Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 20:39, реферат
Сейчас, в условиях, когда уже выработана концепция правового государства, с присущими ему существенными признаками и особенностями, построение правового государства является одной из важнейших задач, так как именно оно является, в современном понимании идеальной формой политической организации общества. Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового государства. Объясняется это действием самых различных факторов, таких как: особенности исторического и культурного развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в право понимании и осмыслении права, как универсального социального регулятора общественных отношений и связей.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие права и системы нормативного регулирования…………….4
2 Соотношение права и морали …………………………………………...6
3 Соотношение права и обычаев…………………………………………..7
4 Соотношение права и корпоративных норм……………………………8
5. Соотношение права и религии………………………………………….9
Заключение…………………………………………………………………10
Список используемой литературы……………
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский государственный технический университет
Кафедра: СГД
Реферат
Тема: «Право в системе нормативного регулирования»
Учебная дисциплина «Основы права»
Выполнил: ст.гр. ТТ-10-2
Кусшибекова Ж. Ж.
Принял: ст. преп.
Джантасов Д.К.
Караганда, 2014г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие права и системы нормативного регулирования…………….4
2 Соотношение права и морали …………………………………………...6
3 Соотношение права и обычаев…………………………………………..7
4 Соотношение права и корпоративных норм……………………………8
5. Соотношение права и религии………………………………………….9
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………..11
Введение
Сейчас, в условиях, когда уже выработана концепция правового государства, с присущими ему существенными признаками и особенностями, построение правового государства является одной из важнейших задач, так как именно оно является, в современном понимании идеальной формой политической организации общества. Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового государства. Объясняется это действием самых различных факторов, таких как: особенности исторического и культурного развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в право понимании и осмыслении права, как универсального социального регулятора общественных отношений и связей.
Тем не менее, чтобы объективно определить в какой степени существующее положение приближено к истине, необходимо разобраться в том, какое место в современном обществе занимает право (в его позитивном, т.е. юридическом смысле).
В рамках данного вопроса следует разобраться в том, какая же роль отведена праву среди других социальных регуляторов, как различные социальные нормы соотносятся и взаимодействуют между собой, какие существуют тенденции их развития и преобразования.
Проблема является актуальной, поскольку в процессе исторического развития и эволюции общественных отношений, то есть усложнения их элементной структуры, появления их новых разновидностей неизбежно возникает вопрос о значимости в тот или иной период времени применительно к конкретным обстоятельствам тех или иных социальных регуляторов. Вследствие этого возникают вопросы о необходимости совершенствования нормативной базы общества, о приведении ее в соответствие с требованиями новых условий жизни, а при историческом отмирании тех или иных общественных отношений, а так же при их изменении - об устранении не соответствующих действительности норм или их элементов, с целью предотвращения возможной путаницы и противоречий.
1 Понятие права и системы нормативного регулирования
Право - это правила поведения, исходящие уже не от общества, а от государства, причем предписания, защищающие интересы политических сил, находящихся у власти, могут возникнуть только вместе с государством.
Главным признаком права является то, что оно исходит от государства, а не от общества, выступая воплощением воли государства, т.е. государственной воли политических сил, стоящих у власти, а не воли всего общества.
Нормы права общеобязательны в силу возможности государственного принуждения, обеспечиваются санкциями, предусмотренными в самих нормах права, если они не реализуются добровольно. Государственное принуждение - специфический признак права.
Нормы права носят общий характер, являются не персонифицированными правилами поведения, т.е. обращены ко всем и каждому, кто попадает в предусмотренные ими условия.
Нормы права формализованы, т.е. закрепляются в письменной форме, содержатся в систематизированном виде в законах, сборниках, прецедентах, тем самым право защищается от произвольного изменения, обеспечивается определенная его стабильность.
При всех различных подходах к пониманию права надо помнить, что никакое пожелание, убеждение или мнение не может рассматриваться как правовая норма, коль скоро оно не выражено в юридическом акте, принятом надлежащим образом. Соответственно и изменить этот акт можно только предусмотренным законом способом, на основании демократической процедуры, выражающей волю народа.
СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — вся совокупность норм, посредством которых осуществляется регулирование поведения и деятельности людей. Степень и характер регулятивного влияния на общественные отношения позволяет выделить в системе нормативного регулирования наряду с правом следующие группы норм: мораль (нравственность), обычаи, корпоративные нормы, религиозные нормы. Все эти нормы образуют группу социальных норм. Своеобразное место в системе нормативного регулирования занимают технические нормы.
Классифицируются социальные нормы на следующие разновидности:
- юридические нормы или
нормы права - общие правила, установленные
или санкционированные
- нормы морали (нравственности)
- общие правила, вырабатываемые
в качестве критериев добра
и зла, справедливого и
- обычаи - в основном естественные нормы, традиции, духовные постулаты, этикет и другие, вошедшие в привычку;
- корпоративные нормы - общие правила, вырабатываемые в организациях корпоративного типа (церковных, партийных, профсоюзных и др.) и поддерживаемые властью общественного объединения.
Есть нормы смешанного характера, сочетающие, например, особенности моральных и корпоративных норм (религиозные).
Юридические нормы могут воплощать (вбирать в себя) естественные нормы, а также нормы-обычаи, моральные правила, и тогда они обладают и силой естественного воздействия, моральной силой.
2. Соотношение норм права и норм морали
Каково же соотношение норм права и норм морали? Что представляют собой право и мораль, каковы их характерные черты как особых норм поведения, занимающих важное место в общественной жизни?
Мораль (нравственность) - это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.
Взаимодействие права и морали в обществе - сложный, многогранный процесс. Право воздействует на мораль, в то же время оно само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора общественных отношений.
Право и мораль - дополняющие друг друга средства социального нормативного регулирования, в реальной действительности они нерасторжимы, дополняя и обогащая друг друга.
Общие черты права и морали:
- являются частью надстройки;
имеют нормативное содержание
и служат регулятором
- имеют общую экономическую, политическую, социальную и идеологическую базу.
Черты, различные у права и морали:
- мораль возникает раньше норм права;
- право состоит из норм (правил поведения), а мораль, кроме норм, включает в себя представления, чувства, т.е. более сложное явление по своей структуре;
- в нормах права выражается и закрепляется воля народа, в морали же воля выступает в форме общественного мнения;
- нормы морали регулируют
гораздо больший круг
- нормы права характеризуются конкретностью, моральные требования дают больший простор для толкования;
- внутренним гарантом
выполнения норм морали
- различны исторические
судьбы права и морали, право
отмирает вместе с
3 Соотношение права и обычаев
Особое положение в системе социальных норм занимают обычаи — такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, а в результате многократного повторения становятся привычными.
Они несколько менее связаны с правом, чем, например, моральные нормы, но тем не менее не являются нейтральными.
Нормы права и обычаи обладают рядом признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывают, какими должны или могут быть человеческие поступки по мнению определенных коллективов.
Вместе с тем обычаи и нормы
права отличаются друг от друга по происхождению,
форме выражения, способу обеспечения.
Если обычаи появились с возникновением
человеческого социума, то нормы права
существуют в государственно-организованном
обществе; если обычаи не закрепляются
в специальных актах, а содержатся в сознании
людей, то нормы права существуют в определенных
формах; если обычаи обеспечиваются силой
общественного мнения, то нормы права
реализуются с учетом возможности государственного
принуждения.
4 Соотношение права
и корпоративных норм
Корпоративные нормы выступают неотъемлемой частью системы нормативного регулирования общественных отношений. Они вырабатываются на основе взаимодействия индивидуальных воль отдельных членов различных общественных организаций, их слияния.
В целях организации своей деятельности, успешного решения внутренних задач общественные организации создают корпоративные нормы, являющиеся нормами общественных организаций. Специфическая их особенность состоит в том, что их действие ограничено пределами той или иной общественной организации и вследствие этого, носит локальный характер.
Вообще корпоративные нормы можно определить, как установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях, решениях общественных организаций для реализации и достижения целей их функционирования.
Сфера действия корпоративных норм обусловлена тем, что они выражают волю участников общественных объединений и имеют для них обязательное значение. Корпоративные нормы регулируют только внутренние отношения: задачи и цели данной организации, компетенцию органов, их права и обязанности, порядок вступления и выхода из данной организации, гарантии соблюдения норм. Примером корпоративных норм может служить обычный Устав школы. В нём описаны права и обязанности учащихся и учителей. Устав выражает волю всех участников учебного процесса. Нормы описанные в этом уставе действуют только в пределах школы, значит - это ничто иное как корпоративные нормы.
Нормы права и корпоративные нормы имеют общие черты: они содержат четкие, ярко выраженные правила поведения; закреплены в специальных актах; представляют собой системы норм. Различие между ними - в степени обеспечения: если нормы права принимаются государством и обеспечиваются его принудительной силой, то нормы общественных организаций ими и ими же, то есть силой общественного мнения данной общественной организации, обеспечиваются. Кроме того, необходимо отметить определенный приоритет права, признаваемый в нормах общественных организаций.
5 Соотношение права и религии
Религиозные нормы представляют собой правила поведения, установленные различными вероисповедованиями.
Религиозные нормы содержатся в религиозных текстах: Коран, Сунна, Пятикнижие, Талмуд, многочисленные священные книги буддистов; в решениях собраний верующих и духовенства (постановление соборов, коллегий, конфессий); в произведениях авторитетных религиозных писателей.
Нормы религии регулируют отношение верующих к Богу, церкви, друг к другу и иноверцам, организацию и функции религиозных организационных структур. Реализация этих норм подкрепляется божественным авторитетом их происхождения, понятием «грех».
Свод религиозных канонов представляют собой регулятивную систему, действующую с самых ранних этапов развития человечества. Мировые религии оказали влияние не только на духовную жизни общества, но и на развитие правовых систем.
Различие между правом и религией очевидно. Религиозные нормы распространяются только на верующих определенной конфессии (например, предписания Корана -на исповедующих ислам и т.д.). Различен и механизм действия религиозных норм, которые предписывают вести себя, ссылаясь на высший авторитет - Бога, правовые же нормы установлены и гарантированы государством.
Религиозным объединениям может предоставляться определенный статус, зафиксированный в их уставах. На основании нормативных актов они могут иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество, необходимое для религиозных целей.
Верующие могут беспрепятственно совершать религиозные обряды, связанные с вступлением в брак, рождением ребенка, похоронами, и другие, однако юридического значения они не имеют.
Заключение
Таким образом можно сделать вывод, что право- занимает особое место в системе нормативного регулирования общественных отношений. Это место определяется прежде всего тем, что оно фактически охватывает в своих нормах все наиболее важные общественные отношения, необходимость урегулирования которых объективно существует.
Эволюция нормативно-правовой базы общества связана с появлением и развитием новых видов общественных отношений. Право по сути отражает уровень социально-экономического развития общества и поэтому в идеале должно полностью соответствовать его потребностям в урегулировании, стремление к чему сейчас прослеживается и воплощается через совершенствование правовой системы путем принятия новых правовых норм. Это отличает право, скажем, от норм обычаев и религии, которые характеризуются определенной стабильностью вот уже на протяжении многих лет.
Так же важнейшей особенностью права, определяющей его место в качестве специфического регулятора является его связь с государством, обеспеченность реализации его норм возможностью применения мер государственного принуждения, что обеспечивает его волевой характер. Необходимость этого диктуется прежде всего тем, что некоторые люди в силу приверженности тем или иным нормам поведения или в силу социальных условий жизни продолжают руководствоваться устаревшими или не соответствующими действительности реалиями, при этом фактически нарушая общественный порядок и тем самым противореча интересам общества.
Информация о работе Право в системе нормативного регулирования