Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 18:15, курсовая работа
Развитие гражданского права подарило миру удивительное и интереснейшее такое явление - юридическое лицо, которое давно стало полноправным участником (субъектом) гражданских правоотношений.
В любой сфере деятельности юридические лица как центры объединения различных имущественных, трудовых ресурсов играют ведущие роли. Они давно уже заявили о своих способностях решать те, задачи с которыми под час не возможно справиться частным лицам.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СОЗДАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Курсовая работа
студента 2 курса 6 группы
дневного отделения
Михайлова Николая Николаевича
Научный руководитель:
кандидат юридических наук, доцент
Иванов Антон Александрович
Санкт-Петербург
2003
1) ВВЕДЕНИЕ
Развитие гражданского права подарило миру удивительное и интереснейшее такое явление - юридическое лицо, которое давно стало полноправным участником (субъектом) гражданских правоотношений.
В любой сфере деятельности юридические лица как центры объединения различных имущественных, трудовых ресурсов играют ведущие роли. Они давно уже заявили о своих способностях решать те, задачи с которыми под час не возможно справиться частным лицам. Поэтому не случайным является постоянный рост числа подобных объединений, о чем свидетельствуют статистические данные:
На налоговом учете в Санкт-Петербурге состоят 190 тыс. юридических лиц. По данным еженедельника “Экономика и Жизнь”, по Российской Федерации на 1 октября 1999 г. было зарегистрировано 2896,3 тыс. юридических лиц.
“Реформирование отечественной экономики предполагает установление в обществе свободных начал для возникновения и развития таких субъектов права, как юридические лица. Однако огромный рост числа различных юридических лиц в таких случаях имеет не только положительны, но и отрицательные стороны, связанные с рядом известных злоупотреблений. Поэтому упорядочение процесса создания таких субъектов имущественного оборота становится важной законодательной и правоприменительной задачей, требующей глубокого и серьезного теоретического исследования”.
Но нередко случается и так, что сама деятельность не вызывает столько проблем, как так подготовительная работа, которую необходимо проделать, чтобы обеспечить возможность осуществить задуманное. Также и юридическое лицо, будучи творением человека - его вили и сознания, не “сдвинется с места” пока не будет проработан и отшлифован весь механизм его создания, определены цели и средства его деятельности.
Создание юридического лица - сложный и витиеватый процесс, требующий не только практических навыков, но и выработки определенного подхода на доктринальном уровне.
Изучение процесса создания юридического лица позволит определить место отдельных элементов института юридического лица в его системе, в системе гражданского права, а также в системе права в целом. Так, установление истинной природы регистрации юридического лица позволит более целенаправленно совершенствовать как собственно эти элементы института, так и связанные с ними, которые в первую очередь обслуживаются данным институтом или с ним тесно взаимосвязаны. В частности, речь может идти о таком институте, как правоспособность или правосубъектность, если применить известное обобщение.
Актуальность данной темы обусловлена несколькими моментами:
Во-первых, это широкая распространенность юридических лиц и как следствие их существенное влияние на экономическую жизнь общества;
Во-вторых, в правоприменительной практике систематически встречаются споры в отношении создания какого-либо юридического лица. Это свидетельствует о том, что анализируемый институт (создание юридических лиц) не отличается должной определенностью;
В-третьих, учитывая происшедшие в стране социально-экономические и иные преобразования, по-видимому, требуют некоторого переосмысления и развития достижения цивилистической науки в исследовании теории юридического лица.
Уверенная и продуктивная работа возможна только там, где существует надежный фундамент, который обеспечивает её нерушимость. Процесс создания юридического лица - это и есть тот фундамент, на котором будет основано все его последующее развитие.
2) ПОНЯТИЕ СОЗДАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Во все периоды развития гражданского права процедуры создания юридических лиц как определенные гражданско-правовые отношения не являлись самостоятельным предметом научных исследований. Более того, анализ литературы и имеющихся правовых источников позволяет утверждать, что эти процедуры рассматривались как качество самого объекта правового регулирования, т.е. юридического лица. Видимо, своего рода “отрыв” процедур создания от самого юридического лица происходит как объективный процесс в современных правовых системах в связи с усложнением правовых конструкций и необходимостью более детального регулирования их отдельных элементов.
“Корпорация как социальное явление возникла тогда, когда предпринимательство вступило в фазу больших капиталозатрат. Многие в тот период хотели открыть свое дело и рискнуть капиталом, но не желали брать на себя полную ответственность за его исход, поскольку чаще всего это грозило полным крахом. Корпоративная форма охраняла лиц, вложивших свои капиталы в предприятие, от потерь, которые превышали размер вклада. Она открывала возможность осуществлять контроль за ведением дел, хотя освобождала вкладчиков от ответственности за повседневное управление. В рамках корпораций её члены могли сообща разделять риск, который бы они не приняли каждый сам по себе. Именно благодаря этому и были осуществлены общие начинания”.
В основе возникновения юридического лица лежит волеизъявление других субъектов гражданского права - физических и юридических лиц, обладающих гражданской право- и дееспособностью. Это волеизъявление покоится на стремлении данных субъектов “обособить” общие для них интересы и имущество, а также юридические средства их достижения. Вместе с тем наличие такого волеизъявления необходимо, но недостаточно для возникновения юридического лица. Г.Ф.Шершеневич отмечал, что для возникновения юридического лица необходимы:
1) наличность того субстрата, который должен составлять его содержание, т.е. группы лиц и имущества;
2) соответствие законным условиям, потому что иначе невозможно существование “искусственного лица”
Выполнение этих двух условий предполагает, что создание юридического лица состоит из двух стадий: подготовительной, на которой разрабатывается локальная нормативная модель юридического лица, воплощаемая в учредительных документах - уставе и (или) учредительном договоре, и стадии государственной регистрации. Следовательно, с формально-юридической точки зрения, создание юридического лица - это прежде всего определенный порядок, закрепленный действующим законодательством.
Данный порядок зависит от ряда условий, например от того, создаются юридическое лицо путем учреждения нового субъекта гражданского права или путем реорганизации уже существующего юридического лица, от того, какова будет его организационно-правовая форма.
Процесс создания юридического лица регулируется нормами как частного, так и публичного права. Важно подчеркнуть, что на разных стадиях их соотношение не остается постоянным. В целом отношения по созданию юридического лица имеют гражданско-правовую характеристику. А сам процесс создания юридического лица следует рассматривать не как одномоментное действие (регистрация), а как сложный “юридический состав”, как структурные отношения, целью которых является формирование у юридического лица гражданской правоспособности.
Подробно описывает создание юридических лиц С.Н. Братусь. Он выделяет пять стадий создания юридического лица:
1) Стадия организации: эта стадия, прежде всего, связана с таким признаком юридического лица, как организационное единство. На этой стадии рассматривается предусмотренная законом организационная деятельность учредителей.
2) Стадия разработки и утверждения устава: на этой стадии происходит уставное закрепление структуры организации, системы руководства, определяется имущественная база организации.
3) Стадия действий, связанных с контролем за правомерностью образования юридического лица и содержания его устава.
4) Стадия назначения органов юридического лица (т.е. приобретение дееспособности). Она связана с созданием реальной возможности для организации функционировать в качестве юридического лица.
5) Стадия наделения её имуществом.
Установление конкретных процедур создания юридических лиц все же должно поставить некие преграды для участия в экономической и общественной деятельности лиц, не обладающих определенными деловыми качествами. Значит, процедуры создания юридических лиц должны быть в какой-то степени обременительными. Преодоление этих правовых и экономических преград означает, что лица, пожелавшие создать юридическое лицо, готовы к осуществлению такой деятельности. При этом процедура может быть разной в зависимости от того, создается ли юридическое лицо только физическими лицами или в его создании участвуют и другие юридические лица. Но в последнем случае указанные обременения могут быть лишь потенциальными, т.е. в данном конкретном случае они могут быть и не реализованы, в частности, это касается установления современных антимонопольных ограничений.
В наиболее завершенном виде учение о юридическом лице получило нормативное закрепление в современном законодательстве, в котором, прежде всего, определен тот уровень, на котором могут быть разрешены как гражданско-правовые вопросы в целом, так и вопросы о юридических лицах в частности. Тем самым устранена возможность не федерального нормотворчества по вопросам создания, осуществления деятельности и прекращения юридических лиц.
Здесь необходимо констатировать внутреннее единство института юридического лица, подчеркнув, что разрыв между уровнем нормотворчества в регулировании отдельных его элементов не может не сказаться на качестве правореализационной, правоисполнительной и правоприменительной практики. Отсутствие унификации уровней правового регулирования этих отдельных элементов могло бы порождать неточности и неясности в понятии сущностных компонентов учения о юридических лицах.
Исследование документов, объединяемых в так называемое корпоративное право, изданных в разных странах, показывает, что создание юридического лица не означает лишь констатации факта его появления. В нормативных актах, в частности в законах штатов Дэлавер и Нью-Йорк, в законе Франции о создании торговых товариществ, законах ФРГ о товариществах с ограниченной ответственностью и акционерных обществах, указывается на необходимость разработки учредительных документов юридического лица; присвоения ему наименования, позволяющего с достаточной степенью достоверности его идентифицировать в гражданском обороте. Это требование закона также направлено на защиту интеллектуальной собственности юридического лица и реализацию связанных с ним имущественных прав.
Многие акты корпоративного права зарубежных стран также требуют регистрации юридического лица как субъекта гражданского оборота, хотя и не запрещено существование юридических лиц де-факто, которые заявляют о своем существовании в том случае, когда в этом возникает прямая необходимость, в частности при уплате налогов и различного рода налоговых платежей.
Так во многих капиталистических странах, особенно в США, получили распространение так называемые фактические юридические лица. В определенных случаях суды стали признавать фактическими лицами те торговые объединения, прежде всего акционерные общества (компании, корпорации), которые в момент их регистрации не выполнили ряда обязательных требований закона о порядке инкорпорации. При этом представляемый им юридический статус ограничивается лишь областью конкретных отношений, являющихся предметом судебного спора. Общего правового статуса юридического лица, как это делает закон, суды таким объединениям не присваивают.
Дальнейшее сравнение актов зарубежного законодательства, включенных в корпоративное право, позволяет констатировать различную степень детализации тех или иных вопросов. Однако их комплексное изучение позволяет установить отсутствие специальной обобщенной регламентации процедур создания юридических лиц, а также научного обобщения их влияния на правоспособность этих субъектов права.
Теории юридического лица применительно к созданию организаций важны главным образом с точки зрения практических выводов и последствий. И.А. Покровский считал, что то или иное понимание природы юридического лица приводит и к различным практическим выводам, предполагая принципиальное отношение к основным вопросам данной области.
С разрешением вопроса о природе юридического лица в первую очередь будет дан ответ и на вопрос об условиях для возникновения юридического лица. Безусловно, что для этого необходимо волеизъявление его учредителей. “Условием возникновения юридической личности является волевая деятельность людей, направленная на её создание”.
В связи с этим возникает вопрос: для создания юридического лица необходимо: волеизъявление учредителей или еще санкция государства?
Сторонники теории фикции настаивали на “государственном одобрении” возникновения юридического лица, ссылаясь на искусственность самого юридического лица. Правоспособность юридического лица не является естественной, как у физических лиц, а значит, может быть дарована только государством. “Савиньи, Кирульф обосновывали свой взгляд на фиктивной природе юридического лица: юридическое лицо, говорили они, не имеющее реального бытия, может существовать лишь как искусственное создание положительного права и, следовательно, должно предполагать специальный творческий акт законодателя”. Подробно этот вопрос рассматривал Г.Ф.Шершеневич, понимая юридическое лицо, как правовую фикцию, он писал: “Под именем юридического лица понимается все то, что, не будучи физическим лицом, признается со стороны закона способным, ввиду определенной цели, быть субъектом права”.
“Реалисты” считали юридическое лицо общественной реальностью и, соответственно, признавали его правоспособность естественной. Свобода создания юридических лиц может быть ограничена только при наличии противоречий закону, добрым нравам и.т.п.
На Западе борьба между такими системами (концессионной и системой свободного образования) предопределила постепенный переход от концессионной системы, которая превалировала, к системе нормативно-явочной.
В России частные юридические лица создавались по воле лиц, входивших в их состав, в силу сделки частноправового характера. К таковым в русском праве относились товарищества (полное, на вере и акционерное), артели, клубы музыкальные и сценические кружки, ученые и художественные общества.
Здесь, важно наличие или отсутствие воли лиц, учреждающих или каким-либо иным образом участвующих в деятельности юридического лица, в его создании. Это позволяет сделать вывод, что создание юридического лица есть определенный комплекс мероприятий, сочетающих волевые (субъективные) и объективные (законодательные, к примеру) элементы.
Так “закон или а) вперед указывает те условия, при наличие которых может возникнуть юридическое лицо или б) требует в каждом отдельном случае разрешения верховной власти; с) или же с разрешения органов подчиненного управления, министра внутренних дел, для различных соединений, министра финансов для акционерных банков со складочным капиталом не свыше 5 миллионов, для ломбардов, ссудосберегательных товариществ”.
Анализ данного высказывания позволяет заметить, что в русском праве существовали общие условия создания юридических лиц, которые мы находим и в современном гражданском праве. К ним следует отнести наличие у создаваемого юридического лица имущества, субъектного субстрата, а также соответствие закону целей деятельности и иных условий создания юридического лица. Кроме того, выделяются специальные условия создания некоторых юридических лиц, к которым, например, отнесены финансово-кредитные учреждения, ломбарды и прочие.
3) СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
В зависимости от характера участия государственных органов в создании юридического лица доктринально выделяют следующие способы образования юридических лиц:
3.1 Первый: Распорядительный - применялся при создании государственных юридических лиц. Согласно этому способу юридическое лицо возникает на основе распоряжения компетентного государственного органа и не подлежит государственной регистрации.
О.А.Красавчиков выделил в нем три стадии:
1) издание нормативного (распорядительного) акта компетентного органа государства;
2) организационная работа (подбор кадров, выделение средств и т.д.)
3) утверждение устава
В России до 1956 года существовала обязательная государственная регистрация юридических лиц в финансовых органах, но Постановление Совета Министров СССР от 20 октября 1956 года отменило государственную регистрацию, и до появления первых производственных кооперативов (1989г.) большинство юридические лица создавались в распорядительном порядке.
В настоящее время для современной России такой порядок образования организаций не типичен. Однако, основываясь на том, что распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя и без государственной регистрации, Н.М. Голованов считает, что так “образуются воинские части, суды, органы внутренних дел, правительства и министерства субъектов РФ, их органы, выборные и иные органы местного самоуправления. Все они действуют на основе нормативных актов, в которых определяется их статус как юридических лиц”.
Однако ст. 51 ГК РФ не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц, таким образом, другие авторы полагают, что распорядительный способ образования организации в настоящее время не применяется. И даже если эти организации возникают в распорядительном порядке, то прав юридического лица они все равно не приобретают.
3.2 Второй способ: Разрешительный
Сущность его состоит в том, что здесь инициатива исходит от отдельных граждан, представителей общественности или организаций (учреждений). При этом способе создания государственным органам отводится контролирующая функция (соблюдение законности) и функция выдачи разрешения на осуществление деятельности.
К отмеченным выше трем стадиям возникновения данного вида юридических лиц О.А.Красавчиков добавляет еще одну - инициативный акт учредителей.
Разрешительный порядок предполагает, что создание организации разрешается тем или иным компетентным органом. В СССР в таком порядке создавалось большинство общественных и кооперативных организаций, причем в разрешении на создание юридического лица могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности (ч.2 п.1 ст. 51 ГК) и в принципе сейчас разрешительный порядок не применяется.
Считалось, что разрешительный порядок используется при создании некоторых видов юридических лиц. Так, страховые общества и банки имеют специфические правила создания, которые дали основание полагать, что данные организации образуются разрешительным способом. Хотя, требования к ним предъявляются более жесткие, чем к остальным образованьям, отказать в регистрации все равно нельзя. Поэтому правильнее считать их созданными в нормативно-явочном порядке.
3.3 Нормативно-явочным называется третий способ создания юридических лиц
Такое название он получил из-за того, что имел определенные общие черты с разрешительным способом, но не был ему тождествен, поскольку нормативно-явочный способ не требовал специального разрешения. Такое разрешение было сформулировано в законе (в нормах закона) и касалось создания только тех юридических лиц, правовое положение которых закон регламентировал. Вместе с тем инициативная группа, создающая данное юридическое лицо, должна была обратиться к компетентному органу для регистрации нового юридического лица (регистрации его устава).
О.А.Красавчиков выделяет две стадии данного процесса:
Первая - инициативный акт учредителей и разработка устава.
Вторая - регистрация устава.
Этим способом в СССР создавались колхозы и низовые звенья потребительской кооперации (потребительские общества).
Таким образом, нормативно-явочный способ не требует для образования юридического лица согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы. Регистрирующий орган только проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок её образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Отказ в регистрации возможен только при нарушении закона.
В России нормативно-явочный порядок образования юридических лиц является преобладающим.
3.4 Четвертый способ: Явочный.
Такой порядок образования юридического лица предполагает его создание исключительно по воле учредителей и исключает возможность государственного вмешательства. Для него характерно отсутствие специальной государственной регистрации организации и важен факт самого волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица. Однако государство сохраняет за собой право в судебном порядке обжаловать создание такого лица.
К примерам создания юридических лиц в явочном порядке могут служить образовавшиеся в СССР кассы взаимопомощи.
Некоторое время в России в явочном порядке создавались профессиональные союзы, их объединения и отделения.
За рубежом явочный порядок применяется, например, при создании ассоциаций во Франции и некоммерческих учреждений в Швейцарии.
4) ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Юридические лица были и остаются одной из привлекательных тем в цивилистической литературе. Это объясняется наличием у них особой правоспособности. “Чем объяснить эту правоспособность, чем объяснить то обстоятельство, что некоторое общественное образование рассматривается и действует в обороте как реальный единичный человек, как физическая личность (personae vicem fungitur)?”
4.1 Понятие правосубъектности
Под правосубъектностью юридического лица понимается наличие у него качеств субъекта права, т.е. правоспособности и дееспособности.
Общеизвестно, что правоспособность - это обеспеченная правом и защищаемая государством возможность иметь права и нести обязанности. Правоспособность - необходимая предпосылка возникновения многих конкретных субъективных прав и обязанностей участников соответствующих (гражданских) правоотношений (например, по созданию юридических лиц).
Для участия в гражданском обороте как физическому, так и юридическому лицу необходима не только правоспособность, но и дееспособность. Дееспособность юридического лица возникает вместе с правоспособностью. Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно своими действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности. Это прерогатива принадлежит так называемым органам юридического лица.
В отношении юридических лиц правоспособность и дееспособность не разделяются. В связи с этим в цивилистической науке появился термин “правосубъектность”, включающий в себя понятия “право-” и “дееспособность” и употребляется он, как правило, с понятием “юридическое лицо”.
Из этого можно заключить, что термин “правосубъектность” применительно к юридическому лицу используется как синоним термина “Правоспособность”.
4.2 Содержание правоспособности
В разные исторические периоды содержание (объем) правоспособности, её наполнение было различным. Так, в средние века города, коллегии, цеха, товарищества и подобные им образования в соответствии с особыми актами монархов, парламентов и правительств становились субъектами. Этим образованиям даровались права и привилегии, набор и состав которых был весьма разнообразен. Общего понятия и единого содержания правоспособности не было.
В новое время круг организованностей, способных стать субъектами гражданских отношений, значительно расширился. Для получения статуса акт высшей власти уже не требовался, - во всяком случае, в обязательном порядке, в качестве правила. Впервые содержание правоспособности в достаточно полной мере было определено и закреплено в законодательных актах европейских стран в XIX - начале XX вв. Однако закон определял и строго ограничивал сферы деятельности и виды сделок, разрешенных юридическим лицам. Действия, прямо не разрешенные (не предусмотренные) законом, были, как правило, запрещены. Такая правоспособность организаций получила наименование специальной.
Постепенно с развитием рыночных отношений, особенно после появления и распространении теории фикции, за организациями закреплялось право заниматься различными видами деятельности, совершать любые сделки, прямо не запрещенные законом, приобретать различные права и обязанности, не противоречащие сущности понятия юридического лица, т.е. организации, обладающие статусом юридического лица, обрели общую правоспособность.
Поскольку конструкция юридического лица предоставляет законодателю возможность закрепить за организацией практически любой объем прав, то наполнение правоспособности целиком зависит от конкретных условий, сложившихся в той или иной стране, от её правовой системы, истории, традиций, а также состояния экономики и общественной жизни.
В результате исторического развития учений о юридических лицах в гражданском праве принято различать общую (универсальную) и специальную (уставную) правоспособность.
4.3 Общая правоспособность
“Общая правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Именно такой правоспособностью обладают граждане”.
Вначале правоспособность юридических лиц во всех странах была сугубо специальной. Высшие законодательные или исполнительные органы власти выдавали разрешения (грамоты) на создание корпораций, в которых указывалось “дело” или вид деятельности корпораций, например, для строительства мостов, железных дорог. В настоящее время большинство стран общего права, перешли к установлению общей компетенции.
Например, общая правоспособность дает право зарубежным корпорациям заниматься любым видом допускаемой государством предпринимательской деятельностью. В § 3.02 Модельного закона о предпринимательских корпорациях США (1984г.) дается подробное описание правоспособности юридического лица. Этот параграф так и называется “Общие полномочия”.
Считается вполне законным, если организация в дальнейшем наряду со своей основной деятельностью, оговоренной в уставе, начинает заниматься и другой, которая в производственном и коммерческом отношении имеет весьма отдаленную связь либо вообще никак не связана с её основным профилем. Поэтому любая организация, наделенная общей правоспособностью, не зависимо от того, каким конкретно видом бизнеса она занимается, практически не ограничена в возможности использования прав, которыми вообще наделены предпринимательские организации.
До недавнего времени юридические лица в России могли обладать лишь специальной правоспособностью, что, несомненно, сдерживало развитие рыночных отношений. Новый гражданский кодекс РФ 1994 г. изменил существовавший порядок.
Отныне универсальная правоспособность действует только в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц. Однако их участники могут сузить объем его правоспособности, т.е. сделать её специальной. Для этого необходимо лишь закрепить в уставе организации конкретные (помимо извлечения прибыли) цели и предмет (перечень видов) её деятельности.
4.4 Специальная правоспособность
Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.
Организации со специальной правоспособностью - это, как правило, субъекты цели, их существование определено необходимостью достижению данной цели или осуществлением деятельности, поэтому права подобных организаций ограничены.
“Анализ ст. 49 ГК показывает, что общим принципом для юридических лиц, как и прежде, остается специальная правоспособность. Универсальная правоспособность действует лишь в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц. И такой вывод ничуть не колеблет даже тот факт, что сейчас организации данного вида составляют численное большинство”.
К “организациям цели” или же к субъектам со специальной правоспособностью относятся некоммерческие организации (ФЗ “О некоммерческих организациях”).
Во-первых, Закон определяет, что “Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижения общественных благ”.
Во-вторых, “некоммерческая организация может заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это соответствует её уставным целям.
В-третьих, государство осуществляет контроль за деятельностью некоммерческих организаций, и если в ходе мероприятий по проверке той или иной организации будут установлены факты неоднократного совершения сделок, выходящих за пределы предмета и целей деятельности, определенной её уставом, то деятельность организации может быть приостановлена на срок от трех до шести месяцев по решению суда на основании представлений органов прокуратуры.
Сохранение специальной правоспособности за многими видами юридических лиц не только оправдано, но и необходимо. Так, создавая некоммерческую организацию (учреждение, фонд и т.п.), её учредители, очевидно, преследуют вполне определенные социальные, культурные и иные общеполезные цели. Освобождение такой организации от любых уставных ограничений, предоставление её полной свободы действий привело бы к игнорированию интересов учредителей.
Аналогичным образом и государство, закрепляя за унитарным предприятием свое имущество, заинтересовано в его использовании по определенному назначению в соответствии с тем предметом деятельности, который определен уставом предприятия.
Применительно к юридическим лицам со специальной правоспособностью важно разграничивать предмет их уставной деятельности и конкретные правомочия по осуществлению этой деятельности. Так, торговля не входит в предмет уставной деятельности религиозной организации. Однако право совершения сделок купли-продажи (на пример, культового инвентаря) у таких организаций не оспаривается, если это необходимо для ведения их основной деятельности. Таким образом, в сфере гражданского оборота конкретные правомочия организации со специальной правоспособностью могут быть шире предмета её уставной деятельности.
4.5 Ограничение правоспособности:
Согласно п.1 ст. 49 ГК РФ объем правоспособности юридического лица определяется его учредительными документами. Как говорилось ранее, коммерческие организации, если в их учредительных документах прямо не указан исчерпывающий перечень видов их деятельности, могут заниматься любыми видами предпринимательской деятельности и совершать любые необходимые для этого сделки, т.е. обладают общей правоспособностью. Специальной правоспособностью обладают лишь те коммерческие организации, для которых она прямо установлена учредительными документами или законом.
Так, в большинстве стран занятие страховой, банковской и иной финансовой деятельностью есть прерогатива специально образованных юридических лиц, имеющих статус страховой компании или банка. Страховые организации и банки, предприятия, осуществляющие частную охранную деятельность как правило, не имеют права заниматься ничем иным, кроме своей основной деятельности, для которой они были образованы, либо их права на осуществление иных видов деятельности существенно ограничиваются.
Это общее правило, на практике же бывают исключения, например, банки, взыскивая с заемщиков задолженность по кредитам по судебному решению или обращая взыскание на объект залога во внесудебном порядке, получают не деньги, а имущество в натуре. В арбитражной практике был случай, когда завод по производству води, который не “удалось” продать с торгов, был передан одному из казахстанских банков. В результате этот банк некоторое время занимался предпринимательством, вне всякой связи со своей прямой деятельностью.
Банки, страховые фирмы, биржи и.т.п. являются элементами предпринимательской деятельности, рыночной инфраструктуры, поэтому законодатель разработал целый комплекс мер по обеспечению их стабильности, в том числе и финансовой. Все эти меры так или иначе затрагиваю правоспособность перечисленных субъектов.
Сам ГК РФ к числу коммерческих организаций, обладающих не общей, а специальной правоспособностью, относит государственные и муниципальные унитарные предприятия (включая казенные - ст. 115 ГК). Ограничение сферы деятельности и, соответственно, правоспособности банков установлено Законом о банках, страховых организаций - Законом РФ от 27 ноября 1992г. “О страховании”, фондовых бирж - Законом о рынке ценных бумаг.
Так ст. 297, 298 ГК вводят различные ограничения права хозяйственного веденья и права оперативного управления, принадлежащему унитарному предприятию, в том числе и казенному, в части распоряжения принадлежащим им имуществом. Ст. 1015 ГК ограничивает право доверительного управляющего - он не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления. Ст. 75 Закона о ЦБР разрешает Банку России при определенных условиях ограничивать право кредитных организаций на проведение отдельных операций, а также на открытие филиалов.
Особо значимым вопросом при определении правоспособности, является характер последствий (ответственности) её нарушения. Сделки, совершенные юридическим лицом с выходом за пределы его специальной правоспособности, т.е. внеуставные сделки, иногда называемые сделками ultra vires, недействительны. Совместное Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ №6/8 проводит существенное различие между недействительностью внеуставных сделок, совершенных коммерческими организациями, специальная правоспособность которых установлена законом или иными правовыми актами, и теми коммерческими организациями, специальная правоспособность которых вытекает из учредительных документов. Первые согласно п.18 совместного постановления являются ничтожными по ст.168 ГК, а вторыми оспоримыми согласно ст. 173 ГК. Это существенное различие относится не только к коммерческим организациям, но и к юридическим лицам вообще.
Отсюда следует, что при ведении деятельности, выходящей за рамки ограничения правоспособности юридического лица, ответственность должна наступать по воле тех, кто такие ограничения предусмотрел и далеко не во всех случаях ими должны быть государственные органы (прокуратура).
4.6 Влияние лицензии на правоспособность:
Правоспособность организации может быть реально сужена путем запрета или ограничения её прав на занятие определенной деятельностью. Подобные ограничения устанавливаются в силу Закона и не зависят от организационно-правовой формы, субъекта собственности её имущества (государства или частного лица). Для получения права заниматься такими видами деятельности необходимо получение специального разрешения. Подобное разрешение именуется лицензией (от лат. licentia - “право, разрешение”).
Лицензия выдается уполномоченным государственным органом гражданину или юридическому лицу. Полномочный государственной орган, выдающий лицензию, называется лицензиаром, а лицо, получающее лицензию, - лицензиатом (от лат. licentiatus - “допущенный к осуществлению какой-либо деятельности”).
Лицензирование практикуется в той или иной мере во многих государствах. В России лицензирование осуществляется на основании ФЗ от 8 августа 2001г. “О лицензировании отдельных видов деятельности”. Данный закон устанавливает общие правила, принципы лицензирования и перечень видов лицензируемой деятельности, например, по производству и сбыту машин, приборов, точной техники, медицинских препаратов, химических изделий (т.е. товаров так называемого контролируемого списка) или на оказание ряда услуг. Всем этим могут заниматься юридические лица (или предприниматели), соответствующие определенным квалификационным требованиям. Поэтому лицо, отвечающее всем установленным в законе требованиям, может беспрепятственно получить лицензию. Отказ в выдаче лицензии, её аннулирование или приостановление её действия могут быть обжалованы в суд.
Процесс лицензирования сугубо формален и носит, скорее, фискальный и учетный характер. Предварительный контроль, осуществляемый выдачей лицензии, необходим, прежде всего, там, где речь идет о безопасности, законных интересах, правах, здоровье общества и отдельных граждан.
Верховный Суд РФ считает, что лицензирование “относится к характеристике правоспособности юридического лица и в силу этого является институтом гражданского права, регулирование которого в соответствии с Конституцией РФ отнесено к исключительной компетенции РФ”
Лицензии расширяет объем правоспособности юридического лица. Однако, получив лицензию, юридическое лицо не имеет возможности передавать свои лицензионные права, т.к. лицензия является индивидуально-правовым актом.
4.7 Момент возникновения правоспособности:
Весьма важен сам момент возникновения правоспособности, так как именно с этого момента организация считается созданной и может действовать от собственного имени. Все действия совершенные от имени юридического лица до момента возникновения у него правоспособности не имеют юридической силы (ничтожны).
Здесь можно выделить несколько подходов к моменту возникновения:
как правило, таким моментом признается дата государственной регистрации или иной регистрации организации в качестве юридического лица
либо дата внесения организации в государственный реестр, торговый и тому подобный реестр юридических лиц.
По российскому законодательству правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).
По Германскому Гражданскому уложению “союз, цель которого не направлена на осуществление хозяйственной деятельности, приобретает гражданскую правоспособность после внесения его в реестр союзов соответствующего государственного учреждения”.
По законодательству Франции, компания (коммерческая организация) приобретает статус юридического лица в день её регистрации в Реестре торговли и компаний, причем статус юридического лица предоставляется на срок, который не может превышать 99 лет.
В некоторых случаях правосубъектность может быть предоставлена специальным актом высшей власти либо в силу закона.
Так в Великобритании компании становятся правосубъектными путем выдачи royal charter - королевской грамоты, издания private Act of Parliament - частного акта парламента (индивидуального относящегося к конкретному случаю).
Правоспособность может быть предоставлена судом, причем суд имеет право придать ей обратную силу, если будет установлено, что юридическое лицо демонстрировало все внешние признаки юридического лица и действовало в качестве такового как в отношениях со своими участниками, так и в отношениях с третьими лицами.
5) СУБЪЕКТНЫЙ СОСТАВ УЧРЕДИТЕЛЕЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
5.1 Понятие учредителя
Право создавать юридические лица (т.е. быть его учредителями) принадлежит всем физическим и юридическим лицам, обладающим право- и дееспособностью. Относительно отдельных видов юридических лиц к учредителям могут предъявляться дополнительные требования и устанавливаться ограничения.
Так ограничения распространяются на госслужащих, не имеющих права заниматься предпринимательской деятельностью и таким образом участвовать в создании коммерческих юридических лиц. Наряду с ними ограничены права участия иностранных граждан и юридических лиц в создании отдельных видов российских организаций.
“Учредители” - это лица, которые участвуют в создании юридического лица путем внесения вклада в уставной капитал, и иногда, своими действиями принимают участие в создании. Это лица, которые принимают участие в создание юридического лица, а по завершению этого процесса становятся его участниками.
5.2 Количественный состав учредителей
Применительно к отдельным видам юридических лиц закон устанавливает определенное количество учредителей (участников) и специальные требования к их статусу.
Учредителями акционерного общества (АО) могут быть юридические или физические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления могут выступать в качестве учредителей акционерного общества только в том случае, если такая возможность предусмотрена ФЗ. Акционерное общество может быть учреждено одним лицом. Вместе с тем ст. 10 ФЗ от 26.12.96 г. “Об акционерных обществах” запрещает акционерному обществу иметь в качестве единственного учредителя другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Число учредителей Закрытого акционерного общества (ЗАО) не может превышать пятидесяти. Для открытых акционерных обществ (ОАО) ограничение по количеству учредителей Законом не предусмотрено.
Гражданский кодекс установил минимальное число членов для образования кооператива: их не может быть менее пяти. Максимального предела нет. Однако следует учитывать поддержку государством малого бизнеса, предусмотренного ФЗ от 14 июня 1995г. “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ”, а также Федеральным законом “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”. Такая поддержка важна особенно в стартовом периоде, если численность (как членов, так и работающих по трудовому договору) соответствует установленной для поддержки малого предпринимательства.
5.3 Характер отношений между юридическим лицом и его участниками
Вопрос о правовой природе отношений между юридическим лицом и его членами (участниками), а также его отношений с учредителями, оставшимися вне юридического лица, решен - это гражданские правоотношения (п.2 ст. 48), и, следовательно, к ним применяются нормы гражданского права. Речь идет о правоотношениях имущественных.
Также норма п.1 ст. 1 Закона об акционерных обществах трактуют как гражданские и отношения по управлению акционерным обществом, складывающиеся между обществом и его участниками - акционерами вне зависимости от того, являются ли эти отношения имущественными или неимущественными.
Сам ГК прямого ответа на вопрос о правовой природе неимущественных отношений членских отношений в юридическом лице (участие в управлении и т.д.) не дает. Однако по своей структуре и назначению эти отношения подпадают под предмет гражданского права (п.2 ст. 2 ГК).
С включением в ГК специальной гл. 8 “Нематериальные блага и их защита” подраздела 3 “Объекты гражданских прав” в соответствии со ст. 150 ГК нематериальные блага признаны объектами гражданских правоотношений и установлена их гражданско-правовая защита независимо от наличия или отсутствия тесной связи между ними и имущественными правами или последствиями. Поэтому нет оснований отрицать гражданско-правовой характер и гражданско-правовую защиту неимущественных прав членов и учредителей юридических лиц. Регулирование и защиту, адекватные их содержанию и назначению, они могут получить только путем применения к ним норм гражданского права, в том числе ст. 10-12 ГК о пределах осуществления гражданских прав, злоупотреблении правом и защите гражданских прав.
В случаях, предусмотренных п.3 ст. 48, имущественные гражданские правоотношения между учредителями (участниками) и созданным ими юридическим лицом из самого факта учредительства не возникают. О неимущественных отношениях п.3 ст. 48 не говорит.
Учитывая сказанное, следует признать, что в случаях, когда закон и (или) устав организации (объединения) предусматривают определенные взаимные неимущественные права и (или) обязанности, связанные с участием в деятельности организации и управлении ею, эти правоотношения должны быть признаны гражданскими и тогда, когда дело касается юридических лиц, перечисленных в п.3 ст. 48.
6) ФОРМИРОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
6.1 Понятие имущества (уставной капитал):
Для защиты интересов кредиторов, создаваемое юридическое лицо должно наделяться обособленным имуществом, которым отвечает по своим долгам.
Под термином “имущество” юридического лица понимаются вещи или их совокупность (см., напр.: п. 2 ст. 46 ГК). Иногда, этим термином обозначают особый вид вещей - деньги, ценные бумаги (п.1 ст.302, п.1 ст. 307 ГК). В ряде случаях под имуществом понимают имущественные права, субъективное право на имущество (ст.18, п.1 ст.56 ГК). Понятие “имущество” может включать и то, что субъект права должен другим лицам (ч.2 ст.63 ГК).
При создании юридического лица его имущество закрепляется за ним в форме уставного капитала. Размер уставного капитала всегда определяется в денежном эквиваленте. Поэтому любому не денежному вкладу должна быть назначена цена. Правила оценки таких вкладов для различных видов юридических лиц могут быть разные. Например, оценка имущества вносимого в уставной капитал ООО принимается решением общего собрания учредителей (участников). Но если по предварительным подсчетам его размер превышает 200 МРОТ, то оценку такого имущества должен производить независимый оценщик (эксперт).
Напротив, не способны по своей природе иметь денежную оценку и поэтому не могут быть имуществом (вкладом учредителей) юридического лица нематериальные блага, а также профессиональные навыки, знания, умения и другие личные качества.
Исходя из вышесказанного, уставной капитал можно определить как сумму, необходимую для начала деятельности, определенную законодательством РФ и учредительными документами самого лица.
Наличие уставного капитала (сначала в виде паев, затем в виде акций) на начальных этапах появления юридических лиц было непременным условием создания юридических лиц. Но не в любое время и не в каждой стране это условие являлось абсолютным, поэтому не редки случаи, когда выполнение этого условия не проверяется при создании юридического лица. Так законодательством ряда стран (Франция, ФРГ) установлен обязательный размер уставного капитала, при наличии которого предприятия и объединения регистрируются как действующие, а в США и Великобритании размер уставного капитала законодательством не лимитируется.
6.2 Обособление имущества
При создании юридического лица важно учитывать: какими правами на вносимое имущество будет обладать юридическое лицо. В зависимости от этого юридическое лицо сможет определенным образом распоряжаться этим имуществом, а значит соответственно планировать свою деятельность и реализовывать свое предназначение.
В п.1 ст.48 ГК прямо указаны те правовые формы, в которых может быть выражено имущественное обособление юридического лица:
а) право собственности (ст.209 ГК);
б) право хозяйственного веденья (ст.294 ГК)
в) право оперативного управления (ст. 296).
Далее сказано, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам “этим имуществом”, т.е., по-видимому, имуществом, принадлежащим юридическому лицу на одном из трех перечисленных вещных прав. О других допустимых правовых формах имущественного обособления в ГК (ст. 48 ГК) умалчивается.
Между тем, имущество юридического лица (в особенности коммерческой организации) далеко не исчерпываются вещными объектами. На практике совсем другое имущество является, как правило, объектов взыскания. Обычно это средства на банковских счетах юридических лиц, т.е. принадлежащие им обязательственные права. Этим имуществом юридическое лицо, как правило, и отвечает перед своими кредиторами.
“Исходя из этого, положение п.1 статьи об ответственности следует толковать расширительно, поскольку согласно ст. 56 ГК юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, т.е. не только тем, которое принадлежит ему на одном из трех перечисленных выше субъективных гражданских прав”.
Некоторые юридические лица (инвестиционные институты и др.) не имеют имущества на правах собственности, хозяйственного веденья или оперативного управления. Все их имущество может состоять в средствах на счетах в банках, а помещения и оборудование они арендуют.
Иногда, делают вывод из п.1 ст. 48 ГК, что не может быть признана юридическим лицом организация, не имеющая имущества на одном из перечисленных прав. С этим согласиться нельзя. Обладание имуществом на одном из трех названных вещных прав - достаточный, но не необходимый признак имущественного обособления юридического лица. Он может отсутствовать при наличии другого признака - обособления имущества по средствам иных правовых форм (институтов). Поэтому отсутствие у организации имущества на правах собственности, хозяйственного веденья или оперативного управления не может, вопреки буквальному толкованию п.1 ст. 48 ГК, служить основанием для отказа в признании её юридическим лицом и регистрации в качестве такового. Перечисление в п.1 трех вещных прав играет, по-видимому, лишь некую информационно-иллюстративную роль.
Ст. 48 ГК также предусматривает, чтобы юридическое лицо имело самостоятельный баланс либо смету, поскольку наличие такого документа выражает и в определенной степени обеспечивает имущественное обособление и организацию имущественной самостоятельности юридического лица. Самостоятельность (или законченность) бухгалтерского баланса состоит в том, что в нем отражается все имущество, поступления, затраты, активы и пассивы юридического лица.
Смета, отражающая поступление и расходование финансовых средств, является, как правило, формой организаций имущественного обособления учреждений, финансируемых за счет внешнего источника (см. ст. 120 ГК) и осуществляющих социально-культурную, управленческую и иную некоммерческую деятельность.
6.3 Источники формирования имущества (уставного капитала)
Первоначальное имущество юридических лиц образуется из взносов их учредителей, за счет выручки от продажи акций, государственных средств. Пополнение имущества организации может также осуществляться в форме инвестиций и облигаций.
Установленный размер имущества при его создании лишь отправная точка в формировании уставного капитала. При современных темпах инфляции “положительное” развитие юридического капитала требует постоянного увеличения уставного капитала.
Так соответствие уставного капитала развитию и расширению хозяйственной деятельности юридического лица является признаком финансовой стабильности юридического лица и повышает его шансы на реализацию целей деятельности.
6.4 Права учредителей (участников) на имущество
Особенно важным моментом в формировании имущества юридического лица являются права учредителей (участников), которые они сохраняют (приобретают) на вносимое ими имущество. От этого будет зависеть фактический (реальный) состав и размер имущества юридического лица.
Ст. 48 ГК устанавливает, что в отношении одних юридических лиц их учредители имеют гражданские обязательственные права, а в отношении других - сохраняют определенные вещные права на имущество (п.2 ст.48), а отношении третьих - никаких имущественных прав не имеют.
Ограничение в п. 2 ст. 48 круга юридических лиц, на имущество которых их учредители могут иметь вещные права, унитарными предприятиями и учреждениями являются неточными. Учредитель (участник) хозяйственного товарищества или общества, внесший в качестве вклада лишь право пользования вещью (чего ГК не запрещает, тоже может сохранить за собой право собственности или иное принадлежащее ему вещное право, что должно быть прямо оговорено в учредительных документах; в противном случае признается, что имущество передано юридическому лицу в собственность (абз. 3 п. 17 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ №6/8).
Однако если учредитель (участник) хозяйственного товарищества или общества согласно учредительным документам сохранил за собой право на внесенное имущество, он в случае своего выхода из товарищества (общества) вправе изъять внесенное им имущество лишь в том случае, когда такая возможность предусмотрена законом (абз. 4 п. 17 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ №6/8). На практике это означает, что сохранившееся за участником (учредителем) право на внесенный им вклад может быть им реализовано лишь при разделе имущества, оставшегося после ликвидации юридического лица, а в случае выхода участника - по-видимому, только с согласия юридического лица.
Поскольку унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного веденья, исключает дополнительную ответственность собственника-учредителя по своим долгам, к его имуществу предъявляются повышенные требования. Ведь его уставной капитал, как и соответствующий капитал хозяйственных обществ, по сути, тоже представляет собой минимальную гарантию удовлетворения имущественных претензий его кредиторов. Поэтому уставной капитал такой организации не может быть меньше минимума, установленного специальным законом, а в его отсутствие действующим законодательством.
6.5 Определение размера уставного капитала:
Для определенных видов юридических лиц закон устанавливает минимальный размер уставного капитала. Прежде всего, это определенная гарантия для кредиторов соответствующих организаций. И наряду с этим, возможно, законодатель, устанавливая обязательный минимум имущества, преследовал цель “предупредить” (ограничить) создание не эффективных или даже фиктивных юридических лиц.
Современное гражданское законодательство установило определенный минимум имущества (уставного капитала) за некоторыми юридическими лицами:
Так, размер уставного капитала государственного или муниципального унитарного предприятия должен быть не менее суммы, равной 1000-кратному размеру минимальной оплаты труда, установленному законодательством на дату представления устава предприятия для регистрации. При этом к моменту государственной регистрации унитарного предприятия весь его объявленный уставной фонд должен быть полностью оплачен собственником-учредителем и никаких рассрочек в этом отношении закон не допускает (п. 3 и 4 ст. 114 ГК)
Для ООО и ЗАО установлен минимальный размер уставного капитала равный 100 МРОТ (ст. п.1 ст. 14 ФЗ “Об ООО” и ст. 26 ФЗ “Об АО”). Для ОАО минимальный уставной капитал должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера отплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества.
Заявленный в учредительных документах уставной капитал к моменту регистрации юридического лица должен быть фактически оплачен. Забегая вперед к вопросам о государственной регистрации относительно имущества юридического лица важно отметить совместное постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 2 апреля 1997г. №4/8 “О некоторых вопросах применения ФЗ “Об АО”. В соответствии с п.5 данного Постановления орган, осуществляющий государственную регистрацию акционерного общества, не вправе отказывать в её проведении при внесении изменений в устав действующего общества по мотиву не соответствия уставного капитала обществу минимальному размеру, действующему на дату регистрации изменений, если на момент государственной регистрации общества при его создании размер его уставного капитала соответствовал уровню, установленному действовавшими в тот период правовыми актами. Следует полагать возможным применение данного правила по аналогии и к другим обществам (например, к ООО), поскольку дело касается действительно вполне аналогичных отношений.
7) УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
7.1 Понятие учредительных документов
Продолжая развивать идею о том, что создание юридического лица, есть формирование его правоспособности, определим далее роль (статус) учредительных документов, которую они выполняют в данном процессе.
Учредительными документами являются документы, на основании которых регистрируются и действуют юридические лица. Положения учредительных документов обязательны для юридического лица в отношениях с его учредителями и третьими лицами.
Учредительные документы в соответствии с законодательством и наряду с ним определяют правовое положение (правовой статус) данного юридического лица. В них учредители конкретизируют общие норма права применительно к своим интересам.
7.2 Виды и правовой статус (общие сведения)
Гражданский кодекс РФ (ст. 52) называет следующие типы учредительных документов: учредительный договор, устав и общее положение об организации данного вида.
Учредительный договор: договор, который регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Его можно рассматривать как разновидность договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), хотя существует мнение о том, что это - самостоятельный тип договора. Он должен заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, с момента заключения, если им не предусмотрено иное.
Устав: в отличие от договора устав не заключается, а утверждается учредителями. Устав подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей). Как и учредительный договор устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между участниками и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица.
Полномочия, сформулированные в законах, чаще всего “перекочевывают” в устав юридического лица. Кроме них в устав по своему усмотрению могут быть внесены и другие не отраженные в законе полномочия, но не противоречащие ему. Все эти права, записанные в уставе, называются Открыто выраженными правами. Если же некоторые права по тем или иным причинам оказались за пределами устава, то они считаются подразумевающимися правами и могут быть использованы на равнее с открыто выраженными. Например, благотворительная или спонсорская деятельность.
Ряд некоммерческих организаций могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида, или общего устава данного объединения.
7.3 Учредительные документы коммерческих организаций
Коммерческие организации по критерию учредительных документов, необходимых для их образования, можно подразделить на три группы.
1) договорные юридические лица:
В первую группу входят хозяйственные товарищества: полные товарищества (ст. 70 ГК) и товарищества на вере (ст. 83 ГК). Для их образования достаточно одного документа - учредительного договора, который подписывается всеми участниками товарищества (полными товарищами). Участники-вкладчики (коммандитисты) товарищества на вере учредительный договор не подписывают.
В содержании учредительного договора полного товарищества и товарищества на вере есть некоторые различия. Оба договора помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК, должны содержать условия о размере и порядке изменения долей каждого из участников - полных товарищей в складочном капитале; размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов. Учредительный договор товарищества на вере кроме перечисленных содержит еще сведения о совокупном размере вкладов, вносимых вкладчиком.
2) договорно-уставные юридические лица:
Во вторую группу входят общества с ограниченной и дополнительной ответственностью (п. 1 ст. 89, ст. 95 ГК), для создания которых необходимо подготовить два документа: учредительный договор, который подписывается всеми его учредителями, и утвержденный ими же устав. Если общество утверждается одним лицом, то его учредительным документом является устав. Учредительные документы обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью должны содержать помимо сведений, указанных в п.2 ст. 52 ГК РФ, условия о размере уставного капитала общества; размере долей каждого из участников; размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов; ответственность участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов; составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные ФЗ от 8.02.98 г. “Об обществах с ограниченной ответственностью”.
Особенностью общества с ограниченной ответственностью является солидарная субсидиарная ответственность его участников по его обязательствам, которую они несут своим имуществом в одинаковом для всех кратном размер к стоимости их имущества. В учредительных документах определяется размер этой ответственности.
3) Уставные юридические лица:
В третью группу коммерческих организаций входят акционерные общества (п. 3 ст. 98 ГК), производственные кооперативы (ст. 108 ГК), государственные и муниципальные унитарные предприятия (п. 2 ст. 114, п. 2 ст. 115). У них один учредительный документ - устав.
Если количество учредителей два и более, между ними заключается договор, которым определяется порядок осуществления совместной деятельности по созданию общества. В отличие от ранее действовавшего законодательства договор учредителей о создании общества не признается в настоящее время учредительным документом общества. Законодатель вообще отказался от термина “учредительный договор”, заменив его понятием “договор о создании общества”. По своей правовой природе данный договор является разновидностью договора о совместной деятельности.
Специфика этого договора заключается в том, что его стороны несут не долевую (как в обычном договоре о совместной деятельности), а солидарную ответственность по вытекающим из него обязательствам, связанным с созданием акционерного общества и возникшим до его регистрации. Договор учредителей должен быть заключен в простой письменной форме.
К существенным условиям этого договора относятся определение размера уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению между учредителями, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества.
Устав является единственным учредительным документом акционерного общества. Действующее законодательство позволяет включить в устав три группы положений:
положения, которые должны быть обязательно закреплены в уставе (наименование и тип общества, его местонахождение, размер уставного капитала общества, количество, номинальная стоимость, категории акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом, структура и компетенция органов управления, сведенья о филиалах и представительствах);
положения, возможность закрепления которых в уставе отнесена на усмотрение органов управления обществом;
иные положения, не противоречащие ФЗ “Об АО” и иным ФЗ. Так в отдельных случаях уставом дополнительно могут быть установлены ограничения, качающиеся количества акций, принадлежащих одному акционеру, суммарной номинальной стоимости акций, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру.
Единственным учредительным документом производственного кооператива также является устав. Лица, принявшие решение об объединении в кооператив, утверждают устав на первом общем собрании членов кооператива. Сведенья, которые должны содержаться в уставе, можно подразделить на три группы:
общие для юридических лиц (п. 2 ст. 52 ГК);
отражающие специфику производственного кооператива и подлежащие обязательному включению в устав кооператива (п. 2 ст. 108);
иные сведения, вносимые общим собранием членов кооператива.
Сведенья, которые относятся ко второй группе и отражают специфику производственного кооператива, являются следующие: о размере паевых взносов членов кооператива; составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и его деятельности и их ответственности за нарушения обязательств по личному участию; о порядке распределения прибыли и убытков кооператива; о размере и условиях субсидиарной ответственности его членов по долгам кооператива; о составе и компетенции органов управления кооперативом и о порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решение по которым принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов.
Отсутствие в ГК РФ указаний на возможность дополнения устава иными, не названными в ст. 108 ГК сведениями, не означает, что таковых не может быть. ГК содержит унифицированные сведения, не зависящие от профиля и характера деятельности кооператива, что не исключает дополнения их сведениями, отражающими особенности организации и деятельности каждого отдельного кооператива.
Унитарным предприятием, согласно п.1 ст. 113 ГК, признается коммерческая организация-несобственник, которая создается по распоряжению собственника имущества и устав которой утверждается уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления. Устав унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (федерального казенного предприятия), утверждается Правительством РФ.
Являясь единственным учредительным документом таких юридических лиц, устав помимо сведений о размере и источниках формирования уставного капитала унитарного предприятия обязательно должен содержать сведения о предмета и целях его деятельности (абз. 2 п. 1 ст. 113 ГК).
7.4 Учредительные документы некоммерческих организаций
Единообразнее решается вопрос об учредительных документах некоммерческих организаций. У всех этих организаций учредительным документом является устав, но некоторые из них должны иметь и другие учредительные документы. В случаях, предусмотренных законом, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. К ним, например, относятся средние специальные учебные заведения.
Среди некоммерческих организаций особняком стоят потребительские кооперативы. Это единственный вид некоммерческих организаций, на которые не распространяется действие ФЗ от 12.01.96 г. “О некоммерческих организациях”.
Учредительным документом потребительского кооператива является его устав, утверждаемый общим собранием членов кооператива. В уставе должны содержаться сведенья, указанные в п.2 ст. 52 и п.2 ст. 116 ГК. Включение данных сведений в устав обязательно для всех потребительских кооперативов. В ГК ничего не сказано о возможности внесения в устав иных сведений, кроме указанных выше. Это не отрицает возможности вносить в устав сведения, необходимые для организации и деятельности потребительского кооператива соответствующего вида.
Паевые взносы, внесенные членами кооператива, входят в состав имущества кооператива. Поэтому их размер, состав паевых взносов и порядок их внесений должны быть предусмотрены уставом кооператива.
Учредительными документами других некоммерческих организаций являются: устав, утвержденный учредителями (участниками), - для общественной или религиозной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации (учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключать учредительный договор); учредительный договор, заключенных их членами, и устав, утвержденный ими, - для ассоциации или союза; решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником, - для учреждения.
8) ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ:
8.1 Понятие государственной регистрации
Последней стадией в процессе создания юридического лица является стадия его регистрации. Только после регистрации, в установленном законом порядке, юридическое лицо приобретает правоспособность и считается созданным.
Государственная регистрация - это властный акт компетентного органа государства, подтверждающий законность создания юридического лица и дающий ему право осуществлять намеченную (целевую) деятельность. Будучи по сути административным актом, регистрации имеет важное значение для гражданского права, т.к. в результате неё появляется новый субъект гражданских правоотношений (юридическое лицо).
Цель государственной регистрации - устранить возможные нарушения законодательства при создании предприятий и определить нового налогоплательщика.
“Благодаря переходу на заявительный принцип существенно упрощается сама процедура государственной регистрации юридических лиц, и в результате появляется возможность объединения двух направлений деятельности исполнительной власти: государственной регистрации юридических лиц и их постановки на учет в налоговых органах”
Как известно, статья 51 ГК РФ установила, что государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с законом о государственной регистрации.
Однако до недавнего времени такого закона не было. Регистрационные палаты, а также иные органы, выполнявшие функции по регистрации юридических лиц, устанавливали каждый свой порядок регистрации и свои требования. Кроме этого, очень часто регистрация юридического лица затягивалась на недели, иногда даже на месяцы.
Теперь с принятием закона “О государственной регистрации юридических лиц”, установившего единые требования в области регистрации юридических лиц, этот процесс стал более упорядоченным. В этой связи хотелось бы сразу подчеркнуть, что в соответствии со статьей 1 данного закона в законодательство о государственной регистрации включаются только нормативные акты Российской Федерации. Другими словами, издание нормативных актов на уровне субъектов РФ по этому вопросу исключается. Таким образом, данная норма призвана ограничить правотворческую деятельность регионов, что, в свою очередь, должно сыграть определяющую роль в создании единого правового пространства по вопросам регистрации юридических лиц.
8.2 Орган, осуществляющий государственную регистрацию
В статье 2 закона “О государственной регистрации юридических лиц” устанавливается, что функции по государственной регистрации юридических лиц будет выполнять федеральный орган исполнительной власти.
Правительство РФ поручило проведение государственной регистрации Министерству РФ по налогам и сборам. Такое положение спровоцировало появление термина “одно окно”. Если следовать той же терминологии, то до 1 июля 2002 года действовала так называемая “пяти оконная система”, что создавало не мало известных трудностей при регистрации юридических лиц.
Реализация принципа “одного окна” будет способствовать взаимодействию регистрирующего органа с государственными органами, осуществляющими в связи с выполнением своих функциональных обязанностей учет юридических лиц. В этих целях устанавливается, что регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о государственной регистрации в соответствующие государственные органы.
8.3 Порядок и сроки государственной регистрации
Регистрация корпораций подчиняется порядку установленному гражданским кодексом РФ и ФЗ от 8 авн. 2001 г. “О государственной регистрации юридических лиц”, а также принятыми в соответствии с ними другими нормативными актами.
В настоящее время этот порядок можно охарактеризовать как регистрационный (нормативно-явочным), означающий, что юридическое лицо может быть создана, если на то есть желание и решение учредителей, которые оформили свое решение в учредительном договоре.
На основании требований статьи 8 указанного закона регистрирующий орган должен осуществить соответствующую регистрацию в течение пяти дней с момента получения всех необходимых документов.
После признания организации юридическим лицом его основные данные включаются в единый государственный реестр и становятся доступными для всеобщего ознакомления, за исключением ИНН и паспортных данных лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Выше был рассмотрен общий порядок государственной регистрации юридических лиц, установленный Законом РФ “О государственной регистрации юридических лиц”. Однако существует еще и специальный порядок. В частности, в статье 10 указанного закона закрепляется, что иными федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. Например, в настоящее время действует Закон РФ от 9 июля 1999г. “Об иностранных инвестициях”, в соответствии с которым юридические лица с иностранными инвестициями подлежат регистрации в особом порядке, определенном данным законом.
В этой связи отметим, что закон “О государственной регистрации юридических лиц” говорит об иностранцах-учредителях только как о юридических лицах. Таким образом, возникает вопрос - как быть с теми лицами, которые по праву иностранного государства юридическими лицам не являются. Например, не является юридическим лицом распространенная в США и Великобритании форма полного товарищества (partnership).
Возможно, здесь следует говорить о том, что для регистрирующего органа будет достаточно выписки из торгового реестра, подтверждающей статус иностранца-учредителя как субъекта права, который вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Однако закон “О государственной регистрации юридических лиц” четко устанавливает, что в случае, когда учредителем юридического лица является иностранная компания, регистрирующему органу необходимо представить выписку из реестра, подтверждающую статус иностранного юридического лица. Таким образом, если регистрирующий орган будет понимать данную норму буквально, то фактически получится, что учредителями российского юридического лица иностранные компании, не являющиеся юридическими лицами по праву страны их учреждения, быть не могут.
8.4 Необходимые для регистрации документы
Отметим, что для каждого случая, закон “О государственной регистрации юридических лиц” оговаривает определенный строго ограниченный перечень документов. При этом в статье 9 закона закреплено, что орган, осуществляющий государственную регистрацию, не вправе требовать документы сверх указанных в законе, будь то иные гарантийные письма, документы, подтверждающие экономическую целесообразность создания корпораций, и.т.п.
Также в этой же статье установлен запрет требовать нотариального удостоверения документов, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами.
Для государственной регистрации какой-либо юридического лица необходимо представление следующих документов:
1) Заявление о желании зарегистрировать юридическое лицо, соответствующее определенной форме. Заявитель должен подтвердить:
соблюдение законодательства,
достоверность представляемых сведений,
согласованность создания юридического лица с соответствующими государственными органами в установленных в законе случаях.
2) Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа, даже если учредитель один, для него таким решением будет устав.
3) Учредительные документы юридического лица. Если юридическое лицо действует на основании общего положения об организациях данного вида, то стоит ограничиться представлением такого общего положения в подлиннике либо нотариально удостоверенной копии. Если общее положение является нормативным актом, достаточно представления текста указанного акта.
4) Документ об уплате государственной пошлины (квитанция);
Документы для регистрации могут быть поданы как лично, так и посредством почтового отправления с объявленной ценностью письма и описью вложения. Закон “О государственной регистрации юридических лиц” предусматривает, что Правительством РФ могут быть установлены иные формы передачи документов в регистрирующий орган.
При получении документов орган, осуществляющий государственную регистрацию, обязан выдать заявителю расписку. Если документы отправлялись почтой - расписка высылается регистрирующим органом в адрес заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении не позже дня, следующего за днем получения документов от заявителя.
Следует обратить внимание на то, что в соответствии с требованиями закона теперь при подаче в регистрирующий орган документов в связи с созданием юридического лица, не требуется представления документа, подтверждающего оплату половины уставного капитала организации.
Однако в законе сделана оговорка, в соответствии с которой заявитель в заявлении о государственной регистрации юридического лица должен оговорить, что требования законодательства Российской Федерации в отношении оплаты уставного капитала соблюдены.
И сразу же возникает вопрос, какие санкции может применить регистрирующий орган в случае, если заявитель подтвердил в заявлении, что уставной капитал организации оплачен, а на самом деле оплата произведена не была. В соответствии со статьей 25 Закона РФ “О государственной регистрации юридических лиц” за предоставление регистрирующему органу недостоверных сведений заявитель, а также юридическое лицо будут нести ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ. Однако действующее законодательство никакой ответственности за указанные деяния не предусматривает.
8.5 Отказ в государственной регистрации
Гражданский кодекс РФ в ст. 51 предусматривает следующие основания, влекущие отказ в государственной регистрации: нарушение установленного законом порядка образования юридического лица и несоответствие его учредительных документов закону.
Нарушение порядка образования юридического лица выражается в невыполнении требования, определенных законом, к процедурам создания юридического лица. Например, коммерческие юридические лица для создания союза или ассоциации должны получить согласие федерального антимонопольного органа на создание такого объединения (в целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением или ограничения конкуренции).
Учредительные документы юридического лица не соответствуют закону в том случае, когда в них отсутствуют необходимые (существенные) условия, которые должны содержаться в учредительных договорах.
Дополняет нормы ГК п.1 ст. 23 ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц”. Так отказ может последовать лишь в случаях непредставления необходимых для государственной регистрации документов и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Надлежащий регистрирующий орган определяется местом нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа (например, у товариществ) - местом нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Этот срок установлен единым для государственной регистрации и для принятия решения об отказе в государственной регистрации.
Решение об отказе должно быть направлено заявителю через организацию почтовой связи с уведомлением о вручении такого решения.
Одним из нерешенных в теории и практике является вопрос о правомочиях регистрирующих юридические лица органов. Регистрирующему органу предоставлена возможность выбора из двух возможных вариантов поведения: зарегистрировать юридическое лицо или отказать в регистрации.
Однако при этом не очерчиваются полномочия этих органов по проверке обоснованности создания данного юридического лица. Более того, выяснении соответствия учредительных документов действующему законодательству зачастую приводит к тому, что в судебном порядке действия этих органов оспариваются со ссылкой на то, что ими не проверены существенные (материальные) основания создания юридического лица.
Если после регистрации в учредительных документах обнаружились недостатки и они не были ликвидированы либо заинтересованные лица оспаривают законность осуществляемой регистрации, во всех подобных случаях решения принимает арбитражный суд. Он вправе признать документы недействительными, что является основанием для аннулирования регистрации в течение последующих семи дней после вынесения решения суда и о чем в трехдневный срок сообщается учредителям.
Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в течение установленного срока в арбитражный суд. Отказ в государственной регистрации общественных объединений рассматривается судами общей юрисдикции в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
9) ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так, относительно просто на первый взгляд, выглядит порядок организации юридического лица. На деле все гораздо сложнее. Во всех странах образование юридического лица весьма трудоемкий процесс по той причине, что данные организации затеивается обычно для осуществления какого-либо серьезного мероприятия, в большинстве случаев непосильного одному человеку или группе лиц.
Создание юридического лица должно быть хорошо продумано и тщательно организовано. Для этой цели составляется план учреждения корпорации, в который включается решение целого ряда экономических и правовых вопросов. Его реализацию могут взять на себя как собственники капитала (акционеры), так и специально приглашаемые для этой цели лица (чаще юристы по профессии), что случается на практике гораздо чаще. Объясняется это тем, что такие лица имеют специальные знания и большой опыт в деле организации юридических лиц, а также необходимые связи в делом мире. Поэтому их помощь значительно повышает шансы на успех задуманного дела.
В США сложились две вспомогательные специализированные отрасли в области образования корпораций. Во-первых, это отрасль экономической деятельности, носителями которой обычно являются лица, называемые организаторами (promoter’s); во-вторых, отрасль правовой деятельности, которая осуществляется юристами, хорошо знающими законодательство и практику его применения в области создания юридических лиц (incorporatos).
Изучение проблем законодательного регулирования и практики реализации норм института юридического лица позволяет подчеркнуть, что, как и многие другие институты гражданского права, институт юридического лица находится в стадии своего развития и совершенствования.
Общество, заинтересованное в своем экономическом росте, должно всячески способствовать созданию юридических лиц. Грамотно выстроенный процесс по созданию юридического лица - это залог успеха его работы и в конечном итоге реализации тех целей, ради которых оно создавалось!
И как утверждает латинская поговорка:
“Ничто вообще не бывает совершенным с самого начала, но все, что имело начало и первооснову, может со временем совершенствоваться”.
Список использованной литературы:
1) Комментарий к ГК РФ, части первой (постатейный)/ под ред. О.Н. Садикова М.:1999
2) Комментарий к ФЗ “Об ООО” отв.ред. Залесский В.В. М. 1998
3) Комментарий к ФЗ “О государственной регистрации Юридических лиц” /Под ред. Б.М.Гонгало, П.В.Крашенинникова -М.: “Статут”, 2001
4) Залесский В.В. Комментарий к Закону “О государственной регистрации юр. лиц” - М.: ЗАО “Юридический дом Юстицинформ”, 2002
5) Калачев Е.С. “Юридическая энциклопедия предпринимателя” М.: изд. Приор, 2000
6) Суворов Н.С. “Об юридических лицах по римскому праву” М.: изд. “Статут” 2000
7) Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907г. ) М.: 1995
8) Ландкоф С. Н., проф. Субъекты прав (лица) / - М. :Юрид. изд-во НКЮ РСФСР, 1928
9) Братусь С.Н. “Юридические лица в советском гражданском праве. Понятия, виды, государственные юридические лица” М., 1947
10) Грибанов В.П. “Юридические лица” М.: 1961
11) Гражданское и торговое право капиталистических стран. Учеб. Пособие / под ред. В.П.Мозолина и М.И.Кулагина М.: 1980
12) Советское гражданское право :Субъекты гражданского права / Под ред. С. Н. Братуся ; Всесоюзный НИИ советского законодательства. -М.: Юрид. лит., 1984.
13) Советское гражданское право. Учебник. //Под ред. О.А. Красавчикова. - М.: 1985 г.
14) Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран: сборник нормативных актов: гражд. и торг. Кодексы. учеб пособие/ под ред. Пучинского и Кулагина М.: 1986
15) Сыродоева “Акционерное право США и России” М., 1996г.
16) Кашанина Т.В. “Корпоративное право” изд. М.: Нирма-инфа, 1999
17) Гражданское право. Учебник. Часть 1. Изд. третье, пер. и доп. /Под ред. А.П.Сергеева и Ю.К.Толстого. - М.: Проспект, 1999
18) Юридические лица: правовое положение, порядок создания, учредительные и внутренние документы/ Тихомиров М.: 2000
19) Грешников И. П. Субъекты гражданского права // изд. -СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002.
20) Захаров Создание юридических лиц: правовые вопросы. М.: 2002
21) Голованов Н.М. Юридические лица. - СПб.: Питер, 2003.
1
Информация о работе Правовые проблемы создания юридических лиц