Правовые основы прикладной информатики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:23, реферат

Краткое описание

Трудовое право является одной из важнейших отраслей российского права. Из общей теории государства и права известно, что отрасли права отличаются друг от друга предметом и методом, которые определяют самостоятельность каждой из них.
Предмет любой отрасли права составляют однородные общественные отношения, которые регулируются нормами данной отрасли права. Метод же показывает, как и какими правовыми приемами, средствами осуществляется регулирование общественных отношений.

Содержание

1. Понятие и предмет трудового права 3
2. Метод и система трудового права 4
3. Принципы трудового права 7
4. Нормативные акты о труде (источники трудового права) 9
5. Субъекты трудового права 12
Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФ.docx

— 38.66 Кб (Скачать файл)

Суммируя вышеизложенное, можно дать следующее определение: источники трудового права — это результаты правотворческой деятельности органов государства, а также совместного нормотворчества работников и работодателей (их представителей) в сфере применения труда работников. Поскольку источник права является следствием правотворческой деятельности, то и вид источников, и их юридическая сила находятся в прямой зависимости от иерархии государственных органов, их конституционных полномочий и компетенции, которой они наделены по действующим законам.

Федеральные законы:

  1. Закон о занятости населения в РФ от 19 апреля 91 г.
  2. Кодекс законов о труде РФ 12 марта 92 г.
  3. Конституция 12 декабря 1993 г.

Указы президента:

1. Об утверждении Положения  о Федеральной инспекции труда  при Министерстве труда Российской  Федерации (Рострудинспеции)

  1. О комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 ГОДЫ

Постановления правительства:

  1. О Федеральной программе содействия занятости населения в Российской Федерации НА 1995 ГОД

2. О мерах по улучшению  условий и охраны труда 26 августа  95г.

Главное место среди источников трудового права занимает Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В ней закреплены основные трудовые права, свободы и гарантии их обеспечения. Статья 37 Конституции провозглашает свободу и добровольность труда, запрещает принудительный труд, закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не низке установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Признано право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждому предоставляется право на отдых, а работающим по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Следующим по значимости источником трудового права являются законы — как федеральные, так и субъектов  Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 72) вопросы  законодательства о труде находятся  в совместном ведении Федерации  и ее субъектов, а разграничение  их компетенции осуществляется, также  на основе Конституции. К ведению  Федерации, как следует из ст. 71, относится  достаточно большое число блоков норм (вопросов) трудового законодательства, поскольку они закреплены в ряде статей гл. II Конституции, составляющей основы правового статуса личности в России (ст. 64 Конституции). Это  уже рассмотренные трудовые права  и свободы, предусмотренные ст. 37 Конституции, или право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30) и др.

Среди федеральных законов  важнейшее место занимает Кодекс Законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ), который является основным кодифицированным источником трудового  права.

5. Субъекты трудового права

 

Субъектами трудового  правоотношения являются работник (физическое лицо) и работодатель. Общеизвестно, что субъект права — это  лицо, признанное по закону способным  вступить в правоотношение и приобретать (быть носителем) права и обязанности. Это признание связано с такими качествами, присущими лицу, как  правоспособность и дееспособность.

Конституцией Российской Федерации (ст. 37) закреплено право каждого  распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать род деятельности и профессию. Всякий живой труд требует  личной волевой деятельности человека и связан с использованием им своих  способностей к труду (рабочей силы). Только он сам вправе распорядиться  этими способностями и реализовать  их, а трудовые обязанности нельзя осуществлять через представителей и необходимо выполнять самому. Следовательно, у физического лица правоспособность и дееспособность неразрывно связаны  и возникают одновременно, то есть это лицо признается одновременно правоспособным и дееспособным. Это единство определяется понятием "трудовая право дееспособность", или "трудовая правосубъектность". Таким образом, трудовая правосубъектность  — это единая способность физического  лица быть субъектам трудового правоотношения (а также некоторых иных связанных с ним правоотношений).

В отличие от гражданской  правоспособности, возникающей с  момента рождения, трудовая правосубъектность  приурочена законом к достижению определенного возраста, а именно — 15 лет. Лица, обучающиеся в образовательных учреждениях, достигшие 14-летнего возраста, могут приниматься на работу для выполнения легкого труда, не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время с согласия родителей, усыновителей или попечителя (ст. 173 КЗоТ).

Граждане обладают равной трудовой правосубъектностью, согласно Конституции Российской Федерации  они свободны в реализации трудовых прав и должны быть свободны от дискриминации  в сфере труда. Законодательством  о труде запрещается какое  бы то ни было прямое или косвенное  ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ  при приеме на работу в зависимости  от пола, расы, национальности, языка, социального  происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, а также  других обстоятельств, не связанных  с деловыми качествами работников (ч. 2 ст. 16 КЗоТ). Отказ в приеме на работу по дискриминационный мотивам может  быть обжаловав в суд. В случае признания факта дискриминации  доказанным суд выносит решение  о ее устранении и о возмещении лицу, которое было подвергнуто дискриминации, материального и морального ущерба.

Ограничения трудовой правосубъектности  могут иметь место в отношении  иностранных граждан и лиц  без гражданства на основе закона. Конституцией Российской Федерации  предусматривается право только граждан Российской Федерации принимать  участие в управлении делами государства (ст. 32), право участвовать в отправлении  правосудия (ст. 119). Согласно этим нормам и в соответствии с Федеральными законами: "Об основах государственной  службы Российской Федерации", "О  прокуратуре Российской Федерации", "О милиции", Таможенным кодексом Российской Федерации и другими  законодательными актами ограничивается доступ иностранных граждан и  лиц без гражданства к замещению  государственных должностей на государственной  службе и т. д.

При осуществлении трудовой правосубъектности учитываются  и конкретные возможности физического  лица для замещения должностей или  выполнения работ повышенной категории  сложности. В таких случаях требуется  наличие специальной подготовки лица и его квалификация, подтвержденные соответствующими дипломами, удостоверениями, иными документами, свидетельствующими о его способности выполнять тот или иной вид труда. Исходя из этого при заключении трудового договора и возникновении трудового правоотношения не рассматриваются как дискриминация различия, исключения, предпочтения и ограничения, которые определяются свойственными данному виду требованиями.

Следовательно, основной правовой статус фиксирует в полном объеме права, свободы и обязанности  человека и гражданина в Российской Федерации (гл. 2 Конституции Российской федерации).

Указанные права и обязанности, в отличие от иных, принято именовать "статутными" они получают свое развитие и детализацию в субъективных правах и обязанностях, составляющих содержание конкретных трудовых правоотношений с возникновением трудового правоотношения правовой статус физического лица как бы сливается с правовым статусом субъекта данного правоотношения — работника. Выделение указанных лиц из общего числа работников объясняется кардинальными изменениями в отношениях собственности, развитием многоукладной экономики. Эти перемены заложили основу для появления в Российской Федерации нового и достаточно своеобразного субъекта труда — работника организации, одновременно связанного с этой организацией отношениями членства или участия в ней. Однако исключение этих лиц из числа работников, отношения которых не регулируются нормами трудового права, было бы обоснованным при наличии по крайней мере двух условий.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

    1. А.Д. Зайкин, «Российское трудовое право», Инфа М-НОРМА, Москва, 1997
    2. Основы права: Учебник для средних и высших учебных заведений/ 0-75 Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юрист, 1996. – 432с.
    3. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.
    4. Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов» от 5 апреля 1994г.
    5. Постановление правительства РФ «О федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 1996-1997 годы»
    6. Постановление пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах применения судами РФ законодательства при разрешении трудовых споров» от 22.12.92г.
    7. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях»
    8. Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок и признанных в установленном порядке безработными» от 2 июля 1992г.
    9. Постановление Правительства РФ «О федеральной программе содействия занятости населения в РФ на 1996-1997 годы» от 8 мая 1996г.
    10. Положение о федеральной службе занятости России, утверждённое постановлением Правительства РФ от 19 января 1993г.
    11. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992г.
    12. Кодекс Законов о Труду РФ (ред. от 17.03.97)
  1. Размещено на

 


Информация о работе Правовые основы прикладной информатики