Российское законодательство о формах воспитания детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 20:23, реферат

Краткое описание

Цель исследования: сформировать общую картину развития системы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. Осветить правовой аспект современного российского законодательства.
2. Проанализировать эффективность существующих форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Рассказать о технологии принятия ребенка на усыновление, под опеку, в приемную семью.
4. Охарактеризовать новые тенденции в воспитании детей, оставшихся без попечения родителей – SOS-деревни.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Российское законодательство о формах воспитания детей 5
1. Усыновление (удочерение) детей 6
2. Опека и попечительство над детьми 10
3. Приемная семья 12
Глава 2. Применение существующих форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 16
1. Документы, необходимые для осуществления опеки, усыновления, создания приемной семьи 16
2. Проблемы существующих форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

семейное право.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

7.      Медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в установленной форме (форма №542).

На ребенка:

1.      Копия свидетельства о рождении.

2.      Справка из поликлиники о состоянии психического и физического здоровья.

3.      Копия финансово-лицевого счета, если ребёнок имеет своё жильё или прописку.

4.      Выписка из домовой книги.

5.      Сведения о родителях, подтверждающие возможность установления опеки:

      решение суда о лишении (ограничении) родительских прав;

      копия свидетельства о смерти;

      справка из отделения милиции о месте нахождения родителей (розыск, следствие);

      справка (заключение из ПНД) о болезни родителей, решение суда о признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными);

      справка из ЗАГСа (если мать-одиночка либо отец записан со слов матери);

      акт о подкидывании;

      решение суда об отмене усыновления;

      приговор суда о помещении в места лишения свободы;

      письменное согласие на опеку (попечительство) заверенное нотариально, по месту работы (службы), жительства или написанное лично на приеме в органах опеки и попечительства.

6.      Заявление с выражением согласия ребенка, достигшего 10-ти лет.

Создание приемной семьи с точки зрения оформления документации не сильно отличается от усыновления. Приняв решение создать приемную семью, граждане (отдельный гражданин) подают в орган опеки заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К этому заявлению прикладываются те же основные документы, что и для оформления усыновления (справки о доходах, документы о наличии жилья, медицинскую справку о состоянии здоровья, копию свидетельства о браке для тех, кто состоит в браке и документы, удостоверяющие личность).

Для того чтобы подготовить такое заключение, орган опеки составляет акт обследования жилищных условий. На основе перечисленных документов, а, также учитывая личные качества граждан, их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, орган опеки в течение 20 дней должен составить заключение о возможности быть приемным родителем.

Положительное заключение дает основание для подбора ребенка (детей) в приемную семью. Для этого приемным родителям выдается направление в то учреждение, где находится ребенок.

 

2.      Проблемы существующих форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

              Количество детей, оставшихся без попечения родителей в стране – один из показателей ее благополучия  и стабильности.

За последние 10 лет снизилось количество государственных учреждений опеки и попечительства, но увеличилось число воспитывающихся в них детей. По соотношению таких домов и детей в них, можно говорить о разукрупнении этих учреждений. В России есть и такие детские дома, в которых воспитывается и обучается более 100 детей. Такую систему организации жизни детей нельзя считать приближенной к семье. Разрушаются родственные связи между братьями и сестрами, если детей разных возрастов помещают в разные учреждения: брата или сестру могут перевести в коррекционное учебное заведение; одного из детей могут перевести в другое учебное заведение в качестве наказания за плохое поведение или учебу. Иногда подросток имеет несколько братьев или сестер, и все они воспитываются в разных местах: у родственников, в других государственных учреждениях. Некоторые дети называли до восьми мест, где находятся их братья и сестры, у 12,2% детей брат или сестра воспитываются в другом детском доме или школе-интернате.

Действующая система устройства и воспитания детей-сирот не могла справиться с их возрастающим количеством. Поэтому в 90-е годы в России стала развиваться система приютов. Для оперативного временного предоставления убежища детям, лишившимся родительского попечения, с 1993 года в каждом субъекте Российской Федерации открылись специализированные учреждения социальной реабилитации детей и подростков. Детские приемники-распределители в настоящее время переполнены. Установленный законом предельный срок - 1 месяц - устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не соблюдается (например, в Республике Татарстан 40% детей находились в приютах от 6 месяцев до 1 года).[5] Такая ситуация подталкивает государство, с одной стороны, к строительству новых детских учреждений, а с другой, - к поиску более совершенных форм устройства детей.

На сегодняшний момент в России зарегистрировано 384 приемные семьи - мизер для такой большой страны, а в Семейном кодексе приемным семьям отведена целая глава (№ 21), состоящая из 5 статей, регулирующая правоотношения, связанные с этой формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Настоящий Семейным кодекс РФ не рассматривает ранее существовавшую форму  воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, - детские дома семейного типа, заменяя ее на новую форму – приемную семью. И как следствие, в постановлении Правительства от 17 июля 1996 года N 829 "О приемной семье" признаны утратившими силу все нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность детских домов семейного типа на территории Российской Федерации, то есть была исключена возможность создания их в будущем. Существующим детским домам семейного типа было рекомендовано заключить с родителями-воспитателями этих домов договоры об образовании приемной семьи. Однако в 1988 детские дома семейного типа, созданные по инициативе Детского фонда во многом помогли решить проблему воспитания детей, оставшихся без родителей. За 10 лет их существования в 368 домах воспитывалось 2,5 тысячи детей, в основном это были дети, имеющие отклонения в умственном и физическом развитии, дети-инвалиды, которые не могли быть переданы на усыновление. По существующему законодательству, взять на воспитание в приемную семью ребенка-инвалида сложнее, чем в детский дом семейного типа. «Передача на воспитание в приемную семью ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, а также ребенка-инвалида возможна только при наличии у необходимых условий, главным образом, финансового и материально-бытового характера».[6]

«Комитет считает, что принятое Правительством решение о ликвидации детских домов семейного типа является мерой поспешной, неоправданной и даже жестокой. Оно не только существенно нарушает права существующих детских домов семейного типа, которых, по существу, насильственно, путем прекращения выплаты денежного вознаграждения, содержания, заставляют перерегистрироваться в приемные семьи, но и обрекает в будущем больных детей, которых в приемные семьи не берут, на пребывание в детских учреждениях на пребывание в детских учреждениях».[7] Таким образом, можно сделать вывод, что сами парламентарии, принимавшие новое семейное законодательство, только через 3 года после вступления в силу Семейного кодекса, обнаружили пробел в законодательстве.

Опека и попечительство – основные и самые распространенные формы воспитания детей, т.к. основным попечителем является государство в лице руководителей учреждений, осуществляющих такую опеку. По данным Генеральной прокуратуры в 1998 г. против 250 руководителей государственных детских домов и домов ребенка возбуждены уголовные дела по нарушению прав ребенка. Эти факты являются следствием отсутствия единого контроля над государственными учреждениями по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей. Даже в Семейном кодексе РФ нет утвержденной законодательной базы по контролю данных учреждений.

В последние годы появились давно на время забытые в России формы поддержки детей, например, такие как воспитание мальчиков в армии (по аналогии с "сынами полка" во время Великой Отечественной войны). Одним из первых "детский взвод" без законодательной основы появился в Нарофоминском гарнизоне, затем в Кинешме[8]. В 2000 году утверждено Положение, в соответствии с которым в воинские части в качестве воспитанников могут быть зачислены мальчики-сироты от 14 до 16 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации[9]. Определение ребенка на воспитание в воинскую часть имеет добровольный характер и может прерваться при поступлении в военные или другие учреждения профессионального образования, по достижении воспитанником 18-летнего возраста или по личному заявлению воспитанника.

Российское законодательство позволяет усыновлять детей иностранным гражданам. В последнее время такое усыновление стало распространенным явлением на территории России. В 1994-1995 гг. зарегистрировано 3693 подобных факта, несмотря на достаточно сложную процедуру усыновления иностранцами. Широко известен процесс по делу Надежды Фратти – гражданки Италии, которая занималась посредничеством в незаконном усыновлении российских детей итальянскими гражданами. Она помогла некзаконно вывезти около шестисот детей из домов ребенка Волгоградской области по подложным документам. Основными поставщиками сирот в Италию выступили три приюта Волгограда, Волжского и Михайловского района. По версии следствия, вопреки всем существующим правилам, в Италию по согласованию с некоторыми районными судьями и областными чиновниками отправлялись вполне здоровые дети, преимущественно в возрасте до трех лет. На суде были оглашены данные, что за каждого переправленного за границу ребенка Фратти получала по две с половиной тысячи долларов. В апреле 2002 г. суд вынес Фратти оправдательный приговор. Однако Верховный суд России, рассмотрев кассационный протест областной прокуратуры, назначил повторное слушание дела в новом судейском составе. 16 декабря  гособвинитель вновь потребовал признать всех фигурантов виновными и приговорить к различным срокам наказания - от двух до семи лет лишения свободы. Остается только надеяться на вынесение судом независимого приговора.

Для предотвращения дальнейшей продажи и незаконного усыновления детей во всем мире в 2000 г. в Бразилии под эгидой ООН состоялся международный семинар, посвященный проблемам контрабандных перевозок живых людей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

              Многие наши современники – историки, политики, – называют время, которое переживает Россия смутным. Во многом оно напоминает начало прошлого века. Тогда, после революции, в стране было огромное количество беспризорных детей. В наше время, также как и тогда, такие дети превращаются в профессиональных нищих, не имеют даже начального образования. Большой процент воспитанников детских домов и интернатов, выходя из этих учреждений, попадают в тюрьмы и колонии.

В дореволюционной России дети, оставшиеся без попечения родителей, в основном, жили за счет благотворительных взносов меценатов, членов императорской семьи и т.п.

С системой SOS-деревень происходит то же самое: за рубежом эти деревни содержатся на благотворительные пожертвования.  Понятно, что на большое количество данных деревень в России спонсоров, к сожалению, может и не хватить, а их малое количество не решит проблемы. Однако уже несколько десятков детей в России обрели в SOS-деревнях свои семьи. Эта система универсальна и может иметь свое дальнейшее распространение в нашей стране. Конечно, как и всякая другая, она имеет свои недостатки: особое внимание в детских деревнях нужно уделять «мамам», которые выполняют свои обязанности круглосуточно, воспитывая до 8 детей, эта система достаточно замкнута, несмотря на  возможность общения как детей, так и сотрудников с людьми «извне», поэтому наличие профессионального психолога в деревнях просто необходимо.

                            Опека (попечительство) и приемная семья – формы в некоторых аспектах сходные между собой. В том и в другом случае ребенка берут в семью на определенный срок – до 18 лет в приемные семьи и на попечительство и до 14 лет – под опеку. При достижении 18-летия лицо, находившееся до этого возраста на воспитании в приемной семье или под опекой, имеет такие же льготы и права, как дети, воспитывающиеся в детских домах и интернатах, в частности, на получение жилплощади, материальной помощи. Но обе формы не имеют материального стимула. Мизерное количество приемных семей в России – один из показателей законодательного несовершенства данной формы воспитания детей.

                            Несмотря ни на что, усыновление является наилучшим видом семейного воспитания детей, поскольку дети оказываются в условиях, наиболее близких к тем, которые складываются в семье, основанной на родстве. Законодательным путем введен ряд положений, призванных сделать семью, основанную на усыновлении, максимально похожей на семью, основанную на родстве. В новом Кодексе предусматривается, например, что между усыновителем и усыновленным должна быть разница в возрасте не менее 16 лет. Такая разница в возрасте обычно существует при биологическом происхождении ребенка от родителей, но при усыновлении, если ребенок и иные лица осведомлены о том, что усыновители не являются его родителями, ее существование не имеет никакого смысла и лишь приводит к неоправданному сужению круга лиц, которые могут быть усыновителями.

                            Нынешнее состояние безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних свидетельствует о том, что негативные последствия изменившейся социально-экономической ситуации в стране в первую очередь отразились на детях.

              Гипотеза данной курсовой работы нашла свое подтверждение: формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, требуют доработок и изменений в законодательном плане. Особенно это касается формы «приемная семья», которая не оправдала себя, хотя существует в Российском законодательстве уже 6 лет. Совершенствование и реформирование форм воспитания детей, находящихся без попечения родителей необходимо для современной России.             

             

Список использованной литературы:

1.             Конвенция о правах ребенка

2.             Семейный кодекс РФ

3.             Постановление Правительства РФ № 542 от 01.05.96

4.             Постановление Правительства РФ от 17.07.96 N 829, г. Москва,                       О приемной семье

5.             Постановление Правительства РФ от 14.02.00, № 124, г. Москва. Об утверждении Положения о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия

6.             Стенограмма пленарного заседания Госдумы РФ от 01.12.99, вечернее заседание Швец Л.Н., фр. КПРФ //   http://www.akdi.ru/GD/plen_z/1999/s01-12_v.htm

7.             Г.С. Красницкая "Усыновление: вопросы и ответы" // М., 1997

8.             Пчелиенцева Л.М., «Комментарий к Семейному кодексу РФ» //М.,Норма, 2002

9.             Российский статистический ежегодник // М, 1996

10.        "Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация", под ред. Н.М. Римашевской// М., РИЦ ИСЭПН, 2002

11.        Фирсов М.В., История социальной работы в России // М., ВЛАДОС, 1999

12.        Яшманов Б. Армия берет под защиту беспризорное детство // Российская газета, 18.02.2000.

 

 

 



[1] "Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация", под ред. Н.М. Римашевской// М., РИЦ ИСЭПН, 2002

 

[2] Конвенция о правах ребенка, 1989 г.

[3] Семейный Кодекс РФ

[4] Семейный кодекс РФ, статья 127

[5] "Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация". Под редакцией Н.М. Римашевской.

[6] Комментарий к Семейному кодексу РФ, Пчелиенцева Л.М., 2002

[7] Стенограмма пленарного заседания Госдумы РФ от 01.12.99, вечернее заседание

Швец Л.Н., фракция КПРФ

 

[8] Яшманов Б. Армия берет под защиту беспризорное детство // Российская газета. 18.02.2000.

[9] Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2000 г. № 124. г. Москва. Об утверждении Положения о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия // Российская газета. 18.02.2000


Информация о работе Российское законодательство о формах воспитания детей