Право на свободу и личную неприкосновенность в конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи курсовой работы: кратко рассказать о развитии права человека на свободу и личную неприкосновенность, наиболее полно осветить современное состояние в России по данной теме.

Содержание

Введение 3
1. История возникновения и развития права человека на неприкосновенность частной жизни 5
2. Право на свободу и личную неприкосновенность в конституции РФ 11
2.1. Современная регламентации неприкосновенности частной жизни в Российской Федерации 11
2.2. Коммерческая тайна 16
2.3. Правовое обеспечение права на неприкосновенность частной жизни. Защита права на неприкосновенность частной жизни 18
Заключение 23
Глоссарий 25
Список использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

      2. Право на свободу и личную неприкосновенность в конституции РФ

      2.1 Современная регламентации неприкосновенности частной жизни в Российской Федерации

 

      Основа  современной регламентации неприкосновенности частной жизни в Российской Федерации  впервые отражена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года (ст. 9), в ст. 40 Конституции РСФСР в редакции Закона от 21 апреля 1992 года, где применен термин "неприкосновенность частной жизни" и воплощен запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

      Провозглашение в Конституции Российской Федерации 1993 г. права на неприкосновенность частной жизни обусловило значимость проблемы определения понятия "частная жизнь" и его соотношения с понятием "личная жизнь". Некоторые авторы считают, что с учетом реально сложившейся ситуации оба термина имеют идентичное смысловое значение и имеет смысл оперировать термином "неприкосновенность частной (личной) жизни". "Понятие частной жизни и личной жизни в русском языке, - считает Т.Н. Москалькова, - являются по существу синонимами"7.

      Существует  и другая точка зрения, высказанная  группой российских независимых  экспертов по сопоставлению национального  законодательства и практики со стандартами  Совета Европы, суть которой можно  выразить следующим образом: в российском законодательстве понятие "личная" и "семейная" жизнь охватывается общим понятием "частная жизнь".

      Данная  точка зрения представляется более  обоснованной, из нее следует, что  понятие "частная жизнь" родственно, но не тождественно понятию "личная жизнь" в силу своего более глубокого содержания.

      Таким образом, на сегодняшний день в нормативных  правовых актах достаточно широко используется понятие "частная жизнь", но его  содержание нигде не раскрывается, отсутствует его легальная дефиниция. Путем анализа существующих в науке точек зрения можно выделить два основных подхода к определению понятия частной жизни.

      Первый  заключается в перечислении элементов  его содержания. Частная жизнь (в  некоторых правовых и литературных источниках это личная жизнь), представляет собой жизнедеятельность человека в особой сфере семейных, бытовых, личных, интимных отношений; свободу уединения, размышления, вступления в контакты с другими людьми или воздержание от таких контактов; свободу высказываний и правомерных поступков вне служебных отношений; тайну жилища, дневников, других личных записей, переписки, других почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, содержания телефонных и иных переговоров; тайну усыновления; гарантированную возможность доверить свои личные и семейные тайны священнику, врачу, адвокату, нотариусу без опасения их разглашения. Домашний уклад, интимные привязанности, личные симпатии и антипатии охватываются понятием частной жизни. Все, что происходит в жилище, не может прослушиваться и предаваться гласности. Семейный бюджет, распоряжение личной собственностью и денежными вкладами, само их наличие - все это также сфера частной жизни.

      Развернутое понятие данной сферы общественных отношений содержится в работе Л.О. Красавчиковой, выделяющей десять сторон проявления личной жизни8.

      Между тем определение частной жизни  через перечисление содержательных элементов вряд ли позволит с абсолютной точностью выяснить само понятие, поскольку  оно зависит от исторического  периода развития общества, государственной  идеологии, религии, уровня развития культуры и множества других факторов.

      Второй  подход к определению понятия  частной жизни предполагает, что  человек сам определяет ее содержание. "Частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые  он в силу своей свободы не желает делать достоянием других"9.

      Отечественная практика рассмотрения судебных споров по делам о защите права на неприкосновенность частной жизни пока идет пробными шагами. Зачастую суд уходит от вопросов защиты права на неприкосновенность частной жизни, вынося решение по формальным основаниям. Вероятно, объяснение такого несовпадения заключается не только в различии правовых моделей, о котором упоминалось выше, но и в терминологической неточности между нормой Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 23), декларирующей право на неприкосновенность частной жизни, и нормой Европейской конвенции о защите прав и основных свобод (ч. 1 ст. 8), оперирующей термином "уважение".

      В современной отечественной литературе при анализе ст. 23 Конституции  Российской Федерации делается вывод, что понятие неприкосновенности частной жизни включает в себя три составляющие: собственно невмешательство, как негативное предписание; охрану и защиту - как позитивные обязательства государства. Право на неприкосновенность частной жизни, как и всякое субъективное право, представляет собой социальное благо, для защиты которого субъект права может прибегнуть к принудительной силе государства. Данная точка зрения разделяется большинством современных исследователей и не вызывает споров. Сложность заключается в том, что категория "частная жизнь" не имеет четких юридических границ, поэтому правовое регулирование устанавливает лишь пределы ее неприкосновенности и пределы допустимого вмешательства. Вообще, сфера личной жизни трудно поддается правовому регулированию, ибо само такое регулирование является уже определенным ограничением личных прав, в том числе и права на частную жизнь человека, поэтому правовые регуляторы этой сферы свобод личности в демократическом обществе обычно строятся по принципу "Разрешено все, что прямо не запрещено законом". Сами же законы в таком государстве содержат положения, которые, с одной стороны, исключают непосредственное вмешательство государства в частную жизнь человека, а с другой - ограничивают нарушение отдельным индивидуумом в процессе реализации своего права на частную жизнь личных свобод и прав других людей, включая членов семьи.

      Большой интерес с точки зрения и теории права, и его практической реализации представляет исследование проблемы субъектов  права на неприкосновенность частной жизни. Первые попытки определения круга субъектов, имеющих право на частную жизнь, можно увидеть еще у Ульпиана, который подходил к вопросу достаточно широко и признавал право на брак и воспитание потомства не только за людьми, но и за объектами живого мира - "и животные, даже дикие, обладают знанием этого права"10.

      В современный период проблема определения  круга субъектов исследуемого права  по-прежнему актуальна, более того, научная дискуссия по вопросу  понятия личности затронула вопрос, являются ли субъектами права на неприкосновенность частной жизни определенные категории индивидов, не подпадающие под концептуальное определение личности.

      В ст. 23 действующей Конституции РФ 1993 г. применен термин "каждый", являющийся более приемлемым как не указывающий на субъектную принадлежность только граждан Российской Федерации. Тем самым в круг субъектов права на неприкосновенность частной жизни включен каждый индивид, подпадающий под юрисдикцию государства, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, бипатриды, лица, имеющие статус беженца - наравне с российскими гражданами.

      Однако  научная дискуссия по проблемам  определения круга субъектов  права на неприкосновенность частной  жизни до сих пор не прекращена.

      Единообразной позиции по вопросам определения момента возникновения и прекращения личных конституционных прав до сих пор не выработано.

      Конечно, индивидуальные особенности, свойственные каждому человеку и определенным категориям лиц, предполагают и различный  объем границ их частной жизни, кроме  того, законодательством для определенных категорий физических лиц установлены  особые правовые статусы, предполагающие сужение сферы их частной жизни. Таким образом, представляется целесообразным выделение категорий общего и специального субъекта права в неприкосновенность частной жизни. К последним относятся: малолетние и несовершеннолетние; лица, признанные судом недееспособными и ограниченно дееспособными; заключенные и лица, содержащиеся под стражей; административно арестованные; лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, кандидаты на выборные должности. Все перечисленные категории лиц имеют право на частную жизнь и ее неприкосновенность, специфика заключается лишь в пределах осуществления ими указанного права.

      Особый  интерес в качестве специальных  субъектов права на неприкосновенность частной жизни вызывают лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и кандидаты на выборные должности. Указанные лица, с одной стороны, выражают публичные интересы, а с другой - обладают собственными, личными интересами, которые могут и не совпадать с общественными. Такая двойственность, в случае нарушения баланса интересов, на практике может приводить к негативным последствиям.

      Отдельного  внимания заслуживает категория  лиц, которых принято называть публичными фигурами - это известные артисты, писатели, представители шоу бизнеса и т.п. Законом не предусмотрено специальных пределов осуществления ими права на неприкосновенность частной жизни, однако границы частной жизни таких лиц чрезвычайно размыты, что, как следствие, влечет за собой понижение пределов осуществления исследуемого права.

      2.2 Коммерческая тайна

 

      Конституционное право человека и гражданина, закрепленное в ст. 35 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, распространяется на юридические  лица в той степени, в какой это право по своей природе может быть к ним применимо - такова позиция Конституционного Суда.

      Конституция Российской Федерации, закрепляя право  каждого на неприкосновенность частной  жизни, устанавливает конституционно-правовую защиту и для смежных прав: личной тайны, семейной тайны и тайны телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Личная тайна - это тайна одного человека, семейная тайна касается членов одной семьи или родственников. Спецификой в данном случае является то, что члены одной семьи не несут юридическую ответственность за разглашение личных и семейных тайн. Ответственность может быть только на нравственном уровне. Юридическая же ответственность возложена на лиц, которые в силу своего служебного положения оказались причастны к личным и семейным тайнам частных лиц. К данной категории относятся судьи, нотариусы, адвокаты, сотрудники загса, врачи, сотрудники органов опеки и попечительства, священнослужители и т.п. Эти лица не вправе разглашать личные и семейные тайны даже после смерти доверителя, за исключением случаев, указанных в законе.

      Статья 23 Конституции Российской Федерации, закрепляющая право на неприкосновенность частной жизни, в ч. 2 особо выделяет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, что позволяет сделать вывод о том, что данное право является составным элементом института неприкосновенности частной жизни. С другой стороны, регламентация данного права в отдельной части статьи 23 представляется умышленной, так как позволяет подчеркнуть его особую значимость.

      Однако  такое строение данной нормы права - отнюдь не новация российского  конституционного законодательства.

      Суть ч. 2 ст. 23 Конституции Российской Федерации заключается в охране информации, которой обмениваются между собой индивиды. Под информацией надо понимать не только переписку, но и телефонные переговоры, почтовые и телеграфные сообщения и всякие иные сведения, переданные по факсу, телексу, радио, через спутниковую связь, с использованием других технических каналов связи. Не исключено, что люди могут обмениваться информацией, не содержащей никаких личных и семейных тайн. Однако и эта информация не подлежит разглашению. Очевидно, что гарантии неприкосновенности распространяются и на информацию, адресованную частному лицу, но направленную по служебному адресу, но на практике именно эта информация чаще всего подвергается перлюстрации со стороны работодателя.

      Должностные и иные официальные лица, к которым  относятся работники почты, телеграфа, оперативные работники, следователи, дознаватели, специалисты и понятые, присутствующие при выемке корреспонденции, эксперты, переводчики, работники прокуратуры, несут ответственность за разглашение содержания почтово-телеграфной корреспонденции. Ответственность установлена и за разглашение иной не прошедшей через почту или телеграф информации, например, попавшей в руки любому лицу.

      Защита  от вмешательства по ст. 8 Конвенции  предоставляется не только в случаях  ведения телефонных переговоров  с домашнего телефона, но и тогда, когда переговоры проводятся с телефона, установленного в офисе. "Из судебной практики с ясностью вытекает, что телефонные вызовы из профессиональных помещений и обратно, как в случае с кабинетом адвоката, могут оказаться включенными в понятия, предусмотренные статьей 8, п. 1"11.

      Конституционная обязанность Российского государства  защищать права и свободы личности раскрывается через гарантированность  их государственной защиты. Это проявилось в установлении перечня государственных  органов, обладающих определенной законом компетенцией по защите прав и свобод граждан. Их система обусловлена особенностями государственного устройства России, историческими традициями, международным опытом, требованиями, вытекающими из международных договоров и соглашений Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица осуществляют свою деятельность по созданию юридических, благоприятных условий, обеспечивающих недопущение остановки процесса реализации прав (охрану), а в случае таковой - их восстановление (защиту), а также оказание квалифицированной помощи во время охраны и защиты прав и свобод.

Информация о работе Право на свободу и личную неприкосновенность в конституции РФ