Признание гражданина безвестно отсутствующим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим. Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие и основания признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим.
2. Рассмотреть порядок судопроизводства по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим
3. Определить правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим или умершим.
4. Проанализировать последствия явки гражданина, объявленного безвестно отсутствующим или умершим.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ СУДОПРОИЗВОДСТВА О ПРИЗНАНИИ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ 5
1.1. Понятие и основания признания гражданина безвестно отсутствующим 5
1.2. Рассмотрение судом дел о признание гражданина безвестно отсутствующим 11
2. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ И ОБЪЯВЛЕНИЯ ЕГО УМЕРШИМ 16
2.1. Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим 16
2.2. Последствия явки гражданина, объявленного умершим 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Вложенные файлы: 1 файл

Копия 3437 гр пр.docx

— 52.25 Кб (Скачать файл)

Данная категория  дел рассматривается судом в  порядке особого производства. Вследствие этого целью судебного разбирательства  по заявлению о признании гражданина безвестно отсутствующим или  об объявлении его умершим является установление фактов, имеющих юридическое  значение, а не разрешение спора  о праве. Поэтому в делах данной категории заявитель не предъявляет  какого-либо материально-правового  требования, в результате чего отсутствует  и ответчик7.

В связи с  тем, что при рассмотрении судом  дел о признании гражданина безвестно  отсутствующим или объявлении гражданина умершим доказательств факта  смерти или жизни лица недостаточно, в основу вывода суда об установлении факта безвестного отсутствия и  объявлении гражданина умершим положено предположение (презумпция) о нахождении гражданина в живых либо предположение  о его смерти. Этим данная категория  дел отличается от дел установления факта смерти и факта регистрации  смерти, где заявителю доподлинно известно, что лицо умерло, но смерть в свое время не была зарегистрирована в соответствующих органах или  была зарегистрирована, но документы  о регистрации утрачены.

Соответственно, дела о признании гражданина безвестно отсутствую-щим рассматриваются с обязательным участием прокурора (ст. 278 ГПК). Убедившись в безрезультатности розыска и отсутствии сведений о гражданине в месте постоянного жительства в течение года и более, суд выносит решение о признании гражданина безвестно отсутствующим. Этот факт, как было описано в предыдущей главе, имеет серьезные правовые последствия: возможность расторжения брака в упрощенном порядке (ст. 19 СК), установление опеки над имуществом (ст. 52 ГПК), право на пенсию по случаю потери кормильца и тому подобные.

Заявление о  признании гражданина безвестно  отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд  по месту жительства заявителя или  месту нахождения заинтересованного  лица (ст. 276 ГПК). В заявлении должно быть обязательно указано, для какой  цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим  или объявить умершим, а также  должны быть изложены обстоятельства, которые подтверждали бы безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожающие пропавшему без вести  смертью, или обстоятельства, которые  давали бы основания предполагать его  гибель от определенного несчастного  случая.

В отношении  военнослужащих или иных граждан, пропавших  без вести в связи с военными действиями, указывается день окончания  военных действий.

Как правило, заявление по данной категории дел  подается с целью расторжения  брака путем развода, получения  пенсии по случаю потери кормильца, прекращения  брака, требования уплаты долга и  другие8.

Если заявителем в заявлении не указана цель, для  которой возбуждается дело, то в  соответствии со ст. 136 ГПК заявление  оставляется без движения, а заявителю  предоставляется срок для устранения указанных судьей недостатков.

Приняв дело к производству, судья начинает подготовку дела к судебному разбирательству, руководствуясь как требованиями ст. 279 ГПК, так и общими нормами ст. 150 ГПК в той мере, в какой  они применимы в особом производстве.

В соответствии со ст. 279 ГПК судья в ходе подготовки дела к судебному разбирательству  выясняет, какие лица (родственники, сослуживцы и др.) могут дать сведения об отсутствующем, а также запрашивает  соответствующие организации (жилищно-эксплуатационные организации) по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях.

До тех  пор пока судьей не будут получены ответы на все его запросы в  соответствующие органы, дело не должно назначаться к слушанию в судебном заседании.

В случае, когда  имеется угроза расхищения, порчи  или повреждения имущества безвестно  отсутствующего, судья может предложить органу опеки и попечительства назначить  доверительного управляющего имуществом такого гражданина. Предложение органу опеки и попечительства оформляется  определением.

Дело о  признании гражданина безвестно  отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматривается  в открытом судебном заседании с  обязательным участием прокурора (ч. 3 ст. 278 ГПК).

Разбирательство дела о признании гражданина безвестно  отсутствующим или об объявлении гражданина умершим заканчивается  вынесением решения.

В решении (в  резолютивной части) суд указывает: фамилию, имя, отчество гражданина; год  и место его рождения; последнее  известное место жительства; начало безвестного отсутствия или дату смерти гражданина, если она известна.

В случаях  установления места пребывания лица, в отношении которого возбуждено дело о признании его безвестно  отсутствующим или об объявлении умершим, либо несоответствия срока  неизвестности пребывания установленному в законе суд отказывает в удовлетворении заявления.

Решение суда, которым гражданин признан безвестно  отсутствующим, служит основанием для  передачи его имущества лицу, с  которым орган опеки и попечительства в соответствии со ст. 38 ГК РФ заключает  договор доверительного управления этим имуществом при необходимости  постоянного управления им.

Решение суда, которым гражданин объявляется  умершим, является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти этого  гражданина в книгу государственной  регистрации актов гражданского состояния. Данное решение должно быть направлено в соответствующий орган  загса в трехдневный срок. При  регистрации смерти лица, признанного в установленном законом порядке умершим, временем смерти в записи акта о смерти указывается дата вступления в законную силу решения суда. Если же решением суда установлен факт смерти лица в определенное время, то в записи акта о смерти записывается дата, указанная в решении суда.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно  отсутствующим или объявленного умершим, суд по заявлению самого гражданина, а также по заявлению  заинтересованных лиц, по инициативе которых  рассматривалось дело о признании  гражданина безвестно отсутствующим  или об объявлении гражданина умершим, возобновляет производство по делу и  выносит новое решение в том  же производстве, в котором гражданин  был признан безвестно отсутствующим  или объявлен умершим. В данном случае, как разъяснял Пленум Верховного Суда РСФСР в постановлении № 3 от 14 апреля 1988 г. «О применении норм ГПК  РСФСР при рассмотрении дел в  суде первой инстанции»9, имеет место продолжение рассмотрения прежнего дела и возбуждение нового дела не требуется (п. 27).

Новое решение  суда, которым было отменено ранее  вынесенное решение, служит основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о  смерти в книге государственной  регистрации актов гражданского состояния (ст. 280 ГПК).

 

2. ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ И ОБЪЯВЛЕНИЯ ЕГО УМЕРШИМ

2.1. Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

 

Признание гражданина безвестно отсутствующим  влечет следующие юридические последствия:

Имущество, принадлежащее  такому гражданину, если необходимо постоянное управление им (в случае, если имеется  угроза расхищения, порчи или повреждения  имущества) передается в доверительное  управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное  управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает  с ним договор о доверительном  управлении. Заявитель может предложить себя в качестве управляющего10. Закон допускает, что таким управляющим будет назначен любой гражданин или некоммерческая организация (за исключением учреждения). Управляющий может действовать как на платной основе (получая вознаграждение за счет вверенного ему имущества), так и безвозмездно. В любом случае об этом должно быть указано в данном договоре доверительного управления, который регулируется статьями 1012–1026 ГК РФ.11

Однако если по ГК РСФСР опека устанавливалась  над всем имуществом безвестно отсутствующего на основании судебного решения, то договор о доверительном управлении имуществом, о котором идет речь, в РФ применим далеко не всегда. Данный договор заключается органом  опеки и попечительства с доверительным управляющим только в том случае, когда имеется необходимость в постоянном управлении имуществом безвестно отсутствующего гражданина. Но в тексте ст. 43 ГК РФ отсутствуют разъяснения, в каких случаях возникает необходимость постоянного управления имуществом, что может служить критерием определения этой необходимости, и какой должен быть правовой режим имущества в том случае, когда необходимость постоянного управления отсутствует12.

Ответы на вышеописанные вопросы важны, поскольку с ними связаны определение имущества, из которого должно быть выдано содержание гражданам, находившимся на иждивении у безвестно отсутствующего, и погашаться задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

В соответствии с гражданским законодательством  доверительный управляющий вправе совершать любые действия в интересах безвестно отсутствующего лица, в том числе сделки. Последние он заключает от своего имени, но указывая, что действует в качестве управляющего. Доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором, и на возмещение необходимых расходов за счет доходов от использования имущества. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по иным обязательствам безвестно отсутствующего, т.е. гражданским законодательством РФ предусмотрены специальные правовые процедуры, в случае если безвестно отсутствующий гражданин имел обязательства или долги перед кредиторами.13

Обязанности управляющего состоят в том, чтобы  охранять имущество, заботиться о его  надлежащем состоянии. В договоре с  управляющим может быть прямо  указано, какие действия он не вправе совершать (например, продавать тот  или иной предмет). В то же время, если иное не предусмотрено договором, лицо, назначенное управляющим, вправе совершать с имуществом любые  действия – продавать, сдавать в  аренду и т.д. И только для недвижимого  имущества закон устанавливает  специальное требование – о возможности  управляющего распорядиться недвижимостью  должно быть прямо указано в договоре. Управляющий не может дарить вверенное  ему имущество или предоставлять  его в безвозмездное пользование (за исключением случаев, когда соответствующие  лица имеют право пользоваться таким  имуществом на основании закона)14.

Главной обязанностью управляющего следует считать погашение  задолженности по обязательствам безвестно  отсутствующего лица. Однако делать это  необходимо в строго определенном порядке. Так, например, нельзя выплатить деньги по расписке, выданной пропавшим гражданином. Управляющий имеет право передавать деньги или иное имущество только судебному приставу-исполнителю, который  производит исполнение в установленном  законом порядке (ст. 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Иными словами, если кредитор отсутствующего гражданина желает получить долг, он должен в общем  порядке обратиться в суд с  иском. После того как судебное решение  вступило в законную силу, открывается  исполнительное производство. Судебный пристав, выполняя свои полномочия, предъявляет  требования управляющему имуществом отсутствующего гражданина (как своеобразному «заместителю» должника) и проводит изъятие денег или арест и реализацию иного имущества. Такая же процедура должна быть соблюдена и в отношении иждивенцев пропавшего гражданина. Чтобы содержать его детей, необходимо обратиться в суд с иском о взыскании алиментов. Право подачи искового заявления имеет родитель ребенка, его опекун или попечитель, усыновитель, а также, в соответствии со ст. 80 Семейного кодекса РФ, орган опеки и попечительства15.

Сложнее всего  осуществлять все указанные процедуры в том случае,

когда пропавший  человек состоял в браке. Ведь основное его имущество, как правило, является общей совместной собственностью супругов. Здесь следует иметь  в виду два основных момента. Во-первых, после вынесения решения о  признании гражданина безвестно  отсутствующим его брак не прекращается автоматически. С этим лицом можно  развестись в упрощенном порядке  в органах загса (ст. 19 СК РФ). Однако орган загса, приняв заявление от супруга такого гражданина, обязан известить о предстоящем разводе управляющего имуществом или местную администрацию (ст. 34 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»). Во-вторых, если безвестно отсутствующему гражданину принадлежит имущество, входящее в состав общей собственности, то управляющему следует предъявить в суд иск о выделе доли. В противном случае у него не будет определенности, чем конкретно он должен управлять и за счет чего погашать долги пропавшего гражданина.16

На практике нередки ситуации, когда члены  семьи исчезнувшего гражданина по разным причинам предпочитают не инициировать возбуждение процедуры о признании его безвестно отсутствующим и на протяжении пяти лет, истечение которых дает им право требовать в судебном порядке объявления гражданина умершим, фактически бесконтрольно владеют, пользуются и распоряжаются его движимым имуществом, что, в свою очередь, может повлечь нарушение имущественных прав не только исчезнувшего гражданина, но и его кредиторов или потенциальных наследников17.

Для предотвращения нарушений такого рода необходима некоторая  корректировка процессуального  законодательства. Учитывая, что в  признании гражданина безвестно  отсутствующим могут быть заинтересованы не только члены его семьи, но и  различные юридические лица, с  которыми гражданин состоял в  гражданских обязательствах, законодатель закрепил в ст. 277 ГПК РФ18 положение о том, что заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица, косвенно признав возможность инициирования судебного разбирательства юридическими лицами. Учитывая, что суды по-разному толкуют понятие «заинтересованные лица», следует дополнить данную норму указанием на кредиторов пропавшего гражданина как лиц, обладающих правом требовать признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим, с тем, чтобы в дальнейшем, если суд удовлетворит заявленное требование, они, как это предлагается в литературе, могли предложить свою кандидатуру в качестве доверительного управляющего имуществом пропавшего гражданина.

Гражданским законодательством допускается  назначение управляющего имуществом безвестно  отсутствующего гражданина и до истечения  года со дня получения сведений о  месте его пребывания (п. 2 ст. 43 ГК). Управляющего в таком случае назначает орган опеки и попечительства своим решением, без обращения в суд. Управляющий выделяет средства гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные родители и др.), а также погашает его задолженность по другим обязательствам.

Информация о работе Признание гражданина безвестно отсутствующим