Регистрация актов гражданского состояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Гражданское состояние – это правовое положение конкретного гражданина как носителя различных гражданских прав и гражданской ответственности, определяемое фактами и обстоятельствами естественного и общественного характера. Гражданское положение разных людей неодинаково (обладание дееспособностью, нахождение в браке, наличие детей), различно и правовое положение граждан как участников регулируемых гражданских прав.
Действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан, называются актами гражданского состояния.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность и юридическое значение актов гражданского состояния
Глава 2. Регистрация актов гражданского состояния
2.1 Органы, регистрирующие акты гражданского состояния, их компетенция
2.2 Правовое обеспечение регистрации актов гражданского состояния
2.3 Правила регистрации актов гражданского состояния
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 50.16 Кб (Скачать файл)

От характера процессуального  срока зависят последствия его  истечения. Несвоевременно поступившее  сообщение опекуна или осужденных о спорах, препятствующих расторжению  брака в органах ЗАГС, не принимается  во внимание, если запись о разводе  уже совершена. Не порождает никаких  правовых последствий пропуски гражданами сроков, установленных для регистрации  рождения. Однако в тех случаях, когда  пропуск срока регистрации является значительным (более 1 года), это влечет за собой особый порядок регистрации  рождения. В тех случаях, когда  гражданин пропускает установленный  срок регистрации присвоенных ему  по ходатайству новых фамилии, имени  или отчества, то разрешение на перемену утрачивает силу. Гражданин должен обратиться с новым заявлением о перемене фамилии, имени, отчества. Наконец, истечение срока может прекращать право гражданина на совершение определенного действия в органах ЗАГС. Так, заявление родителей об исправлении фамилии или имени ребенка в связи с тем, что при регистрации они были присвоены ребенку без учета пожеланий родителей, принимается органами ЗАГС только в течение 1 года после регистрации рождения.[18]

В процессе рассмотрения ходатайств граждан о перемене фамилии, имени или отчества, об изменении либо о восстановлении актовых записей иногда возникает необходимость восстановить другие утраченные записи. Это – длительный процесс, влияющий на сроки завершения производства, о котором ходатайствует заявитель. Поэтому в таких случаях течение общего срока рассмотрения ходатайства прерывается. После восстановления записей течение общего срока начинается заново.

При необходимости восстановления утраченной записи прерываются сроки  ведения и других делопроизводств. Однако возможность перерыва должна быть прямо предусмотрена нормативным  актом.

При совершении записей актов  гражданского состояния должны быть представлены документы, подтверждающие факты, подлежащие регистрации в  органах записи актов гражданского состояния, и документы, удостоверяющие личность заявителей.

При регистрации актов  гражданского состояния прежде всего  необходимо доказать факты, подлежащие регистрации (предмет доказывания). Однако каждый факт объективной деятельности характеризуется множеством признаков  и особенностей, часть которых  не имеет юридического значения либо не требует подтверждения в органах  ЗАГС. Так, рождение характеризуется  рядом особенностей, интересующих врачей, но безразличных при совершении записи о рождении (состояние здоровья матери и ребенка, течение родов, вес  ребенка и т.п.). Не требуют подтверждения  при регистрации рождения профессия  и место работы родителей, хотя они  и указываются в записи. Юридическое  значение имеет факт рождения ребенка  в определенное время и в определенном населенном пункте, его пол, а также  фамилия, имя и отчество его родителей. Все эти обстоятельства подтверждаются при регистрации.[19]

Исправление ошибок и внесение изменений в записи производятся органами ЗАГС при наличии достаточных  оснований. Такие основания указаны  в п.2 ст.69 Федерального закона «Об  актах гражданского состояния».

Восстановление записей  производится при наличии документов, подтверждающих, что соответствующая  запись ранее имелась, но впоследствии была утрачена. При этом устанавливается  не только сам по себе факт регистрации, но и другие обстоятельства, имеющие  юридическое значение. В частности, при восстановлении записи о рождении устанавливают время и место  рождения ребенка, происхождение по материнской и отцовской линии, а также место и время регистрации. Это предопределяет относимость тех или иных документов: лишь те из них, которые содержат сведения об обстоятельствах, необходимых для восстановления записи, могут быть истребованы органом ЗАГС.

При регистрации актов  гражданского состояния иногда необходимо подтвердить возраст лиц, в отношении  которых совершается запись. Особое значение подтверждение возраста имеет  при заключении брака (вступающие в  брак подтверждают достижение ими брачного возраста в установленном порядке), перемене фамилии, имени или отчества (поскольку ходатайство об этом может  быть подано лишь совершеннолетним гражданином)[20].

Если акт гражданского состояния может быть совершен как  в судебном порядке, так и в  органах ЗАГС (например, расторжение  брака), заявители обязаны представить  документы, на основании которых  нужно сделать вывод о подведомственности дела органам ЗАГС. Например, при  регистрации расторжения брака  по взаимному согласию супругов заявители  должны в своем заявлении подтвердить  отсутствие у них общих несовершеннолетних детей (об этом может свидетельствовать  также то, что в паспортах супругов нет соответствующих сведений о  детях).

Нуждаются в подтверждении  и другие юридически значимые для  совершения записей обстоятельства. Например, уважительность причин сокращения срока заключения брака должна подтверждаться справками о беременности, о выезде одного из вступающих в брак в длительную командировку, отпускными удостоверениями военнослужащих или другими документами.

В ряде случаев граждане освобождаются от представления  доказательств. Не нуждаются в доказывании  общеизвестные факты, например время  образования или восстановления органов ЗАГС на определенной территории. Как известно, с этим обстоятельством  связано признание браков и других актов гражданского состояния, совершенных  по религиозным обрядам до образования  или восстановления органов ЗАГС, и полученных в их удостоверение  документов о заключении или расторжении  брака, рождении и т.д.

Факты, установленные вступившим в законную силу приговором или решением суда, не доказываются при совершении записей. Достаточно, чтобы заявители  представили копию или выписку  из вступившего в законную силу приговора  суда об осуждении супруга к лишению  свободы на срок не менее трех лет, решения суда о признании лица безвестно отсутствующим или  недееспособным, объявлении умершим, установлении отцовства, расторжении брака и  т.п. В подобных случаях доказывается не факт, подлежащий регистрации, а  его установление судом.[21]

В отношении некоторых  фактов существует так называемая презумпция, т.е. законное предположение о наличии  данного факта. В этом случае заявитель  не обязан данный факт доказывать. Так, если мать ребенка состоит в браке, то отцом родившегося у нее  ребенка предполагается ее муж, и  в этом случае нет необходимости  доказывать происхождение ребенка. Презумпции (предположения) могут быть опровергнуты в установленном законом  порядке. Например, муж матери, записанный в качестве отца ее ребенка, вправе требовать по суду признания записи недействительной, если считает, что отцом является другое лицо.

В законодательстве определено, какие именно доказательства должны быть представлены при совершении записи о каждом акте гражданского состояния. Так, смерть гражданина должна быть удостоверена врачебным свидетельством или фельдшерской справкой о смерти либо решением суда об установлении факта смерти или  объявлении гражданина умершим. Если такие  документы отсутствуют, ЗАГС не вправе произвести регистрацию смерти, а  заинтересованные лица должны обратиться в суд для установления факта  смерти.

Запись о рождении также  должна быть удостоверена справкой медицинского учреждения, но в исключительных случаях  факт рождения ребенка может быть подтвержден свидетельскими показаниями.

Факт происхождения детей  при установлении отцовства подтверждается совместным заявлением родителей, а  в установленных законом случаях  – заявлением одного отца. Органы ЗАГС при наличии таких заявлений  не вправе требовать представления  каких-либо иных доказательств происхождения ребенка.

Официальные документы –  наиболее распространенное средство доказывания  при совершении, изменении, восстановлении или аннулировании записей актов  гражданского состояния. Такие документы, как письма граждан, не имеют правового  значения и не используются органами ЗАГС как доказательства.

Точное определение, какие  именно доказательства должны быть представлены при совершении той или иной записи, необходимо, поскольку органы ЗАГС сами не вправе устанавливать какие-либо факты. Их задача – регистрировать акты гражданского состояния, подтвержденные доказательствами, предусмотренными законодательством. При отсутствии таких доказательств  установление юридических фактов производится в судебном порядке.[22]

Основанием для производства регистрации, как правило, является подача заявления заинтересованными  лицами. Принятое заявление должно быть зарегистрировано в специальном  журнале. В некоторых случаях  регистрация производится на основании  полученного от государственного органа извещения (например, регистрация усыновления, если усыновители сами не обратились с заявлением о регистрации). Поскольку  регистрация рождения и смерти практически  всегда проводится по устному заявлению, остановимся на регистрации других актов гражданского состояния. В  этих случаях содержание заявления прежде всего зависит от характера юридического факта, подлежащего регистрации. Однако можно выделить общие моменты, которые должны быть отражены в любом заявлении: наименование органа ЗАГС; фамилия, имя, отчество, год рождения и другие необходимые сведения о заявителе; содержание ходатайства, с которым заинтересованное лицо обращается в орган ЗАГС; подпись заявителя; дата подачи заявления.

При приеме заявления необходимо определить, компетентен ли произвести регистрацию данный орган ЗАГС, установить личность заявителей, разъяснить гражданам их права и обязанности, собрать необходимые доказательства.

По общему правилу, документом, удостоверяющим личность заявителя, является паспорт. Офицеры, прапорщики, мичманы  и военнослужащие сверхсрочной службы предъявляют органам ЗАГС удостоверение  личности; военнослужащие срочной службы и военные строители – военный  билет; иностранные граждане – вид  на жительство и национальный паспорт, если в нем имеется запись о  разрешении на проживание в РФ; лица без гражданства – вид на жительство.

Сотрудники ЗАГС оказывают  содействие гражданам в сборе  необходимых документов и доказательств. Такое содействие орган ЗАГС должен оказать гражданину по его просьбе, а при необходимости – по своей  инициативе[23].

Отказ в приеме заявления  обоснован, если заявление вообще не подлежит рассмотрению в органах  ЗАГС, например заявление о расторжении  брака супругов, имеющих общих  несовершеннолетних детей, а также  в тех случаях, когда данный орган  ЗАГС не вправе регистрировать этот акт. Органы ЗАГС не пересылают заявления  граждан другим органам ЗАГС. Поэтому  если нарушена компетенция, предусмотренная  законом, орган ЗАГС отказывает в  приеме заявления гражданину.

При совершении записей о  заключении брака, об установлении отцовства, о расторжении брака, о перемене фамилии, имени и отчества не допускается  представительство. Поэтому основанием для отказа в принятии заявления  в подобных случаях может быть его подача не тем лицом, в отношении  которого должна быть совершена запись (например, заявления родителей о  регистрации брака либо расторжении  брака их совершеннолетних детей).

Приняв заявление, орган  ЗАГС устанавливает, представлены ли все  необходимые документы и другие доказательства для производства регистрации, и принимает решение об удовлетворении ходатайства заявителей или об отказе в нем.

Большое значение для работы органов ЗАГС имеет вопрос о проверках, проводимых ими по материалам конкретных дел. Иногда в самих нормативных  актах указано, что такая проверка необходима[24].

Работники органов ЗАГС, проверив все представленные документы, решают, подлежит ли удовлетворению ходатайство  заявителей. Необходимо иметь в виду, что в органах ЗАГС лишь решается вопрос о том, имеются ли все необходимые  документы для регистрации данного  события. Например, при регистрации  развода по требованию одного из супругов проверяется, действительно ли другой супруг осужден к лишению свободы, а также отсутствует ли спор о  детях, алиментах или разделе  имущества, но не решается по существу вопрос о том, следует или нет  расторгнуть брак. При регистрации  усыновления достаточно представления  в орган ЗАГС решения об усыновлении. Орган ЗАГС лишь обязан произвести регистрацию усыновления в точном соответствии с вынесенным решением, а не решать все вопросы, связанные с усыновлением. В тех случаях, когда, по мнению работника ЗАГС, решение вынесено с нарушением закона, об этом следует поставить в известность органы прокуратуры. Однако отказать в регистрации при наличии решения об усыновлении отдел ЗАГС не вправе.

Признав представленные документы  соответствующими требованиям закона, работник органа ЗАГС совершает необходимую  запись в актовых книгах, выдает свидетельство о регистрации  актов гражданского состояния, вносит необходимые отметки в паспорта заявителей, в случаях, предусмотренных  нормативными актами, направляет соответствующие  извещения другим органам ЗАГС[25].

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что запись актов  гражданского состояния - письменные сведения об актах гражданского состояния, зафиксированные  в установленном законом порядке  компетентными органами с целью  удостоверения подлинности соответствующих  событий и действий. Запись является доказательством определенных обстоятельств, влекущих за собой юридические последствия. Государственная регистрация акта гражданского состояния производится посредством составления соответствующей  записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство  о государственной регистрации  акта гражданского состояния. Федеральный  закон "Об актах гражданского состояния", регламентирует отношения, возникающие по поводу государственной регистрации актов гражданского состояния определяет совокупность законов, которые характеризуют гражданина как субъекта гражданского права, а не только семейного.

Информация о работе Регистрация актов гражданского состояния