Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:27, реферат
Существуют два аспекта понятия «судебная власть» - функциональный и институциональный. В функциональном аспекте судебная власть представляет собой совокупность юрисдикционных полномочий, ограниченных юридической конституцией и общими принципами права, и связанных с ними полномочий государства, реализуемых от имени народа независимыми должностными лицами - судьями - в особо оговоренной законом судебной процедуре и иными должностными лицами, которые обеспечивают юрисдикционную деятельность судей.
1. Понятие судебной власти и судебной системы. 3
2. Понятие судебного звена и судебной инстанции. 4
3. Принципы построения судебной системы. Виды судов и общая характеристика судебной системы Республики Беларусь. 9
Список использованных источников 12
Судебная система есть совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти. В связи с этим необходимо определить, что есть судебная власть. По определению О.А.Галустьяна, судебная власть это вид государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными органами государства (суд, судья), содержание которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных дел и экономических споров, а также иные полномочия, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.
Существуют два аспекта понятия «судебная власть» - функциональный и институциональный. В функциональном аспекте судебная власть представляет собой совокупность юрисдикционных полномочий, ограниченных юридической конституцией и общими принципами права, и связанных с ними полномочий государства, реализуемых от имени народа независимыми должностными лицами - судьями - в особо оговоренной законом судебной процедуре и иными должностными лицами, которые обеспечивают юрисдикционную деятельность судей. В институциональном аспекте судебная власть - это обособленная группа связанных между собой государственных учреждений (в основном судов), организующих и обеспечивающих реализацию судьями юрисдикционных полномочий. Именно в институциональном аспекте понятие «судебная власть» можно приравнять к понятию «судебная система», поскольку в обоих случаях речь идет об государственных учреждениях, органах, непосредственно занимающихся судопроизводством и правосудием. Органы суда фактически являются материальными носителями судебной власти.
Суды общей юрисдикции и хозяйственные суды подразделяются на несколько звеньев судебной системы.
Звено судебной системы - это совокупность однотипных судов, судов имеющую одинаковую структуру и одинаковые полномочия.
Суды общей юрисдикции подразделяются на три звена судебной системы.
Первое, основное звено
общих судов включает в себя все
существующие на территории Республики
Беларусь районные суды и равные им
по полномочиям и структуре
Среднее звено общих судов образуют областные суды и Минский городской суд. Их компетенция одинакова.
Основным звеном военных судов являются межгарнизонные военные суды. Среднее звено военных судов - Белорусский военный суд.
Высшим звеном всех судов общей юрисдикции является Верховный Суд Республики Беларусь. Он проверяет законность и обоснованность судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции, а также межгарнизонными военными судами или Белорусским военным судом.
Хозяйственные суды Республики Беларусь объединяются в настоящее время в два звена: Одно звено образует областные суды и хозяйственный суд г. Минска. Высшим звеном является Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.
В судебной системе следует различать суды, которые принято называть «вышестоящие» и «нижестоящие». Этим подчеркивается различие в компетенции судов различных звеньев и их взаимосвязь. Так, вышестоящим по отношению к районному суду будет областной суд, который будет в то же время нижестоящим по отношению к Верховному Суду Республики Беларусь.
Суды, входящие в систему Республики Беларусь, имеют структурные подразделения. Так, например, областные суды состоят из судебной коллегии по уголовным делам, судебной коллегии по гражданским делам и президиума суда. Верховный Суд Республики Беларусь состоит из судебной коллегии по уголовным делам, судебной коллегии по гражданским делам, военной коллегии, Президиума и Пленума. Каждый суд возглавляет председатель. Он имеет заместителей. При каждом суде функционирует аппарат суда, который предназначен для организационного обеспечения деятельности суда.
Понятие «судебная инстанция» связано с характером конкретной деятельности суда по осуществлению правосудия.
В судебной системе судов общей юрисдикции действуют:
/. Суды первой инстанции.
П. Суды второй инстанции.
Каждая судебная инстанция обладает только ей присущими признаками.
Суды первой инстанции имеют следующие признаки:
1. Суд первой инстанции рассматривает дело в первый раз. До него никакой суд дело не рассматривал.
2. Суд первой инстанции может выступать как коллегиальный орган и рассматривать дело в составе профессионального судьи и двух народных заседателей, где профессиональный судья будет председательствующим в судебном заседании, в обязанности которого входит вести судебный процесс, руководить судебным заседанием. Суд первой инстанции может выступать также как орган правосудия в виде единоличного судьи. В законодательстве определено, какие дела рассматриваются коллегиально судом, а какие единолично судьей.
3. Суд первой инстанции
К судам первой инстанции относятся все суды общей юрисдикции, входящие в судебную систему Республики Беларусь.
Суд первой инстанции, вынесший судебный акт, не может сам его отменить или изменить. Решение суда по гражданскому делу и приговор по уголовному делу вступает в законную силу спустя 10 суток после их вынесения. В течение этого времени стороны могут их обжаловать, а прокурор опротестовать в вышестоящий суд. Если подана жалоба или протест, то приговор и решение суда не исполняются до тех пор, пока вышестоящий суд не рассмотрит поступившие жалобы или протест и не вынесет по ним свой судебный акт, который носит название «Определение». Исходя из содержания определения вышестоящего суда происходит дальше движение дела.
//. Суды второй инстанции проверяют законность и обоснованность судебных актов, вынесенных судами первой инстанции. Эту проверку они могут осуществлять в форме кассационного производства или в форме надзорного производства, выступая при этом судом кассационной или надзорной инстанции. Применительно к судам общей юрисдикции, судами второй инстанции являются все суды, входящие в судебную систему Республики Беларусь, за исключением районных (городских) судов и межгарнизонных судов (как вида военных судов).
Суд кассационной инстанции характеризуется следующими признаками:
1. В суде кассационной инстанции
рассматриваются решения,
2. Кассационной инстанцией всегда является вышестоящий суд по отношению к тому, который рассмотрел дело по существу. Если районный (городской) суд при рассмотрении конкретного дела действовал в качестве суда первой инстанции, то кассационным судом по отношению к нему будет областной (Минский городской) суд. В случае, когда областной (Минский городской) суд был судом первой инстанции, то кассационной инстанцией будет Верховный Суд Республики Беларусь.
3. Суд кассационной
инстанции осуществляет
Кассационная жалоба и протест могут быть принесены в течение 10 суток со дня вынесения приговора или решения суда по гражданскому делу.
4. Порядок рассмотрения
дел в суде кассационной
5. Судами кассационной
инстанции судов общей
- судебная коллегия по уголовным делам, судебная коллегия по гражданским делам областных судов, Минского городского суда, в отношении приговоров и решений районных (городских) судов, а также Белорусский военный суд в отношении судебных актов межгарнизонных военных судов;
- судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам, военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь в отношении приговоров и решений областных судов, Минского городского суда, Белорусского военного суда.
Суд надзорной инстанции обладает следующими особенностями:
1. Суд надзорной инстанции
проверяет законность и
2. Суд надзорной инстанции осуществляет рассмотрение вступивших в законную силу судебных актов по протесту указанных в законе должностных лиц, к которым относятся: Генеральный прокурор Республики Беларусь, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и их заместители, прокуроры области и г. Минска, председатели областных судов и председатель Минского городского суда. Прокурор района и председатель районного (городского) суда этими полномочиями не наделены.
3. Судами надзорной
инстанции в Республики
Судебная система - это совокупность судов Республики Беларусь, установленных Конституцией Республики Беларусь, Законом «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», иными нормативно-правовыми актами.
В ст. 109 Конституции сказано, что система судов строится на принципах территориальности и специализации. Образование чрезвычайных судов запрещается. В ст. 1 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» перечислены суды, входящие в судебную систему Республики Беларусь. К ним относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. Кроме того в судебную систему входят хозяйственные суды, к которым относятся: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, хозяйственные суды городов и районов. В системе хозяйственных судов функционирует Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд г. Минска. Остальные хозяйственные суды, названные в Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», не образованы. В судебную систему согласно Конституции Республики Беларусь входит также Конституционный Суд.
Необходимость существования в государстве множества судов объясняется рядом причин.
Во-первых, наличие в
государстве совокупности судов
способствует обеспечению их доступности для народа. В Республике
Беларусь суды, как государственные органы,
осуществляющие правосудие, организованы
и действует в соответствии с установленным
административно-
Суд - единый для всех орган, независимо от того, какое социальное положение занимает человек в обществе.
Во-вторых, наличие системы
судов объясняется
Предметная подсудность определяется родом, характером юридического конфликта, который подлежит рассмотрению судом. Территориальная - местом возникновения дела, например по месту совершения преступления, по месту жительства ответчика. Специальная - в зависимости от специфики субъекта. Так, дела о преступлениях военнослужащих подсудны военным судам. Только на основе совокупности указанных в законе признаков подсудности, характеризующих дело, можно установить конкретный суд, который должен рассмотреть и разрешить дело.
В-третьих, создание системы судов в государстве необходимо с целью обеспечения проверки законности и обоснованности судебных актов. Согласно действующему законодательству, участники судебного процесса, изначально заинтересованные в исходе дела, имеют право на его обжалование, а прокурор на их опротестование. Рассмотрение жалоб и протестов происходит в вышестоящем суде по отношению к тому, который вынес судебный акт, с которым не согласны спорящие стороны рассмотренного судом конфликта, а также прокурор. Наличие возможности обжалования действий суда способствует вынесению законных и обоснованных судебных актов, гарантирует справедливость суда при рассмотрении дел и тем самым способствует укреплению прав и законных интересов человека.