Министерство образования
и науки Российской федерации
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«Российский государственный
профессионально-педагогический университет»
Социальный институт
Кафедра социальной педагогики
и психологии
Контрольная работа
по дисциплине:
«Конституционное право.»
Вариант № 5
Проверил: Судиловская Т.И.
Выполнил:
Екатеринбург
2012 г.
- Российское законодательство об органах государственной власти.
Одно из главнейших предназначений
Конституции РФ состоит в организации
системы органов государственной
власти, через которую государство
осуществляет свои функции. Эта система
включает в себя не только органы государственной
власти, через которые осуществляются
властные полномочия и наличие которых
определено Конституцией, но и большое
число других органов и учреждений,
построенных по вертикали и горизонтали,
отражающих различную степень соподчиненности,
о чем уже говорилось выше. Совокупность
этих органов и учреждений составляет
государственный механизм, который
должен действовать как единая и
эффективная система властвования.
Органы государственной власти
- важнейшая часть этого механизма,
выравнивающие, в первую очередь, организаторскую
роль государства в обществе. Поэтому
орган государственной власти имеет
такие задачи и собственные полномочия,
которые соответствуют функциям
государства. Орган государственной
власти создается только государством
и действует от имени государства.
Только государство устанавливает
порядок организации и функционирования
этих органов, наделяет их кругом конкретных
полномочий, за который они не должны
выходить, устанавливает их права
и обязанности и объем ответственности
в случае их нарушения. Каждый орган
государственной власти имеет свою
особую структуру и объем полномочий,
которые отличают его от других органов
государственной власти, но все они
вместе выступают как единое целое,
как единая государственная власть,
осуществляющая функции государства.
Таким образом, орган государственной
власти - это составная, относительно
обособленная и самостоятельная
часть государственного механизма,
которая участвует в осуществлении
функций государства, действует
от имени государства и по его
поручению, обладает государственно-властными
полномочиями, имеет установленную
государством структуру и компетенцию
и применяет присущие ей организационно-правовые
формы деятельности.
Конституционно-правовой статус органа
государственной власти характеризуется
рядом основных черт, которые отличают
его от множества других органов,
организаций, учреждений, которые могут
входить в механизм государственной
власти, но органами государственной
власти не являются. Прежде всего, орган
государственной власти устанавливается
только государством и в особом порядке.
Он создается в соответствии с
нормами Конституции, законами или
другими нормативными правовыми
актами. Это означает, что вне
установленного порядка образования
органа государственной власти, он
не может быть создан и функционировать.
Конституция РФ прямо гарантирует этот
принцип, определяя в ст. 3 (ч. 4) Конституция
Российской Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г.).
Конституция определяет способ и порядок
образования органов государственной
власти. На федеральном уровне государственную
власть в РФ осуществляют Президент
РФ, Федеральное Собрание (Совет
Федерации и Государственная
Дума), Правительство РФ и суды РФ.
Эти органы государственной власти
не могут быть ликвидированы или
преобразованы без изменения
самой Конституции РФ. Вместе с
тем, Конституция устанавливает, что
образование этих органов должно
осуществляться в соответствии со специально
принятыми законами, поскольку в
Конституции невозможно предусмотреть
все детали и особенности формирования
и функционирования органов государственной
власти. Через соответствующие конституции,
уставы и законы образуются органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации. Органы государственной
власти могут быть созданы, преобразованы
или ликвидированы не только законами,
но и подзаконными актами, например,
указами Президента РФ или главы
исполнительной власти субъекта РФ. Это
касается, прежде всего, структуры и
полномочий органов исполнительной
власти.
Для органа государственной власти
характерно то, что он создается
для осуществления задач государственной
власти, осуществления деятельности
российского государства. Так, например,
Федеральное Собрание является представительным
и законодательным органом Российской
Федерации, Президент является главой
государства, а Правительство осуществляет
исполнительные функции. Задачи и функции
органов государственной власти
субъектов РФ определяются их Конституциями,
уставами и другими законодательными
актами.
Выделяют следующие признаки органа
государственной власти: 1) орган
государственной власти всегда является
частью механизма государства, но структурно,
организационно и хозяйственно обособленной
от остальных частей этого механизма;
2) орган государства имеет государственно-властные
полномочия, наделение которыми осуществляется
в особом, установленном государством
порядке; 3) орган государственной
власти наделяется правовыми и материально-финансовыми
средствами для реализации предоставленных
полномочий; 4) орган государственной власти
осуществляет задачи и функции государственной
власти; 5) он вправе (и обязан) использовать
предоставленные ему государственно-властные
полномочия исключительно в рамках своей
компетенции; 6) любой государственный
орган состоит из государственных служащих.
Анисимов Л.Н. Конституционное право России:
Учебно-методические материалы и программа.
- "Юстицинформ", 2006. С.123.
Наиболее существенный признак
государственных органов - наличие
государственно-властных полномочий.
Вместе с другими этот признак
позволяет провести четкое разграничение
между государственными органами, являющимися
носителями государственной власти,
и государственными организациями,
учреждениями, предприятиями, а также
негосударственными органами и организациями.
Государственно-властные полномочия выражаются
в компетенции государственных
органов и практически реализуются
в принимаемых ими властно-управленческих
решениях.
Для реализации государственных функций
государственные органы наделяются
государственно-властными полномочиями
как внешнего, так и внутреннего
характера. Их деятельность облекается
в правовые формы, а принимаемые
ими акты имеют иерархию по юридической
силе и значению. Они осуществляют
правотворческую, правоприменительную,
правоохранительную деятельность, в
процессе которой опираются на интеллектуальную,
организационную, материальную и принудительную
силу государства. Каждое из них представляет
собой относительно самостоятельное,
структурно обособленное звено государственного
аппарата.
Признаком органа государственной
власти являются его властные полномочия.
Это означает, что его решения
носят общеобязательный характер, и
для их осуществления при необходимости
может быть использовано государственное
принуждение. Органы государственной
власти издают нормативные правовые
акты, которыми устанавливается порядок
использования гражданами, общественными
организациями и должностными лицами
своих прав и выполнение обязанностей
и регулирование отношения между
государством и гражданином в
установленной сфере государственной
жизни.
Государственный орган имеет определенные
права, которые выступают для
него и в качестве обязанностей,
имеет четко установленную сферу
применения этих прав, пределы их территориального
использования. Установлено это
для того, чтобы орган государственной
власти не выходил за рамки своей
компетенции и не присваивал себе
полномочий других органов государственной
власти. Обычно объем компетенции
органа государственной власти устанавливается
при его создании нормативными правовыми
актами - законами, указами, положениями
и т.д., которые впоследствии законным
порядком могут быть изменены или
дополнены. Орган государственной
власти обладает самостоятельной компетенцией,
чего, как правило, лишены его внутренние
подразделения и в силу чего они
не могут рассматриваться как
самостоятельные государственные
органы.
Для органа государственной власти
характерен особый, как правило, установленный
Конституцией порядок его деятельности.
Он более детально регламентирован
в отношении Государственной Думы, Совета
Федерации и судебных органов, причем
последние действуют в рамках уголовного
и гражданского судопроизводства, и менее
четко - в отношении Президента, Правительства
и других органов исполнительной власти,
порядок деятельности которых устанавливается
специальными конституционными законами.
Органы государственной власти могут
состоять из выборных депутатов или назначенных
в установленном законом порядке государственных
служащих, осуществляющих от имени государства
определенные властные полномочия. Орган
государственной власти может быть представлен
и в лице одного человека. Это, например,
Президент РФ, президенты республик в
составе Российской Федерации, Генеральный
прокурор РФ, Уполномоченный по правам
человека. Эти должностные лица действуют
в силу конституционных норм или на основе
закона и несут ответственность только
перед теми, кто их избрал или назначил.
В зависимости от порядка принятия властных
решений органы государственной власти
могут основываться на принципах единоначалия
(Президент, министерство) или на принципах
коллегиальности (Правительство РФ).
Наряду с органами государственной
власти, Конституция закрепляет создание
и функционирование органов местного
самоуправления, которые в соответствии
с Конституцией не входят в систему
органов государственной власти.
Эти органы обладают особым правовым
статусом, но для них также характерны
основные признаки органа государственной
власти - установленный законом порядок
создания, структуры и функционирования
этих органов, их властные полномочия.
Местное самоуправление - это не
государственная власть, но оно не
может функционировать без соответствующих
органов, наделенных своей компетенцией,
объемом ответственности, правом прибегать
к принуждению для обеспечения
реализации своих властных полномочий
и т.д. Особенностью органов местного
самоуправления является то, что они
формируются населением определенной
территориальной единицы, прямо
не подчинены органам государственной
власти РФ или ее субъектов и занимаются,
в основном, делами, имеющими местное
значение. Федеральный закон от 6
октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации"
Принципы организации
государственной власти.
Система органов государственной
власти Российской Федерации строится
на определенных принципах, которые
в совокупности позволяют государственному
механизму осуществлять свои функции.
Прежде всего, органы государственной
власти действуют на принципе суверенитета
государственной власти, т.е. ее полной
независимости внутри страны и на
международной арене. Суверенитет
государственной власти основывается
на принципе суверенитета народа и осуществляется
в форме прямой (непосредственной) и представительной
демократии.
Другим важнейшим принципом
системы органов государственной
власти является принцип единства системы
государственных органов. Конституция
Российской Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г.) Это означает,
что вся система органов государственной
власти должна действовать как единый
организм в рамках единого суверенного
государства. При этом Президент
как глава государства координирует
функциональную деятельность органов
государственной власти на федеральном
уровне. Но не все органы государственной
власти субъектов РФ образуют единую
построенную на иерархической основе
структуру с органами государственной
власти Российской Федерации. Конституция
РФ предусматривает в определенных
пределах установление такой системы
для судебных и исполнительных органов
государственной власти. Но такая
система, построенная на иерархической
основе, совершенно исключена для
органов законодательной власти,
которые действуют на основе полной
самостоятельности, и решения которых
не могут быть отменены или изменены
соответствующим общефедеральным
органом законодательной власти
РФ. А такие органы государственной
власти, например, как прокуратура,
не могут в смысле полной самостоятельности
быть разделены на органы общефедеральные
и субъектов Федерации, имея в
виду полную самостоятельность последних,
так как система прокуратуры
строится на основе строгой централизации
и подчиненности нижестоящего прокурора
вышестоящему, а всей системы прокуратуры
- Генеральному прокурору РФ.
Еще одним важным принципом системы
государственных органов Российской
Федерации является принцип разграничения
предметов ведения и полномочий
между органами государственной
власти РФ и органами государственной
власти субъектов РФ Конституция
Российской Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г.). Как уже
отмечалось, Конституция РФ определяет
компетенцию самой Федерации
и совместную компетенцию Федерации
и ее субъектов. Так называемые "остаточные"
полномочия входят в предмет ведения исключительно
субъектов Федерации и в данном случае
субъекты Федерации обладают всей полнотой
государственной власти. Однако, в вопросах
распределения компетенции между самой
Федерацией и ее субъектами остается много
нерешенных проблем. В частности, нет четкого
распределения полномочий в системе органов
исполнительной власти РФ и ее субъектов,
распределения полномочий в других областях
государственной жизни.
Важнейший принцип системы органов
государственной власти - принцип
выборности. Конституция Российской
Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г.) Этот принцип
распространяется на формирование высших
представительных органов Российской
Федерации и ее субъектов - Президента
РФ, Президентов и других высших должностных
лиц субъектов Федерации. С принципом
выборности ряда органов государственной
власти тесно связан и принцип участия
граждан в формировании и деятельности
органов государственной власти. Граждане
участвуют, прежде всего, в выборах представительных
органов государственной власти и в выборах
органов местного самоуправления. Кроме
того, законодательством субъектов Федерации
может быть установлено формирование
и других государственных органов. Следует
отметить, что деятельность граждан в
органах государственной власти оформляется
как государственная служба со всеми присущими
ей обязанностями, требованиями и привилегиями.
Работать в органах государственной власти
могут только граждане РФ. Ни министры,
ни лица без гражданства не могут принимать
участие в государственной службе, которая,
помимо прочего, строится на принципах
профессионализма. Комаров С.А. Правоведение
«Юристъ», 2003.С-52.