Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 14:16, курсовая работа
понятие государства и его функции
Введение ……………………………………………………………………3
1 Понятие государства.............................................. ……………………....5
1.1 Государственность как достижение человеческой цивилизации. Исторические трактовки государсва
1.2 Определение государства: единство и различие
в подходах...........................................………..…….………………………10
2 Сущность государства ……………………...............................................15
2.1 Учения о сущности и назначении современного государства............15
2.2 Подходы в изучении сущности государства.........................................20
3 Признаки государства …………………...................................................22
3.1 Основные признаки государства ...........................................................22
3.2 Сопутствующие признаки государства ................................................30
Заключение......................................... ………………………………...…....33
Список использованных источников...........................................................34
Рассматриваемое определение, верно
отражающее некоторые черты (признаки)
государства, послужило поводом
для различных упрощений. Ссылаясь
на него, одни авторы отождествляли
государство со страной, другие - с
обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих
власть (правительством). В. И. Ленин
критиковал это определение за то,
что многие его сторонники
в ряду отличительных признаков государства
называли принудительную власть.
Не согласны с приведенным понятием
и сторонники психологической теории
права. "Государство не совокупность
людей определенного рода",
- утверждал Ф. Ф. Кокошкин,- "а отношения
между ними, форма общежития, известная
психическая связь между ними". Однако
«форма общежития», форма организации
общества - тоже лишь один из признаков,
но не все государство.
Трудности выработки анализируемого
сложного и изменяющегося явления
породили в те годы неверие в возможность
ее формулирования вообще. М. Вебер, в
частности, писал: «Ведь государство
нельзя социологически определить, исходя
из содержания его деятельности. Почти
нет таких задач, выполнение которых
политический союз не брал бы в свои
руки
то здесь, то там; с другой стороны, нет
такой задачи, о которой можно
было бы сказать, что она во всякое время
полностью, то есть исключительно, присуща
тем союзам, которые называют "политическими",
то есть в наши дни - государствам или союзам,
которые исторически предшествовали современному
государству».
Не один раз обращались к определению
государства
К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что
это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие
к господствующему классу, осуществляют
свои общие интересы, и в которой все гражданское
общество данной эпохи находит свое сосредоточение»
Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 3., с. 63.. Много
лет спустя
Ф. Энгельс сформулировал краткое, но,
пожалуй, самое конфронтационное определение,
согласно которому «государство есть
не что иное, как машина для подавления
одного класса другим». В. И. Ленин внес
в приведенное определение некоторые
изменения. Он писал: «Государство -
это есть машина для поддержания господства
одного класса над другим».
Обе формулировки были широко распространены
и в науке,
и в официальной пропаганде. Однако они
применимы только к таким государствам,
в которых возникает высокая классовая
напряженность
и политическое противоборство грозит
разрушением общества. Иначе говоря, эти
определения подходят к тираническим
и диктаторским государствам. Выводя на
первый план их насильственную сторону,
указанные определения мешают увидеть
в государстве ценные феномены цивилизации,
культуры
и социального порядка.
В современной учебной литературе
государство обычно определяется
как политико-территориальная суверенная
организация публичной власти, имеющая
специальный аппарат, способная делать
свои веления обязательными для всей страны.
Данная дефиниция синтезирует наиболее
существенные черты и признаки государства
и в целом приемлема, но в ней слабо отражена
связь государства и общества. Более точной
будет следующая формулировка: государство - это политическая организация
общества, обеспечивающая его единство
и целостность, осуществляющая посредством
государственного механизма управление
делами общества, суверенную публичную
власть, придающая праву общеобязательное
значение, гарантирующая права, свободы
граждан, законность
и правопорядок.
Приведенное определение отражает
общее понятие государства,
но больше подходит к современному государству.
В нем подчеркивается,
что государство есть политическая организация
всего общества,
всех его граждан. Оно выполняет жизненно
необходимые для общества функции, обеспечивает
его единство и целостность, управляет
важнейшими общественными делами. В то
же время государство (особенно правовое)
призвано всесторонне гарантировать права
и свободы граждан, поддерживать надежный
и гуманный правопорядок в обществе.
Раскрывая сущность данного понятия
следует отметить,
что постоянной чертой государства
является то, что оно всегда выступает
как единственная организация политической
власти, управляющая всем обществом,
т.е. государство - это прежде всего управление.
Государственная власть - особый вид управления,
для которого характерно наряду
с организационными возможностями
право применения насильственного
принуждения для исполнения государственных
велений.
Понятие государства: особая форма организации политической
власти
в обществе, обладающая суверенитетом
и осуществляющая управление
с помощью специальных органов.
Государство является центральным
институтом политической системы общества.
Термин "государство" в политологии
обычно употребляется в двух значениях:
в широком смысле (как страна, общество,
народ, расположенные
на определенной территории и представляемые
органом высшей власти; в этом значении
говорят, например, о российском, французском,
болгарском
и т.п. государствах) и в узком собственном
смысле слова. Последнее понимание – строго
научное. В его рамках государство определяется
как организация политической власти,
содействующая преимущественному осуществлению
конкретных интересов (классовых, общечеловеческих,
религиозных и т.п.)
в пределах определенной территории.
Государство — это такая организация
жизни, при которой существует единая
система защиты прав людей, проживающих
на одной территории,
на которой государство обладает суверенитетом;
взаимоотношения между ними регулируются
на основе единых законов (или традиций),
осуществляется охрана границ; регулируются
тем или иным образом взаимоотношения
с другими государствами и народами. В
отличие от страны, государство не имеет национальных
требований к своим гражданам.
Государство
обладает Конституцией и определенными методами сохранения и поддержания государственной
целостности, суверенитета, правопорядка, традиций внутри общества, устанавливает
определённый порядок взаимоотношений
между гражданами Государства,
и вовлекает в свою деятельность всё население на собственной и других территориях,
в соответствии с международными соглашениями
Государства. Порядок взаимоотношений
между членами общества
и применения власти определяется: конституцией, за
в исторической действительности.
В современных развитых государствах, его основными целями трактуются:
- сохранение нормальных взаимоотношений
между членами общества, заключающихся
в обеспечении определённого уровня безопасности
жизни
и собственности людей, то есть безопасности
их личной, научной, творческой
и коммерческой деятельности;
- реализация и сохранение общих
для членов общества материальных
и духовных целей и ценностей, таких как
свобода, мораль, справедливость, медицина,
образование, дороги, экология.
2. Сущность государства
2.1 Учения о сущности и назначении современного государства
Определение сущности государства
составляет одну из важнейших целей
теории государства и права. Сущность
государства - это смысл, главное
звено, то, что определяет его содержание,
назначение и функционирование. Таким
главным, основополагающим в государстве
являются власть,
ее принадлежность, назначение и функционирование
в обществе.
История анализа философской категории
"сущность" насчитывает
не одну тысячу лет, В середине ХХ в. и позднее
отдельные философы вообще отрицали научную
и познавательную ценность этой категории,
видя в ней некую интеллектуальную конструкцию
для классификации и систематизации явлений
и фактов. В соответствии с философским
осмыслением сущность - это закон бытия
вещи. Без сущности вещь перестает быть
собою. Только познание сущности во всех
внешних формах ее проявления позволит
составить адекватное научное представление
о вещи.
Познание сущности государства может осуществляться по таким внешним выражениям, как форма правления, форма государственного устройства, государственный режим, государственный аппарат, государственный орган, функции государства и др. Именно на этих ступенях познания обнаруживают себя сущностные свойства государства. На этих ступенях (формы, функции и т.д.) сущность государства не всегда проявляется точно. Данная исходная методологическая, теоретико-познавательная позиция свидетельствует о том, что сущность государства - это государственная (политическая) власть. Государство по своей сущности является политическим властным суверенным институтом (организацией). К какому бы типу, к какой исторической эпохе государства ни обратись - всегда будет властная, властвующая организация.
Любые варианты монархии или республики
- это внешнее оформление властной
сущности государства. Унитаризм или
федерация - это внешнее оформление
государственной власти. Демократический,
авторитарный
или тоталитарный государственные режимы
- это наглядные способы проявления свойств
сущности государства. В признаках государства
также выражается его сущность. Правда,
здесь нельзя забывать положение о том,
что природа сущности государства не всегда
находит свое точное выражение
в своих внешних проявлениях и формах.
Так, демократическая по своей сущности
государственная власть может внешне
выступать как один
из вариантов монархии, тогда как республика
может являться формой тоталитарного
по своей сущности государства.
В отечественной юридической
И при этом называются общечеловеческая
сущность, общесоциальная сущность, классовая
сущность. Теоретические корни такой позиции
восходят
к идее Маркса о классовой природе государства,
которое, с одной стороны, выполняет так
называемые общие дела, а с другой - реализует,
прежде всего, интересы господствующего
класса.
В связи с этой позицией можно
высказать следующее положение.
Методологически верна та позиция,
которая утверждает, что у любой
вещи,
не исключая государства, одна сущность,
т.е. одна основа, один закон бытия. Другое
дело, что в каждый конкретно-исторический
период сущность государства, государственная
власть могут иметь преимущественно узкоклассовый
или даже узкопартийный характер, демократическую
или теократическую природу. Но во всех
названных случаях государство будет
оставаться по своей сущности организацией
политической власти.
Теоретический анализ сущности государства
логично заставляет обратиться к
следующему вопросу. Изменяется ли сущность
государства?
Hepeдко можно встретить ответ - вместе с
изменением государства меняется
и его сущность. Мировой исторический
опыт знает немало примеров (начиная
с древних времен), когда в рамках одного
исторического типа, одной исторической
эпохи, краткого временного промежутка
в несколько лет порой радикально меняются
форма государства, государственный режим,
состав
и структура государственного аппарата,
содержание функций государства, меняются
идеологические ориентиры, социальные
и экономические основы государства. Конечно,
нельзя отрицать очевидное влияние такого
рода перемен на многие стороны, содержательные
и качественные характеристики государства.
И все-таки при самых решительных изменениях
в обществе
и государстве последнее, как представляется,
не перестает быть по своей сущности организацией
политической суверенной власти.
Следует отметить, что существуют различные подходы к оценке сущности государства. Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества - элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.
К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.
Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.
Многочисленные приверженцы
власти является народ, что государственная
власть
по своей природе и сути должна быть подлинно
народной, осуществляться
в интересах и под контролем народа.
Марксистская теория доказывает, что
политическая власть принадлежит экономически
господствующему классу и используется
в его интересах. Отсюда усматривается
классовая сущность государства
как машины (орудия), посредством
которой экономически господствующий
класс становится политически господствующим,
осуществляющим свою диктатуру, т. е. власть,
не ограниченную законом и опирающуюся
на силу
и принуждение.
Классовый подход при раскрытии сущности
государства - крупное завоевание научного
обществоведения. Его открыли и широко
применяли многие ученые в разных странах
задолго до К. Маркса. Однако безоговорочно
использовать данный подход для характеристики
всех
и всяческих государств, по меньшей мере,
теоретически неверно.