Прокурорский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является изучение органов прокуратуры, системы функций органов прокуратуры, характеристики этих функций, а так же изучение основных направлений деятельности прокуратуры..
В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- ¬¬раскрыть понятие прокуратуры, прокурорского надзора- как основной функции прокуратуры;
- рассмотреть другие функции органов прокуратуры и их характеристики;
- раскрыть основные направления деятельности прокуратуры , используя анализ состояния преступности, мероприятия и предложения по предупреждению преступности.

Вложенные файлы: 1 файл

прокур.надзор (кр).doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Особенность прокурорского надзора за исполнением законов в отличие от надзора и контроля, осуществляемого другими государственными органами, выражается в том, что основанием применения прокурором своих полномочий является, как правило, информация о нарушении законов. Обладая такой информацией, прокурор проводит проверки исполнения законов и совершает другие надзорные действия.

В отличие от других отраслей, прокурорский надзор за исполнением законов является наиболее широкой и многогранной отраслью, отхватывающей подавляющее большинство законов, за исключением законов, регулирующих деятельность органов дознания и следствия, судов и арбитражных судов, и органов, исполняющих наказания, назначенные судом. По числу и разнообразию органов, за исполнением законов которыми осуществляется надзор, эта отрасль является наиболее сложной и трудоемкой.

Актуальность осуществления прокурорского надзора за исполнением законов обусловливается тем, что точное исполнение законов, в особенности органами представительной власти, органами государственного управления и контроля, правоохранительными органами, имеет исключительно важное значение для успешного выполнении стоящих перед российским государством задач. В связи с ростом преступности в последнее время возрастает роль прокурорского надзора за исполнением законов как раннего средства предупреждения преступлений. Осуществляя надзор, прокуроры выявляют не только преступления, но и, что особенно важно, такие правонарушения, которые могут перерасти в преступления либо способствуют совершению преступлений.

В обобщенном виде задачи прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов состоят:

в обязательном вмешательстве прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законов путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;

наиболее полном использовании возможностей прокурорского надзора за исполнением законов в предупреждении правонарушений и, в первую очередь, преступлений;

активизации и совершенствовании деятельности органов государственного контроля и правоохранительных органов, направленной на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка путем проведения прокурорских проверок в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в подчиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и в организациях;

более активном проведении в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений, ставя вопрос о привлечении к установленной законом ответственности правонарушителей вне зависимости от их должностного и имущественного положения, памятуя, что перед законом все равны;

доведении до населения и общественности через радио, телевидение, периодическую печать информации о работе органов прокуратуры, в том числе и в области прокурорского надзора за исполнением законов, в особенности о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушаемости в регионах;

выявлении пробелов (дефектов) действующего законодательства, потребностей в нормативном регулировании общественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в представительные (законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы. При этом нижестоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров;

повышении правовой культуры должностных лиц, в особенности руководителей органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридически значимые действия, предпринимателей, а также граждан, привитии им потребности точного исполнения законов.

Основное требование, предъявляемое в современный период к прокурорскому надзору за исполнением законов — это повышение его эффективности, выражающейся в его влиянии на конечный результат — состояние законности и правопорядка.

Проверки исполнения законов и проверки законности актов проводятся прокурорами в пределах их должностной компетенции. В ст. 6 Закона о прокуратуре закреплено принципиально важное положение о том, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

 Осуществление надзора за исполнением законов в прокуратурах закрепляется за конкретными прокурорскими работниками. В районных и приравненных к ним специализированных прокуратурах в зависимости от штатной численности оперативного состава эта работа закрепляется за одним или несколькими помощниками прокурора. При отсутствии в штате прокуратуры помощника прокурора, прокурорский надзор за исполнением законов закрепляется обычно за заместителем прокурора и реже — за прокурором. Емкими источниками информации о нарушении законов являются письменные и устные обращения граждан (жалобы, заявления), поступающие в прокуратуру; сообщения средств массовой информации (периодической печати, радио, телевидения); обращения в прокуратуру руководителей предприятий, учреждений, организаций, предпринимателей, фермеров и других юридических лиц, законные интересы которых были нарушены; сообщения правоохранительных органов и органов контроля о совершении правонарушений и принимаемых ими мерах. Сведения о нарушении законов содержатся также в уголовных и гражданских делах, материалах прокурорских проверок, представлениях, вносимых следователями по уголовным делам.

 

 

 

5.Особенности участия прокурора в рассмотрении судом уголовных дел

Участие прокурора в рассмотрении судом уголовных дел, как уже отмечалось, регулируется прежде всего ст. 35 Закона о прокуратуре. Однако эта норма имеет отсылочный характер, так как в п. 1 этой статьи указано, что прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным (в данном случае уголовно-процессуальным) законодательством РФ и другими федеральными законами. Из этого следует, что основной нормативной базой данного направления деятельности прокурора является УПК РФ.

Общие задачи деятельности прокурора в суде конкретизируются в процессе их реализации. Среди конкретных можно выделить две основные задачи. Ими являются: во-первых, обеспечение законности и обоснованности государственного обвинения (п. 4 ст. 37 УПК РФ); во-вторых, обеспечение законности приговоров, определений и постановлений суда, вынесенных в связи с рассмотрением уголовных дел.

Решение каждой из названных задач, в свою очередь, определяет необходимость постановки и последующего решения ряда частных, более узких задач. В их числе можно назвать в первом случае организацию участия прокурора в суде, обеспечение участия наиболее квалифицированного государственного обвинителя, обеспечение тщательной подготовки к судебному рассмотрению уголовного дела и т.д. Для решения второй задачи прокурору необходимо обеспечить своевременность аппеляционного и кассационного обжалования правовых актов, принятых судом по уголовному делу; обеспечение квалифицированного составления апелляционных, кассационных и надзорных представлений, участие в рассмотрении дел в кассационной и надзорной инстанции и ряд других.

 Как  известно, уголовные дела по первой  инстанции могут быть рассмотрены  мировым судьей, в районных, городских  судах, в судах субъектов РФ  и в Верховном Суде РФ. Начинается  рассматриваемая деятельность прокурора  с того, что, утвердив обвинительное заключение или обвинительный акт, он в соответствии со ст. 222, 226 УПК РФ направляет дело в суд, которому оно подсудно. Одновременно с этим обвиняемому вручается копия обвинительного заключения. Копии обвинительного заключения вручаются также защитнику и потерпевшему, если они об этом ходатайствуют. О направлении дела в суд прокурор уведомляет потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) их представителей.

Основной функцией прокурора, участвующего в рассмотрении судом уголовных дел, является согласно п. 2 ст. 35 Закона о прокуратуре и п. 1 ст. 37 УПК РФ осуществление уголовного преследования, реализующегося в поддержании государственного обвинения. Важно подчеркнуть, что, поддерживая обвинение, прокурор приобретает статус стороны в процессе уголовного судопроизводства, наделенной равными с другой стороной — защитой — правами. Эти права определены прежде всего в ст. 246 УПК РФ.

В процессе судебного следствия прокурор обязан представить объективно и полно исследовать все доказательства, на основании которых подсудимому предъявлено обвинение. При этом прокурор определяет порядок, исследования доказательств в суде, очередности допроса подсудимых, потерпевших, свидетелей, экспертов; участвует в -осмотре вещественных доказательств, местности и помещений и т.п.

Выполняемая прокурором функция уголовного преследования наиболее полное и яркое выражение находит в обвинительной речи прокурора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Правозащитная функция органов прокуратуры — одно из звеньев правозащитного механизма в государстве, реализующегося специальными правовыми институтами. Многолетние статистические наблюдения свидетельствуют о безусловно активной роли органов прокуратуры в отстаивании прав и законных интересов граждан. В настоящее время число обращений граждан за защитой в органы прокуратуры превышает более чем в десять раз число обращений в суды.

Юристы отмечают расширяющийся в ряде субъектов Федерации процесс девальвации провозглашенных в стране прав и свобод. В первую очередь это попытки региональных властей ограничить права граждан, установленные Конституцией Российской Федерации (права работников, несовершеннолетних, предпринимателей), и в то же время неправомерно расширить сферу использования мер административного принуждения. Чаще всего нарушается налоговое, земельное, жилищное, трудовое, административное законодательство, а также законы, предусматривающие предоставление льгот гражданам. Нередко издаются правовые акты, неправомерно ограничивающие права и свободы граждан, устанавливаются не предусмотренные законом штрафы, налоги, сборы.3

Прокурорский надзор в данном случае служит дополнительной гарантией справедливого распределения социальных возможностей, защиты политических, экономических, культурных и иных  прав гражданина и человека. Конституцией РФ закреплены такие важнейшие принципы правового статуса личности, как: равноправие; неотчуждаемость прав и свобод; непосредственное действие прав и свобод; гарантированность прав, свобод и обязанностей; запрещение злоупотребления правами и обязанностями; запрещение на незаконное ограничение конституционных прав и свобод.

Осуществляющие надзор за соблюдением прав и свобод прокуроры обязаны ощущать грань дозволенного как со стороны граждан, так и со стороны государственных органов. Права, как известно, всегда связаны с определенными обязанностями. Однако во всех случаях должен торжествовать принцип: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 3 статьи 55 Конституции РФ). Эта статья является принципиально важной для определения предмета надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Все иные ограничения прав и свобод не основаны на законе и требуют безотлагательного реагирования со стороны прокурора.

Генеральная прокуратура РФ нацеливает подчиненных прокуроров избегать дублирования судебных органов, роль которых в защите прав и свобод граждан первостепенная и в конечном счете решающая. По общему правилу прокуроры подключаются к этой работе в случаях, когда требуется без всяких на то отлагательств применить специальные, только им предоставленные полномочия в защиту публичных интересов (неопределенного круга лиц) либо в защиту отдельных категорий граждан, лишенных в силу объективных причин возможности самостоятельно отстаивать свои права в суде. Причём эти полномочия минимальны, их применение открыто для обсуждения и может быть оспорено в суде.

Среди специальных полномочий прокурора — опротестование незаконных правовых актов, направление заявлении в суды (арбитражные суды), внесение представлений об устранении нарушений правовых норм, возбуждение уголовных дел и производств об административных правонарушениях в отношении должностных лиц, нарушающих права граждан. В предмет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина входят конституционные права и свободы, т.е. права, относящиеся к каждому человеку и гражданину. Эти права равны и едины для всех; они фиксируются в Конституции. Следуя общепринятым принципам и нормам международного права, традиционно конституционные права делят на три группы: личные, политические и социально-экономические. Эта классификация воспроизведена и в «Декларации прав и свобод человека и гражданина».

Право на жизнь, охрану государством достоинства личности, неприкосновенность личности, жилища, частной жизни образуют так называемые личные права, охраняемые всеми отраслями надзора с учетом специфики предмета каждой. Посягательства на личные права граждан в виде причинения телесных повреждений, вреда здоровью, достоинству образуют элементы уголовно наказуемых деяний, и их защита средствами прокурорского надзора реализуется чаще всего за пределами общенадзорной отрасли.

Политические права и свободы граждан связаны с наличием гражданства Российской Федерации и реализуются в рамках, установленных действующим законодательством. Содержание надзорной деятельности в данном случае определяется тем, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который реализует свое право участия в управлении общими делами как непосредственно, так и через представителей (статья 32 Конституции). Это право закреплено также в нормах международно-правовых документов: «Всеобщей декларации прав человека» (статья 21) и «Международном пакте о гражданских и политических правах» (статья 25).

Формой непосредственного участия граждан в управлении служат референдумы, проводимые по различным вопросам, имеющим существенное значение для жизни граждан, населяющих соответствующие территории.

Информация о работе Прокурорский надзор