Введение
На сегодняшний день тема данной
контрольной работы является весьма актуальной,
так как в числе личных конституционных
прав, принадлежащих человеку, одно из
ведущих мест занимает право на свободу
и личную неприкосновенность, которое
вместе с другими естественными правами
составляет основу конституционного статуса
личности и образует важнейший принцип
осуществления всякой государственной
деятельности. Человек рождается свободным,
то есть имеет возможность поступать в
соответствии со своими интересами, потребностями
и желаниями. Гражданину, вступая в различные
правоотношения с обществом и государством,
необходимо знать, что его свободе ничего
грозит, что он является активным членом
гражданского общества и это общество
должно гарантировать защищенность его
основных прав и свобод.
Право на свободу в сочетании с правом
на личную неприкосновенность подразумевает
гарантии от незаконного вмешательства
государства и его должностных лиц в любую
сферу жизнедеятельности человека и гражданина.
Право на личную неприкосновенность включает
в себя физическую безопасность, то есть
свободу от задержания, ареста или иного
лишения свободы. В силу их тесной взаимосвязи,
эти понятия в конституционной практике
и в международных правовых документах
обычно закрепляются в единой правовой
формуле.
Объектом контрольной работы
являются права и свободы человека, гражданина,
личности, механизмы их реализации и ограничения
прав свобод.
Предметом выступают конституционно-правовые
аспекты реализации права человека на
свободу и личную неприкосновенность.
Целью контрольной работы является анализ
конституционного права на свободу и личную
неприкосновенность.
Для достижения указанной цели были поставлены
следующие задачи:
- дать конституционно-правовую характеристику
права на свободу и личную неприкосновенность;
- рассмотреть нормативное закрепление
права на свободу и личную неприкосновенность;
- исследовать арест, заключение под стражу
и задержание как ограничения права на
свободу и личную неприкосновенность.
При написании данной работы
использовались труды таких авторов, как
Авакьян С.А., Васильева С.В., Кутафина
О.А., Гончаров Е.А., Опалева А.А., Селихова О.Г., Лазарев В.В.
При написании контрольной
работы в качестве метода исследования
использовался общенаучный метод изучения
литературных источников.
1.Конституционно-правовая
характеристика содержания права на свободу
и личную неприкосновенность
Свобода и личная неприкосновенность
являются наиболее значительными правами
человека, которые он приобретает от рождения.
Это означает, что любое лицо, независимо
от пола, национальности, вероисповедания
вправе совершать любые действия, не противоречащие
закону, не подвергаясь какому-либо принуждению
или ограничению в правах со стороны кого
бы то ни было.
Право на свободу есть не что
иное, как сама свобода, то есть возможность
совершать любые правомерные действия.
В этом праве заложено ограничение для
свободы других людей, и особенно должностных
лиц, обладающих возможностью применения
принуждения к людям. В неразрывной связи
с ним находится личная неприкосновенность
человека, которая распространяется на
его жизнь, здоровье, честь, достоинство.
Никто не вправе силой или угрозами принуждать
человека к каким-то действиям, подвергать
его истязанию, обыску или наносить вред
здоровью. Человек вправе сам распоряжаться
своей судьбой, выбирать свой жизненный
путь (вступать в брак, участвовать в голосовании,
поступать на работу и т. д.). Наиболее сильные
гарантии свободы и безопасности личности
выступают в форме уголовно-правового
запрета любых обратных действий граждан
и должностных лиц. Ограничения этой свободы
допускаются только на основе закона и
в законных формах, все меры принуждения
должны находиться под судебным контролем
[3].
Правом на свободу и личную
неприкосновенность пользуются, в частности,
несовершеннолетние и душевнобольные,
в том числе признанные недееспособными
или ограничено дееспособными. Однако
свобода и неприкосновенность этих лиц
могут быть до известных пределов ограничены
на законных основаниях родителями, усыновителями,
опекунами и попечителями в интересах
надлежащего воспитания несовершеннолетних
или охраны жизни, здоровья, прав и законных
интересов душевнобольных. Но злоупотребление
родительскими правами, жестокое обращение
с детьми, оставление подопечных без надзора
и помощи влекут соответственно лишение
родительских прав или отстранение опекунов
и попечителей от исполнения ими своих
обязанностей.
Констатируя неотчуждаемость
и принадлежность прав и свобод человека
каждому от рождения, Конституция определяет
границы, которые должны обязательно соблюдаться
при принятии нормативных актов, так или
иначе затрагивающих права и свободы человека
и гражданина. Во-первых, перечисляя основные
права и свободы человека и гражданина,
Конституция предупреждает о недопустимости
отрицания или умаления (пренебрежения,
недооценки) других общепризнанных прав
и свобод человека и гражданина. Во-вторых,
Конституция запрещает издание законов,
отменяющих или умаляющих права и свободы
человека и гражданина. В-третьих, Конституция
формулирует цели и общие условия, при
наличии которых могут быть ограничены
права и свободы гражданина, причем это
может быть сделано только федеральным
законом. Вводимые ограничения должны
быть соразмерны тем целям, для достижения
которых они применяются. Согласно Конституции
указанные ограничения возможны и допустимы
в той мере, в какой это необходимо в целях
защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороны
страны и безопасности государства [7].
Допускаемые Конституцией ограничения
прав и свобод в условиях чрезвычайного
положения могут быть установлены в пределах
и в течение срока, указанных в федеральном
конституционном законе. При этом многие
права и свободы, предусмотренные Конституцией,
не могут быть ограничены даже в условиях
чрезвычайного положения.
Личная неприкосновенность
человека, как важнейшая составная часть
его свободы, обеспечивается нормами Конституции;
федерального уголовного закона (уголовная
ответственность за покушение на жизнь,
здоровье, честь и достоинство человека);
федерального гражданского законодательства
(об ответственности по обязательствам
вследствие причинения вреда; о порядке
защиты нематериальных благ, чести и достоинства);
законодательства об административной
ответственности (за нарушение правил
движения на транспорте, за нарушение
прав и свобод граждан, за нарушение экологической
безопасности и т.п.). Наконец, систему
гарантий устанавливает уголовно-процессуальный
закон.
Уголовно-процессуальным кодексом,
например, предусмотрено, что прокурор
обязан немедленно освободить всякого
незаконно лишенного свободы или содержащегося
под стражей свыше срока, предусмотренного
законом или судебным приговором. Кроме
того, начальник содержания под стражей
своею властью освобождает человека и
гражданина дает подозреваемого или обвиняемого,
если по истечении законного срока задержания
или заключения под стражу решение о продлении
этого срока к нему не поступило[2].
Новшеством российской Конституции
явилось установление такой важной гарантии
свободы и личной неприкосновенности,
как судебный порядок санкционирования
ареста, заключения под стражу и содержания
под стражей. До судебного решения лицо
не может быть подвергнуто задержанию
на срок более 48 часов. Теперь лицо вправе
предстать перед судом и лично протестовать
против ареста, заключения под стражу
и содержания под стражей.
Усилением гарантий свободы
личности служит Федеральный закон «О
содержании под стражей подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступления»
от 15 июля 1995 г. Содержание под стражей
осуществляется в соответствии с принципами
законности, равенства всех граждан перед
законом, гуманизма, уважения человеческого
достоинства, с Конституцией РФ, принципами
и нормами международного права, а также
международными договорами РФ и не должно
сопровождаться пытками, иными действиями,
имеющими целью причинение физических
или нравственных страданий подозреваемым
и обвиняемым в совершении преступлений,
содержащимся под стражей (ст. 4). Закон
определяет места содержания под стражей,
порядок создания следственных изоляторов
и других аналогичных учреждений, режим
в местах содержания под стражей, внутренний
распорядок, а также права подозреваемых
и обвиняемых и их обеспечение. Среди этих
прав: свидания с защитником и родственниками,
право на личную безопасность, переписка,
питание, право жалобы, медико-санитарное
обеспечение, дополнительные платные
услуги, привлечение к труду и пр. Установлены
обязанности этих лиц, меры взыскания,
содержание в карцере, материальная ответственность,
применение физической силы и оружия и
пр.
Каждый имеет право на свободу
и личную неприкосновенность. Арест, заключение
под стражу и содержание под стражей допускаются
только по судебному решению. До судебного
решения лицо не может быть подвергнуто
задержанию на срок более 48 часов [14].
Право на свободу и личную неприкосновенность
- одна из существенных гарантий прав личности.
Поэтому его нарушение может свидетельствовать
о несоблюдении прав человека. Уровень
реализации права на свободу и личную
неприкосновенность, его защиты и гарантированности
нормами права является важным показателем
демократизации общества, служит необходимой
предпосылкой становления и формирования
правового государства. Поэтому государство
и все его структуры должны быть заинтересованы
в реализации права на свободу и личную
неприкосновенность.
2. Нормативное
закрепление права на свободу
и личную неприкосновенность
Конституционное право на свободу
является одним из наиболее значимых социальных
благ, которое не только создает условия,
необходимые для всестороннего удовлетворения
запросов личности, но и обеспечивает
демократическое развитие общества.
Обеспечивая свободу и личную
неприкосновенность, законодатель широко
использует как регулятивные, так и охранительные
возможности права.
Так, принятые 22 июля 1993 г. Основы
законодательства РФ об охране здоровья
граждан (Ведомости РФ. 1993. N 33. ст. 1318) устанавливают,
что любое медицинское вмешательство
допускается только с согласия пациента
или его законных представителей (если
речь идет о несовершеннолетних, не достигших
15 лет, или о недееспособных гражданах).
Без согласия пациента медицинская помощь
может оказываться лишь в случаях, когда
его состояние не позволяет ему выразить
свою волю. При этом решение о медицинском
вмешательстве вправе принимать консилиум,
а при невозможности собрать консилиум
- непосредственно лечащий (дежурный) врач
с последующим уведомлением должностных
лиц лечебно-профилактического учреждения
(и законных представителей); решение о
принудительной госпитализации вправе
принять только суд [12].
Значительный круг норм, предписания
которых гарантируют неприкосновенность
личности, содержится в законодательстве,
регламентирующем юрисдикционную деятельность
государственных органов. Так, в ходе уголовного
судопроизводства привод, задержание,
домашний арест, заключение под стражу,
личный обыск и др., принудительные по
своему характеру действия допускаются
лишь при наличии перечисленных в законе
оснований и в установленном им порядке.
Исчерпывающе указаны в законе
и случаи ограничения свободы и личной
неприкосновенности в сфере административных
правоотношений: при доставлении административного
правонарушителя, задержании, личном досмотре.
К этой же группе правовых актов,
обеспечивающих неприкосновенность личности,
относятся законы и иные нормативные акты,
вводящие меры государственной защиты
(личная охрана, выдача оружия, переселение
на другое место жительства и др.) для отдельных
категорий должностных лиц и граждан.
Вторую группу правовых гарантий
неприкосновенности образуют нормы, наделяющие
граждан определенными правами по защите
своей жизни, здоровья, половой неприкосновенности
от противоправных посягательств на них.
Центральное место в этой группе занимают
положения Уголовный кодекс Российской
Федерации о необходимой обороне. Каждый,
независимо от профессиональной или иной
специальной подготовки и служебного
положения, а также независимо от возможности
избежать общественно опасного посягательства
или обратиться за помощью к другим лицам
и органам власти, имеет право на защиту
своей личности и прав, прав других лиц
от общественно опасного посягательства.
Защита личности и ее прав от посягательства
является правомерной, если в процессе
ее не было допущено превышения пределов
необходимой обороны.
Третью группу правовых средств,
обеспечивающих право на свободу и личную
неприкосновенность, составляют нормы
уголовного, административного, гражданского
и иного законодательства, устанавливающие
ответственность за посягательства на
это право и предусматривающие порядок
возмещения вреда, причиненного в результате
подобных посягательств [10].
Конституция и законодательство
Российской Федерации, наряду с общими
нормами об обеспечении свободы и неприкосновенности
личности, закрепляют ряд положений, касающихся
обеспечения неприкосновенности отдельных
категорий лиц, чья служебная деятельность,
сопряженная с выполнением особо значимых
социальных функций и повышенным профессиональным
риском, немыслима вне режима независимости
от каких бы то ни было внешних влияний.
Речь идет, в частности, о ст.
91 Конституции РФ, устанавливающей, что
Президент обладает неприкосновенностью.
В силу ст. 98 Конституции РФ, и ст. 448 УПК
уголовное дело в отношении членов Федерального
Собрания РФ может быть возбуждено, а сами
они могут быть привлечены в качестве
обвиняемых лишь при условии, что по представлению
Председателя Следственного комитета
при прокуратуре РФ коллегией судей Верховного
Суда РФ будет дано заключение о наличии
в действиях соответствующего парламентария
признаков преступления, а соответствующей
палатой Федерального Собрания - согласие
на его уголовное преследование. Задержание,
заключение под стражу, а также обыск и
досмотр члена Совета Федерации или депутата
Государственной Думы могут быть произведены
лишь на основании судебного решения,
принятого с согласия палаты Федерального
Собрания, которое получено по представлению
Председателя СК при прокуратуре РФ [1].