Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим: проблемы теории и практики
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 01:49, курсовая работа
Краткое описание
Целью курсовой работы является исследование практических и теоретических проблем признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - Раскрыть понятия и рассмотреть основания признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим; - Определить порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим; - Определить последствия признания гражданина безвестно отсутствующим; - Определить последствия объявления гражданина умершим; - Определить последствия явки или обнаружения гражданина, признанного безвестно отсутствующим; - Определить последствия явки гражданина, признанного умершим.
Содержание
Введение…………………………………………………………………....3 Глава 1. Общая характеристика института безвестного отсутствия и объявления гражданина умершим. 1.1. Понятие и основания признания гражданина безвестно отсутствующим……………………………………………………………….5 1.2. Условия объявления гражданина умершим………………10 Глава 2. Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим. 2.1. Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим………………………………………………………...…14 2.2. Правовые последствия объявления гражданина умершим……………………………………………………………….…..15 Глава 3. Последствия явки или обнаружения гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим 3.1. Правовые последствия явки или обнаружения гражданина, признанного безвестно отсутствующим……………………………………….18 3.2. Правовые последствия явки гражданина, объявленного умершим……………………………………………………………...…………..21 Заключение………………………………………………………………..24 Список источников……………………………………………………….25
Еще можно обратить внимание
на то, что ст. 45 ГК РФ носит специфический
характер. В ней названо несколько сроков,
по истечению которых гражданин может
быть судом объявлен умершим.
«Гражданин может быть объявлен
умершим, если в месте его жительства нет
сведений о месте его пребывания в течение
пяти лет10». При всем этом, предварительное
признание гражданина безвестно отсутствующим
не обязательно. Т. е. по истечению пяти
лет, с момента получения последних известий
о местонахождении гражданина, суд вправе
объявить его умершим. По моему мнению,
пять лет – долгий срок, т. к. мы живем в
цивилизованном мире, и на данный момент
существует огромное количество коммуникационной
техники и средств связи, и любой гражданин,
находящийся в живых, при желании, найдет
способ для связи с родными и близкими.
Я считаю, что будет целесообразным изменить
срок в пять лет, на срок в три года, так,
как это было предусмотрено в ч. 1 ст. 21
ГК РСФСР, внеся соответствующие поправки
в ст. 45 ГК РФ.
Так же, гражданское законодательство
предусматривает два исключения из общего
пятилетнего срока:
шестимесячный срок, если гражданин
пропал без вести при обстоятельствах,
угрожавших смертью (участие в боевых действиях, спасательных работах при землетрясениях, пожаре и т. п.) или дающих основание предполагать
его гибель от определенного несчастного
случая (примером может послужить наводнение в Гималаях 5 мая
2012 года, в следствие которого трое российских туристов пропали без вести11).
Однако сам факт таких обстоятельств
недостаточен. Необходимо, что бы такие
обстоятельства были подтверждены соответствующими
документами, фотографиями или другими
данными, которые могут выступать в качестве
доказательств12. Но данные доказательства
не свидетельствуют о самом факте гибели
гражданина, они дают основания полагать,
что такие обстоятельства имели место
быть.
двухгодичный срок, если лицо
пропало без вести в связи с военными действиями.
В данном случае исчисляется
с момента окончания военных действий,
и это оправдано, ведь меры, принимаемые
для возвращения в место постоянного жительства
военнослужащих и других граждан может
занять некоторое время.
Однако разъяснений в ст. 45 ГК
РФ законодатель не дает, и что понимать
под «день окончания военных действий»
- неизвестно. Это может быть день подписания
мирного договора или вывод войск. А как
применять закон, если гражданин пропал
без вести в Ираке или Афганистане, где
военные действия то утихают, то вновь
разгораются на протяжении многих лет,
вовсе не понятно. Что бы избежать такой
неопределенности, необходимо пояснить,
что же именно подразумевается под «день
окончания военных действий».
Особенность объявления военнослужащего
или иного гражданина умершим в связи
с военными действиями заключается в том,
что суд должен установит связь между
военными действиями и безвестной пропажей
гражданина, по поводу которого поступило
заявление в суд, об объявлении его умершим.
Если же данная связь не будет установлена,
а будет установлено, что гражданин хоть
и находился в районе военных действий,
но его отсутствие не связано с ними, а
связано с обстоятельствами, угрожавших
смертью, например, стихийное бедствие,
то суд объявляет гражданина умершим в
истечение шести месяцев, а не по истечении
двух лет со дня окончания военных действий.
Ч. 3 ст. 45 гласит: «днем смерти
гражданина, объявленного умершим, считается
день вступления в законную силу решения
суда об объявлении его умершим. В случае
объявления умершим гражданина, пропавшего
без вести при обстоятельствах, угрожавших
смертью или дающих основания полагать
его гибель от определенного несчастного
случая, суд может признать днем смерти
этого гражданина день его предполагаемой
гибели». В этом случае законодатель оперирует
понятием «день», что приводит к неясности.
Ведь очевидно, что правоспособность гражданина
прекратилась не в момент, вынесения решения
суда, и вполне возможно, что не в «день
предполагаемой гибели», а в тот момент,
когда наступила его биологическая смерть.
Заявление в суд, об объявлении
гражданина умершим, могут подать любые
заинтересованные лица. Рассмотрение
проходит в порядке особого производства,
как и при признании гражданина безвестно
отсутствующим.
Суд выносит решение об объявлении
гражданина умершим и это решение несет
такие же правовые последствия, как и фактическая
смерть гражданина.
Глава 2. Правовые последствия
признания гражданина безвестно отсутствующим
и объявления гражданина умершим.
Статья 43 ГК РФ наиболее подробно
регламентирует правовые последствия
признания гражданина безвестно отсутствующим,
в отличие от прежнего ГК 1964 года (ст.19).
Во-первых: имущество, принадлежавшее
гражданину, признанного безвестно отсутствующим,
при необходимости постоянного управления
им передается, по решению суда лицу, которое
определяется органом опеки и попечительства
и действует на основании договора о доверительном
управлении13. Однако данный договор заключается
только в том случае, если имеется угроза
расхищения, порчи или повреждения имущества.
Но в тексте ч. 1 ст.43 ГК РФ не дается разъяснение
в каких именно случаях возникает необходимость
постоянного управления имуществом и
что произойдет с тем имуществом, над которым
необходимость постоянного управления
отсутствует. А ответ на поставленный
вопрос очень важен, т.к. с ним связано
определение имущества, из которого должно
быть выдано содержание лицам, находящимся
на иждивении и погашаться задолженности
по другим обязательствам безвестно отсутствующего.
Основными обязанностями доверительного
управляющего состоит в необходимости
погашать задолженности по обязательствам
отсутствующего гражданина. Помимо этого,
он должен сохранить имущества в пользу
безвестно отсутствующего гражданина
(данная обязанность может быть дополнена
обязанностью преумножать имущество).
В договоре с управляющим может быть конкретно
обозначено, какие действия, по отношению
к имуществу он может совершать, а какие
нет14.
Во-вторых: в случае признания
гражданина безвестно пропавшим у нетрудоспособных
членов семьи, состоящих на иждивении,
у этого гражданина, возникает право на
пенсию по случаю потери кормильца, согласно
правилам пенсионного законодательства.
В-третьих: у супруга, гражданина
признанного безвестно отсутствующим
появляется право расторгнуть брак в органах
записи актов гражданского состояния
в упрощенном административном порядке
независимо от наличия общих несовершеннолетних
детей и взаимного согласия на развод15.
В-четвертых: прекращаются обязательства,
к которым признанный безвестно отсутствующий
гражданин имел отношения. (прекращение
действия доверенности, выданной этим
гражданином или этому гражданину, договор
поручения, с участием этого гражданина,
комиссии, агентский договор, договор
доверительного управления, договор простого
товарищества а так же, трудовой договор,
в котором безвестно отсутствующий был
работником или работодателем).
Из вышесказанного можно сделать
вывод о том, что некоторые права гражданина
признанного судом безвестно отсутствующим
прекращаются, часть прав сохраняется,
но они переходят к другим лицам, определенным
законом или органами опеки и попечительства,
а часть своих прав он реализует самостоятельно
по месту своего пребывания, если он еще
находиться в живых, т.к. его правоспособность
сохраняется в полном объеме.
Судебное решение об объявлении
гражданина умершим является
основанием для внесения органом
ЗАГС записи о смерти в книгу государственной
регистрации актов гражданского состояния16.
При объявлении гражданина
умершим предполагается, что гражданина
уже нет в живых. В соответствии с гражданским
законодательством, правовые последствия
объявления гражданина умершим тождественны
его биологической смерти. Но это не означает,
что его правоспособность прекратилась
вместе с вступлением в законную силу
судебного решения. Как уже говорилось
выше, судебное решение устанавливает
презумпцию смерти, но не ее факт. А это
означает, что гражданин, объявленный
судом умершим, хотя и в редких случаях,
может находиться в живых, и реализовывать
при этом свои права, по месту своего нахождения.
В таком случае складывается очень парадоксальная
ситуация, в которой один и тот же человек,
в одно и то же время, является живым и
мертвым. Т. е. гражданин, является правоспособным
участником гражданского оборота, но его
юридическая смерть, зарегистрированная
в законном порядке, повлекла прекращение
всех правоотношений с его участием. Такого
рода ситуации, хотя и редки, но все же,
в гражданском законодательстве нет схожих
путей решений, и как совместить гражданскую
правоспособность и юридическую смерть
гражданина пока неизвестно17.
Судебное решение об объявлении
умершим одного из супругов является основанием
для прекращения брака без специального
оформления18. В этом случае, так же как и
в случае смерти одного из супругов, брак
прекращается автоматически и в каком-либо
дополнительном оформлении прекращения
не нуждается.
Для родственников и третьих
лиц открывается наследство, при этом
наследство. Днем открытия наследства
в данном случае будет являться вступление
в законную силу решения суда об объявлении
гражданина умершим. Именно с момента
открытия наследства начинает течь шестимесячный
срок для принятия наследства, в течение
которого наследники должны заявить свои
права на наследство.
Глава 3. Правовые последствия
явки гражданина, признанного безвестно
отсутствующим или объявленным умершим.
Гражданин, признанный в судебном
порядке безвестно отсутствующим, спустя
какое-то время может прибыть в место своего
постоянного жительства или прислать
какие-либо документы, подтверждающие
факт нахождения его в живых. В таком случае
гражданское законодательство предусматривает
последствия явки или обнаружения гражданина,
признанного безвестно отсутствующим,
а именно: суд отменяет решение о признании
его безвестно отсутствующим. На основании
решения суда отменяется управление имуществом
этого гражданина19.
Гражданское законодательства
предусматривает два основания для отмены
решения суда о признании гражданина безвестно
отсутствующим: явка гражданина и обнаружение
места его пребывания. Явкой по смыслу
ст. 44 ГК РФ следует считать появление
гражданина, признанного безвестно отсутствующим,
в месте его постоянного жительства. При
этом не имеет значения, временно ли он
приехал по месту своего постоянного жительства
или насовсем20. Ведь в зависимости от обстоятельств,
из-за которых гражданин длительное время
отсутствовал в месте своего постоянного
жительства, он может вернуться на длительный
срок или навсегда к своим родным и близким,
или же приехать временно, для решения
вопросов, которые могли возникнуть в
период его отсутствия. В случае явки гражданин
должен собственнолично обратиться в
суд с заявлением об отмене решения о признании
его безвестно отсутствующим.
Вторым основанием для отмены
решения о признании гражданина безвестно
отсутствующим является обнаружение места
пребывания гражданина. В отличие от явки,
обнаружением следует считать любые достоверные
сведения о том, что данный гражданин находиться
в конкретном месте (например, сведения
об учете в другом городе, сведения о том,
что он посещает больницу другого города,
сведения из места лишения свободы о том,
что он отбывает там наказание и т.д.)21 в том числе и заграницей. Если
в случае явки, гражданин подает заявление
в суд сам, то в случае обнаружения места
пребывания заявление может подать любое
заинтересованное лицо. Данное заявление
не подлежит оплате государственной пошлины,
т.к. имеет место быть продолжение прежнего
дела о признании гражданина безвестно
отсутствующим.
В законе не определены требования
к содержанию заявления гражданина, признанного
безвестно отсутствующим, об отмене решения.
Так, гражданин может указать в своем заявлении,
как только факт признания его безвестно
отсутствующим в тот момент, когда он находиться
в живых и имеет место постоянного
проживания, так и дату и каким судом было
вынесено решение о признании его безвестно
отсутствующим, кого органы опеки и попечительства
на основании договора о доверительном
управлении назначили управляющего его
имуществом и т. д. Оба варианта заявления
будут верны и приняты для рассмотрения.
Практике известны случаи, когда по заявлению,
поданному заинтересованным лицом в суд,
не было отменено решение о признании
гражданина безвестно отсутствующим.
Суд при этом ссылался на то, что принятые
судом во внимание обстоятельства дела
оказались недостаточными22.
Необходимо отметить, что ни
ГК РФ, ни ГПК РФ не предусматривает процессуальную
форму, по которой должно осуществляться
судопроизводство по отмене решения суда
о признании гражданина безвестно отсутствующим.
Это может привести к произволу деятельности
суда на рассматриваемом этапе, на котором
суд должен получить все необходимые для
рассмотрения заявления сведения.
Судебное решение является
основанием для прекращения договора
о доверительном управлении и прекращение
тех правовых отношений, которые возникли
из-за факта признания этого гражданина
безвестно отсутствующим.
Если на основании признания
гражданина безвестно отсутствующим был
расторгнут брак, то в случае его явки
или обнаружения и отмены решения суда
о признание данного гражданина безвестно
отсутствующим, брак может быть восстановлен
органами записи актов гражданского состояния,
по совместному заявлению супругов, если
супруг лица, признанного безвестно отсутствующим
не вступил в новый брак с другим лицом23. При этом лица считаются состоявшими
в браке с момента государственной регистрации
заключения брака, а не с момента его
восстановления.
Исходя из данного параграфа,
можно сделать вывод о том, что гражданин,
признанный судом безвестно отсутствующим,
и в отношении которого принято новое
решений суда об отмене решения возвращается
в свое первоначальное правовое положение,
которое было до признания его безвестно
отсутствующим.
Поскольку в основе объявления
гражданина умершим лежит презумпция,
а не сам факт смерти, то его правоспособность
не прекращается с момента вступления
в законную силу решения суда.
Хотя и срок для объявления
гражданина умершим достаточно большой,
нельзя исключать вероятность того, что
гражданин, объявленный умершим, является
живым. На практике такие случаи редки,
но все же они встречаются.