Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:41, доклад
Демократическое формирование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти .
Введение
Демократическое формирование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти .
Представление о правовом
государстве ассоциируется с
двумя основополагающими
Эти принципы находят отражение в праве, которое призвано закрепить основы гражданского общества. Нормы права должны прежде всего фиксировать возможность разрешения взаимных претензий и обязанностей, вытекающих из конфликтных, спонтанно формирующихся отношений. Естественно, что государство правомочно регулировать, контролировать и при необходимости корректировать эти отношения лишь в известных пределах.
Идея власти закона, одинакового для всех граждан, звучала еще в VI в. До н.э. в устах афинского политического деятеля Солона. Проблема соотношения естественных прав человека и законов государства была поставлена Аристотелем и Цицероном. Концепция же правового государства и основных проявлениях сформировалась в XVII-XIX вв. в трудах Локка, Монтескье, Канта, Джефферсона, Мэдисона, К.Т. Велькера, Р. Фон Моля (в работах двух последних окончательно утвердился термин правового государства)
1. Сущность правового государства
Сущность правового
К основным признакам правового государства относят следующие :
1) государство самоограничивает себя законом, прежде всего Конституцией, через которую не может переступить никто, в том числе и само государство;
2) равенство всех перед законом;
3) ответственность государства
перед каждым гражданином, и
наоборот. Человеку полностью
4) государство располагает
стабильной Конституцией и
5) обязательное верховенство
Конституции и законов над
всеми другими правовыми
6) наличие отлаженного
механизма, способного
7) наличие гражданского общества, устойчивое правовое сознание граждан, их уважение к закону, признания его верховенства со стороны общества.
Выполнение в полной мере столь высоких требований не может сегодня обеспечить ни одно государство мира. Поэтому о правовом государстве можно говорить лишь как о неком идеале, к достижению которого следует стремиться.
2. Основные принципы правового государства
Принципы – это
1. Принцип приоритета . В литературе при характеристике правового государства очень часто употребляется термин «господство права», происхождение которого, очевидно, связано с английским «rull of low» — «правление права» или «господство права». На наш взгляд, русский перевод данного термина не адекватен вкладываемому в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права как средства подавления и насилия, а с другой – фетишизации права как самодовлеющего и самоуправляющегося явления.
Принцип приоритета права
может быть раскрыт при усвоении
следующих моментов. Во-первых, право
неразрывно связано с человеком,
это сторона его бытия, универсальное
средство общения и гарантия нормального
образа жизни. Во-вторых, государство
не единственный источник формирования
права. Во многих случаях оно лишь
оформляет, облекает в правовую форму
либо естественно-правовые требования,
либо волеизъявление всего народа (общества),
выраженное через референдумы, либо
положения, сформировавшиеся в ходе
общественной практики, в особенности
судебной. В-третьих, право возникло
раньше, а потому носит более естественный
характер, чем государство. По одной
из версий, государство возникло из
необходимости организационно-
Великие мыслители-«одиночки» догадывались о происхождении права и его роли в жизни людей, но лишь сейчас можно сказать, что человечество постепенно, но последовательно осознает эту его роль и выбирает право в качестве приоритета в своем развитии. Отсюда необходимость ограничения государственной власти, связанности правом деятельности государственного аппарата, ориентирование государства на защиту прав и свобод человека.
В конечном счете, приоритет
права означает: а) рассмотрение всех
вопросов общественной и государственной
жизни с позиции права, закона;
б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых
ценностей (разумность, справедливость)
и формально-регулятивных ценностей
права (нормативность, равенство всех
перед законом) с организационно-
2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина . Сразу следует подчеркнуть, что данный принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный характер.
Человек как разумное и общественное существо в процессе своей жизни, общения с себе подобными создает различные организационные формы своего существования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и государство производны от человека.
Комплексность заключается
в том, что названный принцип
лежит в основе всех взаимосвязей
гражданина как с государством и
его органами, так и с другими
общественным образованиями, другими
гражданами в рамках правовых отношений
по вопросу самых различных
Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Иными словами, право возникло и существует как разумная сторона бытия, мера свободы человека.
Абсолютность (тотальность)
этого принципа состоит в том,
что все взаимоотношения
Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки. Это 1) равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина; 2) особые тип правового регулирования и форма правоотношений; 3) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.
1) Нормальные правовые
отношения предполагают
2) Поскольку презюмируется, что правое государство и гражданин – равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.
Для либеральных социальных систем характерно сочетание двух основных типов правового регулирования. Действия гражданина регламентируются по общедозволительному типу, разрешающему делать все, что прямо не запрещено в законе, поощряющему творчество, социально полезную инициативу. Государство, его органы и должностные лица должны руководствоваться разрешительным типом правового регулирования, который позволяет им действовать только в пределах своей компетенции, делать лишь то, что разрешено законом.
3) Устойчивый, стабильный
правовой статус гражданина (система
его прав и обязанностей) и
четкий, бесперебойно работающий
юридический механизм его
3. Принцип единства права и закона . В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.
4. Принцип правового
Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г. В историко-теоретическом плане можно говорить о необходимости постоянного возвышения судебной власти, испокон веков олицетворяемой с образцами беспристрастности и справедливости .