Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 18:30, курсовая работа
Целью курсовой работы выступает разработка концепции осуществления гражданских прав с позиции пределов и принципов осуществления.
Для достижения указанной цели решаются следующие основные задачи:
проведение системного анализа понятий «пределы права» и «пределы осуществления права», «принципы права» и «принципы осуществления права»;
определение соотношения категорий пределов осуществления права и принципов осуществления права;
решение теоретических проблем, связанных с определением специфических свойств пределов осуществления субъективного гражданского права по сравнению с ограничениями и обременениями права;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….………….2
Глава 1. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ……………...………..6
1.1 Способы осуществления гражданских прав………………….……………..6
1.2 Способы защиты гражданских прав…………………………………...…….8
1.3 Принцип добросовестности как один из пределов осуществления гражданских прав……………………………………………………..…………..9
1.4 Проблемы распознавания злоупотреблений гражданским правом………11
Глава 2. ПОНЯТИЕ ПРЕДЕЛОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ…………………………………………………………………..…………15
2.1 Классификация пределов осуществления гражданских прав…….………15
2.2 Роль принципов при осуществлении гражданских прав………………….17
2.3 Пределы субъективного права…………………………………………..….18
2.4 Критерии пределов осуществления прав и свобод………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………………...25
- пределы, закрепленные в договорах и сделках.
В зависимости от последствий, которых следует избегать при осуществлении субъективных прав, выделены:
- пределы, направленные на
- пределы, направленные на
- пределы, направленные на
В зависимости от волевого признака выделены:
- внешние (объективные) пределы, которые
закрепляются непосредственно
- внутренние (субъективные), которые зависят от воли и правосознания правоприменителя. Это отношение субъекта к своему поведению и поведению третьих лиц, пропускаемое через призму его представлений о нравственности, но которые, тем не менее, получили внешнее выражение в нормах права, и, следовательно, не только обусловливают определенное поведение, но и предусматривают определенные неблагоприятные последствия за отклонение от такого поведения.
Так же как и пределы осуществления, обременения влияют на содержание осуществления права. Но в отличие от пределов осуществления обременения создают дополнительные правомочия для третьего лица на объект правоотношения, что лишает обладателя субъективного права возможности осуществлять определенные правомочия, либо сужает возможность их осуществления конкретными способами. Помимо этого дифференциация правовой природы пределов осуществления и обременении права проводится Колесников О.П. Пределы субъективных гражданских прав // Журнал российского права. - 2007. - № 12. - С.11.:
- по целям - цель пределов осуществления - баланс интересов, а цель обременении - удовлетворение интересов;
- по основаниям возникновения -
обременения возникают по
- по наличию дополнительного
права - пределы осуществления не
приводят к установлению
- по влиянию на объем права
- при обременении часть
- по реализации права - наложение
обременения есть акт
- по возмездности - обременения возмездны, пределы - безвозмездны.
Универсальные пределы осуществления применимы к любым субъектам права в рамках всяких правоотношений безотносительно типу осуществляемого права. К этой группе можно отнести права и интересы третьих лиц, средства принудительного осуществления и защиты гражданских прав. Специальные пределы находятся в тесной обусловленности с видом правоотношения, в котором осуществляется право, применяются к осуществлению отдельных видов субъективных прав. В эту группу объединены добросовестность и разумность при осуществлении права, назначение права, средства и способы его осуществления. При внимательном рассмотрении таких пределов осуществления прав как пределы защиты, способы и средства осуществления права видно, что они обусловлены запретом на умаление прав и интересов третьих лиц, общественных или государственных интересов при осуществлении прав. Запрет на нарушение прав третьих лиц при осуществлении исключительного права основан на конституционном положении о недопустимости нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении прав и свобод человека и гражданина. В абсолютном гражданском правоотношении управомоченному противостоят обязанные по поводу объекта его права лица. Данные лица так же являются обладателями разнообразных благ имущественного и неимущественного характера, принадлежащими им по праву. Таким образом, управомоченный в своем правоотношении субъект выступает как лицо, обязанное в бесчисленном количестве абсолютных правоотношений с другими лицами. Проблема заключается в том, что в силу объективности проявления «внешнего фактора» осуществление субъективного права в целом ряде случаев влечет вредоносное воздействие для благ третьих лиц.
2.2 Роль принципов при осуществлении гражданских прав
Решение проблемы роли принципов при осуществлении гражданских прав имеет существенное значение для всего процесса осуществления права. Они не только определяют содержание и направления правового регулирования, отражают специфические черты права как социального регулятора отношений, но и являются основой для реализации права. Принципы универсальны и фундаментальны. Никакие иные правовые явления не обладают такими свойствами.
Однако в последнее время в научной литературе сложилась точка зрения, что понятия «принцип осуществления права» и «предел осуществления права» тождественны. При этом представители широкого направления считают, что пределы осуществления и принципы осуществления - совпадающие по своему правовому смыслу категории. Сторонники узкого подхода относят к принципам осуществления только запрет на злоупотребление правом.
Анализ правовых норм, содержащих принципы и пределы осуществления права, позволяет сделать вывод, что первые представляют собой декларативные нормы, не создающие непосредственно прав и обязанностей, а указывающие принципиальное направление правового регулирования, в чем и заключается их функциональное предназначение. Норма, заключающая в себе принцип права, не содержит ни права, ни обязанности, ни запрета. В свою очередь, пределы осуществления гражданских прав сформулированы в форме запрета.
Доказывается нецелесообразность существования в гражданском праве принципов в форме запрета. Дозволительный характер гражданско-правового регулирования, рассчитанный на инициативу участников, не предполагает возможности построения системы принципов, содержащих запреты. В противном случае гражданское право будет ориентировано не на предоставление наибольшей свободы действий, а на установление максимальных преград и запретов таких действий.
Каждый субъект имеет право беспрепятственно осуществлять свои права. При этом не только само предоставленное право должно основываться на законе, но и осуществление права должно быть законным.
Таким образом, принцип «необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав» подразумевает устранение разного рода препятствий, возникающих в процессе осуществления прав, в том числе создание условий для свободного осуществления прав.
2.3 Пределы субъективного права
Пределы, устанавливающие рамки конкретных субъективных прав, могут иметь как объективный, так и субъективный характер. Объективные пределы очерчиваются действующим законодательством (объективным правом); субъективные - определяются самим субъектом права. В этой связи, говоря о понятии «пределы субъективного права», мы имеем в виду, что в данном случае речь идет о правовых предписаниях, устанавливающих границы поведения управомоченного субъекта. Понятие «пределы осуществления субъективного права» характеризует главным образом субъективные аспекты правореализации. Они определяются самим носителем субъективного права, который осуществляет его по своему усмотрению для достижения своего интереса.
В отечественной науке данный подход был обозначен профессором В.П. Грибановым. По его мнению, всякое субъективное право представляет собой определенную меру возможного поведения управомоченного лица. Осуществление же субъективного права есть реализация этих возможностей. Содержание субъективного права всегда предопределено законом, который либо прямо предписывает управомоченному лицу определенное поведение, либо санкционирует его. В отличие от этого процесс реализации права всегда имеет волевой характер и зависит от воли управомоченного лица. Из этого следует, что соотношение между поведением, составляющим содержание субъективного права, и поведением, составляющим содержание процесса его осуществления, можно представить как соотношение объективного и субъективного Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. - М., 2000. - С.44..
Объективные пределы субъективного права определяются законодателем исходя из конкретно-исторических условий. При этом учитываются социально-экономическое развитие общества, его религиозные, культурные особенности, национальные традиции, международные стандарты прав человека и множество других факторов. Государство само решает, какие права и в каком объеме предоставить своим гражданам. В зависимости от правовой системы той или иной страны пределы конкретного субъективного права могут существенно отличаться. Теоретически субъект может воспользоваться любым своим субъективным правом, если оно официально провозглашено. Однако в законе должны быть четко указаны и пределы субъективного права, то есть те условия, при наличии которых субъект наделяется соответствующим правом, и те рамки, в которых он по своему усмотрению будет его осуществлять.
Другой аспект проблемы заключается в том, что установление меры дозволенного поведения в рамках предоставляемого индивиду субъективного права не всегда является прерогативой юриспруденции. В зависимости от различных факторов законодатель имеет возможность не только наделять человека различными субъективными правами, но также расширять или сужать пределы субъективных прав.
Под пределами основных прав, закрепленных в Конституции РФ, следует понимать границы признаваемой и защищаемой Конституцией свободы индивидов. А под ограничениями основных конституционных прав понимаются: допускаемые Конституцией РФ изъятия из конституционного статуса человека и гражданина; изъятия из круга полномочий, составляющих нормативное содержание основных прав и свобод; уменьшения объема социальных, политических и иных благ, причитающихся их обладателю.
Таким образом, пределы субъективного права - это предоставленная законодательством право- и дееспособному лицу совокупность конкретных правомочий, за рамками которых субъект не может осуществлять свое право. А ограничение субъективного права - это изъятие некоторых правомочий из содержания данного права. Например, согласно ст. 29 Конституции РФ гражданин имеет право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию. Пределы данного права установлены запретами на сбор, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, а также запретом на разглашение сведений, содержащих охраняемую законом тайну. Ограничение права, предоставленного ст. 29 Конституции РФ, может касаться таких правомочий, как свободный поиск информации в условиях военного или чрезвычайного положения, распространение информации о дислокации подразделений спецназа, готовящегося к штурму захваченных террористами объектов, и т.п.
Пределы осуществления субъективного права определяются самим управомоченным субъектом по своему усмотрению в рамках предоставленного субъективного права. Вместе с тем управомоченный субъект при осуществлении своего права должен учитывать те общие требования, которые сформулировали государство и общество как в целом к процессу осуществления субъективных прав.
К общим пределам осуществления права относятся: обязанность не нарушать права и свободы других лиц и запрет на злоупотребление правом; к специальным: добросовестность и разумность поведения субъекта, использование субъективного права в соответствии с его назначением, нравственность его юридически значимых действий и др.
Особенность правового поведения, связанного с осуществлением права, заключается в том, что субъект может в любой момент отказаться от осуществления субъективного права, а поэтому юридические запреты и обязанности вне контекста конкретного права не являются для него необходимостью. Данные запреты и обязанности производны от субъективных прав и не носят самостоятельного характера.
2.4 Критерии пределов осуществления прав и свобод
О сложности определения конкретных критериев пределов осуществления прав и свобод свидетельствует и высказывание академика В.С. Нерсесянца. Справедливо указывая на то, что закрепленное в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ положение нуждается в дальнейших конкретизациях, в определенных уточнениях и оговорках, В.С. Нерсесянц обосновывал необходимость проведения большой и сложной работы научно-доктринального характера, которая требует творческих усилий от представителей юридической науки и государственно-правовой практики. Эта же проблема нашла отражение и в работах В.В. Лапаевой, обращающей внимание на то, что в очерченных в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ пределах осуществления прав сформулирован принцип формально-юридического равенства, означающий отсутствие у любого индивида каких-либо привилегий перед другими людьми в сфере права. Этот принцип и задает пределы правовой регуляции, т. е. пределы осуществления прав и свобод.
Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены пределы пользования основными правами и свободами в соответствии с принципом правового равенства, сформулированным в ч. 3 ст. 17 и конкретизированным в ряде иных статей Конституции РФ; федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены гарантии против злоупотреблений правами и свободами, но только в той мере, в какой это необходимо для пресечения таких злоупотреблений.
Проблема пределов ограничения прав и свобод граждан, как наиболее важная теоретическая проблема прав человека в эпоху глобализации и усиления позиций международного терроризма, нуждается в новом научном осмыслении (во взаимосвязи с проблемой определения критериев пределов осуществления прав и свобод граждан) в рамках специального исследования и законодательном закреплении в целях обеспечения баланса интересов личности, общества и государства на современном этапе развития Российской Федерации.