Система права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

Люди с древнейших времен вступали в различные отношения друг с другом. По мере развития цивилизации и появления государственности стали появляться различные правовые отношения и законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами законно обеспечить систему общественных отношений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие и элементы системы права…………………………5
§1 Понятие, признаки и элементы системы права……………………….5
§2 Частное и публичное права…………………………………………….9
§3 Соотношение системы права, система законодательства и правовой системы…………………………………………………………………12
Глава 2 Реализация системы права…………………………………...17
§1 Отрасли Российского права…………………………………………...17
§2 Соотношение национального и международного права……………20
Заключение……………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………31
Приложения………………………………………………………………35
Приложение 1……………………………………………………………..35
Приложение 2……………………………………………………………..36
Приложение 3……………………………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

Dedusenko_A_kursovaya.docx

— 150.24 Кб (Скачать файл)

Источниками данной отрасли  являются международные договоры, конвенции, декларации, уставы и др.

 

§2 Соотношение национального и международного права

 

 В современном мире насчитывается порядка двух сотен независимых государств и столько же национальных правовых систем. Нормы международного права раньше регулировали в основном только те отношения, которые лежали вне компетенции того или иного национального права. Однако в последнее время процессы общемировой глобализации приводят, во-первых, ко все большей унификации национальных систем права (например, путем разработки и принятия модельных нормативных актов, путем реформы системы законодательства), во-вторых, к резко возросшей роли международного права, которое весьма активно вторгается в во внутригосударственные правоотношения. 
Внутригосударственное и международное право — это две различные системы права, которые действуют в пределах своих областей без специальной соподчиненности. Реально складывающиеся правоотношения требуют взаимодействия этих систем.

   Тенденция динамичного  соотношения национального и  международного права проявляется  как в масштабных взаимовлияниях  правовых систем, так и во все  большем "проникновении" международных  принципов и норм в национальные  правовые системы. В России  характер такого соотношения  норм определяется положениями  ч. 4 ст. 15 Конституции Российской  Федерации.

 В то же время речь должна идти не об одностороннем примате одних над другими, а о строгих национально-государственных критериях такого соотношения. По мнению специалистов10, критериями здесь могут быть:

- признание в качестве  основополагающего принципа национального  и международного права суверенитета  народа и государства;

- конституционные процедуры  имплементации международных норм  в национальную правовую систему,  начиная с проверки конституционности  проектов международных договоров,  соответствия их законодательству  и кончая ратификацией в форме  федерального закона и иными  процедурами;

- принятие правил "оговорок" и "соответствия публичному  порядку" при одобрении актов  и вынесении судебных решений;

- использование широкого спектра правотворческих, правоприменительных и структурно-компетенционных средств выполнения международных обязательств России, как и любой страны, в рамках собственной правовой системы;

- учет установления коллизионных  правил и процедур, позволяющих  преодолевать противоречия между  нормами национального и международного  права.

В процессе правотворчества  и правоприменения, толкования права  необходимо полностью и корректно  учитывать соответствующие принципы и нормы международного права. При  этом часто возникают определенные трудности, так как национальные и международные нормы должны сопоставляться, сравниваться и применяться  не изолированно, а в контексте  своих правовых систем.

Среди норм международного права высокой степенью юридического оформления обладают международные  договоры, а среди них - учредительные  договоры, выступающие как базовые  акты - принципы. Не меньшее значение имеют "общепризнанные принципы и  нормы" как базовые регуляторы. Согласие на их действие должно даваться страной в официальном порядке. Наиболее сложным является определение  масштабов их применения разным количеством  государств по степени охвата интересов. Это определяется тем, что не все  государства признают эти нормы  и реализуют их, не везде одинакова  правовая практика.

Нормы международного права "построены" с учетом их системной  взаимозависимости. Для них присуща  большая степень своего рода нормативной  концентрации. Они делятся на нормы-дефиниции, нормы-принципы, нормы-цели, коллизионные нормы и другие. Используемые в  них презумпции дают нормативную  ориентацию национальным нормам, задавая  направление процессу регулирования.

В то же время нормы национального  права отражают разные уровни внутрисистемных  связей. Для них характерна трех- или двухчленная структура - гипотеза, диспозиция и санкция; либо гипотеза, диспозиция; либо диспозиция, санкция. Международные нормы влияют преимущественно  на диспозицию национальных норм. Выбор  конкретных регуляторов остается за национальным законодателем.

В оценке соотношения международно-правовых и национальных актов и норм все  большую значимость приобретает  признание новой роли международного права в процессе сравнительного правоведения. Функция международно-правовых принципов и норм как интегратора  заключается в роли общего знаменателя  в развитии национальных норм. Ими  создаются условия для все  более активного использования "правовых образцов" других стран, а также  для гармонизации национальных законодательств  и тесного переплетения национальных и международных норм.

Международное право, будучи по своей природе преимущественно  договорным, уделяет большое внимание порядку заключения и выполнения международных договоров. Типичные положения в данной сфере изложены в Венских конвенциях о праве  международных договоров.

В России этот процесс регламентируется Федеральным законом "О международных  договорах Российской Федерации"11. Подписанный и ратифицированный федеральным законом международный договор подлежит реализации. При этом важны оговорки и заявления о применении вместо положений какой-либо статьи договора норм национальных законов, о совместимости обязательств, о намерении признать международные стандарты. Федеральные и иные структуры должны принимать меры по его выполнению. Правительство РФ принимает постановления по выполнению обязательств российской стороны, вытекающих из международных договоров: определяется министерство или другое ведомство как национальный (административный) орган по соблюдению данного договора; даются поручения о принятии конкретных решений, правил; заключаются хозяйственные соглашения.

Самой универсальной международной  организацией является Организация  Объединенных Наций. Учрежденные Уставом  ООН12 органы принимают различные правовые решения. Генеральная Ассамблея - рекомендации, резолюции, решения, рассматривает общие принципы сотрудничества (ст. 18). Совет Безопасности - доклады (общие и специальные), рекомендации, решения о конкретных мерах, срочных военных мероприятиях, собственные правила, процедуры. Решения Совета Безопасности выполняются членами Организации непосредственно и путем их действий в соответствующих международных учреждениях.

Нормативные модели комиссий ООН (по международной торговле и  др.), европейских структур (Комиссия по контрактному праву Европарламента и др.) чаще всего служат стандартом для применения в национально-правовых системах.

Источником нормообразования служат и постоянные международные  форумы. Участники Организации по безопасности и сотрудничеству в  Европе (ОБСЕ) периодически принимают  документы или акты, содержащие их согласованные оценки международных  ситуаций и направления совместной деятельности. Все это осуществляется в пределах государственного суверенитета и суверенных прав стран-участниц.

Определенные особенности  имеются в процессе унификации права  в странах Латинской Америки. Первоначально в них был сделан упор на подготовку кодексов международного публичного и частного права. В послевоенный период возросла роль "кодексов поведения", "стандартов регулирования", "общих  принципов регулирования", вводимых с помощью конвенций. В них  унифицированные нормы, в основе которых лежат международные  договоры, обладают приоритетом в  иерархии норм. Межамериканские конвенции, ратифицированные государствами - членами  Организации американских государств, формируют единое право. Таковыми являются конвенции о международном частном  праве 1928 г. (Кодекс Бустаманте), о получении  свидетельских показаний за границей 1975 г., о судебных поручениях 1975 г., об экстерриториальном действии иностранных  судебных и арбитражных решений 1979 г. и др.

Ряд международных специализированных организаций своим основным предназначением  считают содействие сотрудничеству государств в различных сферах жизни  на основе единых принципов и норм: Международная организация труда (МОТ); ЮНЕСКО; Всемирная организация  здравоохранения (ВОЗ) и другие. Они  выполняют большой объем работы по реализации общих международно-правовых актов и собственных решений. При этом нельзя допускать давления и различных ультимативных требований с их стороны.

Вступление государства  в международную организацию  в различной степени сопровождается выполнением им комплекса мер: об изменении и отмене действующих законодательных и иных актов; о принятии новых или о перестройке национально-государственных институтов; о направлениях и приоритетах своей деятельности. Приведем примеры видов международных правовых документов, являющихся основанием для изменения национальных правовых систем.

Европейская конвенция о  защите прав человека и основных свобод направлена на защиту основных прав и  свобод каждой личности. Право процедур позволяет государствам - членам или  отдельным гражданам подать жалобу на то государство, которое, как они  считают, нарушает положения Конвенции. Европейский Суд по правам человека обеспечивает подателям жалоб прямой доступ к Суду.

Европейская социальная хартия легла в основу законодательных  реформ в области семьи, защиты молодых  рабочих, прав профсоюзов, социального  страхования и т.д. По мнению специалистов, она гарантирует двадцать три  основных права.

Европейская культурная конвенция  является базисом для межправительственного  сотрудничества в сфере образования, культуры, спорта и молодежной политики.

Европейская хартия местного самоуправления13 использована в России при подготовке соответствующих федеральных и региональных законов.

Межпарламентская Ассамблея  СНГ (МПА) принимает разные акты - постановления, заявления и др. Особое место занимают модельные акты, которые разрабатываются  в целях создания единого правового  пространства СНГ, сближения законодательных  решений его государств - участников по наиболее важным, принципиальным вопросам, требующим унификации правового регулирования, устранения противоречий и расхождений между правовыми нормами разных государств - участников СНГ, которые могут нанести существенный вред регулированию общественных отношений.

К видам модельных законодательных  актов относятся Общие (основные) принципы, Основы единой политики, модельный  закон как типовой законодательный  акт Межпарламентской Ассамблеи, содержащий нормы, регулирующие определенную сферу  общественных отношений; модельный  кодекс. Подготовка модельного акта возможна в виде научной концепции законодательного акта; проекта законодательного акта; проекта определенной части законодательного акта.

Модельный акт рассматривается  на пленарном заседании МПА и  принимается ее постановлением. Он направляется парламентам государств - участников МПА для рассмотрения в рамках их процедур без какой-либо ратификации. Однако опыт реализации более 100 модельных актов свидетельствует  о низкой степени их действия.

В Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества  (2000г.) предусмотрены решения и рекомендации, принимаемые Межгосударственным Советом и Интеграционным Комитетом. Межпарламентская Ассамблея вправе разрабатывать основы законодательства в базовых сферах правоотношений, принимать типовые проекты для последующей разработки актов национального законодательства.

В Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом  пространстве14 (глава V "Сближение и унификация законодательства") стороны принимают согласованные меры по сближению и унификации законодательных и иных правовых актов сторон, которые оказывают непосредственное воздействие на выполнение ими положений этого договора. К ним относятся:

а) координация деятельности по подготовке проектов законодательных  и иных правовых актов, включая проекты  правовых актов о внесении поправок в законы и иные акты;

б) заключение международных  договоров;

в) принятие модельных актов;

г) принятие соответствующих  решений Межгосударственным Советом  либо Советом глав правительств;

д) иные меры, которые стороны  сочтут целесообразными и возможными, при условии утверждения таких  мер Межгосударственным Советом.

В настоящее время все  шире применяются принципы и процедуры  международного правосудия. Оно служит средством обеспечения исполнения международных норм, которые должны учитываться в национальном законодательстве и государственными органами власти. В частности, национальные суды могут  и должны учитывать решения международных  судов и использовать их в качестве правовой аргументации и оснований  собственных решений.

В Статуте Международного суда ООН определена его компетенция  по делам, где сторонами могут  быть только государства, а именно:

а) толкования договора;

б) любого вопроса международного права;

в) наличия факта, который, если он будет установлен, представляет собой нарушение международного обязательства;

г) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение  международного обязательства.

В рамках Всемирной торговой организации действует Генеральный  Совет как орган по урегулированию споров. Взаимные консультации, согласительные процедуры, добрые услуги, посредничество, жюри - таковы формы его работы. Есть и Апелляционный комитет.

Роль международного коммерческого  арбитража определяется тем, что  сближение национального и международного права происходит на основе признания  публичного интереса - универсального, всеобщего и общего. Взаимоотношения  норм служат обеспечению суверенитета народов, государств и охране прав человека, решению общих задач в современном  мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать тот факт, что  система права является внутренней структурой права, состоящей из взаимосвязанных  норм, институтов и отраслей права.

Элементы системы права не противоречивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство. Система права имеет объективный характер.

 Система права и  правовая система не одно и  тоже, это обсалютно разные понятия. Система права лишь элемент правовой системы, которая по своему объему включает в себя, помимо системы права, юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

Информация о работе Система права