Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2015 в 06:02, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в настоящее время происходит известное расширение сферы действия гражданского права. Так, к нему теперь относится ряд отношений землепользования и природопользования, изменивших свою экономическую и юридическую природу в связи с признанием права частной собственности на некоторые земельные участки и другие природные объекты. Гражданско-правовые начала все больше проникают в сферу семейных отношений. Взаимоотношения индивидуального управляющего с нанявшей его компанией (например, акционерным обществом) строятся по нормам акционерного (гражданского), а не трудового законодательства.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ОТРАСЛИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
1.1 Понятие гражданского права
1.2 Предмет гражданского права
1.3 Методы гражданского права
2 Проблемы предмета и метода гражданско- правового регулирования в Казахстане
3 Гражданское право в системе отраслей права
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) императивный (метод властного приказа), направленный на обеспечение предписанного государством строго обязательного поведения субъекта;
2) автономный, оставляющий субъектам значительный простор для свободного волеизъявления;
3) поощрительный, стимулирующий желательное для государства и общества правомерное и социально активное поведение;
4) рекомендательный, предлагающий адресату самостоятельно определить желательный для государства вариант поведения с учетом местных условий и реальных возможностей. Сообразно этому и классифицируются юридические нормы, каждая разновидность которых, в свою очередь, составляет нормативную основу соответствующего метода, предопределяет его своеобразие, является существенным элементом его характеристики.
Императивные нормы - категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивными являются подавляющее большинство норм права, относящихся к различным его отраслям, в том числе все исходные юридические нормы.
Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах предоставленных законом средств урегулировать отношения по своему усмотрению.
Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделяются участники правовых отношений, регулируемых диспозитивной нормой, заключается в том, что сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и соответствующих им обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывается определенный обязательный вариант поведения.
Диспозитивные нормы свойственны многим отраслям права, однако в наибольшей мере они присущи гражданскому праву, так как специфический метод правового регулирования данной отрасли базируется на равенстве и автономном положении субъектов.
Полагаем, что следует согласиться с авторами, высказывающимися за преодоление сложившегося в правовой теории и практике стереотипа, будто диспозитивные нормы права присущи в основном гражданскому праву и некоторым другим отраслям частного права. Как отмечает И.С. Лапшин, сфера действия диспозитивных юридических норм касается большинства отраслей действующего как частного, так и публичного российского права [3].
Вместе с тем, на наш взгляд, предлагаемое им определение диспозитивной нормы страдает известной односторонностью. По мнению Лапшина И.С., диспозитивная норма – это юридическая установленная государством мера возможного правомерного поведения субъектов права при вариантном использовании прав и свобод, а также применении предписаний правовых норм применительно к конкретным жизненным случаям [3]. Между тем диспозитивная норма предоставляет сторонам свободу усмотрения в выборе по взаимному согласию определенного варианта не только использования прав, но и исполнения соответствующих обязанностей.
В диспозитивных нормах Красавчиков О.А. [4] и Лапшин И.С. видят «основанную на нормах юридическую свободу (возможность) осуществлять субъективные права (приобретать, реализовывать или распоряжаться ими) по своему усмотрению в границах закона» [3].
В целом диспозитивность в праве означает наличие у его субъектов (участников правоотношения) известной степени свободы волеизъявления относительно своих прав и обязанностей в пределах, предусмотренных соответствующими нормами права.
Автономия субъектов права состоит в осуществлении субъектами свободы волеизъявления, при этом она является различной в каждой отрасли права. Как пишет об этом Лапшин И.С., диспозитивность в гражданском праве не тождественна диспозитивности в праве конституционном, как не тождественна она диспозитивности в уголовно-процессуальном праве [3, c. 17].
Наиболее существенным в характеристике диспозитивных норм является то, что они представляют собой разновидность правовых норм, специально предназначенных для выражения и реализации диспозитивности в праве; норм, основное назначение которых - урегулирование общественных отношений путем оптимального наделения участников (сторон) правоотношения свободой волеизъявления относительно их взаимных субъективных прав и юридических обязанностей.
Поощрительные нормы - это предписания относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.
Соответственно поощрительная норма права характеризуется в специальной литературе как обеспечиваемое государством указание общего характера о возможном или должном предоставлении определенной меры поощрения за полезный для государства вариант поведения, состоящий в добросовестном выполнении юридических или общественных обязанностей либо в достижении установленных результатов, превосходящих обычные требования, в целях повышения социальной активности отдельных граждан и их коллективов в различных сферах жизни общества [5].
Поощрительные нормы права служат средством активного воздействия на общественные отношения с целью, во-первых, развития прогрессивных отношений, во-вторых, вытеснения, упразднения вредных, консервативных отношений. Не менее существенная особенность поощрительной нормы права состоит в том, что она не предписывает гражданам и организациям определенного положительного поведения, а устанавливает стимулы для такого поведения, тем самым не подчиняя, а направляя волю лица или коллектива на полезные действия в интересах общества и государства. Тем самым в поощрительной норме права как бы "закодирован" такой специфический способ воздействия, в результате осуществления которого субъект права, настраиваясь на положительную деятельность, рассчитывает на получение государственного одобрения [5, c. 40].
Итак, поощрительные нормы права стимулируют субъекты права на добросовестный, высокопроизводительный труд, на повышение социальной активности отдельных граждан и их объединений в различных сферах жизни общества. Поощрительные нормы права свойственны различным отраслям права Казахстана.
Поощрительные нормы права служат в качестве мотивов и стимулов, создающих условия для повышения производительности и улучшения качества работы трудящихся.
Рекомендательные нормы устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, для обеспечения реализации которых адресаты данных рекомендаций проводят мероприятия, соответствующие их компетенции, с учетом своих местных условий, возможностей и резервов [6].
Характеризуя рекомендательную норму, Кулапов В.Л. дал ее следующее определение: «Рекомендательная норма - это правило поведения, указывающее на желательное развитие относящихся к компетенции адресата общественных отношений, позволяющее ему учесть свои местные условия, возможности, резервы и поддерживаемое в своей реализации государственными мерами позитивного и негативного характера» [6, 59].
Определенное свойство рекомендательных норм позволяет эффективно применять их в различных сферах человеческой деятельности. В соответствии с этим критерием данный вид правовых норм можно разделить на рекомендательные нормы, регулирующие отношения в сферах сельского хозяйства, промышленности, строительства, культуры, образования, финансов и т.д.
Метод регулирования, присущий правовому институту, раскрывает специфику взаимосвязи и совместного воздействия на определенный вид или комплекс общественных отношений группы схожих между собой, «родственных» юридических норм, образующих данный институт.
Методы правового регулирования складывается из определенных элементов и имеют свою структуру. Полного единства мнений относительно состава отраслевого метода не достигнуто, но следует согласиться с исходными положениями, которым должны отвечать его элементы [7]:
1) каждый элемент выражает
2) элементы метода во многом
обусловлены характером
3) эти элементы представляют собой единую совокупность, органически связаны между собой, взаимно дополняют и раскрывают друг друга;
4) данная совокупность является
неповторимой и выражает
5) элементы метода регулирования одной отрасли права являются однопорядковыми по отношению к элементам метода другой;
6) отраслевой метод не только
обобщает специфические
Отметим, что в последнее время поощрительному
методу правового регулирования уделяется
все большее внимание. И это вполне закономерно.
На наш взгляд, актуальность такого обращения
обусловлена многими причинами: во-первых, проведением экономических, политических
и судебно-правовых реформ в Республике Казахстан, эффективность
которых непосредственно связана с повышением
социальной и правовой активности членов
общества;
во-вторых, недостаточной теоретической
и практической разработкой поощрительного
метода правового регулирования; в-третьих,
потребностью в разработке и совершенствовании
различных форм и мер государственных поощрений,
стимулирующих правомерное поведение
субъектов права.
Все изложенные выше аргументы определяют возрастающую потребность в дальнейшей углубленной теоретической разработке именно поощрительного метода правового регулирования.
Институт поощрения играет огромную роль в развитии процессов стимулирования деятельности субъектов права. По нашему мнению, в любой общественно полезной деятельности мерам поощрительного характера должно уделяться особое внимание.
2 Проблемы предмета и метода гражданско- правового регулирования в Казахстане
Информация о работе Проблемы предмета и метода гражданско- правового регулирования в Казахстане