Прекращение деятельности юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, цель данной работы проанализировать порядок образования и прекращения деятельности юридических лиц, согласно действующему гражданскому законодательству.
Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
- охарактеризовать сущность и способы образования юридического лица;
- раскрыть ликвидацию и реорганизацию юридического лица, согласно действующему законодательству;

Содержание

Введение…………………………………………………………………....
Глава 2. Прекращение деятельности юридических лиц ……………….
2.1. Сущность образованию юридических лиц………………………...
2.2. Способы образования юридических лиц…………………….…….
2.3. Порядок ликвидации юридических лиц…………………………..
2.4. Реорганизация юридических лиц………………………………….
Заключение……………………………………………………………....
Список использованных источников …………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 30.16 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………....

Глава 2. Прекращение деятельности юридических лиц ……………….

2.1. Сущность образованию юридических лиц………………………...

2.2. Способы образования юридических лиц…………………….…….

2.3. Порядок ликвидации юридических лиц…………………………..

2.4. Реорганизация юридических лиц………………………………….

Заключение……………………………………………………………....

Список использованных источников …………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Порядок образования  и прекращения деятельности юридического лица заслуживает особого рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо создается  или выбывает из числа субъектов  гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование  юридическое лицо.

При образовании  юридического лица обязательным условиям является его государственная регистрация. Государственная регистрация юридических  лиц является необходимым условием стабильности гражданского оборота  и защиты интересов его участников. В процессе регистрации осуществляется государственный контроль за соблюдением установленного законом порядка образования юридического лица, соответствием его учредительных документов закону, а также учет юридических лиц в целях налогообложения и в иных предусмотренных законом целях.

В зависимости  от наличия правопреемства различают  такие виды прекращения юридических  лиц, как реорганизация и ликвидация.

Реорганизация - это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством. В результате реорганизации возникают  одно либо несколько новых юридических  лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.

Ликвидация представляет собой прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей.

Таким образом, цель данной работы проанализировать порядок образования и прекращения  деятельности юридических лиц, согласно действующему гражданскому законодательству.

Данная цель реализуется посредством решения  следующих взаимосвязанных задач:

- охарактеризовать  сущность и способы образования  юридического лица;

раскрыть ликвидацию и реорганизацию юридического лица, согласно действующему законодательству;

Предметом данного  исследования выступает гражданское  законодательство, регулирующее особенности  порядка образования и прекращения  деятельности юридических лиц. Объектом исследования является общественные отношения  в области гражданского законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 2 Гражданское право

  1. Прекращение деятельности юридических лиц

2.1 Сущность образованию юридических лиц

«Юридическое  лицо – это организация, которая  имеет в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обосбленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имущество, имеет самостоятельный баланс или  смету, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права, нести  обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.»

Юридическое лицо имеет следующие признаки:

  1. Организационное единство, отражающее:
    1. Наличие системы существенных социальных взаимосвязей, посредством которых люди объединяются в единое целое;
    2. Наличие внутренней структурной и функциональной диофференции;
    3. Наличие определенной цели образования и функционирования;
  2. Обладающие обособленным имуществом (экономический признак);
  3. Материально правовой признак, означающий способность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени, т.е. способность от своего имени приобретать, иметь и осуществлять имущественные и личные наследственные права и нести обязанности, а также самостоятельно нести имущественную ответственность по своим обязательствам;
  4. Способность быть истцом и ответчиком в суде общей компетенции, арбитражном и третейском суде (процессуально-правовой признак).
 

Эти признаки определяются действующим законодательством  и закрепляются в учредительных  документах юридического лица.

Инициатива создания юридических лиц может принадлежать как собственникам, так и учредителям (участникам). Однако независимо от конкретной организационно-правовой формы все  юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации, с  момента проведения которой они  считаются созданными.

В соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо регистрируется в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации  юридических лиц. Данные государственной  регистрации, в том числе (для  коммерческих организаций) фирменное  наименование, включаются в единый государственный реестр юридических  лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Организация, не прошедшая государственную  регистрацию, считается несозданной.

Порядок государственной  регистрации устанавливается Федеральным  законом от 8 августа 2001 г. "О государственной  регистрации юридических лиц" регулирующим отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц. Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. [1.36] 
 
 
 

2.2. Способы образования юридических лиц

Три основных порядка (способа) образования юридического лица: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный . Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется.

Разрешительный  порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом.

При нормативно-явочном  порядке для образования юридического лица согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы, не требуетется. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо.

Правовой основой  деятельности любого юридического лица наряду с законодательством являются его учредительные документы. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно  к своим интересам.

Состав учредительных  документов для разных видов юридических  лиц различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют  на основе учредительного договора и устава. Правовой базой деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) является учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.

Учредительный договор - это консенсуальный гражданско-право-вой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Его можно рассматривать как разновидность договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), хотя существует и мнение о том, что это - самостоятельный договорный тип. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.

Устав в отличие  от учредительного договора не заключается, а утверждается учредителями. Устав, как правило, подписывают не все  учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и  секретарь общего собрания учредителей). Как и учредительный договор, устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между участниками и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения.

Федеральным законом  о государственной регистрации  субъектов предпринимательской  деятельности установлен перечень необходимых  документов (заявление о регистрации; устав, утвержденный учредителями; решение  о создании или договор учредителей; документы, подтверждающие оплату не менее 50 процентов уставного капитала; свидетельство об уплате государственной  пошлины). Размер уставного капитала (фонда) зависит от конкретной организационно-правовой формы юридических лиц.

Отказ, а также  уклонение от регистрации обжалуется в арбитражный суд с учетом правил о подсудности споров.

За государственную  регистрацию уплачивается государственная  пошлина в соответствии с законодательством  о налогах и сборах.

Государственная регистрация является завершающим  этапом создания юридического лица, с  которым закон связывает возникновение  правоспособности. Государственная  регистрация юридического лица может  быть признана недействительной только судом, если при создании юридического лица были допущены нарушения закона, при наличии которых в регистрации  должно быть отказано. Причем судебное решение о ликвидации юридического лица должно приниматься только в  том случае, если нарушения носят  неустранимый характер.

Глава 2. Ликвидация и реорганизация юридического лица, согласно действующему законодательству

2.3. Порядок ликвидации юридических лиц

Ликвидация - это способ прекращения юридических лиц без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства. Подобно реорганизации, она может быть как добровольной, так и принудительной. [2.24]

Добровольный  порядок предполагает, что ликвидация производится по решению учредителей  или органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами. Примерный  перечень оснований для добровольной ликвидации включает истечение срока, на который создано юридическое  лицо, и достижение цели, ради которой  оно создано.

 
Принудительный порядок ликвидации по решению суда применяется при  осуществлении юридическим лицом  деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной  законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или других правовых актов, признания  судом недействительной регистрации  юридического лица в связи с допущенными  при его создании неустранимыми  нарушениями законодательства. Общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные или иные фонды могут быть ликвидированы в таком же порядке при систематической деятельности, противоречащей уставным целям. Например, уменьшение стоимости чистых активов хозяйственного общества ниже определенного законом минимального размера уставного капитала приводит к его ликвидации.

Решение о ликвидации юридического лица выносится судом  по иску государственного органа или  управомоченного органа местного самоуправления.

Начало ликвидации связано с тем, что учредители юридического лица или орган, принявший  соответствующее решение, обязаны  незамедлительно известить об этом регистрирующий орган. В единый государственный  реестр вносится запись о том, что  юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица, его уполномоченный орган или суд назначают по согласованию с регистрирующим органом  ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки  ликвидации.

Процедура ликвидации, состоит из пяти этапов, на каждом из которых перед ликвидационной комиссией (ликвидатором) ставятся определенные задачи.

1. Комиссия помещает  в органах печати объявление  о ликвидации юридического лица, порядке и сроках предъявления  его кредиторами своих требований. Срок по заявлению таких требований  не может быть менее двух  месяцев с момента публикации. Комиссия влияет кредиторов и  письменно уведомляет их о  ликвидации, определяет должников  и принимает меры к получению  дебиторской задолженности, в  том числе путем предъявления  исков в суд.

Информация о работе Прекращение деятельности юридических лиц