Собственность и право собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема является важным вопросом в изучении курса «Гражданское право» в связи с тем, что право собственности один из центральных институтов гражданского права любой общественно-экономической формации. Цель работы дать характеристику права собственности, раскрыть его содержание и значение, как в экономическом, так и юридическом направлении. В задачу данной работы входит с помощью первоисточников, монографий, учебной литературы и статей последовательно рассмотреть основные этапы и проблемные моменты темы.

Содержание

Введение.
1. Понятие и содержание права собственности.
2. Формы и виды права собственности
по Российскому законодательству.
Виды и подвиды права собственности.
3. Собственность в экономическом и юридическом смысле.
4. Основания возникновения и прекращения права собственности.
Основания и способы приобретения права собственности.
Первоначальные способы приобретения права собственности.
4.1.2 Производные способы приобретения права собственности
4.2. Основания и способы прекращение права собственности
5. Заключение: вывод по теме
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

виды права собственности).docx

— 52.76 Кб (Скачать файл)

В п. 3 статьи 213 ГК РФ содержатся три важные новеллы, вводимые в гражданское  законодательство РФ в части видов  имущества, которое может находиться в собственности граждан и  юридических лиц. Во-первых, законодатель не дает перечня видов имущества, могущего быть объектами права собственности  граждан, как это имело место  в советском гражданском законодательстве. Во-вторых, граждане и юридические  лица располагают одинаковыми правами  в отношении имущества, которое  может находиться в их собственности. И, в-третьих, определение видов имущества, могущего быть в собственности граждан  и юридических лиц, в том числе  средств производства, производится по принципу: разрешено все, что не запрещено законом. Данный запрет прежде всего касается видов имущества, составляющих национальное достояние  народов Российской Федерации, а  также имущества, призванного обслуживать  специфические потребности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных  образований. Подавляющая часть  производственных фондов в стране, не говоря уже о фондах потребления, находится в настоящее время  в собственности граждан и  юридических лиц.

В п. 2 статьи 213 ГК РФ предусматривается  положение об отсутствии в законе количественных и стоимостных ограничений  в отношении имущества, находящегося в собственности граждан и  юридических лиц. Исключение могут  составлять лишь случаи, когда ограничения  вводятся законом в целях, предусмотренных  п. 2 ст. 1 ГК РФ. Под ограничениями, например, в отношении отдельных видов  имущества, принадлежащих гражданам, о которых упоминается в п. 2 статьи 213 ГК РФ, понимается юридический  запрет со стороны федерального государства, касающийся количества и стоимости  имущества, которое может находиться в собственности граждан и  юридических лиц. Отсутствие такового запрета не означает, что государство лишено возможности устанавливать дополнительные требования экономического порядка к собственникам имущества, количество и стоимость которого превышает разумные пределы, например, повышать тарифы оплаты коммунальных услуг применительно ко вторым и последующим квартирам, увеличивать ставки налогообложения и т.д.

В п. 3 статьи 213 ГК РФ содержится норма, устанавливающая, что все  коммерческие и некоммерческие организации, являющиеся юридическими лицами, считаются  собственниками имущества, находящегося на их балансе. В состав данного имущества  входит имущество, внесенное в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также иное имущество, произведенное и приобретенное  этими юридическими лицами в процессе их деятельности. Исключение составляют государственные и муниципальные  предприятия, а также учреждения, финансируемые собственником. В  отношении имущества, закрепленного  за ними, применяется режим права  хозяйственного ведения или права  оперативного управления (ст. 294, 296 ГК), но не права собственности.

В особом положении находятся  общественные и религиозные организации (объединения), а также благотворительные  и иные фонды. Являясь собственниками принадлежащего им имущества, они вместе с тем в части использования  данного имущества должны подчиняться  двум требованиям, указанным в п. 4 статьи 213 ГК РФ. Во-первых, использование  имущества производится лишь для  достижения целей, предусмотренных  учредительными документами организаций (объединений) и фондов. Во-вторых, в  случае ликвидации организаций (объединений) и фондов оставшееся имущество не подлежит распределению между их учредителями (членами), а используется в целях, указанных в учредительных  документах.

В п. 1 статьи 214 ГК РФ рассматриваются  два вида государственной собственности, существующей в Российской Федерации: федеральная собственность и  собственность субъектов РФ. Соответственно, субъектом права федеральной  собственности является Российская Федерация как государство, субъектами права собственности второго  вида - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. При этом под  государством (государственным образованием) следует понимать государственно-политическую организацию, осуществляющую публичную  власть в стране (на территории субъекта РФ), связанную, но не совпадающую с  гражданским обществом. Право собственности каждого вида государственной собственности, а в пределах второго вида и каждого отдельно взятого субъекта РФ, считается самостоятельным правом. Вместе с тем в условиях федеративного государства указанные права следует рассматривать как части федеративной системы государственной собственности страны.

Остаточный принцип в  отношении права собственности  на землю и другие природные ресурсы, закрепленный в п. 2 статьи 214 ГК РФ, не соответствует основным направлениям в развитии современного законодательства в данной сфере. Так, он вообще не распространяется на недра, которые (ст. 1.2 Закона о недрах) объявлены государственной собственностью, и многие другие природные ресурсы, а также отдельные категории  земель. В свете развивающегося законодательства о природных ресурсах следует  толковать и положения п. 2.

ГК РФ определены два вида имущества, находящегося в государственной  собственности: 1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями  и учреждениями соответственно на праве  хозяйственного ведения и праве  оперативного управления, и 2) имущество, составляющее государственную казну  Российской Федерации и казну  субъектов РФ.

Применительно к названным  видам имущества было бы правильным говорить о праве государственной  собственности так, как это обозначено в названии комментируемой статьи, а не государственной собственности  вообще. Понятие государственной  собственности как экономической  категории включает в себя наряду с указанными видами имущества также  имущество государственных хозяйственных  товариществ и обществ. Имущество  первого вида предназначается для  использования в производственных, научных, образовательных, социально-культурных целях.

Что касается имущества казны, то под таковым понимаются все  виды имущества, в том числе и  финансовые ресурсы, не закрепленные Российской Федерацией или соответствующим  субъектом РФ за государственными предприятиями  и учреждениями. Это - финансовые ресурсы, находящиеся в ведении федерального казначейства, входящего в качестве структурного подразделения в состав Минфина России, казначейств субъектов  РФ; материальные ресурсы, находящиеся  в ведении Минимущества России и  его территориальных органов  исполнительной власти субъектов РФ, а также других указанных в  законе органов государства, управомоченных выступать от имени Российской Федерации  и соответствующих субъектов  РФ.

Муниципальная собственность  представляет собой отдельную форму  собственности, существующую параллельно  с государственной. Соответственно, право муниципальной собственности  должно рассматриваться как самостоятельное  право собственности. По своему характеру  и юридической природе оно  находится в одном ряду с правом государственной собственности. Их сближает то, что через посредство органов публичной власти оба  названных права призваны обеспечивать общественные, а не частные интересы. Но между ними имеются и значительные различия. Если субъектами права государственной  собственности являются государство  и государственные образования  как публично-властные структуры, отделенные от гражданского общества, то в качестве субъектов муниципальной собственности  выступают городские и сельские поселения, другие муниципальные образования, иными словами, население, проживающее  на территории данных поселений и  образований, наделенное правом на местное  самоуправление и осуществляющее функции  публичной власти через систему  избираемых ими органов местного самоуправления. Как отмечено в ст. 130 Конституции, местное самоуправление обеспечивает владение, пользование  и распоряжение муниципальной собственностью, т.е. имуществом, находящимся в муниципальной  собственности, а управляют муниципальной  собственностью, согласно ст. 132 Конституции, органы местного самоуправления. Аналогичное  положение закреплено и в п. 2 статьи 215 ГК РФ.

Имущество, являющееся объектом права муниципальной собственности, подразделяется на те же группы, что  и государственное имущество. Это: 1) имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на режиме права хозяйственного ведения  и права оперативного управления, и 2) имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющее муниципальную казну соответствующего поселения или иного муниципального образования.Имущество первой группы имеет в основном социальное (образование, медицина, культура) и производственное значение. Имущество второй группы призвано удовлетворять потребности населения, связанные с проживанием на территории соответствующего поселения или иного муниципального образования, а также финансово и материально обеспечивать деятельность органов местного самоуправления.

 

Имущество, находящееся в  муниципальной собственности, по своему видовому, количественному и стоимостному состоянию, естественно, не совпадает  с тем имуществом, которое является объектом права государственной  собственности. По указанным параметрам оно более ограничено, поскольку  предназначено для решения функционально  отличных от государственных задач  местного значения.

3. Собственность  в экономическом и юридическом  смысле

Главный исследуемый предмет - право собственности.

Общепризнанно, что вопрос собственности - это, пожалуй, один из самых  главных вопросов, определяющих генерацию, существование и пути развития человеческого  общества. От того, как (и кем) он поставлен, решается и регулируется в данный момент времени (в том числе и  в данный исторический промежуток времени) зависит устойчивость, благополучие, а зачастую и само существование  любого общества (как, впрочем, и каждого  отдельного члена данного общества).

При этом общественность, чаще всего, рассматривает собственность  как категорию социально-экономическую. В этом смысле наиболее близким к  истине мне представляется определение  собственности как особого, основополагающего  общественного отношения.

В самом деле, собственность  невозможно представить без того, чтобы одни индивиды (либо их группы) относились к конкретным вещам, условиям и продуктам производства как  к своим, а прочие - как к чужим. Из этого с очевидностью следует, что собственность - это отношение  индивида к вещи.

При этом, поскольку речь идёт об отношении разных людей к  одной и той же конкретной вещи, то имеются основания говорить о  собственности как об отношениях между индивидами по поводу вещей.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что собственность  немыслима не только без отношения  собственника к вещи как к своей, но и без отношения всех остальных  членов общества к данной вещи как  к чужой и, более того, как к  находящейся под суверенной властью  данного лица. Таким образом, собственность - это общественное отношение.

При более полном развертывании  определения собственности, как  экономической категории, различные  экономисты исходили из разных оснований - статичности или динамичности этой категории, основных ее проявлений в повседневной практике, ее классового и исторического характера и так далее. С моей точки зрения, наиболее функциональным, с точки зрения настоящего исследования является определение через основные проявления хозяйственного господства собственника над вещью: владение, пользование, распоряжение.

Статика отношений собственности  выражается во владении, означающим полное хозяйственное господство собственника над данной вещью, ее “закрепленность” за индивидами или их сообществами. Пользование, в экономическом смысле, определяется как извлечение из вещи полезных свойств путем ее производительного  или личного непроизводственного  потребления. Распоряжение означает совершение в отношении действий и иных актов, определяющих ее судьбу, вплоть до отчуждения или уничтожения вещи. В пользовании  и распоряжении отражается динамика отношении собственности.

Таким образом, собственность, как экономическая категория, определяется как отношение индивидов либо сообщества индивидов к принадлежащей  им вещи, как к своей, которая выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении воздействия  всех иных субъектов в ту сферу  хозяйственного господства, на которую  распространяется власть собственника, то есть как общественное отношение  по поводу владения распоряжение и  распоряжение вещью.

В обществе, где все основные отношения в той или иной форме  урегулированы правом такого рода, глобальное общественное отношение  не может не быть также урегулировано  правом. Таким образом, имеются основания  говорить о собственности не только как о социально-экономической, но и о правовой категории.

Право собственности, с точки  зрения юридической, может быть определено в объективном и субъективном смысле.

4. Основания  возникновения и прекращение  права собственности

4.1. Основания  и способы приобретения права  собственности.

 «Основаниями возникновения  (приобретения) права собственности  являются различные правопорождающие  юридические факты, т. е. обстоятельства  реальной жизни, в соответствии  с законом влекущие возникновение  права собственности на определенное  имущество у конкретных лиц». Основания приобретения права  собственности называются также титулами собственности. Титульное владение – это владение вещью, основанное на каком-либо праве, вытекающем из соответствующего юридического факта (например, право собственности, основанное на договоре купли-продажи вещи или на переходе ее в порядке наследования).

Титулы собственности  могут приобретаться различными способами. Все способы приобретения права собственности можно разделить  на две группы:

- Первоначальные, т. е.  не зависящие от прав предшествующего  собственника на данную вещь (включая  и случаи, когда такого собственника  ранее вообще не имелось);

- Производные, при которых  право собственности на вещь  возникает по воле предшествующего  собственника (чаще всего – по  договору с ним).

К первоначальным способам приобретения права собственности  относятся:

- Создание (изготовление) новой  вещи, на которую ранее не было  и не могло быть установлено  ничьего права собственности;

- Переработка и сбор  или добыча общедоступных для  этих целей вещей;

- При определенных условиях  – самовольная постройка;

.Приобретение права собственности на бесхозяйное имущество, в том числе на имущество, от которого собственник отказался или на которое утратил право.

Информация о работе Собственность и право собственности