Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 13:07, контрольная работа
Конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Понятие "фармацевтическая деонтология". На что направлены деонтологические нормы поведения фармацевтических работников? Право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Надзор за соблюдением прав потребителей. Понятие административного правонарушения и административной ответственности.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
1) Конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты1.
Как следует из ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Сокрытие должностными лицами фактов
и обстоятельств, создающих угрозу
для жизни и здоровья людей, влечет
за собой ответственность в
Структурирование и расположение принципов в целом выдерживает логику нормативного материала, основой для формирования которого являются нормы-принципы Конституции РФ. Неслучайно руководствуясь, наверное, конституционной нормой о высшей ценности человека, его прав и свобод и обязанностью его признания государством (ст. 2 Конституции РФ), на первое место законодатель поставил принцип соблюдения прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий. Как представляется, остальные принципы в некоторой степени развивают его положения как главного, стержневого для всех основополагающих идей в сфере охраны здоровья граждан.
Современное содержание конституционного права на здоровье, если исходить из высшей ценности человека и его прав и свобод (ст. 2 Конституции Российской Федерации), складывается из права на медицинскую помощь и на благоприятные условия жизнедеятельности, оказывающие прямое влияние на здоровье человека (2, 14 Конституции РФ). Причем первый аспект права на здоровье связан с обеспечением каждому человеку права доступа к необходимой медицинской и лекарственной помощи, а также права на медицинскую профилактику и реабилитацию после болезни. Необходимо детализировать этот перечень правом на экологическое, санитарно-эпидемиологическое благополучие и радиационную безопасность; на протезно-ортопедическую помощь; правом на получение медицинской, фармацевтической, протезно-ортопедической помощи в зарубежных медицинских организациях; правом матери и детей на охрану здоровья. Указанный список необходимо дополнить совокупностью таких конституционных социальных прав граждан, как право на нормальные жилищные условия; на достойную заработную плату, позволяющую обеспечить полноценный и сбалансированный режим питания; на безопасные условия и охрану труда; право на отдых.
Для того чтобы наиболее полно раскрыть содержание конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, необходимо обратиться к нормативным правовым актам, принятым в целях обеспечения его надлежащей реализации. В настоящее время российское законодательство в данной сфере реформируется, значительные преобразования происходят в системе оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения. В первую очередь это обусловлено тем, что в конце 2011 г. был принят и вступил в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"3. С 1 сентября 2010 года применяется Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"4.
2) Понятие "фармацевтическая деонтология". На что направлены деонтологические нормы поведения фармацевтических работников?
Фармацевтическая деонтология - совокупность этических норм поведения фармацевтических работников при выполнении своих профессиональных обязанностей в отношении пациента и его родственников.
Главной целью фармацевтической деятельности должно быть сохранение и укрепление здоровья человека. Коммерческие интересы должны быть подчинены главной цели фармацевтической деятельности.
Каждый фармацевтический работник должен стремиться совершенствовать свой профессиональный уровень, обмениваться информацией с коллегами и взаимодействовать с врачами по вопросам фармакологии.
Каждый фармацевтический работник несет личную моральную ответственность за качество предоставляемой лекарственной помощи, информирование врачей и пациентов об истинной ценности лекарственных препаратов, их побочных действиях, противопоказаниях и рекомендуемых дозировках.
Несмотря на участие в научных исследованиях, маркетинговых кампаниях, трудовых отношениях с определенной фармацевтической компанией любой фармацевтический работник должен стремиться к профессиональной независимости и предлагать наиболее оптимальные препараты, прежде всего, исходя из интересов пациента.
Основные этические принципы, которых должен придерживаться каждый фармацевт (провизор):
- содействовать врачу, пациентам в выборе, назначении и применении лекарственных средств;
- сохранение корпоративной культуры, основанной на взаимоуважении;
- избегать оплаты услуг
врача по рекомендации, назначению
пациентам определенных
- недопустимо искажение
информации о лекарственном
- при выборе того или иного препарата исходить из интересов пациента и данных доказательной медицины;
- недопустимо злоупотребление знаниями и положением для достижения личной выгоды или иных целей;
- при отсутствии объективных
причин не переубеждать
- избегать оспаривать
назначенную пациенту
- моральная ответственность за реализуемые гражданину без рецепта лекарственные (нелекарственные) средства лежит на фармацевтическом работнике (провизоре);
- знать права отдельных
категорий граждан на льготное
лекарственное обеспечение и
информировать о них граждан,
приобретающих лекарственные
- стремиться оказывать
всемерную помощь гражданам,
- проявлять осмотрительность и принимать необходимые меры для обеспечения сохранности качества, эффективности и безопасности лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента5.
3) Право хозяйственного ведения и право оперативного управления.
В силу ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом6.
Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия. Никакие иные субъекты имуществом на праве хозяйственного ведения обладать не могут, что вытекает из положений ст. 216 ГК РФ, которая, говоря об указанном вещном праве, отсылает именно к комментируемой статье. Соответственно собственниками такого имущества могут быть только публично-правовые образования: Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования.
Основанием приобретения унитарным предприятием имущества на праве хозяйственного ведения является прежде всего передача такого имущества от собственника как в качестве вклада в уставный фонд, так и помимо такой передачи для реализации правоспособности предприятия. На практике между собственником и предприятием заключается договор о передаче на праве хозяйственного ведения, хотя его заключение и не является обязательным. Соответственно в договоре прежде всего фиксируется перечень имущества, которое передается предприятию.
Кроме того, предприятие приобретает имущество в ходе своей деятельности по основаниям, предусмотренным гражданским правом: посредством создания новых вещей, покупки имущества и т.д.
Формально набор правомочий предприятия в отношении имущества такой же, как у собственника, но следует обратить внимание на то, что пределы владения, пользования и распоряжения имуществом, которое принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения, раскрыты в ст. 295 ГК РФ "Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении"7.
В соответствии со ст. 296 ГК РФ Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению8.
Обладателями права оперативного управления могут быть только казенные предприятия и учреждения. Другие субъекты гражданского права могут обладать имуществом на иных основаниях - на праве собственности и хозяйственного ведения (ст. 48 ГК).
С другой стороны, и казенные предприятия,
и учреждения не могут обладать имуществом
на ином праве, кроме права оперативного
управления. В том числе это
относится и к тому имуществу,
которое приобретено
Так, Высший Арбитражный Суд РФ указывает: "Пунктом 2 статьи 298 ГК РФ, регулирующим вопрос о распоряжении учреждением имуществом, приобретенным им на доходы от деятельности, осуществляемой в соответствии с учредительными документами, не предусмотрено возникновения у учреждения права собственности на такое имущество"9.
Под владением понимается возможность фактического обладания имуществом, под пользованием - возможность извлекать полезные свойства имущества: получать плоды, доходы, осуществлять производство товаров и т.д. Распоряжение - это возможность определять юридическую судьбу вещи: продавать, вносить в уставный капитал, сдавать в аренду, доверительное управление.10
4) Надзор за соблюдением прав потребителей.
В силу п. 1 ст. 40 Закона «О защите прав потребителей» федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - орган государственного надзора) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации11.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" на данную службу помимо прочих возложено осуществление следующих полномочий:
- государственный санитарно-
- государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
- контроль за соблюдением
- санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
- аккредитацию испытательных
- государственный надзор и
- государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации12.
5) Понятие административного правонарушения и административной ответственности.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.