Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 20:24, лекция
1.Виды субъектов спортивных правоотношений.
2. Правовой статус государственных органов, осуществляющих регулирование в сфере физической культуры и спорта, федераций по различным видам спорта, спортивных клубов, спортивных лиг, спортсменов.
3. Тренеры, судьи, врачи и иные специалисты в области физической культуры и спорта.
4. Образовательные организации в области физической культуры и спорта.
5. Пользователи и владельцы спортивных сооружений.
6. Спортивные СМИ.
8. Болельщики и их объединения.
9. Агентская деятельность в спорте.
Тема 2. Субъекты спортивных правоотношений.
Вопросы:
1.Виды субъектов спортивных правоотношений.
2. Правовой статус
3. Тренеры, судьи, врачи и иные специалисты в области физической культуры и спорта.
4. Образовательные организации в области физической культуры и спорта.
5. Пользователи и владельцы спортивных сооружений.
6. Спортивные СМИ.
8. Болельщики и их объединения.
9. Агентская деятельность в спорте.
1. Виды субъектов спортивных правоотношений.
К субъектам физической культуры и спорта относятся:
- физкультурно-спортивные
организации, в том числе физкультурно-
- образовательные и научные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта;
- Национальный олимпийский комитет;
- Национальный Паралимпийский комитет;
- Национальная специальная Олимпиада;
- центральный орган
исполнительной власти в области
физической культуры и спорта, органы
исполнительной власти в области физической
культуры и спорта административно-
- уполномоченные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
- профессиональные союзы в области физической культуры и спорта;
- организации, специализирующиеся
на пропаганде физической
- организации, осуществляющие спортивный арбитраж в области физической культуры и спорта;
- юридические лица, которым
принадлежат спортивные
- граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта.
Субъектами спортивных правоотношений являются носители предусмотренных спортивным законодательством прав и обязанностей. Таковыми могут быть физические и юридические лица.
Физические лица:
- граждане Республики Беларусь;
- иностранные граждане;
- лица без гражданства.
Юридические лица:
- спортивные клубы, коллективы
физической культуры, действующие
на самостоятельной и
- детско-юношеские спортивные
школы, детско-юношеские клубы
- образовательные учреждения
и научные организации в
- профессиональные спортсмены и спортсмены любители;
- болельщики спортивных команд и спортсменов;
- потребители (покупатели)
приобретающие физкультурно-
- предприятия спортивной
промышленности (юридические лица
и индивидуальные
- посредники по сбыту спортивной продукции, агенты профессиональных спортсменов;
- маркетинговые фирмы,
специализирующиеся на
- средства массовой информации, участвующие в пропаганде физической культуры и спорта, рекламе спортивной продукции (телекомпании, информационные агентства, редакции газет и журналов);
- общереспубликанские
физкультурно-спортивные
- Олимпийский комитет Белоруссии, Паралимпийский комитет Белоруссии;
- республиканские органы
исполнительной власти в
2. Правовой статус
Согласно Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» от 18 июня 1993г. № 2445-XII с изменениями и дополнениями, государственное регулирование в сфере физической культуры и спорта осуществляется Президентом Республики Беларусь, Парламентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами и иными государственными органами в пределах их полномочий в соответствии с законодательством.
Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в сфере физической культуры и спорта. Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает ее проведение. Министерство спорта и туризма Республики Беларусь проводит государственную политику в сфере физической культуры и спорта, осуществляет координацию деятельности в сфере физической культуры и спорта других республиканских органов государственного управления. Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы решают вопросы в сфере физической культуры и спорта в пределах своей компетенции.
Федерации по различным видам спорта.
Федерации по различным видам спорта - некоммерческие организации, созданные в форме общественного объединения либо союза (ассоциации) в целях развития различных видов спорта в Республике Беларусь, организации и проведения спортивных соревнований по отдельным видам спорта.
Федерациям по различным видам спорта, входящим в состав международных спортивных объединений, может быть присвоен статус национальных федераций по различным видам спорта Министерством спорта и туризма Республики Беларусь в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.
Федерации по различным видам спорта участвуют в разработке и проведении совместно с Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, Национальным олимпийским комитетом Республики Беларусь, Паралимпийским комитетом Республики Беларусь единой государственной политики развития видов спорта и осуществляют иную деятельность в соответствии с законодательством.
В Республике Беларусь, как и в Российской Федерации, и в некоторых других государствах развитие спорта воплощается в жизнь в тесном взаимодействии государственных и общественных организаций. В соответствии с Законом о спорте взаимодействие государственных органов с Национальным олимпийским комитетом Республики Беларусь, Паралимпийским комитетом Республики Беларусь, национальными федерациями (союзами, ассоциациями) по видам спорта, иными организациями физической культуры и спорта является одним из принципов государственной политики в сфере физической культуры и спорта.
Изучение правового статуса спортивной федерации имеет высокую степень актуальности, поскольку от определенности в этом вопросе зависит уровень взаимодействия спортивных федераций с государственными структурами и иными организациями, а следовательно, и результативность спортсменов и самого спорта.
При этом, следует отметить, что общественные структуры как на международном, так и на национальном уровнях занимают важное место в системе спорта. Трудно переоценить вклад негосударственных организаций в олимпийском движении, становлении и развитии многих видов спорта, защите прав спортсменов. Данное обстоятельство не может не учитываться при выстраивании государственного управления в сфере физической культуры и спорта.
Вопросы создания, реорганизации и ликвидации организаций спорта, решаются в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства.
Основные права спортивных федераций:
- проводить официальные
чемпионаты, розыгрыши кубков Республики
Беларусь по видам спорта в
соответствии со своей
- представлять интересы Республики Беларусь в международных спортивных организациях, а также в спортивных и иных мероприятиях, проводимых международными спортивными организациями;
- вносить представления
в Министерство спорта и
- вносить представления
(надо понимать тоже в
- участвовать в материально-
- передавать, в том числе
на возмездной основе, права на
теле-, радио-, иные способы трансляции
спортивных соревнований, а также
продавать билеты на
- осуществлять без образования
коммерческих организаций и
- вносить изменения
в Единую спортивную
- разрабатывать учебные
программы по видам спорта
для детско-юношеских
- разрабатывать единый
календарный план участия в
международных спортивных
- проводить учебно-
- представлять документы
на присвоение спортсменам-
- издавать правила соревнований
по видам спорта (по согласованию
с Министерством спорта и
- выдвигать кандидатуры
на соискание специальной
- входить в состав
педагогического совета детско-
- входить в состав комиссий по государственной аттестации специализированных учебно-спортивных учреждений;
- вносить представления о лишении именных стипендий Президента Республики Беларусь (уменьшении их размера) спортсменов и тренеров за нарушение спортивного режима или трудовой дисциплины;
- участвовать в определении вида спорта, по которому будет осуществляться комплектование специализированных по спорту классов в Минском суворовском военном училище;
- вносить представление о присвоении судьям по спорту международной категории;
- утверждать учебные
программы семинаров по
- применять меры взыскания к судьям по спорту: предупреждение, отстранение от судейства спортивных соревнований с установлением срока, а также снижение или лишение судейской категории за невыполнение или ненадлежащее выполнение судейских обязанностей.
Спортивные клубы.
Спортивные клубы являются юридическими лицами, осуществляющими учебно-тренировочную, соревновательную, физкультурно-оздоровительную и воспитательную деятельность.
Спортивные клубы независимо от их организационно-правовых форм создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством государства. Спортивные клубы могут создаваться юридическими и физическими лицами. Спортивные клубы по направлениям деятельности подразделяются на:
- культивирующие отдельные виды спорта и комплексные,
- любительские и
- иной направленности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют создание и деятельность спортивных клубов, оказывают им содействие в улучшении условий работы только в случае их признания, порядок которого регламентируется Типовым положением о спортивном клубе. Типовое положение о спортивном клубе утверждается уполномоченным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.