Проблемы взаимодействия, существующие в системе органов исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование компетенции, порядка формирования и направлений деятельности исполнительной власти в субъектах РФ.
В данной работе ставятся следующие задачи:
1) раскрыть понятие, состав, порядок формирования и основные направления деятельности Федеральных органов исполнительной власти;
2) рассмотреть состав, порядок формирования и направления деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ;

Содержание

Введение….. ……………………………………………………………….….….3
1. Понятие, признаки, состав и порядок формирования органы исполнительной власти………………………………………..……...5
2. Органы исполнительной власти субъектов РФ……………………………. 12
2.1. Состав, структура и порядок формирования исполнительной власти субъектов РФ……………………………………………………………………. 12
2.2. Направления деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ………………………………………………………………………………... 18
Глава 3. Проблемы взаимодействия, существующие в системе органов исполнительной власти………………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список использованной литературы……………………………..…………… 32

Вложенные файлы: 1 файл

крусовая работа.docx

— 52.58 Кб (Скачать файл)

- имеет  административную власть;

- цель  и главный принцип его деятельности - эффективность;

- обладает  оперативной самостоятельностью, правом  самостоятельно принимать решения  и издавать (принимать) акты от  своего имени;

- его  образование, подчинение, структура  регулируются частично нормами  конституционного права, а в  основном - нормами административного  права.

Итак, исполнительный орган государственной  власти - органичная часть системы  государственной исполнительной власти, образуемая вышестоящим государственным  органом и подчиняющаяся ему  на основе норм административного и  государственного права. Коллектив  этого органа состоит из государственных  служащих и иных работников, осуществляет исполнение законов, актов правосудия и иных правовых актов, наделяет административной властью и оперативной самостоятельностью.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ

2.1. СОСТАВ, СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ

Вопрос  об исполнительной власти субъектов  РФ - один из труднейших. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние  государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

В субъекте Российской Федерации устанавливается  система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым  руководителем высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации  может устанавливаться должность  высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Высшее должностное  лицо субъекта Российской Федерации  возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в пределах ведения  Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации[7].

Перечень  исполнительных органов государственной  власти субъекта Российской Федерации  определяется высшим должностным лицом  субъекта Российской Федерации (руководителем  высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Итак, система органов исполнительной власти субъектов РФ и пределы  их компетенции определяются Конституцией РФ, иными законодательными актами РФ и правительственными постановлениями, указами Президента РФ, а также  конституциями и уставами самих  субъектов Российской Федерации, иными  их законами и подзаконными нормативными правовыми актами (постановлениями  и распоряжениями руководителей). В  числе указанных органов - органы общей, отраслевой и межотраслевой  компетенции. По своему функциональному  назначению, наименованию и другим признакам они аналогичны с федеральными органами исполнительной власти.

В составе правительств - администраций  субъектов Российской Федерации  создаются и функционируют, помимо их руководителей, следующие органы исполнительной власти: министерства; департаменты; главные управления; управления; комитеты; службы; инспекции; отделы.

Система органов исполнительной власти утверждается, как правило, законодательными органами субъектов Российской Федерации  по представлению председателя правительства (губернатора, главы администрации). Эти органы и их структурные подразделения  могут наделяться статусом юридического лица, создаются и функционируют  в соответствии с положениями  о них, утверждаемыми соответствующим  правительством или единоличным  руководителем исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Основы  правового статуса органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, порядок их формирования и укомплектования  кадрами государственных служащих регламентируются Конституциями, уставами, специальными законами - о правительстве, о губернаторе, об администрации, о  схеме органов исполнительной власти и т. п.

Государственно–правовая природа субъектов различна: с  одной стороны республики вошедшие в состав РФ со своими Конституциями и вытекающими отсюда особенностями организации исполнительной власти; с другой стороны – края и области типично административно – территориальные единицы, живущие по собственным уставам; с третей стороны – автономные образования (области, округа) как форма государственного определения малых народов; с четвертой города федерального значения, в ряде случаев превосходящие по своему потенциалу все образования в отдельности[8].

I. Организация исполнительной власти  в республиках входящих в состав  РФ. Варианты:

1. Президентская республика (ст.25 Степного Уложения Республики Калмыкия. Президент – высшее должностное лицо и глава исполнительной власти); Бурятия – Президент глава республики ее исполнительной власти и председатель республиканского Правительства (ст.69 Конституции); Президент Кабардино-Балкарии ст.79 – глава государства и исполнительной власти; КОМИ – исполнительную власть осуществляет Глава республики и возглавляемое им Правительство; тоже в Татарстане и Марий Эл.

2. Республика, в которой главой исполнительной власти признается Правительство. Например, Хакасия. В ее Конституции не предусмотрен пост Президента, исполнительную власть осуществляет председатель Правительства и Правительство. То же и в Мордовии, Ингушетии. В Карелии Председатель Правительства глава Исполнительной власти и высшее должностное лицо избираются всем населением.

3. Республика, в которой исполнительная власть принадлежит особому органу государственной власти. В Дагестане возглавляет ИВ и обеспечивает взаимодействие органов государственной власти республики Государственный Совет Республики Дагестан.

Председатель  республиканского Правительства вправе утверждать структуру правительства, председательствовать на заседаниях (Северная Осетия), устанавливать структуру  органов исполнительной власти (Марий  ЭЛ), возглавлять Правительство (Тува). Характерной чертой республиканских Правительств является то, что они осуществляют исполнительную власть под руководством Президента, либо являются исполнительно-распорядительным органом, формируются Председателем, либо исполнительным органом, Президенту, либо всем органам исполнительной власти (Мордовия). Только Республика Калмыкия не имеет своего исполнительного органа государственной власти.

В республиканских Конституциях фиксируется  право соответствующих правительств отменять акты министерств, государственных  комитетов, других подведомственных Правительству  органов, а также распоряжения органа местного самоуправления (Ингушетия). В республиках чаще всего функционируют  стабильные, т.е. традиционно созданные  как на уровне РФ, так и на уровне исполнительных органов субъектов[9].

II. Органы исполнительной власти (ОИВ)  в территориальных субъектах.  Здесь органом исполнительной  власти признается администрация  края, области, ГФЗ, автономной  области, автономного округа.

Ставропольский  край: губернатор и возглавляемое  им правительство; Иркутская обл.: губернатор и возглавляемая им Администрация, Пермская область: губернатор, который  возглавляет Администрацию области  и руководит на принципах единства. Курганская область: администрация (Правительство) и исполнительно-распорядительные органы районов; Ленинградская область: губернатор является главой ИВ и ОИВ  областного правительства. В автономных округах ИВ осуществляют либо глава  администрации, либо губернатор и правительство. В Свердловской области структура  ИОГВ утверждена Указом Губернатора (от 1.10.99 № 475-УГ):

1. Отраслевые ИОГВ: 1) министерство общего и профессионального образования, 2) министерство здравоохранения, 3) министерство культуры, 4) министерство финансов, 5) министерство сельского хозяйства и продовольствия, 6) министерство социальной защиты населения, 7) министерство международных и внешних связей, 8) министерство экономики и труда, 9) министерство промышленности, 10) министерство металлургии, 11) министерство природных ресурсов, 12) министерство торговли, питания и услуг, 13) министерство по управлению госимуществом, 14) министерство строительства и архитектуры, 15) министерство энергетики, транспорта, связи и ЖКХ, 16) министерство по физической культуре, спорту и туризму, 18) департамент по обеспечению деятельности мировых судей, 18) департамент по делам молодежи, 19) комитет ценовой политики, 20) главное управление по делам ГО и ЧС, 21) управление печати и массовой информацией, 22) управление архивами, 23) свердловская государственная нефтеинспекция, 24) центр содействия предпринимательству, 25) областная энергетическая комиссия.

2. Территориальные отраслевые ИОГВ: 1) управление с/х и продовольствия  мин.с/х и продовольствия Свердловской области, 2) управление социальной защиты населения министерство соц.защиты Свердловской области, 3)комитет по земельным ресурсам и землеустройству с функциями специально - уполномоченных ГО по управлению земельными ресурсами, 4) финансовые и финансово – бюджетные управления минфина Свердловской области, 5) государственное управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Свердловской области.

3. Территориальные межотраслевые ИОГВ Свердловской области: 1-6) администрации Восточного округа, Центрального, Южного, Горнозаводского, Западного, Северного округов, 7) управление по птицеводству комбикормовой промышленности[10].

Государственно-правовой статус органов исполнительной власти субъекта Федерации складывается из нескольких основных составляющих. К ним относятся, прежде всего, нормы, определяющие правовую характеристику органов исполнительной власти, их роль и значение в системе государственных органов власти. Существенными также представляются нормы, регулирующие механизм их взаимодействия с представительным органом государственной власти, устанавливающие ответственность органов исполнительной власти, закрепляющие их компетенцию[11].

В субъекте Российской Федерации устанавливается  и действует система органов исполнительной власти во главе с постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Высший исполнительный орган государственной власти может возглавлять его руководитель, а если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ, то высший исполнительный орган государственной власти возглавляет это высшее должностное лицо субъекта РФ.

Например, в соответствии со ст. 37 Устава Нижегородской  области Губернатор области является высшим должностным лицом области, гарантом законности на территории области, руководителем высшего исполнительного органа государственной власти области - Правительства.

Федеральный закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации»[12] закрепил предназначение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ - обеспечивать исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ на территории субъекта РФ. Наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) устанавливается конституцией (уставом) субъекта с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Российской Федерации. Так, указанные лица именуются: Глава Республики, Президент, Председатель Государственного Совета, Губернатор, Глава администрации[13].

2.2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и ФЗ «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации»[14] деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами: а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации; б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; в) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; г) единство системы государственной власти; д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица; е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий; з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Органы  государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов.

Система органов исполнительной власти утверждается, как правило, законодательными органами субъектов Российской Федерации  по представлению председателя правительства (губернатора, главы администрации). Эти органы и их структурные подразделения  могут наделяться статусом юридического лица, создаются и функционируют  в соответствии с положениями  о них, утверждаемыми соответствующим  правительством или единоличным  руководителем исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Основы  правового статуса органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, порядок их формирования и укомплектования  кадрами государственных служащих регламентируются Конституциями, уставами, специальными законами - о правительстве, о губернаторе, об администрации, о  схеме органов исполнительной власти и т.п.[15]

Информация о работе Проблемы взаимодействия, существующие в системе органов исполнительной власти