Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 10:17, курсовая работа
Настоящий период развития нашего государства характеризуется постоянно возрастающим уровнем законотворчества. С совершенствованием всех отраслей российского законодательства связывают надежды на успех в строительстве правового социального государства.
Роль законотворческого процесса в государственном механизме нельзя переоценить. Законы могут подталкивать либо задерживать развитие тех или иных общественных отношений, решать либо быть препятствием в решении государственных задач.
Введение……………………………………………………………………...….3
1. Государственная Дума – представительный и законодательный
орган РФ..........................................................................................................5
1.1. Правовое регулирование деятельности Государственной Думы РФ…13
1.2. Структура и поряок формирования Государственной Думы РФ………15
1.3. Полномочия Государственной Думы РФ…………………………………19
1.4. Стадии законодательного процесса……………………………………….20
1.5. Роспуск Государственной Думы РФ………………………………...........23
2. Взаимоотношения Госдумы с государственными органами………24
3. Правовой статус депутатов Государственной Думы РФ……………26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы…………………………………………….31
Негосударственное образовательное учреждение высшего
Профессионального и дополнительного образования
БАЙКАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
Заочный факультет
Кафедра юриспруденции
КУРСОВАЯ РАБОТА
По учебной дисциплине:
«Конституционное право»
Тема: «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Курсовая работа выполнена
Студентом группы ИЮБ–12–З __________/Бондарева Алёна Дмитриевна/
Курсовая работа защищена с оценкой ____________________
Научный руководитель:
Доцент кафедры, к.ю.н.
/____________/________________
Чунский - 2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………
орган РФ......................
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………….31
Настоящий период развития нашего государства характеризуется постоянно возрастающим уровнем законотворчества. С совершенствованием всех отраслей российского законодательства связывают надежды на успех в строительстве правового социального государства.
Роль законотворческого процесса в государственном механизме нельзя переоценить. Законы могут подталкивать либо задерживать развитие тех или иных общественных отношений, решать либо быть препятствием в решении государственных задач.
Важно, чтобы законы соответствовали состоянию общества, уровню развития науки и техники, были социально значимыми.
Конституция Российской Федерации 1993г. в ст. 94 впервые закрепила понятие парламента – Федерального Собрания – как высшего представительного и законодательного органа государственной власти РФ. Тем самым были положены конституционные основы для развития российского парламентаризма. Данный правовой институт постоянно развивается и совершенствуется, меняется его нормативная основа. Поэтому исследование парламентаризма в современной России представляет научный и практический интерес. В данной работе предполагается исследование конституционно-правового статуса Государственной Думы Федерального Собрания РФ (далее в тексте ГД) как составной части парламента.
Парламент – правовой институт государственной представительной и законодательной власти, который является связующим звеном между обществом и государством. Он выполняет две важнейшие функции: а) формирует законодательство Российской Федерации, на основании которого развиваются политическая, экономическая и социальная системы, гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина; б) осуществляет реализацию принципов народовластия, совершенствует формы участия населения в управлении делами государства.
В соответствии с политико-правовой теорией разделения властей, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную, ГД относится к законодательной власти и является составляющей (нижней палатой) Федерального собрания.
Объектом исследования данной работы является совокупность закрепленных Конституцией, ФЗ и регламентными нормами государственно-властных полномочий ГД, установленных самой Конституцией принципов, определяющие правовое регулирование работы ГД и особенности её правового положения в системе права.
Актуальность темы: проблемы реализации на практике конституционно-правового статуса законодательного и представительного органа государственной власти – ГД, как субъекта как главного выразителя воли населения (граждан), представляют собой мало исследованную область. Конституционная реформа, начавшаяся в 1990-х годах и затронувшая организацию и деятельность высших представительных органов субъектов Федерации, еще не завершена. Укрепление позиций отдельных элементов российской политической системы, в том числе и ГД – способно придать новое направление совершенствованию механизмов осуществления государственной власти со всевозрастающим влиянием общества.
Цель работы: подвергнуть анализу конституционно-правовой статус ГД.
Задачи работы: обосновать структуру и определить порядок формирования ГД и ее полномочий, а также обосновать правовой статус депутатов ГД.
Работа представляет собой исследование, состоящее из вводной части, основной части и заключения. Основная часть состоит их трех глав, каждая из которых имеет несколько параграфов.
Роль законотворческого процесса в государственном механизме нельзя переоценить. Законы могут подталкивать либо задерживать развитие тех или иных общественных отношений, решать либо быть препятствием в решении государственных задач.
Важно, чтобы законы соответствовали состоянию общества, уровню развития науки и техники, были социально значимыми. При этом самое главное, чтобы законы были исполнимы. Вот почему так важна экономическая сторона любой правовой нормы.
Еще на первой стадии законотворческого процесса при разработке законопроекта необходимо финансово и экономически обосновать его принятие. Понадобятся ли средства на его осуществление, в каком размере, чьи это будут инвестиции – государственные (бюджетные) или привлеченные (частные), каковы будут экономические выгоды от его реализации, соответствуют ли расходы ожидаемым результатам? Решение поставленных вопросов возлагается не только на субъекты законодательной инициативы, но и на Правительство Российской Федерации как высший государственный орган исполнительной власти, отвечающий за федеральный бюджет и проведение государственной политики по всем социально значимым направлениям.
В соответствии с Конституцией Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет, после его принятия в качестве закона обеспечивает его исполнение, представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета. На Правительстве РФ лежит обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; а также единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии, социальной политики. Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью.
В последнее время наблюдается все возрастающая роль Правительства РФ в законотворчестве. Участие Правительства в данном процессе регулируется положениями Конституции Российской Федерации, ст. 37 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Регламентом Правительства Российской Федерации.
Участие Правительства РФ в законодательном процессе возможно несколькими способами. Прежде всего, оно выступает в качестве субъекта законодательной инициативы.
В данном случае оно обладает не только стандартными полномочиями, свойственными всем субъектам права законодательной инициативы (право представлять собственный законопроект в палатах Федерального Собрания), но и исключительными полномочиями, свойственными только ему (только Правительству принадлежит право внесения в Государственную Думу законопроекта о федеральном бюджете).
Кроме того, Правительство РФ может направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах. Официальные отзывы Правительства РФ подлежат обязательному оглашению или распространению при рассмотрении федеральных законов и законопроектов на заседаниях Совета Федерации или Государственной Думы.
Есть также случай, предусмотренный положениями ст. 104 Конституции РФ, когда участие Правительства РФ обязательно на стадии подготовки законопроекта к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Прохождение проектов федеральных законов начинается с их внесения субъектом права законодательной инициативы в Государственную Думу – единственный орган государственной власти, уполномоченный Конституцией РФ на принятие федеральных законов.
При этом Конституция РФ непосредственно не устанавливает ни условий, ни порядка реализации управомоченными субъектами принадлежащего им права законодательной инициативы, ни каких-либо требований к проекту федерального закона или его инициатору. Исключение составляют проекты федеральных законов, указанные в ч. 3 ст. 104 Конституции РФ, в соответствии с которой проекты федеральных законов о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие проекты федеральных законов, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы только при наличии заключения Правительства РФ. В указанных случаях Правительство РФ является участником процесса реализации права законодательной инициативы в силу прямого указания Конституции РФ, что также предусматривается ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», согласно которому соответствующие заключения Правительством РФ направляются как субъекту права законодательной инициативы, так и в Государственную Думу.
Поэтому при отсутствии заключения Правительства РФ данная инициатива еще не может квалифицироваться как законодательная, а сами проекты федеральных законов в системе действующего правового регулирования не являются проектами федеральных законов, внесенными в Государственную Думу, исходя из буквального смысла Конституции РФ.
Тем самым Конституция РФ обязывает субъекты права законодательной инициативы до внесения в Государственную Думу проекта федерального закона, из числа указанных в ч. 3 ст. 104 Конституции РФ, представить его в Правительство РФ для получения заключения и одновременно предусматривает обязанность Правительства РФ, участвующего в процессе реализации права законодательной инициативы, давать заключения на такие проекты федеральных законов1.
Проект федерального закона, поступивший на заключение в Правительство РФ от субъекта права законодательной инициативы или Государственной Думы с финансово-экономическим обоснованием и иными материалами, перечень которых определен в ст. 105 Регламента Государственной Думы, согласно п. 99 Регламента Правительства РФ2 в 2-дневный срок направляется Аппаратом Правительства РФ для подготовки проекта заключения в соответствующие федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, в том числе в обязательном порядке в Минфин России, Минэкономразвития России и Минюст России, которые направляют свои предложения головному исполнителю не позднее чем в 15-дневный срок с даты поступления проекта федерального закона в Правительство РФ. Проекты заключений, предусмотренных ч. 3 ст. 104 Конституции РФ, согласовываются в порядке, установленном Регламентом Правительства РФ3.
Головным исполнителем по проектам заключений Правительства РФ является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное регулирование в соответствующей сфере деятельности.
Головной исполнитель в 20-дневный срок с даты поступления проекта федерального закона в Правительство РФ обеспечивает подготовку проекта заключения, его согласование и представление в Правительство РФ, а при невозможности представления заключения в указанный срок согласовывает с субъектом права законодательной инициативы продление срока и письменно информирует Правительство РФ о достигнутом согласии.
Подготовка проектов заключений Правительства РФ осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных п. 57 Регламента Правительства РФ, согласно которым проект заключения
Правительства РФ по проекту федерального закона до его внесения в Правительство РФ подлежит обязательному согласованию:
Информация о работе Правовой статус депутатов Государственной Думы РФ