Субъкты коммерческого права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 08:31, курсовая работа

Краткое описание

Как известно, слово "коммерция" происходит от латинского термина "Commercium" - торговля. Поэтому дисциплина "Коммерческое право" изучает правовое регулирование торговли, торговой деятельности.
Не следует отождествлять "коммерцию" и "предпринимательство", поскольку последнее - это значительно более широкое понятие; предпринимательская деятельность может быть не связана с торговлей товарами. Предпринимательством можно считать практически любую деятельность, направленную на извлечение прибыли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…4
1. Индивидуальные субъекты коммерческого права…….……….………….6
Основы правового статуса индивидуального предпринимателя………….6
Государственная регистрация индивидуального предпринимателя…..…11
2. Коллективные субъекты коммерческого права……………...………...…13
Хозяйственные товарищества ……..……………………………….........…13
Хозяйственные общества………………………………….......……………17
Производственные кооперативы……………………………………...……23
Унитарные предприятия………………………………………………...…..28
Заключение……………………………………………………..……………….…32
Список использованной литературы……………………………………..……34

Вложенные файлы: 1 файл

Субъекты коммерческого права.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

В ст. 110 ГК определены органы управления, обязательные для каждого кооператива, а также те органы управления, образование которых возможно при определенных условиях.

К первым относятся высшие и исполнительные органы управления кооперативом, ко вторым - наблюдательный совет, который может быть создан при числе членов более 50. Слова "может быть" означают, что формирование наблюдательного совета - это право, а не обязанность кооператива. Даже при численности членов свыше 50 общее собрание вправе не принимать решения о создании наблюдательного совета.

Управление в кооперативе осуществляется на основе утвердившихся в мировой практике кооперативного движения демократических принципов. Общее собрание состоит из всех членов кооператива, является его высшим органом управления. Член кооператива независимо от размера его паевого взноса, занимаемой должности, профессии, пола, национальности и социального положения обладает одним голосом при принятии решений. В работе общего собрания должны принимать участие как члены кооператива - физические лица, так и юридические лица через своего представителя.

Пунктом 3 ст. 110 ГК определен круг вопросов, решение которых отнесено к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива. Перечисленные вопросы подлежат обязательному включению в устав каждого кооператива.

Вместе с тем Законом о производственных кооперативах и их уставами к исключительной компетенции общего собрания может быть отнесено решение иных вопросов организации и деятельности кооператива, в частности о создании филиалов и представительств, утверждение положений о них; о вхождении в союзы и ассоциации и выходе из них; определение размера паевых взносов; утверждение внутренних нормативных актов.

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива, не могут быть переданы на решение исполнительных органов кооператива. В ст. 110 ГК прямо не говорится о невозможности передачи данных вопросов на решение наблюдательного совета. Однако слова "исключительная компетенция общего собрания членов кооператива" означают, что вопросы, перечисленные в п. 3 ст. 110 ГК, не могут решаться никаким иным органом кооператива, в том числе и наблюдательным советом, кроме предусмотренного подп. 2 данного пункта (об образовании и прекращении полномочий исполнительных органов кооператива).

ГК не отнес наблюдательный совет к исполнительным органам кооператива. Задача наблюдательного совета, формируемого только из членов кооператива, - осуществлять контроль за его деятельностью. Установлено также, что член наблюдательного совета не может быть одновременно членом правления либо председателем кооператива, а также являться членом аналогичного кооператива (п. 2 ст. 111 ГК). Соответственно член правления ко-оператива либо его председатель не могут быть членами наблюдательного совета. Вопросы, решение которых составляет исключительную компетенцию наблюдательного совета, непосредственно в ГК не определены. Содержится лишь указание, что данные вопросы не могут быть переданы на решение исполнительных органов кооператива. Вопросы, решаемые исключительно наблюдательным советом, установлены законами о производственных кооперативах и уставом кооператива (п. 2 ст. 110 ГК).

Исполнительными органами производственного кооператива являются его правление и (или) председатель. Случаи, когда исполнительным органом кооператива может быть только председатель, определены законом о производственных кооперативах (при числе членов не более 10). Председатель кооператива одновременно является председателем правления кооператива (по должности)22.

 

2.4  Унитарные предприятия

Правовую характеристику унитарного предприятия на основе действующего законодательства можно определить следующим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях23 последним признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Федерации или муниципальному образованию.

Российское законодательство вслед за союзным признает предприятие особой организационной формой, субъектом гражданского права, не являющимся собственником принадлежащего ему имущества. Следовательно, в гражданском обороте действует юридическое лицо-несобственник.

Права юридического лица исторически были приданы предприятию исключительно с целью возложить на него ответственность за действия уполномоченных органов и освободить от бремени той же ответственности собственника-государство, сохранив при этом за государством полный контроль над предприятием, право определять его юридическую судьбу и распоряжаться имуществом.

Унитарное предприятия является коммерческой организацией, т.е. юридическим лицом, преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (ст. 50 ГК РФ). Это касается как унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, так и казенного предприятия.

Таким образом, законодатель не воспринял проявившиеся в литературе предложения об изменении правового статуса казенного предприятия путем перевода его в разряд некоммерческих юридических лиц. Так, И.В. Ершова, проанализировав достаточно большое число уставов казенных предприятий, пришла к выводу, что основной целью их деятельности является не извлечение прибыли, а удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд24.

Главное отличие в правовом положении некоммерческих организаций от коммерческих К.П. Беляев видит в том, что коммерческие организации осуществляют хозяйственную деятельность, которая является для них основной и полностью регулируется гражданским правом, а для некоммерческих организаций хозяйственная деятельность является вспомогательной, обеспечивая их участие в имущественном обороте25.

Так как сферы и характер именно хозяйственной деятельности казенного предприятия и унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, практически аналогичны, то предложение И.В. Ершовой по переводу казенного предприятия в разряд некоммерческих представляется сомнительным с точки зрения характера деятельности обоих видов государственных предприятий как постоянных, профессиональных участников гражданского оборота.

Унитарное предприятие обладает специальной правоспособностью. Как юридическое лицо оно может осуществлять только те виды хозяйственной деятельности, которые непосредственно указаны в его уставе (ст. 9 Закона об унитарных предприятиях). Следовательно, унитарное предприятие не вправе заниматься хозяйственной деятельностью, которая прямо не обозначена в его уставе.

В данной связи в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. указывается: "Унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами.

Такие сделки являются ничтожными на основании статьи 168 Кодекса"26.

Ограничение правоспособности предприятий отчасти связано с целью их создания, поскольку они должны выполнять общезначимые задачи, поставленные собственником-государством, и брать на себя часть экономических функций государства. Принимая меры к сохранению и приумножению своего имущества, государство обеспечивает выполнение данных задач и функций. Во многом именно поэтому предприятия наделяются лишь некоторыми правами юридического лица и выступают как "вечно несовершеннолетние" субъекты права27.

Кроме установления общих ограничений и запретов Закон об унитарных предприятиях содержит дополнительный ряд конкретных императивных норм. Расположенные в различных статьях Закона об унитарных предприятиях, эти запреты еще более сужают специальную правоспособность унитарного предприятия. На чрезмерную перенасыщенность Закона об унитарных предприятиях ограничениями и запретами госплановского типа обращает внимание С.С. Алексеев28.

Специальная правоспособность представляет собой одно из отличий унитарных предприятий от других коммерческих организаций, которые согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Конструкции ограниченных вещных прав хозяйственного ведения и оперативного управления перешли в современное законодательство из советского. В настоящее время они направлены для опосредования отношений по обеспечению и защите общественно полезных интересов, прежде всего для реализации права государственной и муниципальной собственности. Именно субъектам права хозяйственного ведения и права оперативного управления государство до сих пор доверяет осуществлять наиболее важные, общественно значимые виды деятельности в таких сферах, как оборона, образование, здравоохранение, культура, средства массовой информации, наукоемкие технологии. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления (в отличие от всех иных вещных прав) предоставляют для своих субъектов, так же как право собственности для собственника, максимально возможный для своих носителей объем правомочий на конкретный объект права за отдельными исключениями29.

 

Заключение

Проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы.

1.  Индивидуальный предприниматель (купец, торговец) - самый древний из всех субъектов торгового оборота. Предприниматель обладает особым правовым статусом, который расположен на стыке правомочий обычных граждан и коммерческих организаций. В отношении предпринимателя, как и любого гражданина, возможно ограничение и лишение дееспособности, признание безвестно отсутствующим или умершим. Предприниматель может умереть, и тогда его имущество переходит другим лицам по наследству, в том числе имущество, вовлеченное ранее в его предпринимательскую деятельность.

К деятельности индивидуального предпринимателя применяются положения законодательства о коммерческих организациях. Формальным условием для осуществления индивидуальным предпринимателем коммерческой деятельности является государственная регистрация.

Индивидуальный предприниматель, как и обычный гражданин, несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (ст. 24 ГК). Исключение - это имущество, на которое по закону не может быть обращено взыскание. Перечень такого имущества приведен в ст. 446 ГПК.

Например, сюда относятся продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении.

2. Юридические лица традиционно  разделяются на коммерческие  и некоммерческие организации. К  коммерческим организациям, которые  и являются основным видом  субъектов коммерческого права, относятся те организации, которые  в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение и распределение прибыли между участниками (учредителями) такой организации.

Коммерческие организации характеризуются следующими признаками.

Во-первых, все коммерческие организации являются юридическими лицами, т.е. организациями, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде.

Во-вторых, коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, являются собственниками имущества, созданного за счет вкладов (долей, паев) учредителей (участников), а также произведенного и приобретенного ими в процессе деятельности. В отношении таких организаций их участники имеют обязательственные права, которые состоят в праве принимать участие в управлении делами организации, получать часть распределяемой прибыли (дивиденды), получать часть имущества при ликвидации организации после расчетов с кредиторами (право на ликвидационную квоту).

В-третьих, коммерческие организации отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Случаи, когда участники (учредители) несут субсидиарную ответственность по обязательствам коммерческой организации, предусмотрены ГК РФ и федеральными законами. Так, субсидиарная ответственность установлена для полных товарищей по обязательствам полного товарищества, для членов производственных кооперативов - по обязательствам кооператива.

В-четвертых, коммерческая организация выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 49. ст. 4552. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 52 (часть I). ст. 5496.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (часть I). ст. 3.
  3. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 48. ст. 4746.
  4. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33 (Часть I). ст. 3431.
  5. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 7. ст. 785.
  6. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 47. ст. 5340.
  7. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 20. ст. 2321.
  8. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 1. ст. 1.
  9. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 50. ст. 4870.
  10. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 25. ст. 2343.

Информация о работе Субъкты коммерческого права