Семейные правоотношения в римском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 00:17, контрольная работа

Краткое описание

Целью нашей работы является проанализировать институт семьи в римском праве римского права и определить его особенности.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятия семьи и брака, условия заключения брака, обстоятельства, прекращающие брак, виды брака в римском праве, различия в семейных правоотношениях в зависимости от вида брака в римском праве;
– соотнести теоретические воззрения, изложенные в работах современных авторов с хрестоматийным материалом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Правовые черты римской семьи 6
ГЛАВА 2. Особенности брака в римском праве 13
1. Брак в римском праве и его формы 13
2. Правовой режим имущества супругов 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Вложенные файлы: 1 файл

Римское.docx

— 67.13 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. Правовые черты римской семьи 6

ГЛАВА 2. Особенности брака в римском праве 13

1. Брак в римском праве и его формы 13

2. Правовой режим имущества супругов 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 21

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной контрольной работы – «Семейные правоотношения в римском праве». Актуальность данной тематики заключается в том, что и в наши дни семейное право европейских стран основывается именно на соображениях римского права и юридического родства.

В источниках римского частного права понятие брака трактуется как «союз мужчины и женщины, объединение всей жизни, связь в  праве божественном и человеческом» [Седаков, С. 61, 110]. Также существует и второе определение: «Союз мужа и жены, основанный на совместной жизни» [Седаков, 2010, С. 62, 110]. Оба определения подходят, скорее, к древнеримскому браку cum manu, то есть «браку  
с мужней властью», когда жена передавала все свое имущество супругу, чем к новому, когда с исчезновением manus жена сохраняла свое имущество, отдельное  
от мужа, и оставалась подвластной своего отца и членом своей прежней семьи.

Сложность юридической конструкции  римского брачного права заключается  в том, что не каждая семья и  не всякие родственного характера отношения  мужчины и женщины признавались браком, порождающим правовые последствия. Данная сложность определяется неоднозначным правовым происхождением института брака. Недаром Гай Римский считал римский семейный строй в силу его нетипичности «исключительным достижением» римского народа. В римской семье первостепенную роль играло юридическое (аггатическое) родство, а кровная (когнатическая) связь отодвигалась на второй план.

Целью нашей работы является проанализировать институт семьи в римском праве римского права и определить его особенности.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

– рассмотреть понятия  семьи и брака, условия заключения брака, обстоятельства, прекращающие брак, виды брака в римском праве, различия в семейных правоотношениях в зависимости от вида брака в римском праве;

– соотнести теоретические  воззрения, изложенные в работах  современных авторов с хрестоматийным материалом.

Исходя из поставленных задач, для написания данной работы мы использовали методы анализа, синтеза, деконструкции и аксиоматический метод.

Контрольная работа состоит  из введения, двух основных глав с параграфами, заключения и списка литературы, состоящего из четырнадцати источников. Объём работы (введение, главы и заключение) составил шестнадцать страниц.

 

ГЛАВА 1. Правовые черты римской семьи

Понятие римской семьи несколько отличается от современного и имеет ряд особенностей.

В римском праве термин «семья» (familia) имел более широкий смысл, чем в наши дни. Под ней «в архаичные времена понимались рабы, наличествующие в данном хозяйстве, позже <…> и имущество, и рабочая сила,  
и собственно члены семьи», – отмечает О.И. Гордеев [Гордеев, 2011]. Согласно Советскому философскому словарю, «даже европейская патриархальная» семья «включала в себя как родственников, потомков одного отца с их женами и детьми, так и домашних рабов, в том числе наложниц; поэтому Энгельс определял ее как «промежуточную форму» между многоженством  
и моногамией» (http://terme.ru, 2012) .

Семья образуется в результате брака. Римский юрист и государственный деятель Модестин наделял брак, «союз мужчины и женщины», общностью «божественного и человеческого права». Такая идеалистическая трактовка брака не соответствовала реальному положению вещей: даже в классический период женщина не была равна в правах мужу. Исследователь  
О.А. Омельченко считает, что в данном общем понимании отразилось подчинение регулирования брачно-семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права, а как проявление требований «божественного права» брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческому праву (Омельченко, 2012, http://www.gumer.info).

Римскую семью (familia) мог основать только римский гражданин как обладатель jus conubi.

В отличие от семей в других древних государствах, где правовое значение имело кровное (когнатическое) родство, в римской семье юридически значимым было агнатическое родство, основанное на власти и подчинении.  
На основании этого члены римской семьи делились на подчиненных (persona aliena juris) и главу семьи (paterfamilias), осуществлявшего власть над ними. Основное отличие правового положения paterfamilias – независимость от чьей-либо власти в семейном порядке (persona sui lurjs).

Домовладыка обладал полной властью над всеми членами семьи (женой, детьми, внуками, правнуками, женами сыновей и т. д.), включающую право жизни и смерти, отказа от новорожденного, продажи в рабство, телесных наказаний, выдачи по ноксальному иску, расторжения брака женатых сыновей, изгнания из дома. Без его согласия никто не мог ни войти в семью, ни выйти из нее. Только признание отцом новорожденного своим ребенком превращало в члена семьи. Он полностью управлял имуществом семьи  
и распоряжался им по своему усмотрению. Ничто не освобождало подчинённых от повиновения домовладыке: ни возраст, ни занятие должности магистрата. Оно прекращалось лишь со смертью или по воле paterfamilias. С его смертью сыновья освобождались от patria potestas своего отца и сами становились домовладыками, жены сыновей переходили под власть своих мужей, внуки – под власть своих отцов, над вдовой (persona sui juris) учреждалась опека сыновей.

По семейному положению  римские граждане делились также на лиц своего права (persona sui juris) и лиц чужого права (persona alieni juris).

К лицам своего права относились домовладыки, а к лицам чужого права – остальные члены семьи, так называемые подвластные. Для полной гражданской правоспособности было необходимо, чтобы лицо занимало  
в семье независимое, самостоятельное положение, которое имели только домовладыки. Их сыновья вне зависимости от возраста, семейного и общественного положения при жизни отца или деда всегда были подвластными  
с ограниченной гражданской правоспособностью. Они не могли первоначально быть собственниками имущества. Если они приобретали какое-то имущество, то оно становилось собственностью домовладыки. Он был единственным носителем прав в семье.

Сами римляне считали исключительным положение paterfamilias. «Едва ли еще есть какие-нибудь люди, которые имели бы над детьми своими такую же власть, как мы», – утверждал юрист того времени Гай Римский.

Работы английского профессора Дж. Крука и других современных исследователей говорят о том, что со временем общественное мнение и обычаи ограничили возможный произвол домовладыки: так, пожизненная власть над взрослыми сыновьями в общественной жизни перестала играть какую-то роль. Вопреки утвердившемуся мнению женатые сыновья, имевшие высокие должности, в действительности обладали собственными средствами, жили отдельно и получали годовое содержание. Согласно Цицерону, Секст Росций имел в собственном распоряжении три поместья, а Целий жил в отдельном доме на Палатине. Лишение сыновей наследства при отсутствии серьезных причин называлось furor (безумие). Ограничения patria potestas начали распространяться давно: Ромул запретил лишать жизни новорожденных, затем отцам стало нельзя продавать детей в рабство, а их убийство стало считаться преступлением. Магистраты и суды восстанавливали в правах наследников, которые были несправедливо лишены наследства. В связи с этим был издан ряд законов, ограничивающих произвол при отчуждении имущества. Таким образом, власть домовладыки, хотя и сохранялась на протяжении римской истории, была значительно изменена.

Социальные процессы, которые следовали за развитием экономических отношений, последовательно ограничивали patria potestas и одновременно расширяли личных и имущественных прав подвластных. Всё это привело  
в конечном итоге к вытеснению агнатического родства когнатическим. Инициатива этих изменений принадлежала претору и была продолжена императорским законодательством. Окончательно принцип когнатического родства был утвержден Новеллами Юстиниана.

В когнатическом  родстве различаются линии и  степени. Линия является прямой восходящей, если речь идет о лицах, которые происходят один от другого, от потомка к предку (внук, сын, отец), и прямой нисходящей, если речь идет о происхождении от предка к потомку (отец, сын, внук). Боковая линия объединяет лиц, имеющих общего предка (брат и сестра, дядя и племянник).

Степень родства в прямой и боковой линиях определяется числом рождений между двумя родственниками, на которое они отстоят одно от другого. Мать и сын имеют первую степень родства, так как оно возникло в результате рождения сына. Родные брат и сестра – это родственники второй степени, а дядя и племянник – третьей. Боковое родство будет полнородным при общности отца и матери и неполнородным: единокровным (при наличии общего отца) или единоутробным (общая мать).

От родства важно отличать свойство, показывающее отношения родственников одного супруга к родственникам другого. Они не состоят между собой в свойстве, степень которого соответствует степени родства между супругом и тем из его родственников, относительно которого и определяется степень свойства, связывающего его с другим супругом. На основании этого получается, что сестра жены состоит во второй степени свойства с ее мужем. Отношения свойства прекращаются только с расторжением брака.

Patria potestas появлялась при рождении детей в римском браке. Законными считались дети, зачатые в браке. Ими были дети, родившиеся не ранее 182 дней после свадьбы и не позднее 300 дней после смерти мужа.

Власть отца над внебрачными детьми могла быть установлена и путем узаконения (legitimatio), которое появилось в период империи и применялось сначала только в отношении детей, рожденных в конкубинате. Со временем возникло всего три способа узаконения:

  1. представлением внебрачного сына в местные декурионы с наделением его имущественным цензом;
  2. последующим браком родителей;
  3. изданием императорского рескрипта.

Над чужими детьми patria potestas устанавливалась путём усыновления. Оно осуществлялось в двух формах: arrogatio – при усыновлении persona sui juris и adoptio – при усыновлении persona alieni juris. В соответствии с утверждением, что усыновление подражает природе, между усыновителем и усыновляемым необходима не менее чем восемнадцатилетняя разница в возрасте.

Первоначально arrogatio осуществлялось в куриатных комициях в форме закона в присутствии усыновителя и усыновляемого, поскольку они оба должны были обладать правом участвовать в них. На основании этого женщины не могли усыновлять, они и несовершеннолетние не могли усыновляться. С падением роли народных собраний усыновление происходило  
в частном порядке, о чем было объявлено публично. С середины II в. право усыновления перешло к императору, тогда же стало возможным arrogatio несовершеннолетних и женщин. Это положение было зафиксированно в Кодификации Юстиниана и, кроме того, согласно происшедшему расширению имущественных прав детей paterfamilias, устанавливало для усыновителя лишь право пользования имуществом усыновленного.

Усыновление persona aliena juris происходило с использованием нормы об эманципации, которая содержалась в Законах XII таблиц, посредством мнимой троекратной продажи сына. «Покупателем» выступало третье лицо, обозначенное заранее. После совершения мнимого акта продажи в третий раз в соответствии с XII таблицами сын освобождался от patria potestas. Но третий акт преднамеренно не завершался: сразу после его совершения «покупатель» возвращал сына отцу, тем самым власть последнего не утрачивалась. Затем отец вместе с сыном и усыновителем являлся перед претором как мнимый ответчик по виндикационному иску усыновителя и признавал иск,  
а претор констатировал смену paterfamilias, то есть объявлял подвластного состоящим под patria potestas усыновителя. Adoptio дочери или внука совершалось однократной маниципацией. В Кодификации Юстиниана данная процедура была заменена простым заявлением перед судом, кроме того, теперь patria potestas кровного отца не прекращалась. Устанавливались только наследственные права усыновленного после усыновителя.

Опека и попечительство в римском праве – это правовой институт, который служил для восполнения отсутствующей или ограниченной дееспособности лица посредством соответствующих действий других специально назначенных лиц, способных к сознательным волевым актам (опекуны или попечители).

На сегодняшний  день существуют различия между опекой и попечительством. Опека назначается над недееспособными лицами, а попечительство – над ограниченно дееспособными. В римском праве критерием применения этих средств был возрастной признак: опека (tutela) устанавливалась над несовершеннолетними детьми и приравненными к ним женщинами, попечительство (cura) – над юношами 14–25 лет, душевнобольными и расточителями. Опекуны и попечители также различались по характеру их функциональных обязанностей: опекун (если подопечному было до 7 лет) сам совершал необходимые действия, направленные на сделку; в других случаях опекун выражал свою волю в определенной форме в момент заключения договора подопечным; попечитель мог дать неформальное согласие на сделку до и после её совершения. Следовательно, эти функции не были адекватны фактическим волевым возможностям женщин и душевнобольных.

Опека над женщинами рано утратила свое практическое значение:  
к концу республики женщины самостоятельно стали участвовать в деловых отношениях и лишь некоторые акты цивильного права (участие в легисакционном процессе, отчуждение res mancipi) требовали согласия опекуна. Но эти ограничения к началу классического периода воспринимались как излишние. Гай считал, что они «не имеют под собой основания» [Гай. Институции I. 190. Библиотека Гумер. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ 
Pravo/Article/inst_gai.php]. В первой половине I в. был отмечен основным видом опеки над женщинами была опека ближайших агнатов, а затем практически не применявшаяся опека по завещанию мужа или отца.

Информация о работе Семейные правоотношения в римском праве