Строительный подряд. Подрядные работы для государственных нужд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

В условиях развития рыночных отношений большое значение имеют хозяйственные связи между предприятиями, учреждениями, организациями различных форм собственности, основанными на исполнении хозяйствующими субъектами договорных обязательств, а именно по выполнению различных видов работ и оказанию услуг (по поставке и купли-продажи товаров; перевозке грузов; аренде помещений; выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; строительству объектов, их капитальному и текущему ремонту, производству товаров, продукции и многому другому).

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Правовое регулирование строительного подряда и подрядных работ для государственных нужд 5
1.1. Регулирование строительного подряда 5
1.2. Характеристика подрядных работ для государственных нужд 7
2. Понятие и элементы строительного подряда 11
2.1. Общие положения о договоре строительного подряда 11
2.2. Разновидности договора строительного подряда 15
2.3. Права и обязанности сторон по договору строительного подряда 16
3. Особенности подрядных работ для государственных нужд 20
3.1. Понятие государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд 20
3.2. Основания и порядок заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ 21
3.3. Содержание и исполнение государственного контракта на выполнение подрядных работ 23
Заключение 25
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданское право. курсовая. вар 21.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Организация, о которой идет речь в ст. 764 Кодекса, назначается государственным заказчиком, который в своих действиях руководствуется решением Правительства РФ. Таким образом, в указанном случае государственный заказчик ограничивается административными функциями по отношению к заказчику и в договорных связях с подрядчиком не участвует.

Особо оговорено, что государственный  заказчик должен определять фиксированную долю для организаций, пользующихся специальной государственной поддержкой.

Порядок организации  торгов устанавливается Госкомимуществом России и Минстроем России. Кроме того, нормы, посвященные организации торгов, содержатся в Основных положениях порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, утвержденных Правительством РФ 14 августа 1993 года, а также в Порядке подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд. В случае расхождения между этими актами преимуществом пользуется последний как изданный на том же уровне, что и первый, но позднее.

Наконец, следует  иметь в виду, что исходное значение для организации торгов имеют  нормы Гражданского кодекса. Они  включены в ст. 447 («Заключение договора на торгах»), 448 («Организация и порядок проведения торгов») и ст. 449 («Последствия нарушения правил проведения торгов»).

В данном случае предметом торгов является право  на заключение договора, а не сам договор. Такой договор (государственный контракт) должен быть заключен с победителем торгов в оговоренный срок после получения подрядчиком документов, подтверждающих его победу.

Требования к  содержанию государственного контракта  устанавливаются Государственный контракт должен содержать условия о предмете, цене, сроке исполнения, правах и обязанностях стороны, а также их ответственности.

2. Понятие и элементы строительного  подряда

2.1. Общие положения о договоре строительного подряда

По договору строительного подряда  подрядчик обязуется в установленный срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Договор заключается  на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ4.

Формирование  таких договорных условий в строительном подряде имеет особенности, предопределенные спецификой строительных работ. Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, которая определяет, во-первых, объем и содержание работы и, во-вторых, какие требования предъявляются к работам с точки зрения сложности конструкций, качества, технических характеристик, физических и других параметров. Договором должны быть определены состав и содержание технической документации, а также предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна ее предоставить. Согласно п. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса проектная документация представляет собой текстовые и схематические материалы, определяющие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции и капитального ремонта.

Состав  и требования к содержанию проектной  документации применительно к различным видам объектов капитального строительства устанавливаются Правительством РФ. Документом, подтверждающим соответствие проектной документации предъявляемым требованиям и дающим заказчику право на выполнение работ, является разрешение на строительство (ст. 51 Градостроительного кодекса).

В случаях, предусмотренных  ст. 49 Градостроительного кодекса, проектная документация до ее утверждения должна пройти государственную экспертизу. Таким образом, предмет договора строительного подряда раскрывается в технической документации и, следовательно, условие о предмете считается определенным после согласования сторонами технической документации, которая подготовлена в порядке, установленном законодательством. Несогласование условия о предмете в указанном виде влечет признание договора незаключенным. Отклонение параметров объекта от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе работ, допускается только на основании вновь утвержденной заказчиком проектной документации после внесения в нее изменений в установленном порядке.

В процессе выполнения работы могут выявиться ошибки в  технической документации, в частности не учтенные в ней работы. В связи с этим ГК предусматривает правила поведения сторон в таких ситуациях. Заказчик вправе в одностороннем порядке без увеличения договорной цены вносить в техническую документацию изменения, влекущие необходимость дополнительных работ, при наличии двух условий: 1) дополнительные работы не меняют характера договорных работ; 2) по стоимости они не превышают 10% общей сметной стоимости строительства. Внесение в техническую документацию изменений в большем объеме должно осуществляться на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.

Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость дополнительных работ и увеличения сметной стоимости более чем на 10%, обязан сообщить об этом заказчику. Согласие заказчика рассматривается как изменение договора. Отказ подрядчика от выполнения согласованных работ дает заказчику право на возмещение убытков. Однако если дополнительные работы не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены по не зависящим от него причинам, подрядчик вправе отказаться от их выполнения, и, следовательно, соответствующие изменения договора считаются несогласованными.

При неполучении  от заказчика ответа на сообщение о дополнительных работах в течение 10 дней (или в иной срок, предусмотренный законом или договором) подрядчик обязан приостановить их выполнение, поскольку изменение договора в этом случае считается несогласованным. Убытки, вызванные простоем, относятся на заказчика. Если подрядчик выполнит дополнительные работы, не уведомив заказчика или не получив положительного ответа, он не вправе требовать их оплаты, за исключением случаев, когда необходимость немедленного выполнения дополнительных работ была обусловлена интересами заказчика (в частности, когда приостановление работ могло привести к гибели или повреждению договорного объекта). Бремя доказывания таких обстоятельств возлагается на подрядчика. Иными словами, подрядчик принимает на себя риск продолжения работ.

Подрядчик вправе требовать изменения цены также  в случае, когда стоимость работ превысила смету более чем на 10% вследствие причин, не связанных с дополнительными работами. Но для этого подрядчик должен доказать, что удорожание произошло в силу не зависящих от него обстоятельств. Для изменения договора по этим основаниям требуется подписание соглашения или соответствующее решение суда5.

Если техническая  документация, предоставленная заказчиком, оказалась некачественной и подрядчик понес расходы в связи с установлением и устранением выявленных в ней дефектов, эти расходы подлежат возмещению заказчиком.

Смета представляет собой денежное выражение работ, подлежащих выполнению. Для строительного подряда условие о цене является существенным. Договором может быть предусмотрена твердая цена, которая предполагается неизменной на весь период строительства. Однако, учитывая длительность строительства и инфляцию, стороны редко применяют твердые цены. Обычно стоимость работ определяется в текущих ценах путем пересчета базисных цен. Коэффициенты пересчета ежемесячно определяются по методикам, утверждаемым нормативными актами субъектов РФ, и учитывают не только инфляционные процессы, но и особенности конкретных регионов. Условие о цене должно признаваться согласованным и в том случае, когда в договоре предусмотрен лишь способ ее определения, например исходя из базисного уровня сметных цен и текущих индексов.

Согласно ст. 740 ГК строительные работы должны выполняться  подрядчиком в установленный договором срок. Следовательно, условие о сроке их выполнения является существенным для договора строительного подряда (в отличие от обычного подрядного обязательства) и без его согласования договор считается незаключенным.

Заказчиком в  договоре строительного подряда может быть любое юридическое или физическое лицо.

Заказчик может не обладать достаточными знаниями для надлежащего контроля за качеством работ, поэтому в  целях контроля и надзора за строительством он может заключить без согласия подрядчика договор об оказании соответствующих услуг с инженером (инженерной организацией). Инженер осуществляет по поручению заказчика фактические и указанные в договоре юридические действия по контролю за подрядными работами. Юридические действия инженер совершает от имени заказчика, но заказчик отвечает лишь за те действия инженера, которые совершены в пределах согласованных полномочий. В договоре строительного подряда должны быть определены функции такого инженера, связанные с последствиями его действий для подрядчика. Указания инженера обязательны для подрядчика, если это предусмотрено договором строительного подряда (ст. 749 ГК).

Некоторые виды строительно-подрядных  работ относятся к числу лицензируемых. Согласно п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности и Положению о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений лицензируемой признается деятельность по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом. Эта деятельность включает выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ, а также работ по ремонту зданий и сооружений6.

Подрядчик, выполняющий такие работы (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы), должен иметь соответствующую лицензию. Договор строительного подряда с подрядчиком, не имеющим лицензии, может быть признан недействительным в порядке, предусмотренном ст. 173 ГК, т.е. по иску самого подрядчика, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль за строительной деятельностью, и только в случае, если заказчик знал или заведомо должен был знать об отсутствии лицензии у подрядчика.

2.2. Разновидности договора строительного подряда

Различаются следующие разновидности  договора строительного подряда:

- договоры на выполнение строительно-монтажных  и иных работ по объекту в целом: на новое строительство, в том числе строительство объектов «под ключ», на расширение, реконструкцию или технические перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений. Такие договоры заключаются заказчиком с генеральным подрядчиком, в качестве которого обычно выступают общестроительные организации, осуществляющие основные виды массовых общестроительных работ (бетонных, земляных, каменных и т.д.);

- договоры на выполнение отдельных  комплексов монтажных и иных  специальных строительных работ:  на монтаж технологического, энергетического или другого оборудования, на монтаж металлических, деревянных или иных строительных конструкций, на выполнение изоляционных, отделочных или других специальных строительных работ. Как правило, это субподрядные договоры;

- договоры на выполнение пусконаладочных  работ. Это в большинстве случаев  прямые договоры.

Заключаются они обычно заказчиком со специализированными пусконаладочными организациями или с поставщиками оборудования (их специализированными организациями).

По согласованию сторон по правилам о договоре строительного подряда  могут осуществляться и работы по капитальному ремонту зданий и сооружений (п. 2 ст. 740 ГК). Форма договора строительного подряда письменная. Какого-либо обязательного для сторон типового или примерного договора строительного подряда (субподряда) нет. Договор может быть заключен в произвольной, по усмотрению сторон, письменной форме. При заключении договора они могут использовать форму (образец) договора, приведенную в качестве приложения к Руководству по составлению договора подряда на строительство в Российской Федерации.

2.3. Права и обязанности сторон по договору строительного подряда

Права и обязанности по договору строительного подряда существенно  расширены по сравнению с теми, которые закреплены в общих положениях о подряде в ГК.

Вместе с тем ГК сохранил общий  для всего подряда принцип распределения рисков между сторонами. Так, в частности, установлено, что риск случайной гибели, случайного повреждения объекта строительства до его приемки заказчиком несет подрядчик. Одновременно предусмотрены последствия гибели или повреждения объекта до его сдачи в случаях, когда причиной этого послужили обстоятельства, зависящие от заказчика, такие, как передача подрядчику недоброкачественных материалов или оборудования либо ошибочные указания заказчика. Предусмотрено, что в этих случаях подрядчик, который исполнил возложенные на него обязанности, связанные с предупреждением заказчика о недоброкачественности материала или ошибочности его указаний, вправе требовать оплаты работы в полном объеме, предусмотренном сметой. Особенность этой статьи (урегулированного ею распределения риска) заключается в императивном характере.

С распределением риска между сторонами  некоторым образом связан и вопрос о моменте возникновения права  собственности у заказчика на выстроенные подрядчиком здания и сооружения. Поскольку оба эти объекта подлежат государственной регистрации, заказчик должен считаться их собственником только с момента ее проведения7.

Основную обязанность подрядчика составляет выполнение строительства и связанных с ним работ в соответствии с технической документацией, которая определяет объем, содержание и другие требования к работе, а также со сметой, которая выражает цену работ. В договоре должны содержаться более детальные требования к технической документации, имея в виду указания относительно того, кто, когда и какую документацию должен предоставить.

Диспозитивная норма (п. 1 ст. 743 ГК) предусматривает, что подрядчик должен выполнить  весь объем работ, который определен  в технической документации и смете. Отклонения от них, согласованные сторонами, должны рассматриваться как дополнение к договору.

Независимо от того, предоставлена  ли техническая документация и смета  им самим либо заказчиком, подрядчик  обязан при обнаружении неучтенных в технической документации и  смете работ приостановить их, сообщив об этом заказчику. Регламентация действий сторон в этом случае оказывается более жесткой по сравнению с той, которая содержится в общих положениях о подряде. Так, предусмотрено, что ответ заказчика на сообщение подрядчика, о котором идет речь, должен быть направлен с тем, чтобы подрядчик мог получить его в пределах 10 дней (если иной срок не предусмотрен в законе или договоре). Подрядчик вправе требовать возмещения ему убытков, вызванных простоем, если только заказчику не удастся доказать, что необходимости в проведении дополнительных работ в действительности не было.

Информация о работе Строительный подряд. Подрядные работы для государственных нужд