Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 15:28, курсовая работа
Люди с древнейших времен вступали в различные отношения друг с другом. По мере развития цивилизации и появления государственности стали появляться различные правовые отношения и законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами законно обеспечить систему общественных отношений.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1 Понятие и элементы системы права…………………………5
§1 Понятие, признаки и элементы системы права……………………….5
§2 Частное и публичное права…………………………………………….9
§3 Соотношение системы права, система законодательства и правовой системы…………………………………………………………………12
Глава 2 Реализация системы права…………………………………...17
§1 Отрасли Российского права…………………………………………...17
§2 Соотношение национального и международного права……………20
Заключение……………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………31
Приложения………………………………………………………………35
Приложение 1……………………………………………………………..35
Приложение 2……………………………………………………………..36
Приложение 3……………………………………………………………..37
Источниками данной отрасли являются международные договоры, конвенции, декларации, уставы и др.
§2 Соотношение национального и международного права
В современном мире насчитывается
порядка двух сотен независимых государств
и столько же национальных правовых систем.
Нормы международного права раньше регулировали
в основном только те отношения, которые
лежали вне компетенции того или иного
национального права. Однако в последнее
время процессы общемировой глобализации
приводят, во-первых, ко все большей унификации
национальных систем права (например,
путем разработки и принятия модельных
нормативных актов, путем реформы системы
законодательства), во-вторых, к резко
возросшей роли международного права,
которое весьма активно вторгается в во
внутригосударственные правоотношения.
Внутригосударственное и международное
право — это две различные системы права,
которые действуют в пределах своих областей
без специальной соподчиненности. Реально
складывающиеся правоотношения требуют
взаимодействия этих систем.
Тенденция динамичного
соотношения национального и
международного права
В то же время речь должна идти не об одностороннем примате одних над другими, а о строгих национально-государственных критериях такого соотношения. По мнению специалистов10, критериями здесь могут быть:
- признание в качестве
основополагающего принципа
- конституционные процедуры
имплементации международных
- принятие правил "оговорок" и "соответствия публичному порядку" при одобрении актов и вынесении судебных решений;
- использование широкого спектра правотворческих, правоприменительных и структурно-компетенционных средств выполнения международных обязательств России, как и любой страны, в рамках собственной правовой системы;
- учет установления
В процессе правотворчества
и правоприменения, толкования права
необходимо полностью и корректно
учитывать соответствующие
Среди норм международного права высокой степенью юридического оформления обладают международные договоры, а среди них - учредительные договоры, выступающие как базовые акты - принципы. Не меньшее значение имеют "общепризнанные принципы и нормы" как базовые регуляторы. Согласие на их действие должно даваться страной в официальном порядке. Наиболее сложным является определение масштабов их применения разным количеством государств по степени охвата интересов. Это определяется тем, что не все государства признают эти нормы и реализуют их, не везде одинакова правовая практика.
Нормы международного права "построены" с учетом их системной взаимозависимости. Для них присуща большая степень своего рода нормативной концентрации. Они делятся на нормы-дефиниции, нормы-принципы, нормы-цели, коллизионные нормы и другие. Используемые в них презумпции дают нормативную ориентацию национальным нормам, задавая направление процессу регулирования.
В то же время нормы национального права отражают разные уровни внутрисистемных связей. Для них характерна трех- или двухчленная структура - гипотеза, диспозиция и санкция; либо гипотеза, диспозиция; либо диспозиция, санкция. Международные нормы влияют преимущественно на диспозицию национальных норм. Выбор конкретных регуляторов остается за национальным законодателем.
В оценке соотношения международно-
Международное право, будучи по своей природе преимущественно договорным, уделяет большое внимание порядку заключения и выполнения международных договоров. Типичные положения в данной сфере изложены в Венских конвенциях о праве международных договоров.
В России этот процесс регламентируется Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации"11. Подписанный и ратифицированный федеральным законом международный договор подлежит реализации. При этом важны оговорки и заявления о применении вместо положений какой-либо статьи договора норм национальных законов, о совместимости обязательств, о намерении признать международные стандарты. Федеральные и иные структуры должны принимать меры по его выполнению. Правительство РФ принимает постановления по выполнению обязательств российской стороны, вытекающих из международных договоров: определяется министерство или другое ведомство как национальный (административный) орган по соблюдению данного договора; даются поручения о принятии конкретных решений, правил; заключаются хозяйственные соглашения.
Самой универсальной международной организацией является Организация Объединенных Наций. Учрежденные Уставом ООН12 органы принимают различные правовые решения. Генеральная Ассамблея - рекомендации, резолюции, решения, рассматривает общие принципы сотрудничества (ст. 18). Совет Безопасности - доклады (общие и специальные), рекомендации, решения о конкретных мерах, срочных военных мероприятиях, собственные правила, процедуры. Решения Совета Безопасности выполняются членами Организации непосредственно и путем их действий в соответствующих международных учреждениях.
Нормативные модели комиссий ООН (по международной торговле и др.), европейских структур (Комиссия по контрактному праву Европарламента и др.) чаще всего служат стандартом для применения в национально-правовых системах.
Источником нормообразования служат и постоянные международные форумы. Участники Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) периодически принимают документы или акты, содержащие их согласованные оценки международных ситуаций и направления совместной деятельности. Все это осуществляется в пределах государственного суверенитета и суверенных прав стран-участниц.
Определенные особенности
имеются в процессе унификации права
в странах Латинской Америки.
Первоначально в них был сделан
упор на подготовку кодексов международного
публичного и частного права. В послевоенный
период возросла роль "кодексов поведения",
"стандартов регулирования", "общих
принципов регулирования", вводимых
с помощью конвенций. В них
унифицированные нормы, в основе
которых лежат международные
договоры, обладают приоритетом в
иерархии норм. Межамериканские конвенции,
ратифицированные государствами - членами
Организации американских государств,
формируют единое право. Таковыми являются
конвенции о международном
Ряд международных
Вступление государства
в международную организацию
в различной степени
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод направлена на защиту основных прав и свобод каждой личности. Право процедур позволяет государствам - членам или отдельным гражданам подать жалобу на то государство, которое, как они считают, нарушает положения Конвенции. Европейский Суд по правам человека обеспечивает подателям жалоб прямой доступ к Суду.
Европейская социальная хартия легла в основу законодательных реформ в области семьи, защиты молодых рабочих, прав профсоюзов, социального страхования и т.д. По мнению специалистов, она гарантирует двадцать три основных права.
Европейская культурная конвенция
является базисом для
Европейская хартия местного самоуправления13 использована в России при подготовке соответствующих федеральных и региональных законов.
Межпарламентская Ассамблея СНГ (МПА) принимает разные акты - постановления, заявления и др. Особое место занимают модельные акты, которые разрабатываются в целях создания единого правового пространства СНГ, сближения законодательных решений его государств - участников по наиболее важным, принципиальным вопросам, требующим унификации правового регулирования, устранения противоречий и расхождений между правовыми нормами разных государств - участников СНГ, которые могут нанести существенный вред регулированию общественных отношений.
К видам модельных
Модельный акт рассматривается
на пленарном заседании МПА и
принимается ее постановлением. Он
направляется парламентам государств
- участников МПА для рассмотрения
в рамках их процедур без какой-либо
ратификации. Однако опыт реализации более
100 модельных актов
В Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества (2000г.) предусмотрены решения и рекомендации, принимаемые Межгосударственным Советом и Интеграционным Комитетом. Межпарламентская Ассамблея вправе разрабатывать основы законодательства в базовых сферах правоотношений, принимать типовые проекты для последующей разработки актов национального законодательства.
В Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве14 (глава V "Сближение и унификация законодательства") стороны принимают согласованные меры по сближению и унификации законодательных и иных правовых актов сторон, которые оказывают непосредственное воздействие на выполнение ими положений этого договора. К ним относятся:
а) координация деятельности по подготовке проектов законодательных и иных правовых актов, включая проекты правовых актов о внесении поправок в законы и иные акты;
б) заключение международных договоров;
в) принятие модельных актов;
г) принятие соответствующих решений Межгосударственным Советом либо Советом глав правительств;
д) иные меры, которые стороны сочтут целесообразными и возможными, при условии утверждения таких мер Межгосударственным Советом.
В настоящее время все
шире применяются принципы и процедуры
международного правосудия. Оно служит
средством обеспечения
В Статуте Международного суда ООН определена его компетенция по делам, где сторонами могут быть только государства, а именно:
а) толкования договора;
б) любого вопроса международного права;
в) наличия факта, который, если он будет установлен, представляет собой нарушение международного обязательства;
г) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства.
В рамках Всемирной торговой
организации действует
Роль международного коммерческого
арбитража определяется тем, что
сближение национального и
Заключение
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать тот факт, что система права является внутренней структурой права, состоящей из взаимосвязанных норм, институтов и отраслей права.
Элементы системы права не противоречивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство. Система права имеет объективный характер.
Система права и правовая система не одно и тоже, это обсалютно разные понятия. Система права лишь элемент правовой системы, которая по своему объему включает в себя, помимо системы права, юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.