Право на защиту чести, достоинства, деловой репутации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ института защиты чести, достоинства и деловой репутации по действующему гражданскому законодательству РФ.
В работе поставлены следующие задачи:
- дать понятие чести, достоинства и деловой репутации;
- охарактеризовать право на честь, достоинство и деловую репутацию;
- рассмотреть условия и порядок защиты вышеуказанного права;
- раскрыть проблемные вопросы, возникающие при защите чести, достоинства и деловой репутации.

Содержание

Введение
………………………………………………………………...
3
Глава 1
Честь, достоинство и деловая репутация как институт гражданского права Р.Ф……...……………………………...
6

1.1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации……………………………...……….…………………….
6

1.2. Право на честь, достоинство, деловую репутацию …..
10
Глава 2
Условия, порядок защиты и проблемные вопросы защиты чести, достоинства и деловой репутации………… …….....
14

2.1.Условия защиты чести, достоинства и деловой репутации……………………………………………….…………
14

2.2.Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации…………………………………………………..……...
20

2.3. Проблемы возникающие при применении законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации…………………………………………………..………...
28

2.4. Рекомендации по усовершенствованию законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации………………………………………………..…………...
30
Заключение
………………………………………………………………...
33
Список нормативно-правовых актов и использованной литературы………
36

Вложенные файлы: 1 файл

гражданское право.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Компенсация морального вреда определяется судом при вынесении решения в денежном выражении. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание обстоятельства, указанные в п. 2 ст. 151 и п. 2 ст. 1101 ГК РФ, и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Если не соответствующие действительности порочащие сведения распространены в средствах массовой информации, суд, определяя размер компенсации морального вреда, должен учесть характер и содержание публикации, а также степень распространения недостоверных сведений. При этом подлежащая взысканию сумма компенсации морального вреда должна быть соразмерна причиненному вреду и не вести к ущемлению свободы массовой информации.11

Заметим, что требование о компенсации морального вреда может быть заявлено самостоятельно, если, например, редакция средства массовой информации добровольно опубликовала опровержение, удовлетворяющее истца.

Одним из дискуссионных вопросов долгое время оставался вопрос о применимости положений закона о взыскании морального вреда к искам о защите деловой репутации от имени юридических лиц. Исходя из смысла ст.151 ГК РФ моральный вред может быть причинен только гражданам, право на компенсацию за физические или нравственные страдания закреплено только за гражданином, поскольку только он в силу своей природы, обладая физическим телом, может испытывать боль, чего нельзя сказать о юридических лицах, а значит и иски о возмещении морального вреда могут подаваться только гражданами.

Сказанное противоречит п. 7 ст. 152 ГК РФ закрепляющему, что правила настоящей   статьи о защите деловой репутации гражданина соответственно

применяются к защите деловой репутации юридического лица (в том числе касаемо возможности гражданина подать иск о возмещении морального вреда – закон не делает каких-либо исключений).

В 2003 году в Конституционном суде РФ ставился вопрос о конституционности положений ГК РФ предоставляющих юридическим лицам взыскание «морального вреда» по делам о защите деловой репутации.12

Конституционный суд РФ в своем определении пояснил, что применимость того или иного конкретного способа защиты нарушенных гражданских прав к защите деловой репутации юридических лиц должна определяться исходя именно из природы юридического лица. При этом отсутствие прямого указания в законе на способ защиты деловой репутации юридических лиц не лишает их права предъявлять требования о компенсации убытков, в том числе нематериальных, причиненных умалением деловой репутации, или нематериального вреда, имеющего свое собственное содержание (отличное от содержания морального вреда, причиненного гражданину), которое вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения (п. 2 ст. 150 ГК РФ). Данный вывод основан на положении ст. 45 (ч. 2) Конституции РФ, в соответствии с которым каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В заключение данной главы подчеркнем, что судебная защита чести, достоинства и деловой репутации может осуществляться путем опровержения не соответствующих действительности порочащих сведений, возложения на нарушителя обязанности выплаты денежной компенсации морального вреда и возмещения убытков. При этом необходимо учитывать, что компенсация морального вреда и убытки в случае удовлетворения иска подлежат взысканию в пользу истца, а не других, указанных им лиц.

Согласно ч. 3 ст. 29 Конституции РФ никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Извинение как способ судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации ст. 152 ГК РФ и другими нормами законодательства не предусмотрено, поэтому суд не вправе обязывать ответчиков по данной категории дел принести истцам извинения в той или иной форме. Не подлежат удовлетворению требования о применении мер по обеспечению иска путем запрещения ответчику подготавливать и распространять новые сведения, порочащие деловую репутацию истца, удовлетворению не подлежит.

На практике многочисленные требования принести извинения так и остаются неудовлетворенными.

Вместе с тем суд вправе утвердить мировое соглашение, в соответствии с которым стороны по обоюдному согласию предусмотрели принесение ответчиком извинения в связи с распространением не соответствующих действительности порочащих сведений в отношении истца, поскольку это не нарушает прав и законных интересов других лиц и не противоречит закону, который не содержит такого запрета.

2.3  Проблемы возникающие при применении законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации

Судам необходимо отграничивать дела о защите чести, достоинства и деловой репутации (ст. 152 ГК РФ) от дел о защите других нематериальных благ, перечисленных в ст. 150 ГК РФ, нарушенных в связи с распространением о гражданине сведений, неприкосновенность которых специально охраняется Конституцией РФ и законами, и распространение которых может причинить моральный вред даже в случае, когда эти сведения соответствуют действительности и не порочат честь, достоинство и деловую репутацию истца.13

Действующее законодательство закрепляет, что гражданин или организация, в отношении которого в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации (п. 3 ст. 152 ГК РФ, ст. 46 Закона о СМИ).

Данные нормы устанавливают порядок защиты деловой репутации, в случае, если в средствах массовой информации распространены сведения, которые лишены признаков, дающих право на опровержение; в указанных нормах идет речь о публикации сведений, ущемляющих права или охраняемые законом интересы лица.

Таким образом, законодательством в этих нормах предусматриваются и различные основания для возникновения права на защиту деловой репутации. Сказанное подтверждается и практическими материалами (см. например Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 октября 2003 г. №КГ-А40/7686-03).14

Вышеобозначенное дело позволяет сделать еще один значимый вывод: для защиты деловой репутации не могут одновременно применяться опровержение порочащих деловую репутацию сведений и возможность публикации ответа лица, чья деловая репутация опорочена в средствах массовой информации. Право на ответ предоставляется в случае, если в средствах массовой информации распространены сведения, которые лишены признаков, дающих право на опровержение.

В случае отказа СМИ на такое право, гражданин (организация) вправе обратиться непосредственно в суд. При этом необходимо учитывать, что отказ редакции средства массовой информации может быть обжалован в суд в течение года со дня распространения указанных сведений. Поэтому пропуск без уважительных причин названного годичного срока может служить самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска о признании необоснованным отказа редакции средства массовой информации в опровержении распространенных им сведений и помещении ответа истца в том же средстве массовой информации. При этом лицо, в отношении которого были распространены такие сведения, вправе обратиться в суд с иском к редакции средства массовой информации о защите чести, достоинства и деловой репутации без ограничения срока (ст. 208 ГК РФ).

Еще один вопрос, вызывающий дискуссии в научной литературе. При разрешении споров, возникших в связи с распространением информации о частной жизни гражданина, необходимо учитывать, что в случае, когда имело место распространение без согласия истца или его законных представителей соответствующих действительности сведений о его частной жизни, на ответчика может быть возложена обязанность компенсировать моральный вред, причиненный распространением такой информации (ст. 150, 151 ГК РФ). Исключение составляют случаи, когда средством массовой информации была распространена информация о частной жизни истца в целях защиты общественных интересов на основании п. 5 ст. 49 Закона о СМИ. Эта норма корреспондируется со статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Если же имело место распространение не соответствующих действительности порочащих сведений о частной жизни истца, то ответчик может быть обязан опровергнуть эти сведения и компенсировать моральный вред, причиненный распространением такой информации, на основании ст. 152 ГК РФ.

В заключение подчеркнем, что судам следует иметь в виду, что моральный вред, хотя он и определяется судом в конкретной денежной сумме, признается законом вредом неимущественным и, следовательно, государственная пошлина должна взиматься на основании подп. 3 п. 1 ст. 333-19 Налогового кодекса РФ, а не в процентном отношении к сумме, определенной судом в качестве компенсации причиненного истцу морального вреда.

2.4 Рекомендации по усовершенствованию законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации

Результатом разработки темы явились следующие основные положения:

- необходимо повышение эффективности и качества отправления правосудия как результат достижения единого толкования исходных понятий распространения сведений, порочащих сведений и формирования единообразной практики рассмотрения судами дел о защите данных благ;

- необходимо совершенствование гражданского материального и процессуального законодательства, связанного с указанной категорией дел:

1) установление гражданско-правовой ответственности для случаев умышленного распространения о гражданине соответствующих действительности, но порочащих сведений, распространения сведений в оскорбительной форме или высказывания в адрес гражданина оскорбительных

слов и выражений;

2) введение в норму закона понятия очевидного оскорбления, когда порочащий и не соответствующий действительности характер сведений не подлежит доказыванию;

3) предоставление права на защиту чести, достоинства, деловой репутации при невозможности установления распространителя ложных и порочащих сообщений;

4) предоставление истцу права на разбирательство дела в закрытом судебном заседании;

5) возложение на средство массовой  информации обязанности публикации (передачи) опровержения в случаях распространения не соответствующих действительности и порочащих сведений, когда они содержались в официальных и персональных сообщениях;

6) установление альтернативной подсудности споров;

7) компенсация морального вреда (присуждение денежного вознаграждения) юридическим лицам как результат правовой доктрины.

Также необходимо развитие законодательства об основах экономических отношений в сфере массовой информации.

Необходимо дополнить действующее законодательство о СМИ федеральными законами, отражающими специфику экономических и  морально-этических отношений в сфере массовой информации. Такие законодательные акты призваны создать правовую базу для решения следующих задач:

- развитие информационного плюрализма  в обществе;

- обеспечение прозрачности отношений  собственности в сфере массовой информации;

- предотвращение монополизации  рынка СМИ, в том числе путем  противодействия демпинговой политике;

- укрепление гарантий редакционной  самостоятельности;

- совершенствование механизмов  экономической поддержки СМИ;

- уточнение правового статуса СМИ как объекта гражданских прав;

- усиление гражданско-правовой  ответственности СМИ в сфере  нарушения прав, охраняющих честь, достоинство, деловую репутацию.

Необходимо внесение изменений в действующие федеральные законы с целью устранения противоречий.

Нескоординированность законопроектной работы уже не раз приводила к тому, что во вновь принимаемых законах не учитываются те нормы, которые уже вошли в наше законодательство. В результате возникают многочисленные противоречия, препятствующие эффективному правоприменению.

Наиболее очевидный пример коллизии – серьезные расхождения между законодательством о СМИ и избирательным законодательством. В 2003г. законодатель попытался устранить эти противоречия в пользу законодательства о выборах, однако постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2003г. выявило неконституционность главных положений избирательного законодательства в части определения понятия предвыборной агитации, что непосредственно влияет на репутацию избираемого. Вот почему из Закона о СМИ должна быть изъята статья 16.1, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» должен быть кардинально переработан.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев и исследовав вопросы защиты чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц, представляется возможным сделать некоторые выводы.

Честь, достоинство и деловая репутация является одним из видов нематериальных благ. Особенность нематериальных благ состоит в том, что они не имеют материального содержания и неотделимы от личности их носителя.

Право на честь, достоинство следует рассматривать как особое абсолютное субъективное право, которое заключается в праве каждого гражданина на неприкосновенность его чести и достоинства и в возможности требовать от всех других физических и юридических лиц воздержания от нарушения этого права. Честь и достоинство – не предпосылка того, что может возникнуть в будущем вследствие возможного нарушения, а наличные блага человека, существующие в его повседневном нормальном состоянии без каких-либо нарушений.

Информация о работе Право на защиту чести, достоинства, деловой репутации