Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:10, реферат
Целью исследования является изучение условий и путей формирования экономики в переходный период, ее содержание и перспективы развития.
Задачи исследования:
Изучить правительственные документы по стабилизации экономики и созданию российской модели рыночной экономики в 1990 - 2015 гг.;
Проанализировать результаты осуществленной системной трансформации в российской экономике;
Рассмотреть перспективы развития российской модели рыночной экономики в 2000 - 2015 гг.
Введение. 3
Глава 1. Кризис советской модели экономики
Глава 2. Формирование Российской модели рыночной экономики. 13
2.1. Этапы и пути формирования
2.2. Итоги трансформации экономики
Глава 3. Перспективы развития Российской экономики в 2001-2015 гг. 42
3.1. Объективные цели и условия реализации антикризисной стратегии
3.2. Ресурсы и этапы формирования новой модели
Заключение. 64
Список литературы 68
Приложения. ......70
Развитие системы банков и корпораций позволит задействовать дополнительные резервы экономического роста. Они состоят в сокращении издержек, обусловленных низкой загрузкой мощностей и неэффективным использованием рабочей силы.
Четвертая задача — создать
финансовую базу расширенного производства
за счет повышения монетизации
Пятая задача — повышение сбалансированности бюджета. К концу этапа необходимо увеличить уровень налоговых поступлений в консолидированный бюджет (включая целевые бюджетные фонды) с сегодняшних 25% до как минимум 26-27% ВВП. В то же время необходимо обеспечить устойчивый первичный профицит бюджета на уровне 3—4% ВВП.
Шестая задача — добиться поступательного снижения уровня инфляции. К концу периода уровень инфляции не должен превышать значений, подавляющих инвестиционную активность и склонность к сбережению — около 10% за год.
В целом данный этап будет характеризоваться следующими параметрами.
Особенности российского национального хозяйства - наличие незагруженных конкурентоспособных производственных мощностей, ограничения со стороны платежеспособного конечного спроса — позволяют обеспечить лишь относительно умеренный рост экономики за три года на 11-12%. В то же время произойдет значительное улучшение экономического климата, проявляющееся в ослаблении регионального сепаратизма, монетизации хозяйственного оборота и улучшении финансового положения производителей. Последнее позитивно отразится на росте валовых национальных сбережений, которые к 2002 году могут составить 30-31% ВВП.
Это позволит уже на данном этапе оживить инвестиционный процесс. Прирост капиталовложений за весь период может составить 9-10%. Рост реальных доходов и потребления населения будет соответствовать расширению ВВП и составит за три года 11-12%.
Второй этап: 2003-2006 годы
Главная задача этого периода — максимально возможное ускорение обновления материально-технической базы российской экономики, повышение эффективности и конкурентоспособности производства.
С этой целью на данном этапе необходимо задействовать все источники повышения инвестиций:
В результате, к концу
периода норма валовых
Общие темпы экономического
роста в этот период могут составить
4,7-5,1%, повышения конечного
На рубеже 2005-2006 годов российская экономика столкнется с ужесточением ресурсных ограничений. Производство выйдет на нормальную загрузку конкурентоспособных мощностей, после чего «мощностной фактор» станет сдерживать дальнейшее ускорение его роста.
Усиление ресурсных
Третий этап: 2007-2010 годы
На этом этапе неизбежно некоторое снижение темпов экономического роста. Главными задачами становятся: поддержание роста в условиях ужесточения ресурсных ограничений и перенос центра тяжести с инвестиций на потребление.
Необходимо подчеркнуть, что эти две задачи тесно связаны между собой. Структурный маневр в сторону неэнергоемкого и некапиталоемкого потребительского спроса является единственной возможностью «вписаться» в предложение первичных ресурсов, сохранив при этом динамичный экономический рост.
Заключительный этап антикризисной
стратегии характеризуется
Произойдет снижение среднегодовых темпов роста ВВП до 4,4-4,7%, в основном за счёт замедления динамики капитальных вложений.
Рассматриваемый вариант близок к оптимальному с точки зрения целей, угроз и ресурсных возможностей российской экономики в предстоящее десятилетие. Он позволяет не только сохранить, но и расширить конкурентоспособный промышленный потенциал страны: несмотря на высокую норму выбытия, производственные мощности за десятилетие снизятся всего на 10%, а в машиностроении и пищевой промышленности останутся примерно на уровне 2000 года.
В значительной степени будет решена проблема сохранения и развития «человеческого капитала». Конечные расходы государственных учреждений возрастут более чем в полтора раза, что гарантирует качественное улучшение отраслей социальной сферы.
Будет обеспечен также необходимый, с точки зрения безопасности страны, рост оборонных расходов.
Что касается уровня жизни, то, хотя его повышение и не достигнет необходимы: значений, он будет неуклонно и динамично возрастать. Будут созданы материальные предпосылки для того, чтобы обеспечить достойные условия жизни для основной массы граждан России.
Заключение
Сложилась довольно странная ситуация: в стране с сильными плановыми традициями в настоящее время нет ни принятых и одобренных общественностью национальных целей развития, без которых не обходится ни одна развитая страна, ни комплексной межотраслевой промышленной политики, которая связала бы в единое целое существующие элементы структурной, инвестиционной, налоговой и амортизационной политики, приближая достижение долгосрочных и среднесрочных целей развития. В отсутствие такой политики экономический процесс происходит стихийно со всеми вытекающими отсюда издержками и потерями при господстве закона прибыли и закона сравнительных издержек.
Разработка программы промышленной политики неотделима от общеэкономического курса государства. Представляется, что ее реализация потребует существенной корректировки неолиберального курса, прежде всего концентрации свободных ресурсов внутри страны. Последнее предполагает введение временного запрета на вывоз капитала за границу (возможно прямым декретом президента), а также протекционистского экспортно-импортного режима. Концепция государственной политики должна быть разработана высшей исполнительной властью в лице администрации президента (Совета национальной безопасности) с участием всех заинтересованных ведомств, включая предпринимательский, особенно промышленный и банковский, сектор и профсоюзы. Постановка национальных целей и очередности их достижения должна сопровождаться оценкой необходимых для этого финансовых и иных ресурсов, а также способов реализации этих целей через научно-техническую (технологическую), инвестиционно-инновационную, структурную, налоговую, амортизационную и иные виды промышленной политики.
В условиях России дальнейшее проведение экономических реформ требует усиления государственного воздействия на экономический процесс. Это обусловлено как структурными особенностями национальной экономики, так и историческими условиями развития страны. Повторим, что сердцевиной экономического развития является инвестиционный процесс, без которого это развитие попросту невозможно.
Таким образом, необходимо создать условия, стимулирующие инвестиционный процесс. Пока же сложившиеся в России условия этот процесс угнетают. Напомним их: открытие экономики для более развитых западных экономик с крайне отрицательными влияниями на промышленность и сельское хозяйство; приватизация государственной собственности и либерализация цен с потерей управляемости промышленным и инвестиционным процессом; ликвидация централизованных форм управления перераспределительной экономикой с угрозой разрушения основных систем жизнеобеспечения страны; подчинение экономической политики государства давлению (диктату) международных финансово-экономических институтов; создание системы обеспечения оттока экономических ресурсов за границу с помощью бивалютного стандарта с жесткой привязкой рубля к доллару при полном господстве последнего на внутреннем рынке России.
Из сказанного следует, что конструктивная экономическая политика для современной России невозможна в отрыве от общеэкономической политики, направленной на обеспечение независимости и безопасности страны. Эта политика должна способствовать не уничтожению главных систем жизнеобеспечения государства путем их «адаптации» к условиям, в которых они заведомо не могут существовать (средние условия мирового капиталистического рынка), а их модернизации и развитию. Необходимо дозированное открытие национальной экономики и целенаправленная - в духе модернизации и развития - защита основных промышленно-экономических систем государства.
Эта политика по определению
не может быть чисто либеральной,
поскольку перераспределение
Отсюда необходимость модификации политики приватизации и политики цен, подчинения их целям сохранения целостности национальной экономики.
Наконец, принципиальное значение имеет также финансовая политика государства. Достижение так называемой финансовой стабилизации на базе низкой для условий России инфляции при нулевом или минимальном экономическом росте означает на деле либо клиническую смерть, либо продолжение мучительной депрессии хозяйства, которая неизбежно закончится хозяйственным развалом. Реальная финансовая стабилизация непременно предполагает расширение производства материальных ресурсов. Отсюда следует, что одной из центральных задач становится стимулирование производства.
Правительство в течение ряда лет ожидало, что этот стимул даст частный капитал. Однако ожидания оказались напрасными и завершились колоссальным национальным дефолтом, дополнительно обесценившим наши реальные ресурсы в 5 раз (в долларовом исчислении). Процесс обесценения продолжается и будет нарастать, если не будет закреплена наметившаяся как будто бы тенденция роста производства и если придет, наконец, осознание того, что дополнительный стимул развитию должно дать само государство.
В этом случае придет и понимание необходимости весьма существенного, отвечающего национальным условиям усиления роли государства в экономическом процессе путем целенаправленных влияний не только через денежно-финансовую политику, но и политику инвестиций, налогов, цен и доходов в интересах экономической безопасности и развития страны. Но для этого необходимо программирование позитивных национальных целей, политическая воля для их выполнения и адекватные организационные формы и ресурсы для их реализации в рамках национальной экономической политики.
Список литературы:
1. Законодательные, нормативные, распорядительные акты, документальные источники.
2. Монографии, статьи.
2.1. Альтернативы модернизации
российской экономики. Под ред.
2.2. Аукуционек С.П. Теория перехода к рынку. М., 1993.
2.3. Бузгалин А.В. Переходная экономика. М.: БЕК, 1994.
2.4. Гайдар Е.Г. Государство и эволюция - М.: Евразия 1995.
2.5. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. М.: Финстатинформ, 1995.
2.6. Кульков В.М. В координатах смешанной экономики - М.: Знание, 1994.
2.7. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики - М., 1996.
2.8. Переходы и катастрофы:
опыт социально-экономического
2.9. Преодоление кризиса российской экономики под ред. Осипов Н.Г. - М., 1994.
2.10. Рекомендации доклада «4-х»: Стратегия для России? – М.: Знание, 1991.
2.11. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия - М., 1994.
2.12. Синицын К.Ю. На пути к экономической демократии - М.: Знание, 1993.
2.13. Современный цивилизованный рынок. Зарубежный опыт и его распространение в СНГ - М.: Знание, 1995.
2.14. Справочник Госкомстата
РФ: Социально-экономическое
2.15. Теория переходной экономики. Т.1, Под ред. д-ра экон. наук В.В. Герасименко. - М.: ТЕИС, 1997.
2.16. Теория переходной экономики. Т.2, Под ред. канд. экон. наук Е.В.Красниковой. — М.: ТЕИС, 1998.
2.17. Шаванс Б. Экономические реформы в Восточной Европе - М., 1994.
2.18. Эклунд К.Р. Эффективная экономика - М.: Экономика, 1991.
2.19. Экономика. Под ред. А.С. Булатова М., 1994.
2.20. Экономика переходного периода. Под ред. Радаева В.В. Бузгалина А.В. - М., 1995.
3. Зарубежные издания на иностранных языках.
4. Периодические издания.
Альтернативы. 1994–1996.
Вопросы экономики. 1995–1997.
Проблемы теории и практики управления. 1999-2000.
Российский экономический журнал. 1996.
Экономические стратегии. 2000.
Приложения
Приложение № 1
Показатели активности отраслевой структуры ВВП
Показатели |
1989-1990 |
1990-1991 |
1991-1992 |
1992-1993 |
1993-1994 |
1994-1995 |
1995-1996 |
1996-1997 |
Коэффициент структурной активности |
4.47 |
9.79 |
20.16 |
10.84 |
5.56 |
7.25 |
5.52 |
3.03 |
Данные Госкомстата РФ за соответствующие годы [14]
Приложение № 2
Показатели неравномерности структурного развития российской экономики
Показатели |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
Коэффициент структурной неравномерности |
20.72 |
20.87 |
21.09 |
20.64 |
20.50 |
20.32 |
20.24 |
20.09 |
Коэффициент отраслевой неравномерности рентабельности |
29.12 |
51.84 |
81.54 |
306.8 |
135.7 |
171.3 |
104.2 |
— |
Средняя норма прибыли |
74.19 |
121.6 |
161.9 |
131.6 |
126.0 |
145.5 |
128.6 |
- |