Структура и полномочия Конституционного Суда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 12:51, реферат

Краткое описание

По задачам, объему и способам реализации своей деятельности в сфере конституционного контроля суд выступает как орган, важнейшей функцией, которого является защита прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из правовых установок как определяющих его деятельность и его решения, Конституционный Суд обеспечивает единство законодательной и судебной проверки в защите прав и свобод человека и гражданина.

Содержание

Введение
История формирования Конституционного Суда в России.
Структура и полномочия Конституционного Суда.
Принципы конституционного судопроизводства:
- независимость
- коллегиальность
- гласность
- устность разбирательства
- непрерывность судебного заседания
- состязательность и равноправие сторон.
Решения Конституционного Суда
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат итоговый.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Председатель Конституционного суда издает приказы и распоряжения Суда

В обязанности заместителя Председателя Конституционного суда входит осуществление  некоторых функция Председателя Суда по его уполномочию, а также обязанностей, возложенных на него Судом.

Говоря об организации деятельности Конституционного суда РФ, следует  еще упомянуть о наличии в  современном конституционном законодательстве такого института как особое мнение судьи Конституционного суда. Особое мнение судьи, не совпадающее с общим решением Конституционного суда, публикуется вместе с решением Суда. Но, если следовать Федеративному конституционному закону о Конституционном суде РФ (76,78), Суд, при обнародовании принятого решения, не связан с представлением судьей его собственного мнения, ибо на Суд возлагается обязанность немедленно публикации только решения Конституционного суда.

 

Принципы конституционного судопроизводства

 

В своей деятельности Конституционный  суд Российской Федерации руководствуется следующими основными принципами: независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства , непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон.

 

Независимость

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.                  Это специфические рамки их процессуальной независимости. Более они не должны подчиняться никому и ничему. Независимость нужна Конституционному Суду, прежде всего для того, чтобы свободно оценивать конституционность нормативно-правовых актов.

Решения и другие акты Конституционного Суда Российской Федерации выражают соответствующую Конституции Российской Федерации правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации принимают решения  в условиях, исключающих постороннее  воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации.

 

Следующий принцип – коллегиальность. Так как в Конституционном Суде дела не могут быть рассмотрены единолично, а только коллегиально (даже большинство организационных и кадровых), то для Конституционного Суда принцип коллегиальности имеет более универсальное значение.       Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты - при наличии не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

 

 

Принцип гласности

Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации  проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в  случаях, предусмотренных настоящим  Федеральным конституционным законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.

 

Устность разбирательства

Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы. В заседании Конституционного Суда Российской Федерации могут оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.

 

Принцип непрерывности  судебного заседания

Он важен для объективного, своевременного и всестороннего анализа дел, рассматриваемых

Конституционным Судом. Его цель обеспечить разрешение дела без волокиты и в наиболее благоприятных условиях для судей. Закон устанавливает, что заседания по каждому делу происходят непрерывно за исключением времени на отдых или на подготовку участников процесса к дальнейшему разбирательству, либо для устранения обстоятельств мешающих нормальному ходу заседания. Этот принцип исключает параллельное проведение судебных заседаний с участием тех же судей по нескольким делам.

 

Состязательность и равноправие сторон

Ранее у Конституционного суда принципа состязательности не было. В конституционном судопроизводстве состязательность такая же, как и в других судопроизводствах. Состязательность в конституционном судопроизводстве имеет ту особенность, что стороной в деле нередко бывает орган государственной власти. В разбирательстве вообще может не быть спора, если это, например, разбирательство по запросу о толковании Конституции. Равноправие сторон предполагает, что стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции.

 

 

 

Решения Конституционного Суда

 

Конституционный суд принимает  три вида решений: постановления, заключения и определения.

Постановления принимаются по делам  о соответствии Конституции Российской федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации ч т.д.

Решение Конституционного Суда по запросу  о соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения Президента Российской федерации в государственной  измене или совершении иного  тяжкого преступления именуется заключением.

Все иные решения Конституционного Суда, принимаемые в ходе осуществления  конституционного судопроизводства, называются определениями.

Решения Конституционного Суда (постановления  и определения) в своей мотивировочной и резолютивной частях представляют единство. В них излагаются правовые позиции Суда, исходя из которых, Конституционный Суд делает окончательные выводы относительно официального толкования Конституции, абстрактного и конкретного нормоконтроля и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении можно сделать вывод, что институт конституционного судопроизводства как форма конституционного контроля прошел сложный и длительный путь развития. Можно придти к выводу, что на современном этапе развития отечественного судопроизводства Конституционный суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своей первостепенной задачи - защиты конституционных основ общественного строя и конституционных прав граждан России. Несмотря на определенные сложности в организации судебной практики, главная проблема эффективности работы Конституционного суда в России заключается не в недостатках процедуры конституционного судопроизводства или конституционного законодательства, а в обеспечении исполнения решений Суда, которые порой открыто игнорируются как субъектами федерации, так и ветвями федеративной власти. Неисполнение судебных решений - характерная черта всего российского правопорядка. Законность же в государстве, в том числе и конституционную, должны обеспечивать не Суд, а исполнительная власть, прокуратура, правоохранительные ведомства.

Конституционный Суд - важный элемент  политической системы Он служит обеспечению  политической стабильности, развитию политических процессов в установленных  Конституцией рамках. При этом, однако, политическая функция Суда может и должна осуществляться только в форме судебного разбирательства. Именно в этом случае позиция Суда в качестве арбитра, посредника или миротворца имеет правовое значение и влечет юридические последствия, обязательные для сторон конституционного спора. Конституционный Суд РФ - это не только судебный орган, но и такой конституционный орган, которому предоставлено право в установленных Конституцией и законом форме и пределах осуществлять контроль над органами законодательной и исполнительной власти, а в опосредованном виде - и над иными судебными органами, и в данном смысле он сам представляет высшую государственную власть. Этим качеством обусловлена интегрирующая роль Конституционного Суда как гаранта политического мира в обществе и государстве и хранителя долгосрочных конституционных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Козлова Е.И, Кутафин О.Е., Конституционное право России, - М. , 2005
  2. Червонюк В.И., Конституционное право России, - М.,  2003
  3. Чиркин В.Е., Конституционное право России: Учебник Изд. 3-е, -М, 2004
  4. Смоленский М.Б., Конституционное (государственное) право России, - М., 2002
  5. Головистикова А.Н. Грудцына Л.Ю. ,Конституционное право России: Учебник , - М,  2006
  6. Чиркин В.Е., Конституционное право России: Практикум, - М.,2000

 


Информация о работе Структура и полномочия Конституционного Суда