Стадии законодательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 23:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы наиболее полным образом показать все основные черты законодательного процесса, как одной из функций государства. Проблемы сопутствующие законодательному процессу и пути их возможного решения.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Законотворчество – основная функция парламента.........................5
1.1. Понятие и содержание законодательного процесса.................................5
1.2. Субъекты законодательного процесса.........................................................9
Глава 2. Стадии законодательного процесса....................................................13
2.1. Законодательная инициатива и рассмотрение законопроекта………..13
2.2. Принятие и опубликование законов……………………………………..17
Заключение............................................................................................................26
Список использованной литературы..................................................................28

Вложенные файлы: 1 файл

Законодательный процесс в РФ. курсовая работа.docx

— 53.97 Кб (Скачать файл)

3. действуют в рамках  нормативно определенных процедур, как правило вызывают правовые существенные последствия;

4. действуют стремясь  создать закон13.

Следовательно, субъекты законодательного процесса - это субъекты права законодательной инициативы, равно как граждане и их объединения, лица, имеющие особенную правосубъектность (депутаты), их объединения, равно как государственные органы, их подразделения, общественные и государственные организации, научные учреждения, которые каким-либо образом принимают участие в создании закона.

Государственные органы и должностные лица могут получить статус субъектов законодательного процесса  в силу возложенных на них обязанностей.

В частности, как гласит Конституция РФ, Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает федеральные конституционные законы, равно как федеральные законы касательно вопросов, которые определены в Конституции. Некоторые субъекты рассматриваемого нами процесса должны соответствовать особым требованиям.

 

 

 

 

 

Глава 2. Стадии законодательного процесса.

2.1. Законодательная инициатива  и рассмотрение законопроекта.

Законодательная инициатива - это официальное внесение в Государственную Думу законопроекта управомоченнными субъетами.

Право законодательной инициативы вызывает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять и отклонить его - право законодателя14.

Право законодательной инициативе принадлежит:

- Президенту РФ;

- Совету Федерации и  его члену;

- депутатам Государственной  Думы;

- Правительству РФ;

- законодательным (представительным) органам субъектов РФ;

- Конституционному, Верховному, Высшему арбитражному судам РФ15.

Право законодательной инициативы реализуется в форме внесения в Государственную Думу: проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов; законопроектов о внесении изменений в действующее законы РФ и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, или о признании таких законов утратившими силу, или о неприменении на территории нашей страны актов законодательства СССР; поправок к законопроектам.

При внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы обязан быть представлен несколько документов, прописанных в Регламенте Государственной Думы:

- пояснительная записка к законопроекту, включающая предмет законодательного регламентирования и изъяснение концепции представляемого законопроекта;

- текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект;

- перечень законов РФ и законов РФ, федеральных конституционных законов и других нормативных правовых актов РСФСР и РФ, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, принятию в связи с принятием данного ФКЗ, ФЗ;

- финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроектов, осуществление которого потребует материальных затрат);

- заключение Правительства РФ (по законопроектам, определенных в ч. 3 ст. 104 Конституции РФ) и иные документы.

Подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект и материала к нему направляются субъектом права законодательной инициативы на имя Председателя Государственной Думы, который передает зарегистрированный законопроект и материалы к нему в профильный комитет, устанавливающий соответствие законопроекта требованиям ст. 104 Конституции РФ.

Решение данного комитета относительно соответствия законопроекта требованиям ст. 104 Конституции и ст. 105 Регламента, Совет Государственной Думы по предложению профильного комитета принимает следующее решение:

- назначить один из комитетов Государственной Думы ответственным по законопроекту, а при необходимости назначить и комитет-соисполниель; включить законопроект в ориентировочную программу законопроектной работы Думы на текущую/очередную сессию;

- отправить законопроект в комитеты, комиссии и во фракции, Президенту РФ, Совет Федерации, Правительство РФ, равно как в Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный суды касательно вопросов их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

Законопроекты по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов Совет Государственной Думы, в основном, не позже чем за 45 дней до дня их рассмотрения на заседании Государственной Думы направляет в законодательные органы государственной власти субъектов Федерации и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации для подготовки и представления в Думу отзывов на указанные законопроекты. Совет Государственной Думы принимая во внимание предложения ответственного комитета определяет срок представления отзывов в ответственный комитет.

Если в Государственную Думу после принятия/одобрения в первом чтении поступит законопроект по аналогичному вопросу, то в этом случае данный законопроект Государственной Думой на рассматривается и возвращается субъекту права законодательной инициативы по мотивом принятия либо одобрения подобного законопроекта в первом чтении.

Если в Государственную Думу внесены альтернативные законопроекты до рассмотрения в первом чтении законопроекта по аналогичному вопросу, Совет Государственной Думы принимает решение отложить рассмотрение в первом чтении законопроекта, внесенного в Думу раньше, определяет срок рассмотрения альтернативных законопроектов и возлагает ответственному комитету разработать такие законопроекты к рассмотрению Думой в первом чтении единовременно с законопроектом, внесенным в Государственную Думу ранее.

Если Совет Государственной Думы принял решение о внесении поступивших прежде законопроектов в проект порядка работы Государственной Думы, принятие к обсуждению новых альтернативных законопроектов по тому же вопросу прекращается.

Комитет для работы над законопроектом может образовать рабочую группу из числа депутатов Государственной Думы - членов этого комитета.

В состав данной группы могут также входить депутаты Думы, которые не являются членами ответственного комитета; представители надлежащего субъекта права законодательной инициативы, равно как представители органов государственной власти, иных организаций, специалисты и эксперты.

Ответственный комитет, получив текст законопроекта, назначает докладчика из состава членов ответственного комитета. Докладчик координирует деятельность членов рабочей группы, заинтересованных организаций и лиц, докладывает на заседании ответственного комитета о итогах подготовительной работы над текстом законопроекта.

Правовое управление Аппарата Государственной Думы либо ответственного комитета в определенные ими срок реализует правовую экспертизу законопроекта.

Законопроект, подготовленный к рассмотрению Думой в первом чтении, и материалы к нему направляются ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для вынесения на обсуждение Думы.

 

2.2. Принятие и опубликование  законов.

Принятие федеральных законов происходит посредством открытого голосования депутатов. Российский закон считается принятым, если в каждой из палат (если говорится о раздельном голосовании - по палатам) за него отдали голоса больше половины члены палаты.

Для принятия федерального конституционного закона определена наиболее усложненная процедура. Порой по законопроектам проводят поименное голосование16.

Процедура принятия федерального закона Государственной Думы, согласно с ее Регламентом реализуется в трех чтениях, если другое не установлено настоящим законодательством либо Регламентом.

Первое чтение.

В нем законопроект рассматривается в целом, решается вопрос о его целесообразности либо нецелесообразности.

Заслушивается доклад инициатора законопроекта и содоклад головного комитета. Далее идет обсуждение депутатами главных положений законопроекта и изъявляются предложения и замечания в форме поправок. Затем они рассматривают предложения об опубликовании при надобности законопроекта для обсуждения. И наконец, законодательный орган по итогам обсуждения одобряет либо отклоняет главные положения законопроекта.

Если законопроект принят в первом чтении, то перед вторым чтении вносят в него поправки, которые систематизируются ответственным комитетом (комитетом ответственным за разработку и прохождения законопроекта).

Второе чтение.

В ходе второго чтения поправки ставятся на голосование.

Рассмотрение внесенных к проекту поправок и его приготовление ко второму чтению  реализуется головным комитетом либо иным органом, которому доработка проекта была доверена.

В данном чтении с докладом может выступать:

- председатель головного  комитета по этому вопросу;

- руководитель органа, который  данный проект и дорабатывал.

Обсуждение проходит:

- постатейно;

- по разделом;

- в целом.

В втором чтение принимается одно из следующих решений:

- закон принимается;

- закон отклоняется;

- закон возвращается обратно  на доработку.

В основном подсчет голосов и порядок голосования конкретно устанавливается регламентами законодательного органа.

Третье чтение.

В нем не допускается внесение никаких поправок, проект ставится на голосование в целом.

Законопроект отправляется в ответственный комитет Государственной Думы с целью исключения вероятный внутренних разногласий, установление правильных статей и редакционной поправки вследствие изменения при втором чтении текста законопроекта.

Затем Совет Федерации рассматривает данный закон и принимает одно из двух решений: одобряет его; отклоняет его.

При отклонении закона он возвращается для дополнительного рассмотрения в Думу.

При принятии закона от отправляется Президенту нашей страны с целью подписания его и издания.

Президент в свою очередь имеет право с содержанием закона и не согласи тся. В этом случае закон возвращается для дополнительного рассмотрениям в Государственную Думу.

В Регламенте Государственной Думе  прописан порядок повторного рассмотрения федеральных законом, которые были отклонены Советом Федерации, равно как повторного рассмотрения тех либо иных, которые были отклонены Президентом РФ.

Коллегиальные правотворческие органы, например, Правительство, государственные комитеты и иные, нормативные акты принимают простым большинством голосов.

Более сложным является принятие федеральных конституционных законов, которые должны быть одобрены квалифицированным большинством в 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и 2/3 голосов членов .совета Федерации.

Президент, министры и иные органы единоличного руководства в персональном порядке утверждают свои акты (в частности, приказы, указы, инструкции).

Следующая факультативная стадия законодательного процесса - повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных Советом Федерации.

В случае, если Совет Федерации отклонил федеральный закон, то он передается Советом Государственной Думе на заключение ответственного комитета. По результатам рассмотрения отклоненного закона данный комитет вносит на обсуждение Думы проект постановления Государственной Думы, где может Государственной Думе предложить одно из следующих решений:

- снять федеральный закон  с дальнейшего рассмотрения Думой  по причине отклонения его Советом Федерации;

- создать по предложению  или с предварительного согласия  Совета Федерации согласительную  комиссию на паритетных началах  с цель преодоления образовавшихся между Советом Федерации и Государственной Думы противоречий по отклонению Советом Федерации федеральному закону;

- принять федеральный  закон ранее принятой Государственной  Думой редакции.

Повторное рассмотрение закона, отклоненного Советом Федерации, начинается с вступления представителя ответственного комитета. Далее по предложения данного комитета принимается одно из перечисленных выше решений.

Если при повторном рассмотрении закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла его в редакции согласительной комиссии и выразило несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Думы.

Повторное принятие Государственной Думой федеральный закон Председатель Государственной Думы в течение 5 дней направляет Президенту РФ для подписания и обнародования. Председатель Думы уведомляет Председателя Совета Федерации о направлении данного федерального закона Президенту РФ.

Если предложение ответственного комитета о принятии федерального закона, отклоненного Советом Федерации, в ранее принятой Думой редакции при голосовании не набрало требуемого для принятия числа голосов, то закон является отклоненным и последующему обсуждению не подлежит. Результат голосования оформляется постановлением Государственной Думы.

Заключительная стадия - подписание и обнародование закона Президентом РФ.

Принятый федеральный закон направляется Президенту РФ в течение 5 дней для его подписания и обнародования17. Президент в свою очередь подписывает и обнародуют федеральный закон в течение 14 дней. Если он в течение данного периода отклоняет его, то в этом случае, то Государственная Дума и Совет Федерации заново рассматривают этот закон.

Президент на основании ст. 107 Конституции РФ неоднократно налагал вето на принимаемые федеральные законы, содержание которых, согласно его мнению, не соответствовало Конституции РФ.

Выдвигаемые им возражения, при наложении вето на федеральные законы различны: несоответствие Конституции, ГК РФ, международным обязательством РФ; отсутствие заключения Правительства РФ на законопроект, предусматривающий расходы, покрываемые из федерального бюджета; несоответствие правилам законодательной техники и др.

Информация о работе Стадии законодательного процесса