Проблемы и пути решения проблем двойного гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение института двойного гражданства.
Предмет исследования: Конституционные гарантии прав и свобод.
Объект исследования: Гражданство (двойное гражданство).
Задачи исследования:
1.Раскрыть сущность гражданства.
2. Освятить нормативно-правовую базу регулирования двойного гражданства в Российской Федерации.
3. Обозначить современные проблемы института двойного гражданства.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и принципы гражданства 5
1.1. Понятие и принципы гражданства России 5
1.2. Принципы гражданства 12
2. Понятия и нормативное регулирование двойного гражданства 16
2.1. Понятие двойного гражданства 16
2.2. Нормативно-правовое регулирование вопросов двойного гражданства в Российской Федерации 20
3. Проблемы и пути решения проблем двойного гражданства 26
3.1. Проблемы института двойного гражданства в Российской Федерации 26
3.2. Пути решения проблемы двойного гражданства 29
Заключение 34
Список литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

а) он постоянно проживает  на территории Российской Федерации;

б) нет иных доказательств  гражданской принадлежности ребенка  к другому государству. При наличии  таких доказательств, даже при сохранении места жительства в РФ, решение должно быть принято в пользу отказа от признания права на российское гражданство. В то же время вероятность неопределенности статуса лиц, даже при таком подходе, сохраняется, и окончательно проблема может быть разрешена только по прошествии определенного времени, скажем, одного года после достижения лицом 18-летнего возраста (в порядке п.1 «е» ст. 12 Закона «О гражданстве Российской Федерации»1991 г.). Возможность переноса окончательного решения вопроса об определении гражданской принадлежности на четыре года – с 14 до 18 лет – следует рассматривать как отложенное право государства. В данном случае можно предположить, что, достигнув совершеннолетия, такое лицо неизбежно окажется перед необходимостью сделать гражданский выбор между той или иной страной.

2. Решение вопроса  о двойном гражданстве в отношении  лиц, получивших российское гражданство  на основе международного договора.

Правовое положение  лиц, обладающих гражданством нескольких государств на основе соглашения (законных бипатридов), может быть урегулировано только в рамках международного договора путем изменения или отмены норм, устанавливающих саму возможность приобретения множественного гражданства. В данном случае статья 15 Конституции РФ и положения статьи 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. не дают российской власти никакого шанса поступать в решении данного вопроса произвольно, без учета позиции другой стороны.

3.2. Пути решения проблемы  двойного гражданства

 

Избежать двойного налогообложения  юридического или физического лица можно двумя способами:

- путем одностороннего  освобождения или налогового  зачета (кредита), предоставляемого  в стране постоянного местопребывания;

- путем заключения  соглашений по устранению двойного налогообложения.

Урегулировать международное  двойное налогообложение можно  тремя способами:

1. Все страны должны  следовать какому-либо принципу  налогообложения: либо принципу  резидентства, либо территориальности.  Но данный способ не столь  легко реализуем на практике. Каждая страна, пользуясь своим налоговым суверенитетом, стремится получить дополнительные налоговые поступления в свой бюджет за счет любых возможных источников дохода, поэтому принцип резидентства и принцип территориальности применяется в комбинации.

2. Принятие государством  внутренних законодательных мер  по урегулированию двойного налогообложения  в одностороннем порядке (система  налоговых кредитов и зачетов).

3. Урегулирование двойного  налогообложения путем заключения  международных налоговых соглашений. В этом случае государства, подписывающие такие соглашения, идут на взаимный компромисс, договариваясь, какие налоги и с каких категорий налогоплательщиков будут удерживаться на территории каждого участника соглашения.

В одностороннем порядке проблема устранения двойного налогообложения не решается, т.к. для каждого государства существует двоякая задача:

- обеспечение достаточных  налоговых поступлений бюджета;

- создание оптимальных  условий для экономического развития.

В принципе устранение двойного налогообложения возможно и в одностороннем порядке. Для этого страна постоянного местопребывания налогоплательщика может разрешить ему при выполнении налоговых обязательств учитывать налоги, уплаченные им за рубежом. Однако это может привести к неоправданным потерям бюджета, а также различного рода махинациям со стороны недобросовестных налогоплательщиков. Кроме того, в этом случае страна постоянного местопребывания выступает нетто-донором той страны, где ее гражданин (или предприятие) осуществляет экономическую деятельность.

Решение проблемы требует  координации национальных налоговых  политик государств на международном  уровне, поэтому, как правило, 2 и 3 способы  применяются в сочетании: национальное законодательство устанавливает свои льготы, а в международных налоговых соглашениях регулируются отдельные случаи двойного налогообложения.

Соглашения об избегании  двойного налогообложения (договоры, конвенции) - многосторонние и двусторонние соглашения, устанавливающие нормы, в соответствии с которыми достигается избежание двойного налогообложения:

1) доходов, получаемых  физическими лицами и юридическими  лицами;

2) имущества и доходов  от реализации имущества;

3) доходов и имущества  в сфере международных перевозок;

4) доходов от авторских  прав и лицензий (интеллектуальной собственности).

Соответственно, двойное  налогообложение в международных  экономических отношениях может  возникать в отношении следующих  налогов:

1) подоходный налог  с физических лиц;

2) налог на прибыль  организаций;

3) налог на имущество (как физических лиц, так и юридических лиц, налог на недвижимость и другие законы).

Соглашения об избегании  двойного налогообложения содержат:

1) перечисление видов  налогов, регулируемых соглашением  (статья «Налоги, на которые  распространяется соглашение»);

2) определение круга  лиц, на которых распространяется  соглашение;

3) определения и установления  условий налогообложения (ограничений  по налогообложению) в государстве  - источнике дохода таких видов  доходов, как: прибыль от коммерческой  деятельности; дивиденды; проценты; роялти; доходы от зависимой личной деятельности (доходы от работы по найму); доходы от независимой личной деятельности (вознаграждения и гонорары); других доходов;

4) определение способов  избегания двойного налогообложения  (освобождение от налогообложения или применение иностранного налогового кредита);

5) установление порядка  выполнения соглашения сторонами  (вступление в силу, срок действия, порядок прекращения действия  соглашения, применение взаимосогласительных  процедур).

Отдельные положения указанных Соглашений различаются между собой, поскольку Соглашения носят двусторонний характер и заключаются исходя из характера отношений между Россией и конкретной страной. Вместе с тем многие соглашения базируются на Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (далее ОЭСР) по налогам на доход и капитал и содержат аналогичные положения. В связи с этим можно обобщить принципы налогообложения доходов в соответствии с международными соглашениями.

Международные налоговые соглашения, заключенные РФ, имеют целью устранить возможные случаи двойного налогообложения, которые могут возникнуть в отношениях между странами - партнерами.

С этой целью в соглашениях  предусматривается последовательное применение ряда определенных правил и процедур. Следуя, в основном, Типовой модели налоговой конвенции ОЭСР, РФ при заключении налоговых соглашений придерживается трехступенчатой системы устранения двойного налогообложения. Эта система заключается в следующем.

На первом этапе устраняется двойное налогообложение, проистекающее от различий в правилах определения страны резидентства и источника дохода, применяемых в странах - партнерах. Для этих целей в соглашения вводятся статьи об устранении двойного резидентства и статьи, устанавливающие исключительное право одной из сторон на обложение конкретного вида дохода.

На втором этапе устраняется  двойное налогообложение, оставшееся после устранения коллизий между  правилами определения резидентства и источника дохода.

Такое устранение уже  обеспечивается в какой-то степени внутренним законодательством каждой страны. Поэтому налоговые соглашения предусматривают приведение внутренних правил каждой страны в этой сфере в соответствие друг другу или, реже, установление нового режима устранения двойного налогообложения.

С этой целью в налоговое  соглашение обычно включается специальная  статья, рассматривающая методы устранения двойного налогообложения: метод освобождения или метод налогового кредита.

При согласовании соглашения стороны могут выбрать один из этих методов в альтернативном порядке или применить их различные комбинации.

Принципиальная разница  между ними состоит в том, что  метод освобождения касается подлежащих налогообложению доходов, а метод  зачета относится к уплаченным налогам. В РФ, как правило, применяется метод налогового кредита.

Одной из причин этого  является то обстоятельство, что при  этом значительно сужаются возможности  для международного уклонения от налогов.

На третьем этапе  устраняется двойное налогообложение, возникающее по причине различий в определении облагаемого дохода в странах - партнерах.

 

 

 

Заключение

 

 

Гражданство - правовая принадлежность лица к данному государству.

Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт  гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство  лица.

Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований  его приобретения.

Проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства РФ.

Гражданин РФ не может  быть лишен гражданства РФ или  права изменить его. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы  РФ или выдан иностранному государству.

В случае отсутствия у  лица гражданства какого-либо государства его правовое состояние называют без гражданством.

8.Статья 3 Закона «  О гражданстве РФ» раскрывает  понятие иного и двойного гражданства.

Иное гражданство ( подданство) иного государства.

Двойное гражданство-наличие  у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного гражданства.

Неясным остается по сей  день конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами РФ (не граждан), который включает в себя статус иностранного гражданина и лица без гражданства, находящегося на территории РФ.

По мнению ряда исследователей, постоянно проживающих в РФ иностранцев  нельзя относить к категории «иностранцев», т.к. их экономическая и правовая связь с родным государством очень  условна.

При рассмотрении вопроса  о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, учитывая многообразие общественных отношений, в которых участвуют иностранные граждане и лица без гражданства, их правовой статус включает конституционный, гражданско-правовой, административно- правовой, уголовно-правовой и иные аспекты, которые находятся в системном единстве.

Правовой статус иностранных  граждан и лиц без гражданства  в РФ определяется внутренним законодательством  РФ, международными договорами бывшего  СССР с зарубежными государствами, а ныне РФ, а также иными актами международного права.

Основными документами, регулирующими вопросы гражданства  РФ, являются:

- Конституция Российской  Федерации;

- ФЗ « О гражданстве  Российской Федерации»;

- Постановление ВС  РФ « О Декларации прав и  свобод человека и гражданина».

14. Гражданин РФ может  иметь гражданство иностранного  государства- двойное гражданство  (ст.62 Конституции). При этом гражданин  РФ, имеющий иное гражданство,  рассматривается РФ только как  гражданин РФ, за исключением  случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. Ст.6 п.1 ФЗ « о гражданстве РФ» поясняет, что гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается только как гражданин РФ.

Гражданство РФ может  быть прекращено вследствие выхода из гражданства РФ по иным основаниям, предусмотренным настоящим ФЗ или международным договором РФ (ст.18)

На сегодняшний день лояльность бипатридов является основной неразрешимой проблемой, причиной, почему те или иные государства стараются  запретить или сократить случаи двойного гражданства у своих граждан. Считается, что если физическое лицо обладает статусом бипатрида, то оно обязано проявлять лояльность уже в отношении двух государств. И поэтому вполне возможно, что государства, требующие полной лояльности от своих граждан, будут считать двойное гражданство нежелательным явлением, которое необходимо запретить или предотвратить.

До сих пор остаются неотрегулированными вопросы выполнения воинского долга бипатридами  в условиях военного времени.

 

Список литературы

 

 

  1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004г. принята всенародным голосованием 12.12.1993г.)
  2. ФЗ РФ от31.05.2002 №62-ФЗ (ред. от 02.11.2004г. « О гражданстве РФ» (принят ГД ФС РФ 19.04.2002)
  3. ФЗ РФ от 25 июля 2002г. №115-ФЗ « О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
  4. Постановление ВС РФ от 22.11.1991г. №1920-1 « О Декларации прав и свобод человека и гражданина».
  5. Указ Президента РФ от 9 авг. 1994г. №1668 « О Федеральной миграционной программе» (СЗ РФ 29 авг. 1994г. №18 Ст.2065)
  6. Постановление ГД РФ от 14 октября 2003г. №4441-Ш ГД « О заявлении ГД ФС РФ « В связи с грубыми нарушениями в Латвийской Республике прав человека и прав национальных меньшинств».// СЗ РФ.2003. №43 СТ. 4148
  7. Бабаев В.К. Административное право: учебник/В.К. Бабаев – М.: «Юристъ», 2012.- 595 с.
  8. Бабаев В. К. Административное право: учебное пособие /Бабаев В. К., Баранов В. М. Толстик В. А. – М.: Юрист, 2009. – 256 с.
  9. Баглай М.В. Конституционное право РФ: учебник для вузов/ М.В. Баглай.- М.: НОРМА, 2011.- 221 с.
  10. Баглай М.В. Конституционное право РФ: учебник для вузов/ М.В. Баглай.- М.: НОРМА, 2010.- 337 с.
  11. Бахрах Д.И., Россинский Б.В. Административное право: учебник/ Д.И. Бахрах.- М.: Норма, 2010.- 273 с.
  12. Белов А.В, Двойное гражданство и проблема лояльности.// «Правоведение», №2.-2012.-С. 54
  13. Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве: учебное пособие/ Ю.Р. Боярс.- М.: Инфра-М, 2011.- 186 с.
  14. Венгеров А.Б. Административное право: учебник/ А.Б. Венгеров.- М.: Юрист, 2010.- 371 с.
  15. Венгеров А.Б. Административное право: учебник для юридических вузов/ А.Б. Венгеров. – М.: Новый Юрист, 2010.- 362 с.
  16. Кобец П.Н. Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ на современном этапе развития общества.// Конституционное и муниципальное право.- № 3.-2009.-С. 42
  17. Комаров С.А. Международное право: учебник / С.А. Комаров.- М.: НОРМА, 2010.- 334 с.
  18. Кручинин А.С. Проблемы формирования понятия « неграждане». // Конституционное и муниципальное право.- № 5.- 2010.- С. 52
  19. Кудрявцев В. Н. Административное право:учебник/ В.Н.Кудрявцев.- М.: Юрист, 2010.- 197 с.
  20. Лаптева Е.Н. Конституционное право РФ: учебник / Е.Н. Лаптева.- М.: НОРМА, 2010.- 334 с.
  21. Синкевич А.И. Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов гражданства: учебное пособие/ А.И. Синкевич.- М.: Инфра-М.: 2010.- 228 с.
  22. Синкевич А.И. Конституционное право РФ: учебник/ А.И. Синкевич.- М.: Инфра - М, 2011.- 187 с.
  23. Стрекозов В.Г. Государственное (конституционное) право Российской Федерации: учебник/ В.Г. Стрекозов, Ю.Д. Казанчев. – М.: Юрайтъ, 2011.- 337 с.
  24. Шерер Р. Практика и опыт стран Западной Европы в решении вопросов двойного гражданства.// Материалы семинара по вопросам гражданства, безгражданства и статуса иностранцев в государствах СНГ и Балтии. Хельсинки, 2010.- 147 с.

Информация о работе Проблемы и пути решения проблем двойного гражданства