Система органов государственной власти в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Актуальность выбранной темы обосновывается тем, что сегодня проблема системы органов государственной власти и vb проблема разделения властей стоит наиболее остро, в данной курсовой работе, мы постараемся изучить структуру системы государственной власти, рассмотреть её функции, принципы работы, а также систему органов власти, и одновременно характер и форму их осуществления. Главной причиной выбора именно этой темы является стремление рассмотреть все разнообразие и сложность института органов государственной власти не только с учетом общетеоретического материала, показывающего, какой должна быть государственная власть, но и воплощения идей правоведов, философов, а также существующей реальностью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
I. ПОНЯТИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ, КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕГО ПРИНЦИПА В УСТРОЙСТВЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РФ 5
1.1 Понятие системы государственных органов РФ 5
1.2 История развития принципа разделения властей в России. 7
1.3 Преодоление противостояния властей 10
II. ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ, ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ 13
2.1 Органы законодательной власти 14
2.2 Органы исполнительной власти 17
2.3 Органы судебной власти 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 21.77 Кб (Скачать файл)

2.3  Органы судебной власти

 

К органам судебной власти относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также иные федеральные суды и суды субъектов федерации. Органы правосудия в своей совокупности составляют судебную систему РФ. Основной особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства. Судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть  посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судопроизводства, КС РФ воздерживается от установления и исследования

фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов. На судей КС РФ распространяются некоторые ограничения, такие как: судья КС РФ не может быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы или иных представительных органов, занимать должность в государственных или в общественных учреждениях; судья КС РФ не может заниматься предпринимательской и иной деятельностью, кроме преподавательской, научной, творческой; судья КС РФ не может быть принадлежным к политическим партиям  и движениям; судья КС РФ не может осуществлять функции судьи, если он старше 70 лет. Как уже было отмечено, Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые в свою очередь разделены на 2 палаты – в первую входят 10 судей, а во вторую – 9 судей.

Организационными формами конституционного судопроизводства являются пленарные заседания и заседания палат. Возглавляет КС председатель, имеющий своего заместителя, секретарь КС РФ, который избирается из числа судей КС РФ тайным голосованием на 3 года. В основные задачи КС РФ входят: разрешение вопросов о соответствии Конституции РФ нормативно-правовых актов государственных органов и договоров между ними; разрешение дел о соответствии Конституции РФ конституций республик, уставов, законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Федерации Конституции РФ; толкование Конституции РФ; выступление с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти а также между органами государственной власти субъектов Федерации; разрешает вопросы по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов, проверяет соответствие закона Конституции РФ; даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене.

Арбитражные суды в Российской Федерации появились сравнительно недавно, что связано с отсутствием в СССР частной собственности.  Сейчас деятельность арбитражных судов регулируется статьями 125 и 127 Конституции РФ. Все арбитражные суды являются федеральными и входят в судебную систему РФ. Основными задачами и функциями арбитражных судов являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, органов власти в сфере предпринимательской и экономической деятельности; содействие  укреплению законности по предупреждению правонарушений в этих сферах деятельности; рассматривают дела по экономическим спорам, вытекающим из гражданских и административных правонарушений; рассматривают дела об установлении фактов в предпринимательской сфере; разрешают экономические споры о признании права собственности и возмещении убытков; рассматривают дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан; разрешает налоговые споры.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по уголовным, гражданским и административным делам. Он осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов общей юрисдикции и является высшим звеном в ветви судов общей юрисдикции, даёт разъяснения по вопросам судебной практики этим судам. Его возглавляет председатель ВС РФ, у которого существуют заместители, а также судьи ВС РФ в количестве 130 человек. которые назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

В структуру ВС РФ также входят коллегии по гражданским и уголовным делам, военная коллегия, кассационная коллегия, президиум и пленум Верховного Суда РФ. В полномочия ВС РФ входит: рассмотрение гражданских и уголовных дел по первой инстанции, которые он вправе принять на рассмотрение по собственной инициативе, либо по инициативе генерального прокурора при наличии ходатайства обвиняемого.

Решения, приговоры ВС РФ, могут быть обжалованы в кассационном порядке коллегией ВС РФ. Верховный Суд РФ также рассматривает дела в качестве второй инстанции в отношении судов среднего звена, не вступивших в законную силу. Верховный Суд РФ рассматривает в порядке надзора дела по протестам должностных лиц на вступившие в законную силу судебные решения. ВС РФ рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Также Верховный Суд РФ имеет право законодательной инициативы по вопросам его деятельности, обобщает судебную практику и даёт разъяснения нижестоящим судам по вопросам её применения, ВС РФ даёт заключение о наличии в действиях Президента признаков состава преступления, ВС РФ направляет в Конституционный Суд запросы о проверке соответствия Конституции Федеральных законов и иных нормативно-правовых актов. 

Существуют также Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации. Это судебные органы субъектов Федерации, которые могут существовать в субъектах в соответствии с конституцией этих субъектов, а могут и отсутствовать.  Данные суды рассматривают конституционные вопросы и споры в рамках субъекта Федераци

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной курсовой работе была рассмотрена конституционная система государственных органов Российской Федерации, в которую, согласно Конституции РФ, входят как органы государственной власти Федерации, так и органы государственной власти ее субъектов, а также ряд других государственных органов, было выявлено все разнообразие и сложность института органов государственной власти, их конституционного построения, деятельности, а также функционирования между собой, не только с учетом общетеоретического материала, показывающего, какой должна быть государственная власть и ее деятельность, но и воплощения идей правоведов, философов по данному вопросу.

Хотелось бы сделать итоги и выводы проделанной работы, пояснить свои взгляды на тему данной курсовой работы. Органы государства - это один из каналов, через который народ осуществляет свою власть. Органы государственной власти характеризуются следующими чертами:

— Наделены государственно-властными полномочиями;

— Образуются и действуют в установленном государством порядке;

— Уполномочены государством осуществлять его задачи и функции;

— Являются составной частью единой системы органов государственной власти РФ.

Президент Российской Федерации является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент, согласно ст.80 Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.  Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и  другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим способом формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти РФ. Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов Федерации). 

К органам исполнительной власти относятся Правительство Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти – министерства и ведомства при Правительстве РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ - президенты и главы администраций субъектов РФ, их правительства, министерства и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ. Для органов исполнительной власти характерно то, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти - президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением. Органы исполнительной власти выполняют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Органы исполнительной власти делятся на федеральные и субъектов Федерации. 

Органы судебной власти образуют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ. Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему РФ. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.  Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборам,парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные  решения.

Все это дает основание, что государственные органы играют огромную роль в управлении государством и от их деятельности зависит будущая политическое, социально-экономическое положение страны и, соответственно, и положение граждан этой страны.

 

Список использованных источников и

литературы:

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с учётом поправок от 30 декабря 2008г.)

2. О судах общей юрисдикции в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ

3. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ (с изменениями и дополнениями)

4. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

5. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон   от 31 декабря 1996 г. (с изменениями и дополнениями)

6. Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ (с изменениями и дополнениями)

7. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ (с изменениями и дополнениями)

8. О статусе судей в Российской Федерации: Закон от 26 июня 1992 года N 3132-1 (с изменениями и дополнениями)

9. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 (с изменениями и дополнениями)

 

 

Научная литература:

10. Авакьян С. А. Конституционное право России: учебник -М.: «Юристъ», 2011

11. Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации: учебник -М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 2010.

12. Конституционное право: Учебник. / Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ПРОСПЕКТ, 2007.

13. Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: учебник  -М.: Юристъ,2011

14. Николаев Ф.В. Конституционное право: учебник -М.: Юристъ, 2011.

Периодические Издания:

15. Дмитриев Ю.А. Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека // Государство и право. 2011.


Информация о работе Система органов государственной власти в РФ