Структура механизма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:36, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «механизм государства» тесно связано с другим понятием «государственный аппарат». В связи с этим следует соотнести данные понятия. По этому вопросу существует несколько точек зрения: сторонники первой определяют аппарат государства как составную часть механизма государства, включающую в себя органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные и другие), а также государственные организации (учебные, научные, лечебные и другие) и «вещественные придатки» (вооруженные силы, органы охраны правопорядка, пенитенциарные органы и другие). Сторонники другой точки зрения понимают механизм государства как все государственные органы, находящиеся в динамике, а аппарат государства, как те же органы, но в статике. Отдельные авторы считают эти понятия примерно равнозначными

Содержание

Механизм государства…………………………………………………….3
Соотношение понятий «механизм» и «аппарат» государства………3
Принципы организации и деятельности государственного…………4
механизма
Структура механизма государства……………………………………5
Защита права собственности………………………………………….…10
Список использованной литературы……………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

правоведение.docx

— 32.96 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Механизм государства…………………………………………………….3
    1. Соотношение понятий «механизм» и «аппарат» государства………3
    2. Принципы организации и деятельности государственного…………4

механизма

    1. Структура механизма государства……………………………………5
  1. Защита права собственности………………………………………….…10

Список использованной литературы……………………………………….14

 

      1. Понятие механизма государства и его признаки

 

    1. Соотношение понятий «механизм» и «аппарат» государства

Понятие «механизм государства» тесно связано с другим понятием «государственный аппарат». В связи  с этим следует соотнести данные понятия. По этому вопросу существует несколько точек зрения: сторонники первой определяют аппарат государства  как составную часть механизма  государства, включающую в себя органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные и другие), а также государственные организации (учебные, научные, лечебные и другие) и «вещественные придатки» (вооруженные  силы, органы охраны правопорядка, пенитенциарные органы и другие). Сторонники другой точки зрения понимают механизм государства  как все государственные органы, находящиеся в динамике, а аппарат  государства, как те же органы, но в  статике. Отдельные авторы считают  эти понятия примерно равнозначными. Другие включают в понятие «аппарат государства» только те структурные  подразделения, которые обеспечивают деятельность государственных органов.

Механизм государства – это совокупность структур государства, реализующих его функции. Через механизм государства осуществляется систематическое непрерывное управление обществом и властное воздействие на него, выполняются задачи, достигаются цели государства. Это целостная система органов и учреждений, она не сводится только к совокупности органов (аппарату государства). Механизм государства состоит из государственных органов (аппарата государства) и иных государственных организаций, главным образом государственных учреждений, которые не обладают признаками органов государства и предназначены для непосредственного осуществления практической деятельности по реализации функций государства. Государственные учреждения представляют собой разновидность государственных организаций, создающихся и подчиняющихся государственным органам. Эти учреждения осуществляют учебную, научную и иную государственную деятельность под руководством органов государства. В зависимости от сфер государственной деятельности принято выделять два вида государственных учреждений: осуществляющих охранительную деятельность государства (вооруженные силы, органы охраны правопорядка, разведка, спецслужбы, пенитенциарные учреждения и другие) и реализующих задачи государства в экономической и социально-культурной областях (государственные предприятия и учреждения).

Таким образом, понятие «механизм  государства» включает в свой состав понятие «аппарат государства».

Признаки механизма  государства

Определение понятия «механизм  государства» связано с раскрытием его признаков, характерных черт, позволяющих отличить его как  от негосударственных структур в  политической системе общества, так  и от отдельно взятых государственных  органов и учреждений. Такими признаками являются:

1) Все государственные органы, учреждения и должностные лица, которые образуют механизм государства, создаются и действуют на основе норм Конституции, Федеральных конституционных и федеральных законов, и других нормативно-правовых актов.

2) Это единая постоянно действующая иерархическая система органов, учреждений, должностных лиц, построенная на принципах координации и субординации (соподчиненности) своей деятельности.

 

    1. Принципы организации и деятельности государственного механизма

В различных исторических условиях в основе организации государственного механизма лежат различные руководящие  начала. В настоящее время деятельность государственных органов современных  государств строится на принципах: гуманизма, демократизма, гласности, законности, централизма, разделения власти, национального  равноправия.

1) Гуманизм. Этот принцип означает признание ценности человека как личности, и приоритет его интересов в государственной деятельности. Так, например, в России – «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» . «Достоинство человека неприкосновенно. Уважать и защищать его — обязанность всякой государственной власти».

2) Демократизм. Содержание этого принципа определяет народ как источник государственной власти, признается его право на участие в принятии политических решений, а также провозглашение широкого круга гражданских прав и свобод.

3) Гласность. Достаточная информированность общества о деятельности государственных органов просто необходима для достижения реального народовластия. В содержание данного принципа входит право каждого на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы.

4) Законность. Вся деятельность государственных органов регулируется правовыми нормами, содержащимися в различных правовых источниках. «Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

5) Централизм. Государственный механизм имеет иерархическую структуру, где нижестоящие органы выполняют решения вышестоящих органов и регулярно отчитываются перед ними. Государственные органы могут иметь подчинения или только по вертикали, или «двойное подчинение» - по вертикали и горизонтали.

6) Разделение власти. Это фундаментальный принцип организации и деятельности государственного механизма в современных конституционных государствах. Этот принцип связан, прежде всего, с именами ученых-философов Нового времени Дж. Локком и Ш. Л. Монтескье, а практическая его реализация с периодом буржуазных революций.

7) Национальное равноправие. Доступ к замещению должностей в системе государственного механизма должен предоставляться всем лицам вне зависимости от их национальной принадлежности. Актуальность данного принципа прямо зависит от остроты вопроса национального равноправия в том или ином государстве. В более широком смысле здесь может идти речь не только о расовом или национальном равенстве, но и о равенстве прав на замещение государственных должностей независимо от пола, возраста, религии и других признаков.

 

    1. Структура механизма государства

Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, структурных элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь между собой.

Структура механизма государства  включает в себя:

1) Государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.

2) Государственные организации – это такие подразделения государственного механизма, которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, органы охраны правопорядка, пенитенциарные органы и другие.);

3) Государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства: социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, телеграфы, научно-исследовательские институты, ВУЗы, школы, театры и другие);

4) Государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые так же не обладают властными полномочиями (за исключением их администрации), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и прочих.);

5) Государственные служащие (чиновники) – лица, специально занимающиеся управлением.

 

Органы законодательной  власти

Право издания законов  обычно принадлежит высшим представительным органам. Называются они общим родовым  термином «парламент» (от французского parler – говорить).. В демократических  странах парламент выражает интересы различных политических сил, является местом поиска компромиссов.

Парламенты в большинстве  стран мира имеют двухпалатную структуру  и состоят из нижней и верхней  палаты. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах (Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко служит противовесом нижней, «фильтром» на пути принятия важнейших  государственных решений. Членов нижней палаты, как правило, именуют депутатами, а верхней палаты – сенаторами.

Общее число членов парламента в различных государствах разное. Самый многочисленный парламент  в мире – Всекитайское собрание народных представителей – насчитывает 3000 членов. Обычно палаты парламента состоят  из нескольких сотен членов. В США  – 100 сенаторов, 435 членов палаты представителей; в Италии – 315 сенаторов и 630 депутатов; в России – 172 члена Совета федерации и 450 депутатов Государственной думы.

Связь парламентариев с избирателями определяется содержанием и характером мандата (документ, удостоверяющий полномочия какого-либо лица, например, депутатский  мандат), установленного в том или  ином государстве, – императивного  или свободного. При свободном  мандате член парламента является представителем всего избирательного корпуса страны, а не только своего избирательного округа. Он не обязан выполнять конкретные пожелания избирателей. Императивный мандат означает, что депутат считается  юридически ответственным перед  теми, кто его избрал и, если избиратели полагают, что депутат плохо выполняет  их поручения, они могут досрочно отозвать его.

В субъектах федерации  законодательную власть осуществляют, как правило, однопалатные парламенты.

 

Органы исполнительной власти

Самой крупной структурной  частью любого государственного механизма  являются органы, учреждения, должностные  лица исполнительной власти.

Она предназначена для  исполнения законов, принятых законодательной  ветвью власти, ей предоставлено право  активных действий, а так же право  принятия подзаконных нормативных  актов. Исполнительную власть возглавляют  и осуществляют глава государства, правительство, различные министерства и центральные учреждения (комитеты, службы, ведомства, инспекции и т.д.). Также в структуру исполнительной власти входят региональные и местные  государственные органы и должностные  лица.

Главой исполнительной власти может быть монарх, президент, премьер-министр  – глава правительства, в зависимости  от типа и формы государственного правления. С учетом этого же обстоятельства происходит и формирование органов  исполнительной власти. Монарх получает свою должность по наследству; президент  избирается непосредственно народом  или коллегией выборщиков, как  в США; или парламентом, или иными  органами. Члены правительства назначаются  монархом, президентом или избираются парламентом.

Правительство обычно имеет  название «совет» или «кабинет министров», иногда оно официально называется правительством и редко – государственным  советом. Правительством традиционно  считается создаваемый парламентом  и президентом (чаще только парламентом  или президентом) коллегиальный  орган исполнительной власти. Его  основное назначение – исполнение, реализация законов и правовых актов  главы государства, для этого  правительству необходимы распорядительные полномочия, предполагающие издание  правительством собственных подзаконных  актов, как нормативно-правовых, так  и правоприменительных. Итак, «правительство – это коллегиальный орган  общей компетенции, осуществляющий государственное управление обществом».

В состав исполнительной власти входят вооруженные силы, органы безопасности и другие силовые ведомства, а  так же правоохранительные и правозащитные  органы – прокуратура, органы внутренних дел и юстиции, контрольные органы и др. В федеративных государствах исполнительная власть – двухуровневая, т.е. государственные органы и должностные  лица исполнительной власти имеются  и в субъектах федерации.

Таким образом, исполнительная власть обладает самой разветвленной  сетью разнообразных государственных  органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих. Для того, чтобы все органы исполнительной власти эффективно функционировали, необходима исполнительная вертикаль. В отличие  от законодательных и судебных органов  с многочисленным кадровым составом, органы исполнительной власти скреплены  более строгой иерархией, подчиненностью нижестоящих вышестоящим, а все  – единому центру.

 

Судебная власть

Органы правосудия образуют сложную систему, состоящую из судов  общей юрисдикции, арбитражных, административных, конституционных, военных и иных судов. Особое место в этой системе  занимают мировые судьи. Наверху  этой системы находятся верховные  и конституционные суды. Суды осуществляют правосудие посредством судопроизводства, регулируемого процессуальным законодательством  государства. А в странах, в которых  судебный прецедент является источником права, суд участвует в правотворчестве.

Информация о работе Структура механизма государства