Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:12, доклад
Общественные отношения и поведение. У правоведов не вызывает сомнении тезис о том, что право регулирует общественные отношения. При этом результатом такого регулирования полагается правовое отношение: "правоотношение - это урегулированное правом общественное отношение". На наш взгляд, правильным является иное: правовые нормы регулируют не общественные отношения, а поведение людей, что далеко не одно и то же. А правоотношение в его строгом, философском понимании (правовая структура) является не результатом, а средством правового регулирования.
Общественные отношения
и поведение. У правоведов не вызывает
сомнении тезис о том, что право регулирует
общественные отношения. При этом результатом
такого регулирования полагается правовое
отношение: "правоотношение - это урегулированное
правом общественное отношение". На
наш взгляд, правильным является иное:
правовые нормы регулируют не общественные
отношения, а поведение людей, что далеко
не одно и то же. А правоотношение в его
строгом, философском понимании (правовая структура)
является не результатом, а средством
правового регулирования.
Чтобы выяснить соотношение общественных
отношений и деятельности, необходимо
обратиться прежде к анализу философской
категории "отношение", которая является
родовой по отношению к категории "общественное
отношение". А сами общественные отношения
являются разновидностью отношений вообще.
Болгарский философ Панайот Гиндев справедливо
заметил, что общественные отношения представляют
собой "частный случай специфического
проявления всеобщей связи между явлениями
объективной действительности".
В категориальном аппарате философской
науки "отношение" - это элемент триады
категорий "вещь", "свойство"
и "отношение", на основе которой
строится познание любого объекта действительности.
"В практике познания мир непосредственно
делится не на множества и элементы, но
на вещи, обладающие свойствами и находящиеся
в отношениях" (В.Н. Сагатовский).
Отношения возникают между вещами на основе
их свойств. При этом философское понимание
"вещи" отличается от обыденных представлений
о ней. Для обозначения вещи как физического,
пространственно ограниченного объекта
(вещи в обыденном
понимании) в философии существует
термин "тело". А вещью в ней считается
любой самостоятельный предмет, выделенный
среди многообразия других явлений. Таким
образом, в философии основной признак
вещи - это то, что явление взято в аспекте
самостоятельности. Если тот же предмет
рассматривать как принадлежность другому
предмету (как средство характеристики
последнего), то он уже выступит как
свойство. Свойство -это потенциальное
отношение, а отношение -реализованное
свойство. "Вступить в отношение - всегда
означает проявить общую природу с соотносящимся
и обнаружить на этой основе отличие от
соотносящегося" (В.И. Свидерский,
Р.А. Зобов).
Более точным представляется определение
отношения, данное В.Н. Сагатовским: "Различие
или тождество вещей в одном множестве,
тождественных в другом множестве, называется
отношением между вещами". Действительно,
отношение может заключаться не только
в различии, но и в тождестве. А различие
или тождество вещей определяются их свойствами:
в отношении свойства одной вещи раскрываются
через свойства другой.
Итак, отношение можно понимать как взаимоположение
обособленных предметов, явлений, возможное
в силу их общей природы и основывающееся
на их свойствах.
Отношения существуют между явлениями,
а внутри отношения отсутствуют всякие
элементы (явления, предметы,
вещи), поскольку "элемент" - это
тоже вещь, хотя и рассматриваемая в особом
смысле. Элементы в ряде случаев сами призваны
продуцировать в системе целесообразные
отношения, и в силу своей природы могут
находиться только в системе, но не в отношении.
Структурные отношения связывают элементы
в систему, но сами их не содержат.
Первой и главной особенностью общественных
отношений как разновидности отношений
вообще является то, что они есть отношения
между людьми (их коллективами).
Люди обладают, с одной стороны, рядом
общих свойств, а с другой - в их психофизических
и социальных качествах имеются различия.
Реализация же качеств, сторон социальных
субъектов предопределена тем, что человек
не может существовать иначе как в обществе,
которое является необходимой формой
его социального бытия.
Второй важнейшей особенностью общественных
отношений является их тесная диалектическая
связь с поведением людей, с их деятельностью.
Связь эта имеет генетический, взаимопорождающий
характер. Общественные отношения и социальная
деятельность взаимодействуют, обусловливают
обоюдное возникновение и развитие. С
одной стороны, общественные отношения
возникают из действий людей, порождаются
их поведением. А с другой - общественные
отношения определяют, формируют поведение
своих субъектов. "Существуют, однако,
отношения, - писал К. Маркс, - которые определяют
действия как частных лиц, так и отдельных
представителей власти и которые столь
же независимы от них, как способ дыхания".
Из этого высказывания следует, что:
а) общественные отношения относительно
поведения представляют собой самостоятельное
явление, ибо они определяют действия;
б) общественные отношения и деятельность
представляют собой взаимосвязанные явления.
Более детально механизм связи общественных
отношений и социальной деятельности
можно представить следующим образом.
Наличие и существование общественных
отношении возможно прежде всего в силу
того обстоятельства, что существует человеческое
множество. Это позволяет свойствам одного
человека проявиться через социальные
качества другого. Однако сама актуализация
свойств людей происходит с возникновением
в какой-либо социальной сфере необходимости
в определенной деятельности, в результате
чего из всей совокупности социальных
свойств выделяются нужные и эти актуализированные
свойства связывают людей в отношения,
характер которых зависит уже от фактического
наличия и состояния у людей данных качеств,
свойств, способностей к данной деятельности.
Сфера же необходимой деятельности определяется
надобностью в конкретных благах. Коротко
этот процесс выглядит так: потребность
в определенных благах - необходимость
соответствующей деятельности - актуализация
нужных для данной деятельности свойств
людей - общественные отношения - деятельность
фактическая - достигнутые блага.
Фактическое поведение, вытекающее из
общественных отношений и обусловленное
ими, служит в свою очередь основой для
возникновения новых отношений через
обретение субъектами в совместной деятельности
новых социальных качеств. Весьма точно
об этом высказался В.М. Соковнин:
"Наполнение" человека общественными
отношениями, по всей вероятности, должно
происходить благодаря тому же механизму,
который реализует эти общественные отношения,
и он не может быть не чем иным, как деятельностью
самого человека". Данная закономерность
четко проявляется и в правовой сфере,
когда юридически значимые акты поведения
обусловливают возникновение правовых
отношений, а последние, в свою очередь,
формируют правомерное поведение.
Итак, общественные отношения как вид
отношений отличает главным образом то,
что они (а) есть отношения
между людьми и (б) тесно связаны
с деятельностью людей. Но в интересующем
нас плане они ничем не отличаются от отношений
вообще: как и во всяком отношении, внутри
общественного отношения нет никаких
элементов, в том числе и поведения. Элементом
может быть названо само отношение, когда
речь идет о системном анализе сложной
социальной структуры. Но в этом случае,
во-первых, последняя рассматривается
уже не как отношение, хотя бы и сложное,
а как система (система отношений,
в которой ее собственной структурой будут
отношения между отношениями); во-вторых,
элементами этой системы будут менее сложные
структуры или отдельные отношения, то
есть опять-таки отношения, а не какие-либо
обособленные объекты (вещи). Как раз
поэтому, то есть из-за строгого понимания
социальной связи, элементами общей структуры
общества в философии считаются виды общественных
отношений, их однородные совокупности,
выражающие сущность той или иной сферы
общественной жизни.
Правовые отношения являются разновидностью
общественных отношений, поэтому правоотношение,
как и любое общественное отношение (и отношение вообще),
не может содержать внутри себя никаких
компонентов.
Однако в правоведении принято с точки
зрения строения анализировать отдельно
взятое, единичное правоотношение и именно
в нем выделять различные элементы. Следовательно,
под "правоотношением" в юриспруденции
понимается на самом деле не отношение
в его собственном, структурном смысле,
не правовая связь, а единство этой связи
и тех явлений, которые предполагаются
в качестве элементов правоотношения.
Другими словами, последнее рассматривается
юридической наукой как некая целостность,
имеющая свой состав и свою структуру.
Исследования строения правового отношения,
анализ его внутренней стороны в теории
права традиционно проводились на основе
категорий "форма" и "содержание".
Методологические возможности этих категорий,
действительно, позволяют выявить и зафиксировать
ряд важных закономерностей в соотношении
компонентов явления. Однако такие обстоятельства,
как (а) наличие у
данных категорий только двух показателей
описания ("форма" и "содержание")
и обусловленная этим многозначность
их философского смысла, а также (б) наличие у
правоотношения значительного числа аспектов,
сторон, нуждающихся в исследовании и
характеристике, привели к существенным
расхождениям во взглядах правоведов
на строение правоотношения, его форму
и содержание. Повлияло здесь и то, что
"форма" и "содержание" фиксируют
лишь общие связи и закономерности в явлениях,
а в подробном, детальном исследовании
они малоэффективны. Детальному изучению
правоотношения в наибольшей степени
отвечает системный подход, обладающий
достаточно обширным категориальным аппаратом,
основными в котором являются понятия
системы, элемента, состава, структуры,
функции, функционирования, цели. Категории
"элемент", "состав", "структура"
используются в характеристике правоотношения
уже сравнительно давно, однако делается
это для выделения каких-либо сторон правоотношения
в дополнение к его форме и содержанию,
что представляется недостаточно корректным
в общефилософском плане. Ведь форма и
содержание исчерпывают явление полностью,
и помимо них в явлении уже ничего быть
не может. Элементы и структура могут быть
отысканы лишь внутри единства формы и
содержания, а не за его пределами. Кроме
того, системные категории эффективны
при условии их целостной реализации,
в рамках системного подхода, а не в разрозненном
виде.
Строение (состав и структура)
правоотношения как системы. О составе
применительно к правоотношению говорится
сравнительно давно, однако делается это
вне всякой связи с его системным рассмотрением.
К элементам правоотношения, образующим
этот состав, принято относить субъектов,
их права и обязанности, поведение, а также
объект правоотношения.
Следует заметить, что сама постановка
вопроса о составе в данном случае возможна
лишь в силу сложившегося специально-правового
смысла категории "правоотношение",
который, как отмечалось, характерен выделением
в правоотношении совокупности элементов,
то есть пониманием его как некой целостности,
совмещающей в себе и элементы, и структурные
связи между ними.
Подобный взгляд на правоотношение, отличающийся
от общефилософского понимания категории
"отношение", обусловлен, видимо,
объективной потребностью правовой теории
именно в такой теоретической конструкции.
И, в принципе, ее можно допустить, рассмотрев
правоотношение как систему, а не как отношение.
Однако включение некоторых из ряда названных
выше явлений в состав правоотношения
можно объяснить только субъективными
причинами. И прежде всего тем, что часть
исследователей не усматривает различия
между онтологической проблемой элементов
правоотношения как явления правовой
действительности и проблемой элементов
категориального аппарата теории правоотношения,
которая является проблемой гносеологического,
познавательного порядка.
Иногда элементом правоотношения называют
его содержание ("юридическое"
- права и обязанности или "материальное"
- фактическое поведение субъектов).
В действительности содержание не может
быть отождествлено не только с отдельно
взятым элементом, но и даже с составом
в целом. Не содержание - элемент состава,
а напротив, состав есть одна из сторон
содержания (наряду со структурой).
Содержанием может быть только единство
состава и структуры - структурно-организованное
единство элементов. А тот факт, что категория
"содержание" - элемент системы понятий
теории правоотношения, еще не означает,
что реальное содержание правоотношения
является именно элементом правоотношения.
Состав правоотношения как целостного,
системного явления образуют его субъекты.
С точки зрения системного подхода только
они могут быть названы элементами правоотношения.
Объясняется это тем, что правоотношение
в структурном смысле существует между
участниками, и в правоотношение, рассматриваемое
уже как единство элементов и структуры,
должны быть включены именно они. То обстоятельство,
что каждый субъект правоотношения является
в то же время участником множества других
правовых и иных социальных связей, не
противоречит изложенному взгляду, ибо
в каждом отдельном общественном отношении
реализуется лишь какая-то одна сторона
субъекта.
Чтобы стать участником правоотношения,
субъект предварительно должен обладать
исходными общественно-юридическими качествами.
Эти качества устанавливаются нормами
о право- и дееспособности (правосубъектности).
Данные нормы указывают на свойства, которыми
должен обладать субъект любого правоотношения
или определенного круга правоотношений,
то есть должен обладать субъект права.
Субъекты права, таким образом, представляют
собой потенциальные элементы правоотношений,
которые становятся реальными участниками
правовых связей с появлением у них дополнительных
целесообразных свойств юридического
характера - субъективных юридических
прав и обязанностей. Последние являются
следствием действия норм, уже непосредственно
регулирующих поведение в конкретной
юридико-фактической ситуации.
В свете теории системного подхода права
и обязанности участников - это не отдельные,
"самостоятельные" элементы правоотношений,
а юридические качества, свойства элементов
(субъектов), приданные
им правовыми нормами. В правоотношении
эти свойства определяют его структуру,
то есть собственно правовые связи, отношения
между субъектами. Такая постановка вопроса,
кстати, не отвергает возможности обособленного
рассмотрения субъективных прав и обязанностей
как сложных, целостных явлений. Напротив,
знание их места и роли в правоотношении
должно способствовать более полной и
точной характеристике их внутренней
стороны, строения.
Сформирование структуры правоотношения
на основе прав и обязанностей означает
одновременно и возникновение правоотношения
как системы. Объясняется это тем, что
потенциальные элементы правоотношения
(субъекты права)
уже существовали, но недоставало структуры:
субъекты не были объединены целесообразной
правовой связью.
Структура, понимаемая как закон, как целесообразный
способ связи элементов в целое является
важнейшей категорией системного подхода
и самой существенной стороной системы.
Именно в структуре таится загадка возникновения
в системе нового качества, превращения
простого набора элементов в функциональное
целое. Даже незначительные изменения
в структуре могут повлечь существенные
изменения в свойствах явления. Так, графит
и алмаз имеют один и тот же состав (углерод), а различие
их в твердости обусловлено только их
структурой (различным строением
кристаллических решеток).
Однако как в философии, так и в правоведении
имеется и другое понимание структуры,
когда к ней относят не только целесообразные
связи элементов в системе, но и сами эти
элементы. Конечно, единство элементов
и структуры (способа их связи)
можно назвать словом "структура",
но мы никуда не уйдем от необходимости
понятийного обособления и, следовательно,
особого терминологического обозначения,
целесообразных отношений в системе ввиду
их важности и самостоятельности. Поэтому
здесь может быть допущен лишь терминологический
"сдвиг", но не более. Полностью проигнорировать
структуру как связь не удастся.
Структура, действительно, тесно связана
с элементами, а в ряде случаев очень тесно:
это в тех случаях, когда элементы являются
носителями структуры и воспроизводят,
продуцируют ее, что характерно для социальных
систем. Но вместе с тем структура тяготеет
к инвариантности, то есть к тому состоянию,
когда при одной и той же структуре возможны
разные "наборы" элементов. Например,
структура механических часов одинакова
для всех, а разнообразие их достигается
за счет использования разных элементов.
Структуру из-за ее стремления к инвариантности
иногда и определяют как инвариант системы
(например, Н.Ф. Овчинников).
Но в системе инвариантным может быть
состав, а не структура. В качестве примера
можно привести простой калейдоскоп, в
котором набор цветных осколков постоянен,
а изменение рисунка достигается через
изменение пространственных отношений
между ними, то есть структуры.
Социальная структура в изложенном понимании,
то есть как целесообразный способ связи
элементов в системе, сама по себе неосязаема
и невидима. Но от этого роль, скажем, производственных
отношений в жизни общества не умаляется.
В то же время данная особенность структуры
приводит к тому, что она исследуется не
непосредственно, а через ряд своих проявлений.
В полной мере это относится и к правоотношению.
С одной стороны, характер структуры правоотношения
виден в содержании прав и обязанностей
как целесообразных свойств субъектов,
а с другой - он проявляется в функционировании
правоотношения. Тесная связь, зависимость
структуры от прав и обязанностей приводит
иногда ученых к мысли, что субъективные
права и обязанности и есть структура
правоотношения, или что таковой является
способ связи прав и обязанностей. Последняя
точка зрения логична лишь в том случае,
если правоотношение понимать как связь
корреспондирующих прав и обязанностей.
Однако такой взгляд не соответствует
природе правоотношения как отношения
общественного. Связь юридических прав
и обязанностей по своей сути ничем не
отличается от связи других явлений в
правовом механизме, из нее не видно, что
правоотношение - это отношение общественное,
отношение между людьми. Поэтому структурой
правоотношения как системы является
не способ связи прав и обязанностей, а
способ связи субъектов на основе этих
прав и обязанностей, через их права и
обязанности.
В качестве созданного правовыми средствами
определенного взаимоположения участников
общественного отношения структура правоотношения
выступает как непосредственный фактор
формирования правомерного поведения.
Суть правового регулирования как раз
и заключается в создании правовых структур,
установлении целесообразных отношений
между субъектами в определенной социальной
сфере через предоставление им субъективных
юридических прав и возложение субъективных
юридических обязанностей с тем, чтобы
вызвать нужное поведение. В результате
правового воздействия социальная среда
становится как бы пронизанной целесообразными
правовыми отношениями, наполняется правовой
структурой, что служит основой, своего
рода двигателем, правомерной деятельности.
В исследовании структуры правоотношения
не следует, видимо, отождествлять понятия
отношения и связи. Последняя есть разновидность
отношения, другими разновидностями которого
можно считать зависимости и разграничения.
Все находится в отношениях, но не все
находится в связях. В общефилософском
плане особенность связи достаточно четко
показана А.И. Уемовым, по мнению которого
при наличии связи изменение одной вещи
приводит к изменению другой, а просто
в отношении такое изменение сказывается
лишь на самом отношении, но не затрагивает
другой вещи (стороны).
В сфере общественных отношений признаком
существования связи между субъектами
является взаимодействие между ними. Отсюда
правильнее считать, например, что субъект
права собственности состоит с остальными
субъектами не в связях, а в ином виде правовых
отношений - регулируемой правом зависимости
от их деятельности.
Системная модель правоотношения и ее
значение. По результатам рассмотрения
правоотношения как системы можно построить
его системную модель.
Системная модель правоотношения (СМП) представляет
собой систему, элементами которой являются
участники правового отношения (субъекты), объединенные
правовой структурой - целесообразной
правовой связью, вытекающей из субъективных
юридических прав и обязанностей (целесообразных
правовых свойств субъектов), - и которая
функционирует для достижения социально
полезного результата.
Системный подход потребовалось применить
к правоотношению в силу того, что в юриспруденции
оно понимается как некое целостное образование,
своеобразный "узел", в котором правовые
явления сложным образом сплетаются с
элементами социальной сферы, властные
правовые предписания "переплавляются"
в социально значимое, общественно полезное
поведение. По существу, речь идет о достаточно
сложном социально-правовом механизме.
Такой взгляд, как было показано выше,
не совпадает с философским пониманием
категории "отношение", однако он,
видимо, имеет право на существование,
поскольку позволяет понять ряд важных
закономерностей правового регулирования
поведения.
Системная модель правоотношения может
быть реализована, в частности, по следующим
направлениям:
1. СМП позволяет более полно и
точно использовать в характеристике
правоотношения такие философские категории,
как "форма", "содержание", "элемент",
"состав", "структура", "объект",
которые постоянно привлекаются к описанию
правоотношения, но не всегда с учетом
их первоначально-философского смысла.
2. СМП создает о правоотношении
целостные, системные представления, в
которых достаточно четко определены
место и роль каждого из явлений, традиционно
относимых к составу правоотношения (место и роль субъектов,
их прав и обязанностей, поведения, объекта).
3. С позиций СМП механизм действия
права (юридический механизм)
может быть рассмотрен в органичном единстве
с психологическим и социальным механизмами,
которые в действительности составляют
целостность (единый механизм
формирования правомерного поведения),
однако в теории представлены раздельно.
Установить взаимосвязь этих механизмов
можно лишь через отыскание того пункта,
который является для них общим, в котором
они пересекаются. Таким пунктом для всех
трех названных подсистем механизма формирования
правомерного поведения является субъект
правоотношения. А ведь в СМП именно участники
и только они признаются элементами правоотношения.
В традиционных подходах правоотношение
исследуется аналитическим путем, то есть
на уровне состава, поэтому в составе правоотношения
(в качестве одного
из элементов) субъекты упоминаются.
Но когда дело доходит до соединения элементов
состава в целое, то в целостных характеристиках
правоотношения, в частности в его определениях,
субъектам места уже не находится. Речь
идет только о правах и обязанностях или
о правах и обязанностях и поведении.
"Бессубъектные" представления об
общественных отношениях - это беда не
только правоведения, но и других общественных
наук, а точнее, современного обществоведения
в целом. Правильно заметил Маркс, что
общественные отношения, "как и вообще
отношения, можно только мыслить, если
их хотят фиксировать в отличие от тех
субъектов, которые находятся между собой
в тех или иных отношениях".
"Одна из самых устойчивых форм проявления
отрыва теории от жизни -это то, что можно
назвать бессубъектным анализом... общества
и присущих ему отношений, в том числе
производственных. Это анализ общества
в отрыве от реальных субъектов общественного
действия... Если нет реальных субъектов
общественного действия, исчезает проблема
интересов, вся система мотивационных
механизмов поведенческой деятельности,
остаются абстрактные схемы" (Л. И. Абалкин).
4. СМП, будучи спроецирована на
предмет правового регулирования, позволяет
детально представить его строение, выделить
в нем связи и элементы, не ограничиваясь
традиционной характеристикой его только
как совокупности общественных отношений