Соотношение Гражданского права и других отраслей российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотрение основных аспектов гражданского права как отрасли права.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие гражданского права и его источников;
- изучить предмет и метод гражданского права;
- кратко охарактеризовать особенности системы отечественного права;
- показать место гражданского права в системе права;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА………………………………………………………………………………..5
1.1 Понятие гражданского права и его источников……………………………….5
1.2 Предмет и метод гражданского права………………………………………….7
2. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ ОТРАСЛЕЙ………...15
2.1 Особенности системы отечественного права………………………………...15
2.2 Критерии отграничения гражданского права от других отраслей права…...17
2.3 Место гражданского права в системе права………………………………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая соотношение гражданского права и других отраслей российского права.docx

— 68.96 Кб (Скачать файл)

- во-вторых, рассматриваемые  отношения по общему правилу  носят эквивалентно-возмездный характер, свойственный нормальному товарообмену, стоимостным экономическим отношениям. Возможны, конечно, и безвозмездные  имущественные отношения (например, дарение, безвозмездный заем, безвозмездное  пользование чужим имуществом  и т.д.). Они, однако, вторичны, производны от возмездных имущественных отношений и не являются обычной формой товарообмена;

- в-третьих, участники  данных отношений, будучи самостоятельными  товаровладельцами, выступают в  качестве равноправных и независимых  друг от друга субъектов, которые  не находятся в состоянии административной  или иной властной подчиненности.

Имущественные отношения  принадлежности материальных благ юридически оформляются как вещные правоотношения, которые разделяются на отношения  собственности и отношения иных (ограниченных) вещных прав. Отношения  собственности закрепляют принадлежность вещи собственнику, имеющему максимальные законные возможности по ее использованию. Иные вещные права регламентируют правовой режим имущества собственника, которое  в определенных рамках иногда вправе использовать и другие лица.

Основными гражданско-правовыми формами имущественных отношений и соответственно главными подразделениями (подотраслями) гражданского права являются: вещное право; обязательственное право; исключительные (интеллектуальные) права; корпоративное право.

Личные неимущественные  отношения, входящие в предмет гражданского права, прежде всего, объединяет их нематериальная, неимущественная природа. Они не являются экономическими по своей сути отношениями. При этом одни из них достаточно тесно связаны с имущественными отношениями, а другие, напротив, характеризуются сугубо личностной природой. Поэтому неимущественные отношения, составляющие предмет гражданско-правового регулирования, состоят из двух групп [9, C. 11].

Во-первых, это – неимущественные отношения создателей результатов интеллектуального творчества (авторов, изобретателей, исполнителей, патентообладателей). Таким образом, данная группа неимущественных отношений характеризуется их взаимосвязью с имущественными отношениями, что в значительной мере предопределяет и возможность, и необходимость их гражданско-правового регулирования. В соответствии с двойственной природой их гражданско-правовое оформление осуществляется с помощью исключительных (имущественных) и личных неимущественных прав авторов и других создателей результатов интеллектуального творчества. В свою очередь, взаимосвязь имущественных и неимущественных прав влечет необходимость их общего правового оформления в рамках гражданско-правовой подотрасли "интеллектуальной собственности" (институтов авторского, патентного, исполнительского права и близких к ним) [19, C. 21].

Другая группа личных неимущественных  отношений, входящих в предмет гражданского права, характеризуется сугубо личным (личностным) характером и полным отсутствием  связи с имущественным оборотом. Речь идет об отношениях, возникающих  в связи с признанием неотчуждаемых  прав и свобод человека и других принадлежащих ему нематериальных благ (жизнь и здоровье человека, достоинство личности, ее честь и  доброе имя, неприкосновенность частной  жизни и т.п.).

По поводу названных объектов могут складываться лишь чисто личные, неимущественные отношения, поскольку они не имеют какого-либо экономического содержания и не могут стать предметом товарообмена. Данные нематериальные блага неотделимы от человеческой личности и не могут ни отчуждаться другим лицам, ни прекращаться по каким-либо основаниям.

Личные неимущественные  отношения, составляющие предмет гражданского права, представляют собой отношения  независимых друг от друга частных  лиц, реализующих свои собственные, частные (в том числе неимущественные) интересы. Этим обусловлена их известная  общность с имущественными отношениями, регулируемыми гражданским (частным) правом.

Метод правового регулирования  представляет собой комплекс правовых средств и способов воздействия  соответствующей отрасли права  на общественные отношения, составляющие ее предмет. Для того чтобы такое  воздействие (регулирование) было эффективным, т.е. достигало результата, на который оно рассчитано, должны быть использованы средства, соответствующие природе регулируемых отношений. Иначе говоря, содержание метода правового регулирования в существенной мере предопределяется характером регулируемых отношений (предметом правового регулирования).

Отраслевой метод правового  регулирования общественных отношений  раскрывается в четырех основных признаках: характер правового положения  участников регулируемых отношений; особенности  возникновения правовых связей между  ними; специфика разрешения возникающих  конфликтов; особенности мер принудительного воздействия на правонарушителей.

С учетом особенностей частноправового  регулирования эти признаки в  гражданском праве выглядят следующим  образом.

Экономическая независимость  и самостоятельность участников регулируемых гражданским правом отношений  закрепляются путем признания их юридического равенства, составляющего  основную характеристику метода гражданского права. Речь идет именно о юридическом, а не об экономическом (фактическом) равенстве, которое практически всегда отсутствует [17, C. 121].

Самостоятельность и независимость  участников по общему правилу исключает  возникновение между ними каких-либо правоотношений помимо их согласованной, общей воли (по воле только одного из них или по указанию органа публичной  власти). Поэтому наиболее часто  встречающимся (хотя и отнюдь не единственным) основанием возникновения прав и  обязанностей участников гражданского оборота является их договор (соглашение). Односторонние же действия лица чаще всего влекут здесь возникновение  или прекращение обязанностей, а  не приобретение прав, причем именно в  отношении этого лица, но не других субъектов (например, обязанность организатора торгов заключить соответствующий  договор с их победителем; исполнение должником своего обязательства  уплатить денежный долг и т.п.).

Предоставление сторонам права самим определять свои взаимоотношения  и их содержание отражается в преобладании в гражданском праве диспозитивных  предписаний, содержащих возможность  для участников регулируемых отношений  самостоятельно выбрать наиболее целесообразный для них вариант поведения. Более  того, они вольны по своему усмотрению использовать или не использовать предоставляемые  им гражданским правом средства защиты их интересов. Этим и предопределяется инициативный характер подавляющего большинства  гражданских правоотношений.

Наконец, независимость и  равенство участников предполагают, что споры между ними могут  разрешать только независимые от них органы, не связанные с кем-либо из них организационно-властными, имущественными, личными или иными отношениями. Отсюда – судебный порядок защиты гражданских прав и разбирательства возникающих конфликтов, осуществляемый согласно п. 1 ст. 11 ГК государственными судами общей юрисдикции или государственными арбитражными судами, а также самостоятельно создаваемыми сторонами спора третейскими судами. Если даже закон предусматривает административный порядок разрешения какого-либо гражданско-правового спора, принятое в таком порядке решение в любом случае может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11 ГК).

Поскольку преобладающую  массу отношений, регулируемых гражданским  правом, составляют имущественные (или  связанные с ними неимущественные) отношения, гражданско-правовая ответственность, как и большинство других гражданско-правовых мер защиты, тоже носит имущественный  характер. Она состоит в возмещении потерпевшей от правонарушения стороне  имущественных убытков либо также  во взыскании в ее пользу иных сумм (неустойки) или имущества, как правило, не превышающих размер убытков. Иначе  говоря, ответственность в гражданском  праве имеет компенсационный  характер, соответствующий принципу эквивалентности (возмездности), действующему в сфере стоимостных, товарно-денежных отношений. Возмещение морального вреда по гражданскому праву тоже осуществляется в денежной (имущественной) форме (п. 1 ст. 151, п. 1 ст. 1101 ГК). Даже ответственность за нарушение личных неимущественных прав может состоять в возмещении имущественных убытков (п. 5 ст. 152 ГК).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Гражданское право в системе правовых отраслей

 

2.1 Особенности системы отечественного права

 

До недавнего времени  отечественная правовая система, развивавшаяся  как система советского права, представляла собой комплекс многочисленных самостоятельных  правовых отраслей. Ее главной особенностью было многообразие составляющих элементов  при принципиальном отказе от их общего, традиционного деления на сферы  частного и публичного права.

К числу известных преимуществ  такого подхода можно было отнести  возможность максимального учета  специфики разнообразных видов  общественных отношений, регулируемых правом, тщательность и разветвленность  их регламентации. Однако при этом неизбежными  стали сложности и громоздкость сложившейся системы, необходимость  последовательного размежевания правовых комплексов, затрудняющие их взаимную согласованность. Это было особенно заметно в пограничных, переходных ситуациях, складывавшихся на стыке  отдельных правовых отраслей. Решение  проблемы нередко искали в создании новых, комплексных, или вторичных, правовых отраслей наряду с прежними, общепризнанными, что еще более усложняло всю систему [17, C. 121].

Однако главной задачей  правовой системы является не разграничение  правовых отраслей и их сфер (хотя очевидно, что без этого просто нельзя говорить об их системе), а обеспечение их единого, комплексного воздействия  на регулируемые общественные отношения. Поэтому система права должна характеризоваться внутренней согласованностью всех входящих в нее подсистем (элементов), опирающейся на социально-экономические  и организационно-правовые факторы.

Прежний правопорядок в той  или иной мере достигал этих целей  с помощью построения системы  правовых отраслей по иерархическому принципу. Она представляла собой некую пирамиду, во главе которой находилось конституционное (государственное) право.

Затем следовали подчиненные  ему основные отрасли – гражданское, уголовное, административное, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право – в свою очередь, возглавлявшие группы правовых отраслей, большей частью выделившихся из базовых, материнских (например, из гражданского права выводилось семейное и трудовое право, из административного – финансовое, из гражданско-процессуального – арбитражно-процессуальное право и т.д.).

Таким образом, всю эту  систему пронизывали публичные  начала, оформлявшие безграничное, по сути, вмешательство государства в любые сферы жизни общества и его членов и обеспечивавшие преимущественную защиту государственных и общественных (публичных) интересов. Данный подход вполне соответствовал и административно-плановому характеру огосударствленной экономики, и реальной роли тогдашнего государства в общественной жизни.

Кардинальное реформирование экономического и общественного  строя в качестве одного из неизбежных следствий имело изменение данной системы. Признание частноправовых начал и переход к принципиальному  делению всей правовой сферы на частноправовую и публично-правовую привели к тому, что место пирамиды соподчиненных отраслей заняла новая их система, основанная на равенстве частноправового и публично-правового подходов. В этой системе две взаимодействующие, но не соподчиненные сферы частного и публичного права включают в себя прежние отдельные правовые отрасли и их группы [9, C. 11].

Как уже отмечалось, к  частноправовым отраслям в отечественной  правовой системе относятся гражданское, семейное, трудовое и международное  частное право. Публично-правовая сфера, видимо, приобретет более сложную  структуру, поскольку в ней не только сохраняется многообразие правовых отраслей, но и появляются новые, комплексные правовые отрасли, для которых не остается (а строго говоря, и не должно быть) места в общей правовой системе. Возникающие при этом попытки вовлечения в состав комплексных образований частноправовых институтов (чаще всего – договорного права) обычно не имеют под собой каких-либо объективных оснований, что видно на примере концепции предпринимательского права. Вместе с тем надо учитывать, что сферы и публичного, и частного права в России пока еще не завершили процесс своего структурирования.

Новая система российского  права в большей мере соответствует  задачам формирования правового  государства и гражданского общества, которое не должно более находиться под постоянным и всеобъемлющим  государственным воздействием. Единство и согласованность данной системы  обеспечиваются не иерархической соподчиненностью ее элементов, а единством лежащих  в ее основе общих правовых подходов (принципов), а также критериев  выделения правовых отраслей, определяющим функциональные особенности каждой из этих подсистем. Социально-экономическую базу такого положения составляют признание главенствующей роли неотъемлемых прав и свобод личности, федеративная система государственного устройства, основанная на учете важной роли регионов и местного самоуправления, а главное – рыночная организация хозяйства, предопределяющая роль частноправового регулирования.

 

2.2 Критерии отграничения гражданского права от других отраслей права

 

Основным общепризнанным критерием самостоятельности отраслей права, как известно, является наличие  самостоятельного предмета правового  регулирования, т.е. особой области  общественных отношений, и метода правового  регулирования, т.е. известной совокупности приемов, способов воздействия права на данную группу общественных отношений, соответствующих их особому характеру и определяемых им.

Информация о работе Соотношение Гражданского права и других отраслей российского права