Правовые особенности договора перевозки груза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 13:10, доклад

Краткое описание

Транспорт является важным звеном в экономике любого государства и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства.
В настоящее время осуществляется развитие и совершенствование транспортного законодательства в нашей стране. Гражданский кодекс Российской Федерации в гл. 40 определяет и регулирует лишь наиболее важные, принципиальные положения, регулирующие перевозки грузов, а также иных транспортных обязательств.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 30.38 Кб (Скачать файл)

          Транспорт является важным звеном в экономике любого государства и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства.

В настоящее время осуществляется развитие и совершенствование транспортного  законодательства в нашей стране. Гражданский кодекс Российской Федерации  в гл. 401 определяет и регулирует лишь наиболее важные, принципиальные положения, регулирующие перевозки грузов, а также иных транспортных обязательств. Эти положения должны обязательно учитываться действующим транспортным законодательством, независимо от того, включены они в транспортные кодексы и уставы или нет. Так, они нашли свое отражение в Воздушном кодексе Российской Федерации2 (далее - ВК), Уставе железнодорожного транспорта Российской Федерации3 (далее - УЖТ), Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации4 (далее - КТМ), Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации5 (далее - КВВТ), Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта6 (далее - УАТиГЭТ). Вместе с ними продолжают действовать нормативные акты, изданные в их развитие, - Правила перевозок грузов, инструктивные указания Государственного арбитража СССР в той части, в которой они не противоречат действующему законодательству РФ,  Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Указанные обстоятельства определили необходимость комплексного анализа  нормативных положений, посвященных  вопросам перевозки грузов.

Важно подчеркнуть, что вопросы правового регулирования перевозки грузов были и остаются предметом исследований представителей гражданско- правовой науки. В трудах известных отечественных ученых заложена солидная теоретическая база для изучения особенностей перевозки грузов различными видами транспорта. В частности, существенный вклад в развитие научных представлений о специфике данного вида договоров внесли такие ученые как Егиазаров В.П., Пугинский Б.И., Брагинский М.П., Витрянский В.В., Калпин А.Г. и другие.

 Целью настоящей выпускной квалификационной работы является теоретическое осмысление и комплексный анализ вопросов правового регулирования перевозки грузов в соответствии с действующим российским законодательством, а также изучение и анализ  правового регулирования перевозок различными видами транспорта.

Для достижения указанной  цели были поставлены следующие задачи, а именно:

- изучить понятие договора  перевозки груза и его предмет;

- рассмотреть виды договоров  в сфере перевозки грузов;

- исследовать содержание  и порядок заключения  договора  перевозки грузов, а также его  форму; 

-проанализировать  основные  права и обязанности сторон  по договору перевозки груза;

- изучить вопросы ответственности  сторон по договору перевозки  грузов.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере перевозки грузов различными видами транспорта. Предметом исследования являются система правовых норм современного российского законодательства, регулирующих различные аспекты перевозки грузов.

Для решения указанных  задач автором при написании выпускной квалификационной работы использовались общенаучные и частнонаучные методы познания действительности, такие, как анализ, синтез, сравнительно-правовой, диалектический метод познания гражданско-правовой действительности и некоторые другие методы научного познания.

Нормативной основой работы являются международно-правовые акты, Конституция РФ, действующее российское гражданское законодательство, в частности, Гражданский  кодекс РФ, а также иные федеральные законы и нормативно-правовые акты, содержащие правовые нормы применительно к рассматриваемой сфере.

Структура работы определяется целью, поставленными задачами и  соответствует логике проведенного исследования и его результатам. Она состоит из введения, трех глав основной части, включающих восемь параграфов, заключения, глоссария, библиографического списка, списка сокращений и приложений.

По договору перевозки  груза перевозчик обязуется доставить  вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его  управомоченному на получение груза  лицу (получателю), а отправитель  обязуется уплатить за перевозку  груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ7, ср. ст. 25 УЖТ8, ст. 103 ВК9, ст. 67 КВВТ10).

По своей юридической  природе указанный вид договора относится к двусторонним договорам, заключаемым в пользу третьего лица - грузополучателя, за исключением случаев, если последний совпадает в одном лице с грузоотправителем. Договор перевозки грузов является реальным договором, поскольку он регламентирует различные правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного  перевозчику.

Договор перевозки груза  является возмездным и в большинстве случаев носит публичный характер (ст. ст. 426, 789 ГК РФ).

Субъектами данного вида обязательства по перевозке грузов в соответствии с законом  являются перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель.

Транспортная деятельность характеризуется своей спецификой в зависимости от вида транспорта, объемов и различий в перевозочных процессах. В зависимости от того, каким видом транспорта перевозятся  грузы, становится возможным классифицировать договоры перевозки грузов по видам:

- договор железнодорожной  перевозки грузов,

- договор воздушной перевозки  грузов,

- договор воздушного чартера, 

- договор морской перевозки  грузов,

- договор перевозки грузов  по внутренним водным путям, 

- договор автомобильной  перевозки грузов.

Различают перевозки, которые  осуществляются в местном, прямом и  прямом смешанном сообщении.

Местными называются перевозки в пределах одного транспортного предприятия (железной дороги, пароходства и т.д.).

Прямыми признаются перевозки, в выполнении которых по одному документу участвует несколько предприятий одного вида транспорта. Так, прямой будет перевозка железной дорогой по одному документу (накладной) из Москвы в Екатеринбург, поскольку груз в этом случае перевозится несколькими предприятиями железнодорожного транспорта.

Прямой смешанной перевозкой считается перевозка, при которой на основе единого документа груз перевозится различными предприятиями нескольких видов транспорта.

Воздушный кодекс не выделяет особые виды перевозок, однако содержит некоторые правила для международных  перевозок (в частности, гл. XI ВК).

На автомобильном транспорте все перевозки подразделяются на:

-городские  - перевозки  в пределах города (другого населенного  пункта),

- пригородные- перевозки  за пределы черты города (другого  населенного пункта) на расстояние  до 50 км включительно,

- междугородные - перевозки  за пределы черты города (другого  населенного пункта) на расстояние  более 50 км,

- международные - перевозки  за пределы или из-за пределов  Российской Федерации с пересечением  Государственной границы Российской  Федерации.

Договор морской перевозки  грузов имеет две разновидности (п. 2 ст. 115 КТМ), одна из которых подпадает под разряд  реальных договоров, а другая - консенсуальных. Реальным является договор морской перевозки груза по коносаменту, т.е. в ситуации, когда груз сдается перевозчику без условия о предоставлении для перевозки груза всего судна, его части или отдельных судовых помещений (ст. 142 КТМ).

Консенсуальным является договор фрахтования (чартер), который  используется при морских и воздушных  перевозках (ст. 115 КТМ и ст. 104 ВК). По этому договору одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ч. 1 ст. 787 ГК).

Согласно ст. 115 КТМ под чартером понимается договор морской перевозки груза, заключенный на условиях предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений. Как правило, с помощью чартера регулируются отношения по перевозке массовых однородных грузов, таких, например, как нефть, зерно, лес и т.п.), количество которых является достаточным для того, чтобы загрузить все или часть судна.

ГК РФ обеспечивает только первоначальное правовое регулирование в сфере перевозок. Положения гл. 40 ГК РФ в большинстве случаев содержат  отсылочные нормы к транспортным уставам и кодексам, которые отражают специфику отдельных договоров в сфере транспортной деятельности.

Особое практическое значение имеет правовая регламентация формы  и порядка заключения договора перевозки  груза.

В соответствии с п. 2 ст. 785 ГК заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом

Транспортная накладная  по общему правилу заполняется грузоотправителем, после чего представляется перевозчику  одновременно с передачей ему  соответствующего груза. Она содержит все существенные условия договора и представляет собой его письменную форму.

Закон закрепляет комплекс взаимных прав и обязанностей участников перевозочного процесса. Статья 791 Гражданского кодекса устанавливает, что перевозчик обязан подать грузоотправителю под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Грузоотправитель, отправляя  продукцию, обязан принимать все  зависящие от него меры, обеспечивающие ее сохранность при перевозке.  Нарушение перевозчиком и грузоотправителем  указанных обязанностей обычно приводит к повреждению или порче груза, в связи с чем приходится решать, кто должен в соответствии с законодательством  нести ответственность перед  грузополучателем.

Подаваемые в порт вагоны должны быть чистыми и исправными и в техническом, и в коммерческом отношении. Необходимо учесть, что помимо пригодности транспортных средств в техническом отношении, существует еще пригодность транспортных средств в коммерческом отношении.

Согласно ст. 26 УЖТ основной формой определения веса груза, отправляемого железнодорожным транспортом, является взвешивание на вагонных весах. Взвешиванию подлежат все грузы, перевозимые навалом и насыпью. И лишь вес тех грузов, которые перевозятся наливом, в соответствии с действующими Правилами, определяется грузоотправителем расчетным путем.

Внесение провозной платы  в договорах перевозки любого вида является одной из важнейших  обязанностей грузоотправителя. По общему правилу провозная плата, размер которой определяется тарифами, должна быть внесена в полном объеме в  пункте отправления одновременно со сдачей груза к перевозке.

Сроки доставки грузов оказывают  прямое и непосредственное влияние  на выполнение заявок (заказов) на перевозку  грузов.

Грузоотправители могут  предъявлять подготовленные к перевозкам грузы с объявлением их ценности. Транспортное законодательство предусматривает  возможность объявления ценности груза  исходя из требований  ст. 796 ГК, в которой предусмотрено, что в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявленной ценностью, перевозчик несет ответственность в размере объявленной стоимости груза или багажа. Это положение нашло свое закрепление во всех транспортных кодексах (ст. 119 КВВТ, ст. 169 КТМ, ст. 119 ВК, ст. 34 УАТиГЭТ).

По общему правилу грузы, нуждающиеся в затаривании, должны предъявляться к перевозке в  исправной таре, обеспечивающей безопасность движения, сохранность грузов, транспортных средств.

Перевозчику предоставлено  право проверять правильность сведений, указанных грузоотправителем в  накладной. Что касается проверки веса груза, сдаваемого к перевозке, то перевозчику, в соответствии со ст. 27 УЖТ, предоставлено право проверять вес грузов путем выборочного взвешивания.

Одна из основных обязанностей перевозчика заключается в доставке груза в пункт назначения, который указан в транспортной накладной или коносаменте, - на железнодорожную станцию, в порт, иное место нахождения получателя груза. При этом законодательство о перевозке грузов допускает возможность изменения пункта назначения или получателя перевозимого груза в процессе перевозки. В этом случае оформляются новые документы на перевозку грузов и взимается соответствующий сбор.

По общему правилу в  обязанности перевозчика входит обеспечение сохранности перевозимого груза с момента его принятия к перевозке и до выдачи его получателю в пункте назначения.

Исполнение обязательства  по перевозке груза завершается  в пункте назначения выдачей груза управомоченному на его получение лицу (получателю). Выдача грузов отнесена к обязанностям перевозчика перед грузоотправителем и получателем груза. В то же время в транспортных уставах и кодексах закреплено не только право, но и обязанность грузополучателя принять от перевозчика доставленный груз, в том числе и не заказанный груз.

Грузополучатель обязан внести соответствующую плату за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи.

Информация о работе Правовые особенности договора перевозки груза