона о регистрации при государственной регистрации юридического лица в регистрирующий орган представляются, в том числе, учредительные документы юридического лица. При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:
– руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
– учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
– руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
– иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Заявителю при предоставлении всех необходимых документов в этот же день выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. В случае поступления в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Отказ в государственной регистрации допускается в случае (п. 1 ст. 23 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»):
– непредставления необходимых для государственной регистрации документов;
– представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
– когда один из учредителей находится в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Решение полномочного органа об отказе в регистрации, должно быть, мотивировано со ссылкой на норму закона. Такое решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке. Решение о государственной регистрации ОДО, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (п. 1 ст. 11 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Создание общества с участием иностранных инвесторов осуществляется в соответствии с федеральными законами РФ об иностранных инвестициях.
2.2 Реорганизация общества
Реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации общества путем присоединения к другому обществу первое из них считается реорганизованным с момента внесения органом государственной регистрации в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества. Не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общество в письменной форме уведомляет об этом своих кредиторов. Кредитор вправе требовать от общества прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков путем письменного уведомления в срок, не позднее 30 дней с даты направления обществом кредитору уведомления о реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования; не позднее 60 дней с даты направления обществом кредитору уведомления о реорганизации в форме разделения или выделения. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, то вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами.
2.3 Ликвидация общества
Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) ликвидация общества влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК РФ выделяет два вида ликвидации: добровольная и обязательная. Акционерное общество может быть ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров. Причины ликвидации общества могут быть самыми разными, в том числе это может быть в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, либо с достижением цели, ради которой оно создано. В случае добровольной ликвидации общества совет директоров ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее Закон об акционерных обществах), решение вопроса о ликвидации общества относится к исключительной компетенции общего собрания. Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Решение по данному вопросу принимается квалифицированным большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде. Общество может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ. Перечень оснований для судебной ликвидации общества установлен статьей 61 ГК РФ:
- в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
- в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии). Осуществление обществом деятельности, подлежащей лицензированию, после аннулирования лицензии может являться основанием для его ликвидации;
- в случае осуществления деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации;
- в случае осуществления
деятельности с иными
Иные основания и порядок ликвидации акционерного общества определяются ГК РФ и Законом об акционерных обществах. Указанный перечень не носит исчерпывающий характер. Например, пункт 1 статьи 34 Закона об акционерных обществах, согласно которому в случае неисполнения обязанности по уменьшению уставного капитала, общество может быть ликвидировано. Не является основанием для ликвидации общества в судебном порядке неисполнение решения общего собрания о добровольной ликвидации общества. Наличие решения о добровольной ликвидации общества не исключает возможности обращения в суд с иском о его принудительной ликвидации, если указанное решение не выполняется и имеются основания, предусмотренные пунктом 2 статьи 61 ГК РФ. Федеральным законом от 3 января 2006 года №6-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации» внесено изменение в ГК РФ, в частности, утратило силу положение, согласно которому любое юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, в том числе потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды, могли совместно с кредиторами принять самостоятельное решение о своем банкротстве и добровольной ликвидации. Теперь решение о несостоятельности (банкротстве) всех юридических лиц, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, уполномочен принимать только суд. Требование о ликвидации юридического лица, по указанным выше основаниям, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридических лиц могут заявляться налоговыми органами (на основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ)), Центральным Банком Российской Федерации (далее ЦБ РФ) (на основании статьи 20 Федерального закона от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности»), прокурором (на основании статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», регистрирующие органы по основаниям, предусмотренным: пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 2003 года №174-ФЗ «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации»; а также антимонопольный орган по основаниям, предусмотренным пунктом 9 статьи 17 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». При рассмотрении указанных исков и оценки обоснованности заявленных требований необходимо выявлять наличие оснований для ликвидации соответствующего юридического лица, на которые ссылается истец. Исследования вопроса о финансовом положении ответчика по такого рода делам не требуется (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 5 декабря 1997 года №23 «О применении пунктов 2 и 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации»). Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. В этом случае в решении о ликвидации юридического лица указываются сроки представления ими в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13 августа 2004 года №84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации»). Эти сроки в соответствии со статьей 118 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом при необходимости могут быть продлены. При возложении судом обязанностей по ликвидации акционерного общества на его учредителей следует исходить из того, что эти обязанности в соответствии с Законом об акционерных обществах должны быть исполнены акционерами общества (Определение Федерального арбитражного суда (далее ФАС) Северо-Западного округа от 18 мая 2004 года по делу №А56-42576/03). Кроме того, суд вправе назначить ликвидатора общества. Ликвидатором может быть назначено физическое лицо (в том числе лицо, не обладающее статусом арбитражного управляющего) с его согласия по предложению органа, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридического лица. Обязанности по проведению ликвидации юридического лица не могут возлагаться арбитражным судом на государственный или муниципальный орган, по иску которого судом принято соответствующее решение. Соответствующие обязанности должны возлагаться на лиц или органы, уполномоченные на то законом или учредительными документами юридического лица (пункт 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13 января 2000 года №50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)»). Учредители общества, принявшие решение о ликвидации общества обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. В настоящее время таким органом является Федеральная налоговая служба. С целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации общества, осуществляемой по решению суда, судам рекомендовано направлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию (пункт 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13 января 2000 года №50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)»). На основании статьи 20 закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» учредители общества обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого общества с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации. В случаях, когда законодатель обязывает «уведомить» о принятии решения о ликвидации общества, о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, уплата государственной пошлины при подаче уведомления не требуется. Данное сообщение носит уведомительный характер. Форма такого уведомления утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». При поступлении в налоговый орган сообщения о принятии обществом решения о ликвидации или заявления о снятии с учета организации, ликвидируемой по основаниям, установленным статьей 61 ГК РФ, налоговый орган назначает выездную налоговую проверку указанного общества. При наличии задолженности по налогам и сборам - обеспечивает применение к обществу мер по ее взысканию в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Статьей 89 НК РФ налоговые инспекторы не вправе проводить две выездные проверки по одним и тем же налогам в течение одного календарного года, однако, это ограничение не распространяется на проверки организаций, прекращающих свою деятельность. Выездная проверка не может длиться больше двух месяцев, но чаще всего налоговые инспекторы, проверяющие ликвидируемую организацию, в такие сроки не укладываются.
Учредители общества назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2005 года по делу №А28-5525/2004-139/22). Круг полномочий ликвидационной комиссии определен статьей 63 ГК РФ. Исходя из содержания указанных норм руководитель ликвидационной комиссии имеет право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав. Согласно пункту 4 статьи 21 Закона об акционерных обществах в случае, когда акционером ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами.
Ликвидационная комиссия разрабатывает и утверждает план ликвидации организации, где обязательно должны быть включены следующие мероприятия:
· инвентаризация имущества организации;
· составление развернутой характеристики финансового состояния организации на момент ликвидации;
· сверка расчетов по всем федеральным и территориальным платежам с налоговыми органами и внебюджетными фондами;
· анализ и оценка дебиторской задолженности, и разработка мероприятий по ее взысканию;
· анализ и характеристика кредиторской задолженности;
· подготовка сведений о размерах и составе активов организации;
· определение порядка реализации имущества ликвидируемой организации;
· определение порядка расчетов с кредиторами, относящимися к одной очередности удовлетворения требований кредиторов;
· установление сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества организации, оставшегося после расчетов с кредиторами;
· увольнения персонала ликвидируемой организации;
· установление всех организаций, учредителем которых является юридическое лицо, и вывод его из состава учредителей, в случае если ликвидируемая организация является единственным учредителем другой организации, то эта организация должна быть также ликвидирована;
· определение порядка распределения между учредителями денежных и иных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов;
· подготовка документов для исключения организации из государственного реестра юридических лиц;
· закрытие счетов в банках;
· передача на хранение в архив документы по личному составу общества (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы), протоколы общих собраний общества. Прием документов в архив удостоверяется справкой, копия которой передается в регистрирующий орган;
· согласование ликвидационного баланса с регистрирующим органом.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации общества. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения, кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, считаются погашенными. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, предъявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.
В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Законом об акционерных обществах такой обязанности также не установлено. Кредитные организации обязаны согласовывать промежуточный ликвидационный баланс с ЦБ РФ. Требования по составлению промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса кредитной организации и порядок согласования указанных балансов территориальными учреждениями Банка Российской Федерации определены в Положении о порядке составления промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса кредитной организации и их согласования территориальными учреждениями ЦБ РФ, утвержденном ЦБ РФ от 4 октября 2000 года №125-П.
Информация о работе Правовой статус акционеров в акционерном обществе