Теория прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 18:17, реферат

Краткое описание

1. Права человека как особая область философского и научного знания

Права человека занимают центральное место в системе социально-гуманитарного знания. Они многообразны, так как отражают многогранную природу человека, сочетающую в себе биологическое, социальное и духовное начала, а также изменяющиеся условия его существования. Это делает необходимым выделить права человека в особую, самостоятельную область философского и научного знания.
Предметом данной науки являются права человека как неотъемлемое свойство личности, феномен мировой культуры и цивилизации, важнейшее условие развития индивида и применения его творческих сил и способностей.

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.docx

— 43.83 Кб (Скачать файл)

Эти различия в приоритетности тех или иных прав носят естественный характер, они придают вопросу о правах еще большее практическое значение, ибо учитывают индивидуальность конкретного человека. Это отражает в конечном счете проявление диалектики единичного, особенного и всеобщего в области прав и свобод всех людей и отдельного индивида.

Права человека - это сложное многогранное явление, носящее дуалистический, двойственный характер. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, они выражают неотъемлемые свойства человека, а, с другой, являются духовно-нравственной основой права и прав гражданина. Они неразрывно связаны поэтому не только с государством и правом, но еще в большей мере с культурой, моралью, философией, то есть, как уже подчеркивалось, - с гуманитарным знанием, раскрывающим прежде всего суть и природу общечеловеческих ценностей и интересов.

Права человека выступают в качестве феномена мировой культуры и цивилизации, являются их важнейшим результатом. Можно сказать, что культура выражает степень развития человека как личности, а цивилизация - уровень материального и культурного развития общества. Они неразрывно взаимосвязаны. Английский историк Эдуард Тейлор писал, что культура - это сложное целое, которое включает знания, верования, искусство, нравственность, законы, обычаи и любые другие способности и привычки, усвоенные человеком как членом общества.

Цивилизационная роль прав человека проявляется прежде всего в упорядочении социальных отношений, обеспечении автономии и свободы личности. Потребность в общепризнанном порядке и справедливости закономерна для любого человеческого общежития. Право и права человека устанавливают определенные нормы поведения людей, которые не должны нарушаться, чтобы не возникало конфликтов и ущемления прав и свобод других членов общества. Поэтому права человека выражают всеобщий масштаб и равную меру свободы и ответственности. Права человека как феномен мировой культуры отражают жизнь человека в особом качественном состоянии, связанном с утверждением в общественном сознании и практике идеи свободы личности. Они призваны в нормативной форме закреплять духовно-нравственные ценности и социальные достижения человечества в данной области общественного развития. Это специфическое осознание действительности отражается в таких категориях и понятиях, как демократия, социальная справедливость и равенство, право и закон, права и свободы, обязанности и ответственность человека, милосердие, гуманность, солидарность и т.д.

Их объективирование в общественньгх явлениях и процессах способствует преодолению произвола, социальной несправедливости, дискриминации людей. "Именно понятие о правах, - писал французский историк и политический деятель Алексис де Токвиль еще 160 лет назад, - позволило людям определить, что есть вседозволенность и произвол. Оно помогает им быть независимыми без высокомерия и подчиняться не унижаясь... Не может быть ни великих людей, не наделенных добродетелями, ни великих народов, не уважающих прав человека... Можно без преувеличения сказать: искусство жить свободным способно творить чудеса, но в то же время нет ничего труднее, чем учиться жить свободным" .

Для реализации прав человека большое значение имеет правовая культура как часть общей культуры человека и общества. Она представляет собой сочетание знаний о праве и правах человека, духовно-нравственных установок, определяющих уважительное отношение человека к праву и закону, а также умение и стремление реализовать права человека. Важной составной частью правовой культуры является также понимание того, что права и свободы неразрывно связаны с ответственностью человека перед другими людьми, обществом и мировым сообществом за последствия своей деятельности. Ответственность еще более очевидно обусловлена необходимостью выполнения людьми своих обязанностей, определенных конституцией и законодательством данной страны и международно-правовыми нормами в области прав человека. "Нет прав без обязанностей" - это должен помнить каждый человек, начиная с юных лет. В публикации ЮНЕСКО, посвященной образованию в области прав человека, говорится в связи с этим, что "права ребенка бесполезны, если ребенок не усвоил, что граждане обладают и обязанностями; которые также носят общий или даже универсальный характер". То есть правовая культура создает важные интеллектуальные и субъективно-психологические предпосылки для осуществления одного из основных прав современного человека - права знать свои права и иметь возможность их цивилизованно защищать.

Мировой опыт показывает, что вопрос о правах человека приобретает особую актуальность на переломных этапах развития человечества. На одном из них сейчас находится наша страна и весь мир. Это обстоятельство обусловлено целым рядом международных и национальных причин, что отражает закономерный характер возрастания роли и значения феномена прав и свобод личности в истории человечества.

Прежде всего надо обратить внимание на то, что XX в. был отмечен масштабностью и интенсивностью интеграционных процессов во всем мире, углублением контактов и связей между различными цивилизациями, странами и народами. Все это отражает процесс формирования человечества как новой социально-исторической общности людей. Очевидно, что мир перешел в качественно иное состояние - состояние целостности и взаимозависимости. Ныне ни одно значимое событие, совершающееся на Земле, не проходит, бесследно для всего человеческого сообщества. Эти интеграционные тенденции пронизывают все сферы общественной жизни - экономическую, научно-техническую», политическую, социальную, культурную и гуманитарную, включающую в себя права человека. Одним из главных направлений международного сотрудничества является область прав человека, требующая глубокого осознания мировым сообществом сущности и роли прав человека в развитии личности, общества и человечества в целом, а также поиск методов и путей их надежной защиты как главной общечеловеческой ценности. Права человека являются общим языком человечества.случайно поэтому в деятельности Организации Объединенных Наций, ее специализированных и других международных организаций вопросы прав человека занимают центральное место. Это же касается целей и основной направленности деятельности Совета Европы, Европейского Союза, Организации по сотрудничеству и безопасности в Европе, а также Содружества Независимых Государств.

В Договоре между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании Союзного государства указывается, что его важнейшими целями, кроме создания единого экономического и оборонного пространства, также являются:

неуклонное соблюдение основных прав человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

формирование единой правовой системы демократического государства;

проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Возрастающее практическое значение проблемы прав человека, обусловлено также ее непосредственной связью с глобальными проблемами современности и необходимостью их решения в целях сохранения и выживания человечества. При этом права человека сами являются важнейшей глобальной проблемой, воздействующей на другие глобальные проблемы нашего времени.

Глобальные проблемы отражают противоречия современной культуры и цивилизации. В них выражается диалектическое единство сущего и должного. Это особенно ярко прослеживается в сфере прав и свобод человека. Основными особенностями глобальных проблем, является то, что, во-первых, они затрагивают самые основы существования общества и мирового сообщества в целом. Во-вторых, вопрос об их преодолении имеет жизненно важное значение не только для нынешних, но и грядущих поколений. В-третьих, они требуют для своего решения объединения усилий всех стран и народов.

Все глобальные проблемы так или иначе концентрируются на проблеме прав человека - его жизни, использовании созидательных способностей, безопасности, выживании. Они непосредственно связаны с развитием у человека чувства ответственности, справедливости, милосердия, солидарности, которые формируются у людей в процессе преодоления таких глобальных проблем, как военная и экологическая угроза миру, обострение социальных проблем, связанных с голодом и инфекционными болезнями, неграмотностью, а также с социальной патологией. Последняя свидетельствует о том, что угроза человеческому существованию, и развитию личности исходит не только извне. Она таится также в самом человеке. Академик Андрей Сахаров в связи с этим подчеркивал, что в конечном счете гибель или спасение цивилизации зависит от внутренней духовной жизни людей, их нравственных и ценностных установок. Человечеству, писал он, угрожает упадок личной и государственной морали, проявляющийся уже сейчас в глубоком распаде во многих странах основных идеалов права и законности, в потребительском эгоизме, во всеобщем росте уголовных тенденций, в ставшем международном бедствием национальном и политическом терроризме, в разрушительном распространении алкоголизма и наркомании. Все эти процессы связаны с распространением бездуховности, с утратой смысла жизни.

На эту опасную тенденцию указывал и крупнейший современный теоретик психологии личности Виктор Франкл. Он отметил, что нравственный кризис, о котором заговорили во весь голос относительно недавно, позднее, чем о кризисах экономическом и экологическом, - это не что иное, как ощущение огромным числом людей бессмысленности той жизни, которую им приходится вести, нередко без возможности какого-либо реального выбора, и невозможности найти в ней позитивный смысл из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации "новых" и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу жизни своим, неповторимым путем. Этим во многом объясняется распространение так называемой социальной патологии в современном мире.

Проблема прав человека, его судьбы и смысла жизни, сохранения и развития общечеловеческих интересов и ценностей - это не просто одна из глобальных проблем. Это - их основное содержание, сосредоточение результатов развития мировой культуры и цивилизации. В условиях сохранения в мире военной опасности, развития электроники и атомной энергетики, широкого использования в хозяйстве химических и высокотоксичных веществ любые проявления духовной и нравственной деградации людей могут привести к глобальной катастрофе, ибо от нравственных качеств, чувства ответственности человека за свои поступки, его отношения к делу ныне зависит судьба отдельных народов и мира в целом. Эта опасность еще более усилилась в последний период, когда не только на территории бывшего СССР, но и в других регионах мира все чаще возникают острые межнациональные конфликты, которые легко могут принять интернациональный характер и привести к глобальным потрясениям. Воинствующий национализм, расизм, политический радикализм и экстремизм, религиозная нетерпимость и другие проявления вражды и недоверия к другим нациям и этническим группам, инакомыслящим несовместимы с правами человека и общественным прогрессом.

Кроме отмеченных, важными препятствиями на пути осуществления прав и свобод человека в новых независимых государствах на территории бывшего Советского Союза является коррумпированное чиновничество и криминализированный бизнес. Их политические и финансовые возможности широко используются для того, чтобы опорочить гуманистическую идею прав человека, превратить ее в фарс, осмеять и посеять скептицизм и неверие в возможность обеспечения прав и свобод человека в нашем обществе, подорвать веру и ослабить волю людей, их стремление к свободе и демократии. Эти силы кровно заинтересованы в том, чтобы люди не знали и не стремились к достижению этих общечеловеческих идеалов.

В то же время для все большего числа граждан нашей страны становится очевидным огромное практическое значение проблемы прав и свобод человека. Актуализация этой проблемы обусловлена, во-первых, переходом Республики Беларусь к рыночным экономическим отношениям, предполагающим широкое использование личной свободы и инициативы.

Во-вторых, утверждением в стране демократических основ общественной жизни и ростом политической активности населения.

В-третьих, усилением личной ответственности и сознательного отношения человека к результатам своей деятельности, что связано с пониманием того, что он сам является хозяином своей судьбы и творцом личного счастья.

В-четвертых, современный этап развития страны связан с формированием гражданского общества и правового социального государства как важнейших общественно-политических институтов, которые обеспечивают не только надежную защиту прав человека, но и создают реальную возможность самим гражданам активно участвовать в обеспечении своих прав и свобод.

В-пятых, осознанию важности прав человека и превращению их в жизненную потребность способствует создание в республике специальной системы образования в области прав человека. Именно такая система, как показывает мировой опыт, имеет важнейшее значение для выработки сознательного и ответственного отношения основной массы населения к вопросу о правах личности как общечеловеческой ценности.

 

. Системный метод изучения  прав человека

 

Поскольку права личности выражают многомерную природу человека, являются его атрибутивным свойством и выполняют многообразные функции, они носят комплексный характер. Осмысление этой проблемы зависит не только отдельных дисциплин, но и от эффективности методологи, объединяющей усилия различных, частных методов. Поэтому ее следует изучать в широком контексте философского и научного знания. Для этого необходимо использовать системный метод всестороннего, целостного исследования человека, его неотъемлемых свойств, основных форм жизнедеятельности и общественного сознания. Для социально-гуманитарного знания права человека имеют центральное, системообразующее значение.

Системный подход расширяет границы познания и проблематику прав человека. Он предполагает учет всей совокупности объективных и субъективных факторов, влияющих на формирование и реализацию прав и основных свобод человека, рассмотрение их исторического, теоретического и практического аспектов в диалектическом единстве и взаимозависимости. Поэтому они не являются объектом изучения лишь одной какой-то науки.

Исследование прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации предполагает использование междисциплинарных связей и философского осмысления природы человека и его неотъемлемых прав. Прежде всего это относится к философской антропологии. В широком смысле слова - это раздел философского знания, посвященный всестороннему изучению человека. Философская антропология представляет собой теоретический уровень гуманистического мировоззрения. Ее составной частью является философия прав человека, исследующая вопрос о сущности и роли прав человека в развитии личности, общества и всего человечества.

Информация о работе Теория прав человека