Содержание авторских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – комплексное рассмотрение института авторского права как части отрасли гражданского права.
Задачи, заключаются в рассмотрении и анализе следующих положений:
- понятие и предмет авторского права;
- объекты авторского права;
- субъекты авторского права;
- содержание авторских прав.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1 Становление авторского права в Российской Федерации……………..6
1.1 История становления авторского права в Российской Федерации....6
1.2 Понятие и предмет авторского права………………………………..10

2 Объекты гражданского права…………………………………………..14
2.1 Понятие и признаки объекта авторского права……………………..14
2.2 Правовое значение отдельных элементов произведения…………..20
2.3 Виды охраняемых произведений…………………………………….23
2.4 Произведения, не охраняемые авторским правом………………….30

3 Субъекты авторского права…………………………………………….32
3.1 Авторы произведений. Соавторство…………………………………32
3.2 Наследники и иные правопреемники………………………………..37
3.3 Организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе……………………………………………………………39

4 Содержание авторских прав……………………………………………41

Заключение………………………………………………………………..49

Список использованных источников……………………………………53

Вложенные файлы: 1 файл

Авторское право.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

Авторское право - часть гражданского права, регулирующая отношения, которые  складываются в связи с использованием произведений науки, литературы и искусства, выраженных в объективной форме (рукопись, чертеж и т.п.), позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора.

Таким образом, авторское право  – «право имущественно-лично-общественного  свойства»8.

Закон об авторских правах и смежных  правах достаточно полно раскрывает предмет правовых регулирований, условий возникновения авторского права, сфер его действия, переход его к другим лицам. Особая часть описывает организационно-правовые вопросы, а также функции и обязанности организаций и компаний, которые управляют имущественными правами на коллективной основе. В Последней части содержатся нормы, которые раскрывают понятия нарушения авторских или смежных прав, варианты защиты и обеспечения соответствующих исков.

Безусловно, необходимо пояснить само понятие предмета, регулирующего авторское право. Предметом является интеллектуальная собственность. Этот термин достаточно широко, но довольно неконкретно и размыто, из-за чего возникают споры об уместности его применения в юриспруденции.

Существование в России правового института интеллектуальной собственности подтверждено в Конституции Российской Федерации (часть 1 статьи 44), а его понятие раскрывает статья 138 ГК Российской Федерации, согласно которой, интеллектуальная собственность является исключительным правом граждан или юридических лиц на результаты интеллектуальной деятельности, а также средства индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменные наименования, товарные знак, знаки обслуживания и т.д.). При этом, применение результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительного права, может осуществляться третьим лицом только с согласия правообладателя (абзац 2 страница 138 ГК Российской Федерации).

Интеллектуальная собственность  включает права, которые относятся к:

 

литературным, художественным либо научным  произведениям.

исполнительной деятельности артистов, звукозаписи, телерадиовещанию.

промышленным образцам.

изобретениям во всех областях человеческой деятельности.

научным открытиям.

товарным знакам, коммерческим обозначениям и фирменным наименованиям.

защите от недобросовестной конкуренции 

 Институт авторского  права и смежных прав обеспечивает  выполнение двух основных функций авторского права:

1) Стимулирование деятельности по созданию произведений науки, литературы, искусства. В этих целях авторское право способствует определению условий для занятия творческим трудом, обеспечивает правовое защиту и признание достигнутых творческих результатов, закрепляет за авторами права на применение, созданных ими, произведений, получение доходов и т.п.

2) Создание условий для масштабного использования произведений в интересах общественности.

 Авторское право  - это одна из основополагающих  цивилистических категорий. Его  понятия в различных правовых системах имеют свои различия, сущность которых выражается через термины авторского права и права автора.

В собрании материалов по интеллектуальной собственности имеется  следующее понятие авторского права: Авторское право – это часть  гражданского права, охраняющая права создателей интеллектуальных произведений. На мой взгляд, далеко не все интеллектуальные произведения охраняются авторскими правами. Некоторые результаты интеллектуальной деятельности охраняются патентными правами. Также не подпадает под защиту авторского законодательства охрана и регулирование фирменных наименований, знаков обслуживания, товарных знаков и других средств индивидуализации юридических лиц, индивидуализации выпускаемой продукции, работ или услуг. Все вышеперечисленное – это объекты   гражданских, но не авторских прав.

Определить объект авторских  прав через категорию интеллектуальных произведений означает выход за пределы  авторских прав, хоть и в рамках гражданско-правовой системы. Определенный интерес к авторскому праву представляет уяснение места авторского права в контексте интеллектуальной собственности, в системе отрасли.

 

 

 

 

2 Объекты гражданского  права

2.1 Понятие и признаки  объекта авторского права 

 

Согласно ст.ст. 1259 и 1256 ГК РФ авторское право распространяется на произведении науки, литературы и искусства, являющиеся результатами творческой деятельности, независимо от назначения и достоинств произведения, а также способа его выражения. Кроме того, подчеркивается, что законом охраняются как обнародованные произведения, так и необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме.

В юридической литературе предложено немало научных определений произведения как объекта авторского права, однако наибольшее распространение получило определение, сформулированное в 1956 г. В. И. Серебровским: «Произведение - это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения»9.

В этом и иных определениях подчеркивается, что произведение есть прежде всего благо нематериальное, как реально существующее явление окружающего мира оно выступает в виде комплекса идей и образов. В связи с этим всегда важно различать само произведение, имеющее нематериальную сущность, и форму его воплощения, т. е. ту вещественную форму, которая является материальным носителем произведения (например, рукопись, рисунок, нотная запись и т. п.). При этом связь произведения со своим материальным носителем может быть неразрывной. Так, картина и скульптура как результат труда художника настолько тесно связаны с формой, в которую они облечены, что составляют с ней одно неразделимое целое. Но, несмотря на это единство, картина и скульптура выступают одновременно как объекты авторского права и как объекты права собственности.

Материальные носители произведений могут быть уникальны, но авторское право охраняет произведение как систему идей, мыслей и образов  именно в связи с возможностью его воспроизведения. Поэтому авторское право на произведение сохраняется даже в случае гибели того материального носителя, в котором оно было воплощено: Конечно, практическое значение это имеет лишь тог да, когда, например, сохранилась копия или репродукция утраченного произведения искусства, когда литературное или музыкальное произведение могло быть кем-либо воспроизведено по памяти и  т. д.

Однако не всякое произведение как результат мыслительной деятельности человека охраняется нормами авторского права. Объектами авторского права признаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками. Такими признаками являются творческий характер произведения и объективная форма его выражения.

В самом ГК признак творчества не раскрывается, в связи с чем в литературе дается немало его определений. Чаще всего творчество определяется как деятельность человека, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

Показателем творческого  характера произведения, по мнению большинства ученых, является его новизна. Новизна в данном случае рассматривается как синоним оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой идее, новой научной концепции и т. п.

Произведение как результат творческой деятельности автора становится объектом авторского права лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме. До тех пор пока мысли и образы автора не проявились вовне, а существуют лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми, и, следовательно, не существует и практической надобности в их правовой охране.

Чтобы творческий результат  приобрел общественную значимость и  характер объекта авторского права, он должен быть воплощен в какой-либо объективной форме - письменной (рукопись или нотная запись), устной (публичное произнесение речи, публичное исполнение музыки), звуко- и видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т. п.), изображения (рисунок, чертеж, фотокадр и др.). Иными словами, произведение должно существовать в форме, которая отделена от личности автора и приобрела самостоятельное значение.

Объективная форма выражения  произведения тесным образом связана  с возможностью его воспроизведения. Относительно характера данной связи в российской юридической литературе существуют две позиции. По мнению одних ученых, объективная форма и воспроизводимость произведения составляют единый признак охраноспособного произведения. Иными словами, само наличие у произведения объективной формы свидетельствует о возможности его воспроизведения. Так, музыку можно воспроизвести с того момента, как она прозвучала, хотя бы автор не прибегнул к записи. Точно так же можно воспроизвести новую научную мысль, если она выражена устно.

Другие ученые полагают, что воспроизводимость является самостоятельным признаком произведения или, что то же самое, закон охраняет только такие произведения, объективная форма которых обеспечивает возможность их воспроизведения без участия самого автора. Они признают, что произнесенные речи и доклады, исполненные музыкальные произведения и прочитанные устно стихотворения, даже если они нигде и никак не зафиксированы, существовали в объективной форме, иначе они не могли бы восприниматься другими людьми. Но такая форма, не связанная с каким-либо материальным носителем, является крайне неустойчивой, легко может быть утрачена и искажена. Никакой слушатель или зритель, кроме, может быть, случаев особой гениальности, не в состоянии запомнить и воспроизвести во всех деталях публично исполненное произведение.

Законодатель (ч. 1 ст. 1259 ГК) однозначно признал, что авторским правом охраняются любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с материальным носителем. Конечно, защита подобных произведений, например публично произнесенных, но нигде не зафиксированных речей, лекций, докладов, особенно защита их от искажения, представляется более сложной, чем защита произведений, связанных с каким-либо материальным носителем. Но в принципе она может быть обеспечена, в связи с чем исключение из закона специального упоминания о возможности воспроизведения результата творческой деятельности как особого признака охраняемого произведения представляется оправданным.

В юридической литературе было высказано мнение, что одним поддержки ни в юридической науке, ни в законодательстве. Более того, ч. 1 ст. 1259 ГК прямо подчеркивает, что авторское право распространяется на все произведения независимо от их назначения и достоинств. Это означает, что авторским правом в равной степени охраняются как высокохудожественные произведения, так и те произведения, художественные достоинства которых невысоки.

Это и понятно, так  как иное решение вопроса открыло бы широкое поле для субъективизма, ибо невозможно выявить какие-либо объективные показатели полезности и особых достоинств произведения. Вопрос о данных качествах произведения решается на этапе использования произведения, когда оценивается целесообразность издания, публичного показа или иного использования произведения, определяется объем тиража и размер авторского гонорара и т. д. Но даже если произведение нецелесообразно использовать ввиду его художественной слабости, наличия ошибок или в связи сего непригодностью по другим мотивам, это не означает, что такое произведение не должно пользоваться правовой охраной.

Для возникновения, осуществления  и охраны авторского права не требуется  регистрации произведения, иного  специального оформления произведения или соблюдения каких-либо других формальностей. Это принципиальная позиция законодательства России, в соответствии с которой авторское право порождает сам факт создания произведения (ч. 4 ст. 1259 ГК РФ).

Кроме того, закон не требует подтверждения наличия у произведения предусмотренных им критериев, т. е. необходимости какой-либо квалификации произведения как такового для признания его объектом авторского права.

После присоединения  СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. на всех печатных изданиях (книгах, журналах, конвертах грампластинок и т. п.) стал проставляться знак охраны авторского права, который состоит из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности: ©; имени обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения (ст. 1271 ГК РФ).

Использование данного  знака охраны не означает ведения в российское право требования о выполнении формальностей как условия возникновения охраны. Применение знака охраны зависит от усмотрения обладателя исключительных авторских прав. Правовой охраной в равной степени будут пользоваться как произведения, на которых проставлен знак охраны, так и произведения без такого знака10.

Основной целью снабжения  произведения данным знаком является оповещение третьих лиц о том, что они имеют дело с охраняемым произведением. Это не только служит предупреждением против нарушения чужих авторских прав, но и облегчает процесс доказывания вины нарушителя, если таковое все-таки состоится.

Информация о работе Содержание авторских прав