Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2015 в 15:41, контрольная работа
Приемная семья представляет собой одну из форм устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и один из способов реализации важнейшего права ребенка – права на семейное воспитание. Основная цель, которую преследует данная правовая конструкция, заключается в замещении ребенку, оставшемуся без родительского попечения, его кровной семьи .
Порядок создания приемной семьи в Российской Федерации со времени появления этого института семейного права постоянно совершенствуется.
Введение 3
1. Эволюция развития института приемной семьи в России 5
2. Понятие и признаки, правовой статус приемной семьи 9
Заключение 23
Список использованной литературы 24
Вместе с тем более детальный анализ действующего законодательства дает основания утверждать, что законодатель по-прежнему рассматривает приемную семью как самостоятельный институт семейного права. Такой вывод может быть подтвержден следующими аргументами.
1. Приемной семье по-прежнему посвящена отдельная глава СК РФ (глава 21), тогда как в противном случае нормы, посвященные приемной семье, было бы логичнее включить в главу 20 СК РФ ("Опека и попечительство").
2. Пунктом 1 ст. 123 СК РФ
к числу форм семейного
3. Законодателем отдельно
разработаны Правила создания
приемной семьи и
4. За лицами, принимающими
ребенка в семью, законодатель
сохранил их собственное
5. Одновременно с признанием приемной семьи опекой или попечительством над детьми, законодатель подчеркнул, что рассматривает приемную семью именно как семью (!), а не просто как одну из форм семейного устройства ребенка.
6. Если в приемную семью
может быть принято до 8 детей
(с учетом родных и
7. Если согласно п. 3 ст. 124 и п. 5 ст. 145 СК РФ "усыновление братьев и сестер (передача братьев и сестер под опеку или попечительство) разным лицам не допускается, за исключением случаев, когда усыновление (такая передача) отвечает интересам детей, то в соответствии с абз. 4 п. 9 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье "дети, являющиеся родственниками, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда они не могут воспитываться вместе".
Разница между двумя этими подходами вполне очевидна: законодатель требует передавать в одну приемную семью всех детей, являющихся родственниками, вне зависимости от степени родства, тогда как применительно к усыновлению и опеке (попечительству) он ограничивает это свое требование лишь братьями и сестрами.
Тем самым, как представляется, законодатель не только ориентирует правоприменителей на создание многодетных приемных семей, но и закладывает основы, обеспечивающие в дальнейшем формирование более тесных социальных связей между родственниками - бывшими приемными детьми.
В свете всего изложенного выше возможно выделить следующие специфические признаки приемной семьи, позволяющие отграничить ее как от опеки (попечительства), так и от усыновления и состоящие в том, что приемная семья: является самостоятельным институтом семейного права; является самостоятельной формой устройства ребенка на воспитание в семью; устанавливается только по договору о приемной семье, содержание которого, а также условия и порядок его прекращения прямо предусмотрены законом; предусматривает передачу в одну приемную семью не только братьев и сестер, но и всех детей, являющихся родственниками, вне зависимости от степени родства.
Кроме того, от института опеки и попечительства над ребенком приемная семья отличается: особым субъектным составом приемных родителей, прямо указанным в законе (только супруги или отдельное лицо); возможностью приема в семью до 8 детей; исключительно договорным и возмездным характером; наличием особо оговоренных законом Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье.
От института усыновления приемная семья отличается в первую очередь такими признаками, как: договорный характер, профессиональный характер, срочность, возмездность.
На основании перечисленного выше можно определить приемную семью как в узком, так и в широком смыслах. При этом в узком смысле ее следует рассматривать как институт семейного права и одновременно как форму устройства ребенка на воспитание в семью, осуществляемую по договору о приемной семье. В широком смысле приемная семья представляет собой, на наш взгляд, институт семейного права и одновременно форму устройства ребенка (детей) на воспитание в семью, осуществляемую по возмездному договору о приемной семье, направленному на установление между ребенком (детьми) и приемными родителями (супругами или отдельным лицом, имеющими профессиональную подготовку в сфере работы с детьми) временной юридической связи, подобной той, которая существует между биологическими родителями и детьми26.
Изменения в СК РФ свелись к следующему. Так, Закон от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ признал утратившими силу статьи 151, 154, 155 Семейного кодекса.
Отмена ст. 151 СК, которая называлась "Образование приемной семьи" и в которой давалась общая характеристика приемной семье как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, очевидно, объясняется тем, что приемная семья более не рассматривается в качестве особой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а скорее, специфической разновидностью опеки и попечительства. Соответственно, давать общую характеристику приемной семье нет необходимости, поскольку она дана в нормах, посвященных опеке и попечительстве.
Отмена ст. 154 СК, которая содержала общие положения, касающиеся порядка передачи детей на воспитание в приемную семью, также обусловлена тем, что если бы она сохранилась, то по существу дублировала бы как положения СК РФ (например, ст. 145 СК РФ, в которой все эти вопросы регламентируются в общем виде), так и Закона об опеке и попечительстве (ст. 11 - 14 Закона).
Конкретная процедура создания приемной семьи в настоящее время установлена Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утвержденными Постановлением Правительства от 18 мая 2009 г. N 423 (учитываются также Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденные тем же Постановлением)27.
В соответствии с п. 7 Правил орган опеки и попечительства предоставляет гражданам, выразившим желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения). А в п. 8 Правил сказано, что организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор которой помещен ребенок, обязана ознакомить лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. Указанные организации несут ответственность в установленном законом порядке за достоверность предоставляемых сведений.
Основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.
В соответствии с Правилами договор может заключаться как в отношении одного несовершеннолетнего подопечного, так и в отношении нескольких подопечных. Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не должно, как правило, превышать 8 человек (п. 3 Правил). Не допускается заключение договора через представителя опекуна.
Договор заключается по месту жительства подопечного и опекуна в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего гражданина решения о назначении опекуна.
В случае если при заключении договора между сторонами возникли разногласия, орган опеки и попечительства, получивший от опекуна письменное предложение о согласовании спорных условий, в течение 6 дней со дня получения предложения принимает меры по согласованию условий договора либо в письменной форме уведомляет опекуна об отказе в его заключении.
В случае изменения места жительства подопечного договор расторгается и органом опеки и попечительства по его новому месту жительства заключается новый договор.
Согласно п. 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы (аналогичный набор документов должен представляться гражданами, изъявившими желание стать приемными родителями): а) заявление с просьбой о назначении его опекуном (далее - заявление); б) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копии пенсионного удостоверения, справки из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение); в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства; г) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан; д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации; е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке); ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью; з) справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданные соответствующими уполномоченными органами (выдаются по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе); и) документ о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать опекуном, в порядке, установленном настоящими Правилами (при наличии); к) автобиография.
Положения ст. 155 СК РФ, которая называлась "Содержание ребенка (детей), переданного в приемную семью", по существу изложены в п. 2 новой ст. 153.1 СК, согласно которому размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, законодатель отдает решение этого вопроса субъектам Федерации. Сделано это, видимо, потому, что уровень жизни в разных субъектах различается, и соответственно, будут различаться суммы, выплачиваемые в качестве вознаграждения опекунам и попечителям, а также размер денежных средств на содержание каждого ребенка.
К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения СК РФ об опеке и попечительстве, а также нормы гражданского законодательства о договоре возмездного оказания услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.
Таким образом, законодатель недвусмысленно говорит нам о том, что договор о приемной семье следует рассматривать в качестве особой разновидности договора о возмездном оказании услуг. Вместе с тем не совсем понятно, что имеется в виду под оговоркой "поскольку это не противоречит существу таких отношений". Очевидно, можно прийти к выводу о том, что договор о приемной семье может быть и безвозмездным. Нельзя не обратить внимания на то, что среди существенных условий договора о приемной семье, указанных в п. 1 ст. 153.1 отсутствует условие о размере вознаграждения приемным родителям. В п. 2 этой статьи лишь сказано, что размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. При этом предельный размер вознаграждения, выплачиваемый опекуну по договору за счет доходов от имущества несовершеннолетнего гражданина, не может превышать 5 процентов дохода от имущества несовершеннолетнего гражданина за отчетный период, определяемого по отчету опекуна о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом (п. 4 Правил заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного).
Изменения в ст. 153 СК РФ заключаются в том, что в ней появились отсылки к ГК РФ, Закону об опеке и попечительству и ст. 146 СК РФ. Последняя содержит требования к личности опекуна и попечителя, качающиеся его дееспособности, нравственных и личных качеств, состояния здоровья и т.д. Все эти требования распространяются и на приемных родителей. Так, согласно указанной статье: