Содержание авторского договора, порядок его заключения, изменения и прекращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 00:40, курсовая работа

Краткое описание

Одним из ключевых показателей создания гражданского общества на всех этапах развития является степень развития и использования в хозяйственной деятельности достижений науки, культуры и техники. Решение экономических проблем общества в целом и отдельной страны в частности зависит от уровня их интеллектуального потенциала. Для наращивания умственного потенциала нужны не только соответствующий человеческий фактор, наличие технических и технологических условий развития интеллектуальных возможностей, но и формирование необходимых правовых предпосылок. С одной стороны, необходимо создание юридической базы, позволяющей наиболее эффективно использовать существующие результаты творческой деятельности, с другой - правовые основы должны способствовать развитию творческой деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3

1 Авторский договор в системе гражданских правоотношений………………..6

2 Понятие и классификация авторского договора……………………………...21
2.1 Понятие авторского договора……………………………….......................21
2.2 Основные классификации и виды авторских договоров….......................25

3 Содержание авторского договора, порядок его заключения,
изменения и прекращения…………………………………………………….38

Заключение …………………………………………………………………........60

Вложенные файлы: 1 файл

Авт. договор.doc

— 373.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 Введение…………………………………………………………………………....3

 

1 Авторский договор  в системе гражданских правоотношений………………..6

 

2 Понятие и классификация авторского  договора……………………………...21

2.1 Понятие авторского  договора……………………………….......................21

2.2 Основные классификации и виды авторских договоров….......................25

 

3 Содержание авторского договора, порядок его заключения,

  изменения и прекращения…………………………………………………….38

 

Заключение …………………………………………………………………........60

 

Глоссарий…………………………………………………………………............62

 

Список использованных источников……………………………………….......64

 

Приложение А……………………………………………………………………67

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из ключевых показателей создания гражданского общества на всех этапах развития является степень развития и использования в хозяйственной деятельности достижений науки, культуры и техники. Решение экономических проблем общества в целом и отдельной страны в частности зависит от уровня их интеллектуального потенциала. Для наращивания умственного потенциала нужны не только соответствующий человеческий фактор, наличие технических и технологических условий развития интеллектуальных возможностей, но и формирование необходимых правовых предпосылок. С одной стороны, необходимо создание юридической базы, позволяющей наиболее эффективно использовать существующие результаты творческой деятельности, с другой - правовые основы должны способствовать развитию творческой деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Конституции Российской Федерации  каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а интеллектуальная собственность охраняется законом.1

Наука, литература, искусство, культура и информация являются важными  составные частями  жизни  и деятельности любого общества.

Важное общественное значение авторского права состоит в том, что оно является правовой оболочкой, в которой появляются и существуют все эти составные части общественной жизни. Авторское право, прежде всего, стимулирует создание новых авторских произведений. Кроме того, оно способствуют их широкому использованию, что приносит значительные доходы авторам и иным владельцам авторских прав, а также оказывает благоприятное воздействие на науку, литературу, искусство, культуру общества.

Тема «Авторский договор. Понятие и виды» была выбрана мною для дипломной работы не случайно.

Актуальность изучения данной темы непосредственно связана с той ролью, которую играет авторский договор в системе правоотношений в области регулирования прав и обязанностей в сфере интеллектуального труда.

Способствуя созданию условий  для занятия творческим трудом, обеспечивая правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепляя за авторами права на использование созданных ими произведений и получение доходов от такого использования, авторское право одновременно создает условия для использования произведений в интересах общества, в целях образования и просвещения, ознакомления самой широкой аудитории с культурным наследием и новыми творческими достижениями.

Для коммерческого использования  произведения чаще всего необходимо наличие определенной организации, принимающей на себя, в расчете на соответствующие доходы, доведение этого произведения до тех, для кого оно предназначается: читателей, зрителей, слушателей. Авторское право исторически возникло в качестве специфического средства правовой охраны интересов издателей и книготорговцев, защищая интересы издательства через защиту интересов автора.

В современном мире тиражирование  материальных носителей объектов авторского права сформировалось в крупную отрасль индустрии с рядом подотраслей: выпуск книг и кинофильмов, программного обеспечения и компьютерных игр, аудио- и видеозаписей. В некоторых странах проводились специальные исследования, в результате которых было выявлено, что доля валового национального продукта, приходящаяся на «производства, основанные на авторском праве», колеблется между тремя и семью процентами.

На «индустрию авторских  прав» в 2009 году в США приходилось  примерно пять с половиной процентов валового внутреннего продукта.

Так же в последнее время как в России так и за рубежом остро встала проблема правового регулирования авторских правоотношений в глобальной компьютерной сети Интернет. И это не единственный пример, когда с течением времени появляются новые виды творческих произведений и новые формы их использования. Я думаю мало, кто мог предположить несколько лет назад, что встанет проблема нарушения авторских прав в такой сфере как оборот мелодий для сотовых телефонов, а, тем не менее, объем этого рынка на сегодняшний момент составляет ежегодно 300 миллионов долларов.

Этот вклад в общественное производство страны превышает вклад  любой обрабатывающей отрасли, включая  производство самолетов, электронного и другого промышленного оборудования. Следует также учитывать эффект «вторичной отдачи» авторского права, наличие огромного числа базирующихся на нем производств.

Целью данной работы является необходимость охарактеризовать особенности заключения авторского договора.

Достижение данной цели предполагает решение ряда следующих задач:

1. Определить место авторского договора в системе гражданско–правовых отношений.

2. Охарактеризовать классификацию  гражданско–правовых договоров.

3. Описать порядок заключения, изменения и расторжения авторского договора.

Также в дипломной работе рассматриваются виды объектов авторского права. Анализируются все имущественные права автора произведения: права на воспроизведение, распространение, публичное исполнение и публичный показ, публичное оповещение, а также другие имущественные права автора.

В общем, следует подчеркнуть, что все монографические исследования проблем защиты прав интеллектуальной собственности на произведения науки, литературы и искусства спроектированное на возможность использования зарубежного опыта в условиях украинского законодательства, что проводить эти исследования особенно ценно.

Эти исследования полезны для законодательной  практики, они могут использоваться в учебном процессе, служить базой для дальнейших исследований данных проблем.

 

 

1 Авторский договор в системе гражданских правоотношений

 

Изменение функции знания и культуры в цивилизации конца  ХХ века привело к резкому увеличению масштабов использования результатов интеллектуальной деятельности.1

Творения человеческого разума приобрели значение одного из важнейших видов объектов экономического оборота.

Отдельные элементы авторского права  появились очень давно. Можно  вполне обоснованно утверждать, что социальное, этическое и политическое значение произведений науки и искусства признавались на протяжении всей сознательной истории человечества.2

Уже в Древней Греции существовали правила о сохранении текстов  трагедий для осуществления контроля за соответствием исполняемого на сцене  представления подлинному авторскому произведению.

Творения Эсхила, Софокла и Еврипида должны были доводиться до публики в неискаженном виде. Гонорар как форма оплаты творческого труда, особенности права собственности на произведения искусства были известны еще римскому праву.

Однако в целом «экономической стороне» авторского права долгое время не придавалось особого значения.

С изобретением печатного станка (в 1448 г.), открытием для человечества «галактики Гуттенберга» появилась возможность пустить «романы и поэмы» в экономический оборот, возможность широко торговать ими. Благодаря печатному станку и мануфактурам любые рукописи, а затем и иные материальные носители произведений могли быть быстро и относительно дешево размножены.3

Издание книг всегда требовало затрат максимальных средств и усилий от того, кто делал это первым. Ему же приходилось оплачивать и труд автора. Конкуренты не несли расходов, связанных с подготовительной стадией, и могли предложить публике тот же товар по более низким ценам. В результате ни создатель произведения, ни издатель, оплачивавший его труд, часто не получали никаких экономических выгод от своей деятельности. Такое положение препятствовало распространению культурных ценностей. Необходимо было добиться, чтобы каждое заинтересованное лицо могло реализовать свои материальные интересы через рыночный механизм и в то же время «никто не собирал урожая там, где ничего не посеял».1

Возникла настоятельная  потребность в осуществлении  государством регулирующей, координирующей, законодательной функций в данной области, в обеспечении внутригосударственной защиты и международно-правовой охраны авторских прав.Наиболее важной задачей было четкое определение того, что принадлежит одному лицу, а что другому; кто, на что имеет право.

Решение этой задачи могло обеспечить только государство. Осуществление  правового регулирования, установление правил, ориентиров для человеческого поведения, предложение законных способов достижения правомерных целей - и дальнейшее подчинение человеческого поведения руководству этих правил, осуществление охраны отвечающих их требованиям общественных отношений являются основными задачами всякого цивилизованного государства. «Закон есть ... общее обещание государства», «где нет норм права, там все должно рассматриваться как бы с подозрением»2 - считали римские юристы, а философ Джон Локк писал, что «свобода людей, находящихся под властью государства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, единое для каждого члена общества и установленное государственной властью, созданной в нем; это - свобода следовать своим собственным желаниям во всех случаях, когда реализация этих желаний не приводит к нарушению закона, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека».3 С другой стороны, можно рассматривать право как совокупность гарантий, которые предоставляются государством, как «способность обязывать других»(согласно определению понятия права, данному когда-то И. Кантом).1

Результаты интеллектуальной деятельности могут становиться  объектами правоотношений только тогда, когда они облекаются в какую-либо объективную форму, обеспечивающую их восприятие другими людьми.

Экономическая сторона авторского права включает также имущественные авторские правомочия, защищающие автора от экономического диктата партнеров (издателей, продюсеров).

Особенности творческих профессий требуют действенных законодательных норм, способствующих социально-экономической интеграции авторов в общество. Современные писатели, художники, артисты нуждаются в особых формах стимулирования их деятельности и защиты их интересов, в такой системе социального обеспечения и в таких нормах гражданского, трудового, налогового права, которые принимают во внимание их низкий и непостоянный доход, «уязвимость» их позиций в качестве субъектов рыночных отношений.

Проблема интеллектуальной собственности достаточно новая для Российского законодательства, впервые это понятие было использовано в ст.1 Закона о собственности в РСФСР от 24 декабря 1990 г.

В Конституции РФ понятия «собственность»  в ее имущественном значении и «интеллектуальная собственность», как результат свободной творческой деятельности отнесены, к разным статьям (ст.35 и ст.44)2, а правовая формула «владения, пользования и распоряжения» отнесено только к имущественным правам. С принятием первой части Гражданского Кодекса РФ (от 21.10.1994) противоречия заложенные законом о собственности были в значительной степени устранены. Так в соответствии со ст.138 ГК РФ «интеллектуальная собственность» определена как самостоятельный объект гражданских прав и установлен достаточно жесткий режим ее защиты.3 В ней говориться, что в случаях и в порядке установленных Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.).

Нормативные акты, прямо регулирующие вопросы, связанные  с защитой интеллектуальной собственности, в целом соответствуют общепринятым международным требованиям. В тоже время, оценивая ситуацию, сложившуюся  на сегодня в России в сфере защиты авторских прав, приходится констатировать, что она далека от идеала. Причин тому достаточно много: экономическое положение страны в целом, низкий уровень правовой культуры населения и т.д. В законах, прямо не регулирующих авторские отношения, но затрагивающих в ряде случаев вопросы, связанные с правовым статусом объектов интеллектуальной собственности, допускаются ошибки и устанавливаются правовые режимы, прямо противоречащие как действующему Российскому законодательству так и международным актам. Так в статье 10 Закона «О государственной тайне» говориться «о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (далее - собственник информации)»1 и вообще вся статья исходит из того, что правовой режим информации идентичен правовому режиму материальных объектов.

Информация о работе Содержание авторского договора, порядок его заключения, изменения и прекращения