Теории происхождения юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2014 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является описать сущность понятия, признаков и видов какого субъекта права, как юридическое лицо.
Задачами выполнения курсовой работы являются:
• показать общую характеристику юридических лиц;
• отразить признаки юридических лиц;
• рассмотреть виды юридических лиц;
• определить правосубъектности юридических лиц.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………….31. Теории происхождения юридических лиц……………………………...…….4
2. Понятие и признаки юридического
лица как субъекта права.....................................................................................….8
3. Учредительные документы, наименование
юридического лица, его место нахождения……………………………………10
4. Правосубъектность юридических лиц……………………………………….13
5. Виды юридических лиц…………………………………..………….……….15
6. Реорганизация, ликвидация, экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица……………………………………...………23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список нормативных актов…………………………………………….……….28

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_2014.docx

— 22.19 Кб (Скачать файл)

9. участник обязан участвовать (по закону об обществах) – сомнительно.

Общество с дополнительной ответственностью

1. учредительный договор и устав;

2. наименование и слова «с дополнительной ответственностью»;

3. фонд – 400 евро (делится на доли);

4. два и более участника, но не более предела, установленного законодательством, - граждане и юридические лица; участник может в любое время выйти из состава независимо от согласия других участников;

5. высший орган – общее собрание участников;

6. исполнительный орган – коллегиальный и (или) единоличный (например, дирекция, генеральный директор, директор, президент, канцлер и т.п.);

7. участники несут субсидиарную ответственность по обязательствам общества своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами (не менее 1200 евро);

8. если один участник – в унитарное предприятие; также вправе преобразоваться в акционерное общество или производственный кооператив; при превышении предела участников – в течение года преобразоваться в акционерное общество;

9. участник обязан участвовать (по закону об обществах);

 Акционерное общество

1. устав; создается общество на основании учредительного договора, определяющего порядок совместной деятельности учредителей по созданию общества;

2. наименование и указание на то, что общество является акционерным (закрытым или открытым);

3. фонд ОАО – 12500 евро; фонд ЗАО – 3000 евро (делится на акции);

4. два и более акционера; для ЗАО – число участников не должно превышать предела, установленного законодательством; граждане и юридические лица;

5. высший орган управления – собрание акционеров; если акционеров более 50-ти – создается совет директоров (наблюдательный совет);

6. исполнительный орган – коллегиальный (правление, дирекция) и (или) единоличный (генеральный директор, директор);

7. участники не отвечают по обязательствам общества, несут риск убытков только в пределах стоимости принадлежащих им акций;

8. вправе преобразоваться в ООО, ОДО или ПК; если один участник – в унитарное предприятие; при превышении предела участников в ЗАО – в течение года преобразоваться в открытое акционерное общество;

9. участник не обязан трудиться в обществе;

Производственный кооператив

1. устав;

2. наименование и слова «производственный кооператив» или слово «артель»;

3. фонд – 400 евро (делится на паи);

4. три и более члена кооператива (только граждане); член кооператива выходит из его состава по своему усмотрению;

5. высший орган управления – общее собрание членов кооператива;

6. исполнительный орган – правление и (или) его председатель;

7. участники несут субсидиарную ответственность по обязательствам ПК своим имуществом в равных долях, если иное не определено в уставе;

8. ПК добровольно преобразуется в хозяйственное товарищество или общество; если осталось менее 3-х членов – в унитарное предприятие;

9. обязан член кооператива принимать личное трудовое участие в его деятельности;

Унитарное предприятие

1. устав, утвержденный собственником;

2. фирменное наименование должно содержать указание на собственника имущества;

3. фонд унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения – 800 евро; казенные предприятия – 400 евро;

4. республиканские УП – в собственности РБ, например, казенное предприятие; коммунальные УП – в собственности административно-территориальной единицы; частные УП – в частной собственности физического лица (или супругов, или членов фермерского хозяйства) или юридического лица;

5. высший орган управления – собственник;

6. орган управления – руководитель, назначаемый собственником;

7. унитарное предприятие отвечает всем своим имуществом; собственник УП не отвечает по обязательствам УП, кроме п. 3 ст. 52 ГК; УП не отвечает по обязательствам собственника, кроме случаев, предусмотренных ГК;

8. с согласия собственника может создать дочернее УП; ликвидируется собственником;

9. нет;

 казенное предприятие не может быть объявлено банкротом; субсидиарную ответственность по его обязательствам несет РБ; в наименовании должно быть указано, что предприятие казенное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. РЕОРГАНИЗАЦИЯ, ЛИКВИДАЦИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО)

ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Гражданский кодекс Республики Беларусь содержит основные нормы регулирующие процессы реорганизации, ликвидации и экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица.

Реорганизация юридического лица

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению собственника его имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, - по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда.

Если собственник имущества (учредители, участники) юридического лица, уполномоченный ими орган юридического лица или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс или передаточный акт и передает их на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

В случаях, установленных законодательными актами, реорганизация юридических лиц может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению:

1) собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, признанием судом государственной регистрации данного юридического лица недействительной;

2) суда в случае:

непринятия решения о ликвидации в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;

осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, признания судом государственной регистрации юридического лица недействительной;

уменьшения стоимости чистых активов коммерческих организаций, для которых законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов, по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством;

в иных случаях, предусмотренных ГК РБ и иными законодательными актами.

При обнаружении оснований для ликвидации юридического лица, предусмотренных в абзацах втором, третьем и четвертом части первой настоящего подпункта, уполномоченные государственные органы в пределах своей компетенции обращаются в суд с иском о ликвидации такого юридического лица, если иное не установлено законодательными актами;

Решением суда о ликвидации юридического лица на собственника его имущества (учредителей, участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со статьей 61 ГК РБ вследствие признания его экономически несостоятельным (банкротом).

Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, установленном статьей 61 ГК РБ.

Положения о ликвидации юридических лиц вследствие экономической несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия.

В случаях, установленных законодательством, ликвидация юридических лиц может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, в судебном порядке может быть признано экономически несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Признание юридического лица экономически несостоятельным (банкротом) влечет его санацию, а при невозможности или отсутствии оснований продолжения деятельности - ликвидацию.

Основания признания судом юридического лица экономически несостоятельным (банкротом), порядок его санации или ликвидации устанавливаются законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью курсовой работы являлось описать сущность понятия и видов юридического лица как субъекта права.

Изначально в курсовой работе были приедены теории возникновения и трактования юридических лиц, затем раскрыто само понятие юридического лица, которое пришло к нам из римского права: юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Далее в тексте курсовой работы было рассмотрено такое свойство, которое присуще каждому субъекту права – правосубъектность. Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-первых, способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность), во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность).

Затем рассмотрены виды юридических лиц. Проанализировав которые можно сказать, что круг юридических лиц очень велик и каждый из них имеет свои характерные особенности.

B конце соей работы я привела описание процессов реорганизации, ликвидации и экономической несостоятельности (банкротства) юридических лиц.

Таким образом поставленная цель и задачи курсовой работы были выполнены.

 

 

 

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

  • Конституция Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.;
  • Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З;
  • Закон Республики Беларусь от 04.10.1994 № 3254-XІІ «Об общественных объединениях»;
  • Алексеев, С.С. Общая теория права: в 2 т. / С. С. Алексеев. – М., 1981-1982.;
  • Алексеев, С. С. Теория права / С. С. Алексеев. – М., 1995.;
  • Дробязко, С. Г. Общая теория права: учебное пособие для студентов специальностей «Правоведение» и «Экономическое право» учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / С. Г. Дробязко, В. С. Козлов. Минск: Амалфея, 2010. — 499 с.;
  • Лагун Д.А. Общая теория права: курс лекций. – Минск: БГУ, 2010. – 184с;
  • Поляков, А. В. Общая теория права / А.В. Поляков. – СПб., 2004.
  • Е.А.Салей Правоспособность юридических лиц
  • Богданов Е.В. Сущность и ответственность юридического лица // Государство и право. - 1997. - № 10. - С. 97-99.
  • Saleilles, р. 221; Дювернуа, Чтения по гражданскому праву, т. I, вып. 2, стр. 432—433.
  • См. Герваген, стр. 42—44; Saleilles, p. 613—614.
  • Gierke, Deutsches Privatrecht, erster Band, 1895, S. 469.
  • http://pravo.by

Информация о работе Теории происхождения юридических лиц